ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятие совместных действий в дошкольной педагогике 5
1.2. Возрастные психологические особенности совместной
деятельности у детей дошкольного возраста 9
1.3. Педагогические условия формирования совместных действий
у детей старшего дошкольного возраста 13
1.4 . Возможности игр в формировании совместных действий у
детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1.Описание опытно-поисковой работы 27
2.2. Практика формирования совместных действий у детей
старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности .... 33
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой
работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте [30].
Анализ научных исследований и реальной педагогической практики показал, что у современных дошкольников наблюдается отсутствие интереса выполнять совместные задания, не проявляется часто чувство совместности и сопереживания, они не желают играть вместе. Педагоги на практике, зачастую, не учитывают динамику развития совместной деятельности, пути её формирования у воспитанников. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками, готовности к совместной деятельности у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как направление социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, именно в совместной деятельности ребенка со сверстниками и с взрослыми формируются все специфические человеческие психические процессы [9]. Все это обуславливает особую актуальность проблемы совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста.
Продуктивная деятельность, является одним из действенных средств формирования совместной деятельности дошкольников. В процессе выполнения какого-либо продукта (картины, коллажа, макета и т.д.) у детей формируются совместные действия. Проблема исследования заключается в поиске оптимальных педагогических условий организации продуктивной деятельности для формирования совместных действий старших дошкольников.
Объект исследования: формирование совместных действий у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования совместных действий детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике условия формирования совместных действий детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Задачи исследования:
1. Дать понятие совместных действий в дошкольной педагогике.
2. Описать возрастные особенности формирования совместных действий в дошкольном возрасте.
3. Раскрыть педагогические условия формирования совместных действий дошкольников.
4. Выявить возможности игры в формировании совместных действий у детей дошкольного возраста.
5. Провести опытно-поисковую работу по формированию совместных действий дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психологопедагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности).
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» с. Щелкун, Сысертского района, Свердловской области. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема формирования совместных действий у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной по сегодняшний день. Нами была проанализирована данная проблема, в результате чего мы пришли к выводам.
Совместная деятельность детей - это процесс группового достижения целей, а совместные действия - это основной элемент деятельности команды, который отвечает той или иной подцели совместной деятельности.
К психологическим особенностям формирования совместных действий в старшем дошкольном возрасте относится: принятие и легкий контакт с ровесником, быстрая вовлеченность в совместную игровую деятельность, наличие чувства соперничества и самоутверждение собственного «Я».
Педагогические условия формирования совместных действий дошкольников содержат в себе реализацию педагогических приемов, которая будет способствовать развитию навыков сотрудничества между детьми, будут формироваться навыки уступчивости, согласованности действий для достижения общего успеха.
Игра имеет большое значение в формировании совместных действий дошкольников. Благодаря игровой деятельности у ребёнка формируются навыки:
• умение ставить общую цель;
• умение принимать участие в совместных делах и играх;
• умение выполнять совместные действия;
• умение принимать и оказывать помощь.
В рамках данного исследования нами была проведена опытно - поисковая работа. На первом этапе опытно-поисковой работы для определения уровня сформированности умения участвовать в совместной деятельности.
По результатам большая часть детей не обладала умениями вести совместную деятельность и выполнять совместные действия, что говорит о необходимости разработки содержания работы по формированию совместных действий старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Формирование совместных действий детей старшего дошкольного возраста реализовалось согласно плану. За продуктивные виды деятельности были выбраны: лепка, конструирование и аппликация. Реализация заключалась в проведение комплекса занятий на формирование совместных действий.
По результатам итоговой диагностики можно сделать вывод, что комплекс занятий продуктивной совместной деятельности способствовал повышению уровня сформированности умения участвовать в совместной деятельности и совместных действий в частности.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. - М.: МПСИ, 2000. - 416 с.
2. Актуальные проблемы дошкольного образования [Текст] / под ред. Т.М. Бабуновой. Магнитогорск: МИИ, 2013. -280 с.
3. Андреев, П.В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи [Текст]: Автореф. дис. канд. Наук/ П.В. Андреев. - Самара, 2008. - 26 с.
4. Антонова, Т., Волкова Е., Мишина, Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 66.
5. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 52.
6. Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания - родителям [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 82.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович, - М.: Просвещение, 2008. С. 398-464.
8. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
9. Борисенко, С. Ф. Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию творческих способностей детей [Текст] // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 665-667.
10. Бутырина , Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / Н.М. Бутырина. - М.: «Белгор. гос. ун-т», 2014. - 177 с.
11. Великая Победа [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 2.
12. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 17-26.
13. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 304с.
14. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2013. - 78 с.
15. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие [Текст]: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова - Воронеж: Учитель, 2013. - С.107 - 127...