Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №98651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Особенности освоения детьми коммуникативных умений
в старшем дошкольном возрасте 9
1.2. Программное содержание по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Дидактическая игра как средство формирования
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Определение уровня коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2. Аналитическое описание организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результативности организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54


В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребенке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.
Проблема межличностных отношений дошкольников является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Данная тема была актуальна всегда и многие ученые неоднократно к ней обращались. Такие исследователи, как О.Г. Абрамлина, Г.М. Батуева, В.С. Селиванова, Н.Е. Щуркова утверждают, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации.
Б.Г. Ананьев, А.А. Бодаев, А.Н. Леонтьев считают, что эффективное общение от того насколько у человека сформированы знания об общении и коммуникативных умениях, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию.
Образовательная деятельность на современном этапе обеспечивает условия, необходимые для своевременного коммуникативного развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, Закон РФ «Об образовании в РФ»).
«Коммуникация» - это новая образовательная область. Слово рано начинает волновать ребенка, потому что является из наиболее доступных и интересных средств самовыражения ребенка и в тоже время основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень могут взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Если в середине и конце ХХ века большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводи много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ.
По данным исследователей (М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др.), начальным этапом развития общения, формирования коммуникативной культуры личности является период дошкольного детства.
На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (О.А. Веселкова, И.А. Кумова).
В условиях обновления целей и содержания дошкольного образования актуализировалась задача создания в ДОО комплекса психолого-педагогических условий для овладения воспитанниками основами коммуникативной культуры, в том числе коммуникативными умениями как ее необходимой составляющей. ФГОС ДО выделяет образовательную область социально-коммуникативное развитие, в которой отражаются задачи направленные на развитие общения дошкольника с взрослым и сверстником, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстником. В связи с этим возрос интерес к вопросам программно-технологического оснащения процесса приобщения детей дошкольного возраста к коммуникативной культуре, в частности формирования у них коммуникативных умений.
О.И. Киличенко, Н.М. Косова, Е.В. Смирнова, и др. определяют коммуникативные умения как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей.
Изучением развития коммуникативной деятельности занимались такие исследователи, как А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузской, О.Е. Смирнова и др. Они определяют, что общение как психический процесс и как вид деятельности активно осваивается детьми на протяжении раннего и дошкольного возраста.
В работах Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, O. С. Степиной, О.А. Черенковой и др. показано, что уже в раннем и в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить и использовать довольно богатый репертуар коммуникативных умений: целеполагания, планирование процесса общения, разрешение конфликтов с окружающими людьми, адекватное применение разнообразных средств общения, умение рефлексировать процесс и результаты общения (С.А. Бычкова, P. Р. Калинина, С.В. Проняева, Л.М. Шипицина и др.). Данные и выводы исследований подтверждают, что воспитание и обучение способствуют быстрому и осознанному усвоению детьми сложных коммуникативных умений.
Характеризуя состояние изученности проблемы формирования коммуникативных умений в теории и практике дошкольного образования можно отметить, что некоторые аспекты изучения данной проблемы остаются мало разработанными: недостаточно полно раскрыто содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей старшего дошкольного возраста не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, не получили технологической разработки некоторые средства и методы формирования коммуникативных умений.
Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических средствах целенаправленного формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений, которые позволили бы воспитанникам успешно решать возникающие перед ними социальные и практические задачи. В современных исследованиях все чаще в качестве эффективного средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения рассматривается игровая деятельность.
Ученые отмечают, что образовательный и воспитательный потенциал данного средства связан с тем, что дидактические игры позволяют реализовать важнейшие принципы обучения и воспитания детей (активности, практика - ориентированной направленности), являются эффективным средством решения задач обучения, социально-нравственного воспитания детей, обогащения субъектного опыта, развития самосознания и умений самооценки.
Вопросы изучения возможностей игры в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста не получили в современных исследованиях детальной теоретической и технологической проработки. В то же время, очевидно, что развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста происходит в условиях спонтанного и организованного общения, связанного с конкретными обстоятельствами или задачами деятельности.
Таким образом, можно выделить противоречие между возможностями целенаправленного формирования коммуникативных умений детей в условиях разнообразных педагогических ситуаций и содержательной, технологической не разработанностью данного педагогического средства в теории дошкольного образования, ограниченностью его использования в воспитательном процессе ДОО.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков образовательный потенциал игровой деятельности в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии обозначенной проблемой была определена тема выпускной квалификационной работы: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель исследования: теоретическое обоснование потенциала дидактических игр как средства формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного; разработка и апробация дидактических игр для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности,
Предмет исследования: организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений у детей 6-7 лет.
3. Осуществить проектирование и апробацию процесса формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет в специально разработанных дидактических играх.
4. Выявить образовательный потенциал дидактической игры как средства формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, систематизация;
эмпирические: диагностические наблюдения, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №51».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы из 47 наименований и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общение является взаимодействием двух либо более людей, которое направлено на объединение и согласование их усилий для налаживания отношений, а также для достижения результата. В качестве необходимых условий, подтверждающих наличие настоящего общения, выступают: умение отождествлять себя с другими людьми, способность сопереживать, готовность принять иную точку зрения.
Первые семь лет каждый ребенок переживает три периода своего развития, каждый из них характеризуется конкретным шагом навстречу общественным ценностям, а также новым возможностям преобразовывать, познавать и осваивать мир на эмоциональном уровне.
Именно проблема приобщения к миру взрослых была, есть, и, видимо, еще будет в будущем одной из краеугольных в процессе становления личности ребёнка. Взгляд в прошлое убеждает нас в необходимости, по возможности, оказать ребёнку всестороннюю и квалифицированную помощь в таком сложном процессе, как выход во взрослый мир.
Начать формирование навыков коммуникации необходимо уже в младшем возрасте, мотивируя дошкольников к целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого занятия, именно поэтому развитые коммуникативные умения ведут к росту качества учебного процесса.
Мы предположили, что дидактическая игра как метод формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством формирования коммуникативных умений. В игре дети закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, учатся общаться друг с другом. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих. По моему мнению, именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, активизировать словарь.
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности - потребность в общении. На протяжении жизни общение развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Вопросы изучения возможностей педагогических ситуаций в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста не получили в современных исследованиях детальной теоретической и технологической проработки. В то же время, очевидно, что развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста происходит в условиях спонтанного и организованного общения, связанного с конкретными обстоятельствами или задачами деятельности. Педагогическая ситуация как естественно возникающий или специально смоделированный комплекс условий или обстоятельств позволяет ребенку самостоятельно и осознанно применять освоенные умения, корректировать процесс их выполнения в соответствии с жизненно значимыми задачами общения.
Анализ результатов начально-диагностического обследования детей 6-7 лет жизни, проведенный на основе выделенных в работе параметральных и уровневых характеристик, выявил, что в целом уровень развития коммуникативных умений у детей находится на достаточном уровне (48% - экспериментальная группа, 45% - контрольная группа). Эти данные позволили нам разработать комплекс педагогических ситуаций, которые были бы направлены на развитие коммуникативных умений 6-7 лет жизни.
В рамках настоящей работы было гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующие утверждение: педагогические игры могут выполнять функцию средства формирования коммуникативных умений у детей, при условии их содержательного наполнения условиями и требованиями, актуализирующими коммуникативные потребности детей и применение ими разнообразных коммуникативных умений для решения задач основных видов совместной деятельности. Обозначенное условие нашло отражение в разработке программы работы с детьми по формированию коммуникативных умений. Формирующие исследование включал в себя решение задач по отбору педагогических ситуаций и их модификации в соответствии с задачами исследования и выявленным уровнем сформированности коммуникативных умений, разработки плана их использования в воспитательном процессе. Структура плана включала в себя: этапы, под этапы и их название, задачи каждого под этапа и педагогические ситуации, которые были направлены на решение поставленных задач.
Таким образом, задачи исследования решены, дидактические игры как средство по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, могут повлиять не только на развитие представлений об общении, но и на применении этих представлений в различных жизненных ситуациях детей.
На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными. Данный комплекс дидактических игр рекомендован для педагогов ДОО для организации работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста


1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка. М.: Мир
психологии, 2008. 123 с.
2. Абрамов Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2000. 624 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. 178 с.
4. Артёмкина Т.Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора // Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика. 2012. № 1. С. 21-25.
5. Арушанова А. Коммуникативное развитие проблемы и
перспективы: старший дошкольный возраст. М.: ТЦ Сфера, 1999. 182 с.
6. Барахович И.И. Формирование коммуникативных навыков в свободном общении школьников. М.: ТЦ Сфера, 2001. 184 с.
7. Баряева Л.Б. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: учебно-методическое пособие. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. 144 с.
8. Бригидина Л.А. Школа для родителей «Спасем наших детей». Благовещенск: Издательство гос. пед. ун-та, 2010. 72 с.
9. Былеева, Л.В. Игра?.. Игра! / Л.В. Былеева, В.А. Таборко. М.: Молодая гвардия, 1988. 223 с.
10. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение
эффективности: методические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», 2011. 128 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. 512 с.
12. Галузо П.Р. Стиль педагогического общения как объект психологического исследования // Психология. 2002. №1. С. 54-63
13. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования // Начальная школа плюс: До и после. 2013. №2. С. 64-68.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007. 472 с.
15. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. 464 с.
16. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении. Ульяновск: ВЕДА, 2001. 72 с
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Изд-во «Логос», 1999. 384 с.
18. Игнатенко А.В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьников // Начальная школа. 2013. №5. С. 58-59.
19. Селеверстова В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М.: ТЦ Сфера, 2011. 58 с.
20. Исмагилова А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: автореф ... дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / А.Г. Исмагилова; Москва, 1989, 195 с.
21. Казанцева В.А. Методы и приёмы формирования культуры межличностного общения младших школьников // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. №2. С. 17-22.
22. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов- исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. 244 с.
23. Лавриненко Л.Д. Основы педагогики. Минск: «Амалфея», 2014. 234 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ТЦ Сфера, 1975. 304 с.
25. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др. ; под ред. В.А. Сластенина. М.: Высш. Шк., 2007. 238 с.
26. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы. М.: Академия, 2012. 144 с.
27. Вендровская Р.Б. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 2012. 240 с.
28. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 608 с.
29. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2014. 365 с.
30. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. Заведений. М.: Просвещение, 2011. 432 с.
31. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17.09.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL:http: //www.firo .ru/?page id= 11003(дата обращения: 02.09.2016).
32. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 640 с.
33. Рублев И.В. Коммуникативные умения как средство становления профессиональной компетенции студентов педагогического вуза // Научные исследования в образовании. 2006. № 3. С. 108-113.
34. Самойлов Н.К. Основы педагогики. Ростов н/Д: Учитель, 2014. 472 с.
35. Селифанов Д.И. Развитие навыков коммуникативной компетентности младших школьников. М.: ЦИИМ и СП «Северный», 2015. 36 с.
36. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. М.: «Академия», 2002. 576 с.
37. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Ростов н /Д.: Феникс, 2000. 576с.
38. Слепцова К.Д. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством деловой игры. М.: Новая школа, 2013. 160 с.
39. Татаршенко М.И. Современные технологии работы с родителями. Минск: Амалфея, 2003. 240 с.
40. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 2013. 256 с.
41. Хрестоматия по педагогической психологии: учебное пособие для студентов / Сост. А. Красило и А. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 416 с.
42. Энциклопедия домашнего психолога / Автор-составитель
О.П. Нагоркина. Саратов: Софит-Принт; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012. 540 с.
43. Чиндилова О.В. Реализация ФГТ в программах дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа плюс До и После. 2011. №1. С. 8-11.
44. Якупова Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №3 (58). С. 146-147.
45. Якушева С.Д. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности // UNIVERSUM: психология и образование. 2015. №5(15). С. 1-4.
46. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 96-107.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ