Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка

Работа №97067

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных
ориентиров младших школьников на уроках русского языка 6
1.2. Сущность, цель и задачи нравственного воспитания как процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников
на уроках русского языка 11
1.3. Методы и приемы формирования нравственных ориентиров
младших школьников 16
1.4. Сравнительный анализ программ по русскому языку с точки зрения
их возможностей в формировании нравственных ориентиров младших школьников 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
2.1. Диагностика сформированности нравственных ориентиров
у младших школьников 26
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68


Нравственные ценности на протяжении многих веков были значимы и имели основополагающее значение в обществе. Они передавались из поколения в поколение как ориентиры, определяющие мировоззрение и поведение человека.
Передача нравственного опыта от старшего поколения к младшему происходит прежде всего в семье. В настоящее время развитие личности ребенка может происходить в неблагоприятных семейных условиях, что порождает внутренние конфликты ребёнка, проблемы его взаимодействия с обществом, такие как агрессия, замкнутость, непослушание.
На нравственное становление личности ребенка также оказывают влияние средства массовой информации, во многом определяющие нормы и правила поведения человека в обществе. Но в наибольшей мере нравственное становление личности происходит в школе в процессе взаимодействия со сверстниками и учителем.
Начальная школа играет особую роль в нравственном воспитании школьников, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к требованиям, которые им предъявляют взрослые, склонны к подражанию старшим. Дети начинают глубже познавать мир, они осваивают человеческие отношения: дружбу, привязанность, любовь, познают сущность добра и зла, справедливости и несправедливости.
Большую роль в нравственном воспитании ребёнка и его социализации играет изучение родного языка. Через изучение языка ребёнок осваивает культуру, духовные и эстетические идеалы прошлых поколений, их нравственный и познавательный опыт.
Необходимость педагогической работы по формированию нравственных ориентиров младших школьников обусловлена ФГОС НОО, в основе которого лежит концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Перед школой ставится задача - 3
найти соответствующие современным условиям способы организации воспитательной работы.
Проблема нравственного воспитания школьников рассматривалась в трудах Бабаян А. В., Болдырева Н. И., Каирова И. А., Ушинского К. Д. [4, 5, 21, 54]. Ключевая тема данных работ - воспитание нравственно развитой личности. Тем не менее в педагогике проблема формирования нравственных ориентиров личности остается недостаточно разработанной.
Таким образом, актуальность проблемы формирования нравственных ориентиров младших школьников обусловлена современными социальными условиями, социальным заказом общества (ФГОС НОО), недостаточной разработанностью в теории сущности процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников.
Объект исседования - процесс формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования - создание комплекса упражнений, направленного на формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить сущность, цель и задачи нравственного воспитания младших школьников как процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
3. Описать методы и приемы формирования нравственных ориентиров младших школьников.
4. Проанализировать основные образовательные программы по русскому языку с точки зрения их возможностей в формировании нравственных ориентиров младших школьников.
5. Провести диагностику сформированности нравственных ориентиров у младших школьников.
6. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования, педагогическая диагностика, анализ продуктов деятельности обучающихся, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МАОУ СОШ №163 г. Екатеринбурга, 4 «В» класс в количестве 26 человек. Преподавание ведется по программе «Школа России», используется учебник русского языка, авторы - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Постоянные изменения, происходящие в нашем обществе, не всегда имеют положительные последствия. Со временем происходит постепенное отчуждение человека от истории и традиций своего народа, его духовной культуры, что приводит к нравственному оскудению общественного сознания, которое выражается в агрессии, жестокости, загрязнении человеком окружающей среды. Человек все больше нацелен на личное потребление, а не на производство. В таких социальных условиях остро осознается необходимость нравственного воспитания детей в школе.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования нами были определены особенности развития познавательных процессов младших школьников. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью и доверчивостью к нравственным нормам и правилам, поэтому данный период является сензитивным для работы по формированию нравственных ориентиров школьников.
Мы изучили сущность, цель и задачи нравственного воспитания как процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка. Нравственное воспитание предполагает формирование целостной, разносторонне развитой личности, владеющей общечеловеческими ценностями и национально-культурным наследием. Большие возможности в реализации данной цели предоставляет учебный предмет «русский язык», позволяющий на каждом уроке реализовывать педагогическую работу по нравственному воспитанию детей. Сущность педагогической работы заключается в том, чтобы помочь ребенку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню воспитанности, на котором потребуется нравственный выбор и самостоятельность принятия решений.
Нами были выявлены методы и приемы работы по формированию нравственных ориентиров младших школьников, а также были рассмотрены возможности некоторых современных УМК по осуществлению данной работы.
Была проведена диагностика сформированности нравственных ориентиров у младших школьников и разработан комплекс упражнений, направленный на повышение эффективности данной работы.
Таким образом, нравственное воспитание школьников необходимо в современных условиях, так как оно является показателем морально-нравственного и ценностного состояния общества и государства. Главный результат нравственного воспитания - понимание и осознание ребенком ценности своего существования, своей роли в жизни, постоянное стремление к развитию и созиданию.



1. Агибалова, С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках
русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей [Электронный ресурс] / С.В. Агибалова // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 468-471. URL https://moluch.ru/archive/82/14937 (дата
обращения: 13.01.18).
2. Андрианов, М. А. Беседы о нравственности в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе [Текст] / М. А. Андрианов. - Беларусь. : Изд. Книжный дом, 2018. - 256 с.
3. Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. Ю. Анохина. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2015. - 210 с.
4. Бабаян, А. В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала ХХ вв [Текст] : Монография / Под ред. Е. Н. Шиянова. - Ставрополь : СКСИ. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2006. - 216 с.
5. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1979. - 255 с.
6. Ботырко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Ботыро; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Издательский центр Академия,
2006. - 288 с.
7. Бубнова,С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / C. С. Бубнова // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С. 38-44.
8. Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е. А. Бузарова // Вестник Адыгейского государственного ун-та. -
2007. №3 С.327-338. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedagogicheskaya-harakteristika-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego- shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.04.18)
9. Бунеева, Е. В. Программа по русскому языку в ОС «Школа 2100» [Электронный ресурс]. / Е. В. Бенеева, Р. Н. Бунеев. URL: http://school2100.com/ (дата обращения: 12.11.17)
10. Власова, Т. И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Электронный ресурс] / Т. И. Власова // Педагогика. Технологии духовно-нравственного воспитания. - 2008. - № 9. - С. 108-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11678264
11. Водзинская, В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании [Текст] / В. В. Водзинская // Философские науки. - 1968. - № 2. - С.48-54, с.49.
12. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1[Текст]. Сборник студенческих работ / Отв. редактор доктор доктор социол. наук, профессор Ушамирская Г. Ф. - М. : Студенческая наука, 2012. - 1654 с.
13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. В. Гомезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 512 c.
14. Гликман, И. З. Поощрение и наказание [Текст] / И. З. Гликман // Теория и методика воспитания. Воспитатика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Шк. технологии, 2008. - 318 с.
15. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие /О. О. Гонина. - М. : ФЛИНТА 2015. - 272 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ