ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных
ориентиров младших школьников на уроках русского языка 6
1.2. Сущность, цель и задачи нравственного воспитания как процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников
на уроках русского языка 11
1.3. Методы и приемы формирования нравственных ориентиров
младших школьников 16
1.4. Сравнительный анализ программ по русскому языку с точки зрения
их возможностей в формировании нравственных ориентиров младших школьников 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
2.1. Диагностика сформированности нравственных ориентиров
у младших школьников 26
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
Нравственные ценности на протяжении многих веков были значимы и имели основополагающее значение в обществе. Они передавались из поколения в поколение как ориентиры, определяющие мировоззрение и поведение человека.
Передача нравственного опыта от старшего поколения к младшему происходит прежде всего в семье. В настоящее время развитие личности ребенка может происходить в неблагоприятных семейных условиях, что порождает внутренние конфликты ребёнка, проблемы его взаимодействия с обществом, такие как агрессия, замкнутость, непослушание.
На нравственное становление личности ребенка также оказывают влияние средства массовой информации, во многом определяющие нормы и правила поведения человека в обществе. Но в наибольшей мере нравственное становление личности происходит в школе в процессе взаимодействия со сверстниками и учителем.
Начальная школа играет особую роль в нравственном воспитании школьников, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к требованиям, которые им предъявляют взрослые, склонны к подражанию старшим. Дети начинают глубже познавать мир, они осваивают человеческие отношения: дружбу, привязанность, любовь, познают сущность добра и зла, справедливости и несправедливости.
Большую роль в нравственном воспитании ребёнка и его социализации играет изучение родного языка. Через изучение языка ребёнок осваивает культуру, духовные и эстетические идеалы прошлых поколений, их нравственный и познавательный опыт.
Необходимость педагогической работы по формированию нравственных ориентиров младших школьников обусловлена ФГОС НОО, в основе которого лежит концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Перед школой ставится задача - 3
найти соответствующие современным условиям способы организации воспитательной работы.
Проблема нравственного воспитания школьников рассматривалась в трудах Бабаян А. В., Болдырева Н. И., Каирова И. А., Ушинского К. Д. [4, 5, 21, 54]. Ключевая тема данных работ - воспитание нравственно развитой личности. Тем не менее в педагогике проблема формирования нравственных ориентиров личности остается недостаточно разработанной.
Таким образом, актуальность проблемы формирования нравственных ориентиров младших школьников обусловлена современными социальными условиями, социальным заказом общества (ФГОС НОО), недостаточной разработанностью в теории сущности процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников.
Объект исседования - процесс формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования - создание комплекса упражнений, направленного на формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить сущность, цель и задачи нравственного воспитания младших школьников как процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
3. Описать методы и приемы формирования нравственных ориентиров младших школьников.
4. Проанализировать основные образовательные программы по русскому языку с точки зрения их возможностей в формировании нравственных ориентиров младших школьников.
5. Провести диагностику сформированности нравственных ориентиров у младших школьников.
6. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования, педагогическая диагностика, анализ продуктов деятельности обучающихся, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МАОУ СОШ №163 г. Екатеринбурга, 4 «В» класс в количестве 26 человек. Преподавание ведется по программе «Школа России», используется учебник русского языка, авторы - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Постоянные изменения, происходящие в нашем обществе, не всегда имеют положительные последствия. Со временем происходит постепенное отчуждение человека от истории и традиций своего народа, его духовной культуры, что приводит к нравственному оскудению общественного сознания, которое выражается в агрессии, жестокости, загрязнении человеком окружающей среды. Человек все больше нацелен на личное потребление, а не на производство. В таких социальных условиях остро осознается необходимость нравственного воспитания детей в школе.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования нами были определены особенности развития познавательных процессов младших школьников. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью и доверчивостью к нравственным нормам и правилам, поэтому данный период является сензитивным для работы по формированию нравственных ориентиров школьников.
Мы изучили сущность, цель и задачи нравственного воспитания как процесса формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках русского языка. Нравственное воспитание предполагает формирование целостной, разносторонне развитой личности, владеющей общечеловеческими ценностями и национально-культурным наследием. Большие возможности в реализации данной цели предоставляет учебный предмет «русский язык», позволяющий на каждом уроке реализовывать педагогическую работу по нравственному воспитанию детей. Сущность педагогической работы заключается в том, чтобы помочь ребенку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню воспитанности, на котором потребуется нравственный выбор и самостоятельность принятия решений.
Нами были выявлены методы и приемы работы по формированию нравственных ориентиров младших школьников, а также были рассмотрены возможности некоторых современных УМК по осуществлению данной работы.
Была проведена диагностика сформированности нравственных ориентиров у младших школьников и разработан комплекс упражнений, направленный на повышение эффективности данной работы.
Таким образом, нравственное воспитание школьников необходимо в современных условиях, так как оно является показателем морально-нравственного и ценностного состояния общества и государства. Главный результат нравственного воспитания - понимание и осознание ребенком ценности своего существования, своей роли в жизни, постоянное стремление к развитию и созиданию.
1. Агибалова, С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках
русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей [Электронный ресурс] / С.В. Агибалова // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 468-471. URL https://moluch.ru/archive/82/14937 (дата
обращения: 13.01.18).
2. Андрианов, М. А. Беседы о нравственности в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе [Текст] / М. А. Андрианов. - Беларусь. : Изд. Книжный дом, 2018. - 256 с.
3. Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. Ю. Анохина. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2015. - 210 с.
4. Бабаян, А. В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала ХХ вв [Текст] : Монография / Под ред. Е. Н. Шиянова. - Ставрополь : СКСИ. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2006. - 216 с.
5. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1979. - 255 с.
6. Ботырко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Ботыро; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Издательский центр Академия,
2006. - 288 с.
7. Бубнова,С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / C. С. Бубнова // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С. 38-44.
8. Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е. А. Бузарова // Вестник Адыгейского государственного ун-та. -
2007. №3 С.327-338. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedagogicheskaya-harakteristika-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego- shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.04.18)
9. Бунеева, Е. В. Программа по русскому языку в ОС «Школа 2100» [Электронный ресурс]. / Е. В. Бенеева, Р. Н. Бунеев. URL: http://school2100.com/ (дата обращения: 12.11.17)
10. Власова, Т. И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Электронный ресурс] / Т. И. Власова // Педагогика. Технологии духовно-нравственного воспитания. - 2008. - № 9. - С. 108-113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11678264
11. Водзинская, В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании [Текст] / В. В. Водзинская // Философские науки. - 1968. - № 2. - С.48-54, с.49.
12. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1[Текст]. Сборник студенческих работ / Отв. редактор доктор доктор социол. наук, профессор Ушамирская Г. Ф. - М. : Студенческая наука, 2012. - 1654 с.
13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. В. Гомезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 512 c.
14. Гликман, И. З. Поощрение и наказание [Текст] / И. З. Гликман // Теория и методика воспитания. Воспитатика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Шк. технологии, 2008. - 318 с.
15. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие /О. О. Гонина. - М. : ФЛИНТА 2015. - 272 с.
...