Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №68674

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК 8
1.1. Развитие личностных универсальных учебных действий
младших школьников как педагогическая проблема 8
1.2. Использование средств педагогического общения в обучении
младших школьников 15
1.3. Современные подходы к развитию личностных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках русского языка 21
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 31
2.1. Диагностика личностных универсальных учебных действий
учащихся экспериментального класса 31
2.2. Организация и проведение работы по развитию личностных
универсальных учебных действий младших школьников средствами педагогического общения на уроках русского языка 40
2.3. Динамика развития личностных универсальных учебных
действий учащихся экспериментального класса 47
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, которые обеспечивали бы успешный процесс обучения в средней школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассматривается формирование личностных универсальных учебных действий, готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных универсальных учебных действий: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение - значит осознание ребенка себя учеником, учитель - это не мама, а ведущий вид деятельности - учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.
Проблеме формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения уделяли внимание многие отечественные педагоги и психологи: А.Г. Асмолов, Т.А. Беляева, Т.С. Жидкина, Н.М. Конышева, А.Н. Леонтьев, А.В. Миронов, И.А. Некрасова и др.
Каждый учебный предмет в зависимости от своего предметного содержания и способов организации учебной деятельности младших школьников раскрывает определённые возможности для формирования у учащихся личностных универсальных учебных действий. Так, русский язык как учебный предмет составляет основу образования школьника, т.к. имеет большое познавательное значение, подводит детей к пониманию такого важного явления действительности как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, в том числе в области нравственно-этической ориентации на основе различных текстов нравственного содержания, помещённых в учебниках «Русский язык». Работая над такими текстами, младшие школьники овладевают конкретными действиями нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.
Отечественные педагоги (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.) подчеркивали необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
Вышеизложенные факты позволили нам определить следующую тему выпускного квалификационного исследования: «Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами педагогического общения на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами педагогического общения на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - использование средств педагогического общения в развитии личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие личностных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами педагогического общения будет эффективным, если:
• создается особая коммуникативная атмосфера, обеспечивающая взаимодействие педагога и обучающихся;
• используются тексты упражнений учебника «Русский язык» нравственно-этической ориентации, в ходе работы над которыми используются различные средства педагогического общения;
• ученик рассматривается в качестве субъекта деятельности и активизирует приобретаемые знания в практике жизнедеятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт по предмету исследования в школьной практике.
3. Организовать и провести экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся, моделирование учебного процесса, математическая обработка результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева, 2 «В» класс.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами педагогического общения на уроках русского языка.
Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16 г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в выступлении с докладом на Всероссийской конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, 26¬27 ноября 2015 г.); в публикации тезисов в материалах Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием
«Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород, 24 марта 2016 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что исследуемая проблема является актуальной для современной начальной школы. В настоящее время сняты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Вступая в общение с окружающими его людьми, школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с возрастом, достигая максимума в ранней юности.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что отечественные педагоги А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др. подчеркивали необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения, поскольку учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовал 2 «В» класс МБОУ «СОШ №29» г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева.
Анализ эффективности проведенной работы по развитию личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами педагогического общения на уроках русского языка и изучение динамики развития личностных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса показали положительную динамику. Благодаря организованной практической работе в начальной школе по развитию личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка, все младшие школьники экспериментального класса улучшили свои показатели на контрольном этапе.
Следовательно, проведенное нами исследование по развитию личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами педагогического общения на уроках русского языка позволило решить все поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.



1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская. - М.: Просвещение, 2008. - 148 с.
2. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова. - М.: Просвещение, 2009. - 210 с.
3. Бершадский М.Е. Технологический подход в образовании: надежды, иллюзии и реальность / М.Е. Бершадский. - М.: Просвещение, 2012. - 213 с.
4. Бирюкова Ю.О. Нравственное воспитание младших школьников на уроках «Русского языка» / Ю.О.Бирюкова // Начальная школа. - 2013. - № 5 - С. 45-47.
5. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2000. - 167 с.
6. Бондарева И.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / И.И.Бондарева. - М.: Просвещение, 2010. - 151 с.
7. Величко О.Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания / О.Ю. Величко. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 111 с.
8. Веряев А.А. Конструктивистский подход к формированию универсальных учебных действий младших школьников / А.А. Веряев // Вестник Алтайской Государственной педагогической академии. - 2013. - №14. - С. 34-45.
9. Волкова А.А. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников / А.А. Волкова. - М.: Просвещение, 2010. - 158 с.
10. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 18-19.
11. Голошумова Г.С. Программа курса «Основы духовности и нравственности» для младших школьников / Г.С. Голошумова // Школьные технологии. - 2003. - № 2. - С. 14-17.
12. Громова Т.В. Нравственное воспитание младших школьников / Т.В.Громова // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - № 1. - С. 22-26.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль - 4 т. - т.1. - М.: Просвещение, 1979. - 510 с.
14. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2009. - 116 с.
15. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты / Р.А. Дунилова. - М.: Просвещение, 2013. - 187 с.
16. Дьячкова М.А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников / М.А. Дьячкова. - М.: Баласс, 2007. - 101 с.
17. Ерзунова Е.А. Добром наполним мир / Е.А. Ерзунова // Начальное образование. - 2009. - № 3. - С. 40-42.
18. Зайцева А.В. Мастерство и культура педагогического общения / А.В. Зайцева // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 18-23.
19. Иванова Е.М. Младший школьник и его ценности / Е.М. Иванова // Начальная школа. - 2003. - № 7. - С. 10-15.
20. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности / М. Г. Казакина. - М.: РГБ, 1983. - 189 с.
21. Каленчук М.Г. Русский язык. 2 класс / М.Л.Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 170 с.
22. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А.Карабанова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
23. Киянченко Е.А. Основы духовности и нравственности у младшего школьника / Е.А. Киянченко // Начальная школа. - 2005. - № 7 - С. 42-44.
24. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: кн. для учителя / С.Ю. Курганов. - М.: Новая школа, 2000. - 154 с.
25. Крамов Е.В. Формирование личности в групповой форме работы / Е.В. Крамов // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 41-45.
26. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. - М.: Просвещение, 2006. - 186 с.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1975. - 304 с.
28. Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников / Н.В. Лещенко. - М.: Педагогика, 2007. - 90 с.
29. Лисина М.И. Проблема общения ребенка и взрослого [Офиц. сайт]. http://www.voppsy.ru/issues/1996/966/966076.htm (дата обращения: 14.03.2016).
30. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2001. - 165 с.
31. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 21-24.
32. Метлик И.В. Роль педагогического общения в воспитании младших школьников / И.В. Метлик // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С. 20-23.
33. Мехонцева Н.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема / Н.Г. Мехонцева // Начальная школа. - 2001. - № 3 - С. 42-46.
34. Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике / А. Н. Моргаевская. - СПб.: Питер, 2009. - 287 с.
35. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1993. - 125 с.
36. Ницце Ф. Сочинение: в 2 т. - М.: Просвещение, 1990. - 200 с.
37. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 1998. - 241 с.
38. Петрова В.И. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 2011. - 186 с.
39. Понамарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А.Понамарева. - М.: Просвещение, 2010. - 142 с.
40. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов //Начальная школа. - 2001. - №6 - С. 47-50.
41. Рожкова М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 13-15.
42. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания / Г.В. Скокова // Начальная школа. - 2006. - № 11 - С. 45-47.
43. Смирнова Л.И. Воспитание у младших школьников культуры
поведения [Офиц. сайт].
http://lidiyaaleksandr.ucoz.ru/publ/vospitanie u mladshikh shkolnikov kultury pov edenija/1-1-0-2 / (дата обращения: 20.02.2016).
44. Соловцова Е.Н. Нравственные представления младших школьников / Е.Н. Соловцова // Начальная школа. - 2000. - № 11 - С. 10-15.
45. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1980. - 210 с.
46. Фатеева Т.С. Работа с информацией как универсальное учебное действие младшего школьника / Т.С. Фатеева // Начальное образование. - 2010.
- № 5. - 179 с.
47. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника средствами педагогического общения / Г.Н. Филонов. -М.: Педагогика, 1985. - 90 с.
48. Шемшурин А.И. Нравственное воспитание школьников / А.И.
Шемшурин. - М.: Центр, 2008. - 140 с.
49. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова.
- М.: Просвещение, 2001. - 193 с.
50. Шкуричева Н.А. Формирование личности младшего школьника / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2002. - № 9 - С. 12-14.
51. Юшакова Т.Г. Воспитание нравственных качеств младших школьников в учебном процессе/ Т. Г. Юшакова // Начальная школа. 2000. - № 10. - С. 45-47.
52. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ