ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Понятие психолого-педагогической культуры родителей в
психологии и педагогике 6
1.2. Современные подходы к организации педагогического
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников 14
1.3. Осуществление взаимодействия педагогов с семьями по развитию
психолого-педагогической культуры родителей 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ 31
2.1. Диагностика психолого-педагогической культуры родителей 31
2.2. Организация взаимодействия педагогов с семьями по развитию
психолого-педагогической культуры родителей 42
2.3. Сравнительные результаты исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической компетентности родителей.
Современная семья переживает сегодня большие значительные трудности. Общаясь с ребенком, педагоги дошкольного учреждения, как никто, чувствуют и понимают проблемы современной семьи. Самыми болезненными из них являются: изменения в структуре семьи (обычное явление - неполная семья); уменьшение времени, выделяемого на общение с ребенком; равнодушие и инертность родителей в деле воспитания детей; предоставление приоритетов финансовому обеспечению развития ребенка; низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Взрослые (педагоги и родители) должны прийти к одинаковому пониманию индивидуальности ребенка, обладать психолого-педагогическими знаниями и видением, обеспечить гармонию взаимодействия и воздействия на личность дошкольника.
Несмотря на значительный интерес специалистов к данной проблематике, остается недостаточно разработанным вопрос повышения психолого-педагогической культуры родителей как направления работы педагогов в условиях ДОО, поскольку родители нуждаются в профессиональной помощи со стороны квалифицированных специалистов.
Проблема исследования - каково содержание взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей?
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей.
Объект исследования - взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание и формы взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. проанализировать понятие психолого-педагогической культуры родителей в психологии и педагогике;
2. охарактеризовать направления взаимодействия педагогов с
семьями;
3. проанализировать процесс взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей;
4. осуществить диагностику психолого-педагогической культуры родителей;
5. разработать программу взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей;
6. осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования - проблема взаимодействия образовательного учреждения и семьи отражается в трудах выдающихся зарубежных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель) и отечественных педагогов (Е.А. Аркин, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, И.А. Сикорский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Проблема повышения психолого-педагогической культуры родителей представлена в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Т. Гордона, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Т.А. Куликовой, В.Л. Малашенковой и др. Модели взаимодействия ДОО и семьи - модель Д. Лешли, трехступенчатая модель взаимодействия детского сада и семьи, Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, модель Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и другие авторы.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 134 г. Екатеринбург. Исследование проводилось с сентября 2017 года по февраль 2018 года, в котором приняли участие 25 родителей детей 4-6 летнего возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация); эмпирические (анкетирование, количественный и качественный анализ данных).
Практическая значимость исследования - разработанная программа взаимодействия ДОО с семьей может быть использована в практической деятельности воспитателей, психологов, педагогов дополнительного образования по повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Структура работы - работа представлена введением, одной теоретической главой, одной практической главой, заключением, списком литературы, приложениями.
Детский сад оказывает семье как институту общества огромную поддержку. Детский сад - это место и психологической и педагогической помощи семье. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Основными условиями для формирования и развития психолого-педагогической культуры родителей можно считать готовность создавать благоприятные условия формирования психологически здоровой среды, относиться к ребенку как равному, знать и учитывать его слабые и сильные стороны, установить доверительные отношения с ребенком, радоваться его личным достижениями.
Главным условием формирования психолого-педагогической культуры родителей в условиях ДОО, с точки зрения деятельности педагога-психолога, является разработка и реализация коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование психологической культуры.
По результатам диагностики было выявлено 15 родителей с низким уровнем психологической культуры - главным фактором определения явился опросник О.И. Моткова. В целом родители обладают недостаточным уровнем развития психолого-педагогической культуры.
В ходе проведения исследования нами была разработана программа развития психолого-педагогической культуры родителей, которая в дальнейшем была реализована с группой родителей, дети которых посещают детский сад.
Для выявления эффективности реализуемой программы была проведена диагностика родителей (на предмет выявления показателя психологической культуры) до и после их участия в коррекционно- развивающей программе, направленной на развитие психолого-педагогической культуры родителей в условиях ДОО. Первичная диагностика показала, что у родителей преобладает низкий уровень психолого-педагогической культуры. Итоговая диагностика проходила после окончания реализации программы по тем же методикам, что и вводная. Ее результаты показали, что преобладает высокий уровень психолого¬педагогической культуры. Следовательно, развивающая программа явилась очень эффективным способом развития психолого-педагогической культуры родителей. Это подтверждает гипотезу исследования.
Ценность данной исследовательской работы заключается в формулировке необходимых психолого-педагогических условий для эффективного развития психолого-педагогической культуры родителей в условиях ДОО, а также в разработанной развивающей программе, которая может в дальнейшем применяться на практике, эффективность которой подтверждена.
1. Арнаутова, Е. П. Планируем работу ДОО с семьей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, С. 10-12.
2. Арнаутова, Е. П. Социальное самочувствие семьи [Текст] / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 57.
3. Арнаутова, Е. П., Белая, К. Ю. В помощь воспитателям ДОО в работе с родителями [Текст] / Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая. Выпуск 1. Беседы психолога о возрастных особенностях детей. Учебно-методическое издание, г. Москва, «Школьная пресса», 2009 г. 39 с.
4. Атемаскина, Ю. В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОО с семьей [Текст] / Ю. В. Атемаскина // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 28.
5. Бабина, Е. С. Сотрудничество ДОО и семьи в логопедической работе [Текст] / Е. С. Бабина // Логопед, 2005, №5, с.57.
6. Багдасарьян, И. С., Дмитриев, А. А., Упоров, Д. В. Межличностные отношения в семье: диагностика и управление [Текст] / И. С. Багдасарьян, А. А. Дмитриев. СПб.: Изд-во «ИП Никифорова», 2010. - 270 с.
7. Баринова, Е. С. Исследование психологической культуры семьи сквозь призму семейных отношений [Текст] / Карабанова О.А., Захарова Е.И., Чурбанова С.М. (ред.) Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. С. 312-320
8. Березина, Т. А., Воронина, О. И. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи [Текст] / Т. А. Березина, О. И. Воронина // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях - 1 часть). - СПб. РГПУ им А.И. Герцена, 2008. С. 25-39
9. Богославец, Л. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в условиях малого города [Текст] / Л. Г. Богославец // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 18.
10. Бурмистрова, Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников [Текст] / Н. Бурмистрова // Ребенок в детском саду, 2004, №4, с. 66.
11. Васягина, Н. Н. Субъективное становление матери в современном социокультурном пространстве России: монография [Текст] / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 309 с.
12. Вислова, А. Д. Семейная психология и педагогика [Текст] / А. Д. Вислова. Нальчик: КБГУ, 2004. - 27 с.
13. Воронина, О. И. Проблемы педагогического образования современных родителей дошкольников в системе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи [Текст] / О. И. Воронина // «Современная семья и проблемы семейного воспитания». Минск, 2008. С. 67-74
14. Галеева, Н. П. Организация взаимодействия педагога ДОО с семьей [Текст] / Н. П. Галеева. Учебно-методическое пособие - Санкт- Петербург 2011. - 52 с.
15. Глебова, С. В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
[Текст] / С. В. Глебова. Практическое пособие для методистов,
воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.
...