Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие психолого-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей

Работа №97055

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Понятие психолого-педагогической культуры родителей в
психологии и педагогике 6
1.2. Современные подходы к организации педагогического
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников 14
1.3. Осуществление взаимодействия педагогов с семьями по развитию
психолого-педагогической культуры родителей 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ 31
2.1. Диагностика психолого-педагогической культуры родителей 31
2.2. Организация взаимодействия педагогов с семьями по развитию
психолого-педагогической культуры родителей 42
2.3. Сравнительные результаты исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71


В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической компетентности родителей.
Современная семья переживает сегодня большие значительные трудности. Общаясь с ребенком, педагоги дошкольного учреждения, как никто, чувствуют и понимают проблемы современной семьи. Самыми болезненными из них являются: изменения в структуре семьи (обычное явление - неполная семья); уменьшение времени, выделяемого на общение с ребенком; равнодушие и инертность родителей в деле воспитания детей; предоставление приоритетов финансовому обеспечению развития ребенка; низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Взрослые (педагоги и родители) должны прийти к одинаковому пониманию индивидуальности ребенка, обладать психолого-педагогическими знаниями и видением, обеспечить гармонию взаимодействия и воздействия на личность дошкольника.
Несмотря на значительный интерес специалистов к данной проблематике, остается недостаточно разработанным вопрос повышения психолого-педагогической культуры родителей как направления работы педагогов в условиях ДОО, поскольку родители нуждаются в профессиональной помощи со стороны квалифицированных специалистов.
Проблема исследования - каково содержание взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей?
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей.
Объект исследования - взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание и формы взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. проанализировать понятие психолого-педагогической культуры родителей в психологии и педагогике;
2. охарактеризовать направления взаимодействия педагогов с
семьями;
3. проанализировать процесс взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей;
4. осуществить диагностику психолого-педагогической культуры родителей;
5. разработать программу взаимодействия педагогов с семьями по развитию психолого-педагогической культуры родителей;
6. осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования - проблема взаимодействия образовательного учреждения и семьи отражается в трудах выдающихся зарубежных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель) и отечественных педагогов (Е.А. Аркин, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, И.А. Сикорский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Проблема повышения психолого-педагогической культуры родителей представлена в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Т. Гордона, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Т.А. Куликовой, В.Л. Малашенковой и др. Модели взаимодействия ДОО и семьи - модель Д. Лешли, трехступенчатая модель взаимодействия детского сада и семьи, Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, модель Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и другие авторы.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 134 г. Екатеринбург. Исследование проводилось с сентября 2017 года по февраль 2018 года, в котором приняли участие 25 родителей детей 4-6 летнего возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация); эмпирические (анкетирование, количественный и качественный анализ данных).
Практическая значимость исследования - разработанная программа взаимодействия ДОО с семьей может быть использована в практической деятельности воспитателей, психологов, педагогов дополнительного образования по повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Структура работы - работа представлена введением, одной теоретической главой, одной практической главой, заключением, списком литературы, приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детский сад оказывает семье как институту общества огромную поддержку. Детский сад - это место и психологической и педагогической помощи семье. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Основными условиями для формирования и развития психолого-педагогической культуры родителей можно считать готовность создавать благоприятные условия формирования психологически здоровой среды, относиться к ребенку как равному, знать и учитывать его слабые и сильные стороны, установить доверительные отношения с ребенком, радоваться его личным достижениями.
Главным условием формирования психолого-педагогической культуры родителей в условиях ДОО, с точки зрения деятельности педагога-психолога, является разработка и реализация коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование психологической культуры.
По результатам диагностики было выявлено 15 родителей с низким уровнем психологической культуры - главным фактором определения явился опросник О.И. Моткова. В целом родители обладают недостаточным уровнем развития психолого-педагогической культуры.
В ходе проведения исследования нами была разработана программа развития психолого-педагогической культуры родителей, которая в дальнейшем была реализована с группой родителей, дети которых посещают детский сад.
Для выявления эффективности реализуемой программы была проведена диагностика родителей (на предмет выявления показателя психологической культуры) до и после их участия в коррекционно- развивающей программе, направленной на развитие психолого-педагогической культуры родителей в условиях ДОО. Первичная диагностика показала, что у родителей преобладает низкий уровень психолого-педагогической культуры. Итоговая диагностика проходила после окончания реализации программы по тем же методикам, что и вводная. Ее результаты показали, что преобладает высокий уровень психолого¬педагогической культуры. Следовательно, развивающая программа явилась очень эффективным способом развития психолого-педагогической культуры родителей. Это подтверждает гипотезу исследования.
Ценность данной исследовательской работы заключается в формулировке необходимых психолого-педагогических условий для эффективного развития психолого-педагогической культуры родителей в условиях ДОО, а также в разработанной развивающей программе, которая может в дальнейшем применяться на практике, эффективность которой подтверждена.


1. Арнаутова, Е. П. Планируем работу ДОО с семьей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, С. 10-12.
2. Арнаутова, Е. П. Социальное самочувствие семьи [Текст] / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 57.
3. Арнаутова, Е. П., Белая, К. Ю. В помощь воспитателям ДОО в работе с родителями [Текст] / Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая. Выпуск 1. Беседы психолога о возрастных особенностях детей. Учебно-методическое издание, г. Москва, «Школьная пресса», 2009 г. 39 с.
4. Атемаскина, Ю. В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОО с семьей [Текст] / Ю. В. Атемаскина // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 28.
5. Бабина, Е. С. Сотрудничество ДОО и семьи в логопедической работе [Текст] / Е. С. Бабина // Логопед, 2005, №5, с.57.
6. Багдасарьян, И. С., Дмитриев, А. А., Упоров, Д. В. Межличностные отношения в семье: диагностика и управление [Текст] / И. С. Багдасарьян, А. А. Дмитриев. СПб.: Изд-во «ИП Никифорова», 2010. - 270 с.
7. Баринова, Е. С. Исследование психологической культуры семьи сквозь призму семейных отношений [Текст] / Карабанова О.А., Захарова Е.И., Чурбанова С.М. (ред.) Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. С. 312-320
8. Березина, Т. А., Воронина, О. И. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи [Текст] / Т. А. Березина, О. И. Воронина // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях - 1 часть). - СПб. РГПУ им А.И. Герцена, 2008. С. 25-39
9. Богославец, Л. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в условиях малого города [Текст] / Л. Г. Богославец // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 18.
10. Бурмистрова, Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников [Текст] / Н. Бурмистрова // Ребенок в детском саду, 2004, №4, с. 66.
11. Васягина, Н. Н. Субъективное становление матери в современном социокультурном пространстве России: монография [Текст] / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 309 с.
12. Вислова, А. Д. Семейная психология и педагогика [Текст] / А. Д. Вислова. Нальчик: КБГУ, 2004. - 27 с.
13. Воронина, О. И. Проблемы педагогического образования современных родителей дошкольников в системе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи [Текст] / О. И. Воронина // «Современная семья и проблемы семейного воспитания». Минск, 2008. С. 67-74
14. Галеева, Н. П. Организация взаимодействия педагога ДОО с семьей [Текст] / Н. П. Галеева. Учебно-методическое пособие - Санкт- Петербург 2011. - 52 с.
15. Глебова, С. В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
[Текст] / С. В. Глебова. Практическое пособие для методистов,
воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ