ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВЫХ И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Особенности детей дошкольного возраста 6
1.2 Описание игровой деятельности детей дошкольного возраста 21
1.3 Изучение продуктивной деятельности детей дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВЫХ И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ 39
2.1 Диагностика игровой и продуктивной деятельности детей дошкольного
возраста и анализ проведенной диагностики 39
2.2 Рекомендации по улучшению продуктивной деятельности с природными
объектам 54
2.3 Повторная диагностика и анализ ее результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВЫХ И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Особенности детей дошкольного возраста 6
1.2 Описание игровой деятельности детей дошкольного возраста 21
1.3 Изучение продуктивной деятельности детей дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВЫХ И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ 39
2.1 Диагностика игровой и продуктивной деятельности детей дошкольного
возраста и анализ проведенной диагностики 39
2.2 Рекомендации по улучшению продуктивной деятельности с природными
объектам 54
2.3 Повторная диагностика и анализ ее результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
Дошкольный возраст как отмечается многими психологами и педагогами, является сенситивным периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов, раскрывают их творческий потенциал.
Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей и способствует их психическому, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Разные роли в играх, хоть это и плод фантазии ребенка, дают ему возможность получить личный опыт о понятиях «хорошо» и «плохо», о том, что является положительным, а что в поведении неприемлемо. Игры являются важной формой развлечения для детей, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, что имеет особое воспитательное значение. Они являются мощным инструментом для образования, потому что с помощью игр дети приобретают знания, обогащают свой опыт и развивают навыки и привычки.
Актуальность исследования заключается в том, что для успешного освоения детьми продуктивной деятельности, которая активно влияет на формирование умственных способностей ребенка, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, существенное значение имеют игровые приемы. Их роль заключается в том, что они делают процесс обучения интересным, позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме, дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
Степень изученности темы в научной литературе: Анализ состояния проблемы позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и средств, а также педагогических условий для успешного развития дошкольников средствами продуктивной деятельности. Вместе с тем в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для такого исследования. Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешного решения поставленной проблемы.
Исходя из актуальности исследования, сформулируем цель и задачи исследования.
Итак, целью исследования является изучение игровой и продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности детей дошкольного возраста;
2. Описать игровую деятельность детей дошкольного возраста;
3. Изучить продуктивную деятельность детей дошкольного возраста;
4. Провести диагностику продуктивной деятельности детей дошкольного возраста ;
5. Предложить рекомендации по улучшению продуктивной деятельности с природными объектами;
6. Повторить диагностику и проанализировать ее результаты. Объектом исследования является дошкольное образование. Предметом исследования является динамика игровой и продуктивной
деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования.
Теоретико-методологическая основа исследования. При формировании основ научных понятий выступали такие ученые, как К.Д.Ушинский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский.
Особенности экспериментальной деятельности были исследованы в ряде исследования следующих авторов: А.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселова, М.И. Лисина, Д.Б. Годовикова.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира, а именно: метод экспериментирования, занявший с давних времен прочное место в средней и высшей школе.
В процессе настоящего исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Практические методы: беседа, игра, занятие, наблюдение.
3. Статистические методы: математические методы обработки экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ №386 «Знайка»
Гипотеза исследования - обогащение предметно-пространственной среды, организация детского экспериментирования с природными объектами способствуют развитию продуктивной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования может быть использован в практике работы детских садов для развития игровой и познавательных видов деятельности, а также познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей и способствует их психическому, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Разные роли в играх, хоть это и плод фантазии ребенка, дают ему возможность получить личный опыт о понятиях «хорошо» и «плохо», о том, что является положительным, а что в поведении неприемлемо. Игры являются важной формой развлечения для детей, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, что имеет особое воспитательное значение. Они являются мощным инструментом для образования, потому что с помощью игр дети приобретают знания, обогащают свой опыт и развивают навыки и привычки.
Актуальность исследования заключается в том, что для успешного освоения детьми продуктивной деятельности, которая активно влияет на формирование умственных способностей ребенка, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, существенное значение имеют игровые приемы. Их роль заключается в том, что они делают процесс обучения интересным, позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме, дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
Степень изученности темы в научной литературе: Анализ состояния проблемы позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и средств, а также педагогических условий для успешного развития дошкольников средствами продуктивной деятельности. Вместе с тем в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для такого исследования. Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешного решения поставленной проблемы.
Исходя из актуальности исследования, сформулируем цель и задачи исследования.
Итак, целью исследования является изучение игровой и продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности детей дошкольного возраста;
2. Описать игровую деятельность детей дошкольного возраста;
3. Изучить продуктивную деятельность детей дошкольного возраста;
4. Провести диагностику продуктивной деятельности детей дошкольного возраста ;
5. Предложить рекомендации по улучшению продуктивной деятельности с природными объектами;
6. Повторить диагностику и проанализировать ее результаты. Объектом исследования является дошкольное образование. Предметом исследования является динамика игровой и продуктивной
деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования.
Теоретико-методологическая основа исследования. При формировании основ научных понятий выступали такие ученые, как К.Д.Ушинский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский.
Особенности экспериментальной деятельности были исследованы в ряде исследования следующих авторов: А.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселова, М.И. Лисина, Д.Б. Годовикова.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания явлений и закономерностей окружающего мира, а именно: метод экспериментирования, занявший с давних времен прочное место в средней и высшей школе.
В процессе настоящего исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Практические методы: беседа, игра, занятие, наблюдение.
3. Статистические методы: математические методы обработки экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ №386 «Знайка»
Гипотеза исследования - обогащение предметно-пространственной среды, организация детского экспериментирования с природными объектами способствуют развитию продуктивной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования может быть использован в практике работы детских садов для развития игровой и познавательных видов деятельности, а также познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе изучения теоретической литературы и проведенного исследования, необходимо сделать следующие выводы.
В первой главе нами рассмотрены игровые и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это время приобретения и организации чувственного опыта ребенка, постижения особых форм восприятия и мышления, присущих человеку, стремительного развития воображения, становления основ произвольного внимания и смысловой памяти. Эти достояния личности зарождаются в результате разумного обучения, воспитания и любви к детям.
Всем известно, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая. Но, помимо этого, существует и продуктивная. Это значит, что в итоге занятий ребенок создает какой-то готовый продукт. Организация продуктивной деятельности дошкольников - задача каждого воспитателя. Занимаясь ей, ребенок социализируется, у него вырабатывается усидчивость, стремление довести начатое дело до конца, графический навык.
Множественные исследования доказали, что это важнейшая деятельность детей старших групп детского сада, благодаря ей создаются благоприятные условия для педагогов, в том числе и будущих учителей, которые будут заниматься с ребенком в младших классах. Дело в том, что продуктивная деятельность дошкольников, совмещенная с игрой, готовит детскую психику к школе.
На базе проведенного анализа педагогической и психологической литературы, можно сделать вывод о том, что огромный развивающий потенциал имеют игровая и продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность считается самым успешным путем ознакомления дошкольников с окружающим миром, неживой и живой природой. Особенное место в системе различных знаний об окружающем мире занимают знания о природных объектах.
Во второй главе нами было проведено экспериментальное исследование игровой и продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста с природными объектами, на базе МБДОУ «Знайка» (МБДОУ № 386).
Гипотезой исследования выступило: обогащение предметно-пространственной среды, организация детского экспериментирования с природными объектами способствуют развитию продуктивной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Целью настоящего исследования считалось установление эффективности применения продуктивной деятельности для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет (10 девочек и 10 мальчиков).
Для проведения экспериментального исследования нами были подобраны соответствующие методики исследования, а именно:
- Диагностическая методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова) - индивидуальная карта показателей отношения к экспериментированию у детей дошкольного возраста.
- Наблюдение воспитателя - индивидуальная карта показателей овладения дошкольниками продуктивной деятельностью (по А.И. Ивановой).
- Анкетирование - анкета для воспитателя «Исследование познавательной инициативы».
Диагностика на основе показателей уровня овладения дошкольниками программой для определения уровня экологических знаний объектов и предметов природы.
Подбору методик исследования предшествовало четкое определение задач и целей, которые решаются в процессе детского экспериментирования.
Результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что использование детского экспериментирования повлияло на:
• знания детей старшего дошкольного возраста о неживой природе;
• личностные характеристики (умения сотрудничать с другими, появление потребности согласовать с другими и отстаивать собственную точку зрения, появление самостоятельности и инициативы);
• речевое развитие (умение строить доказательную речь, умение следить за логикой высказывания, умение задавать вопросы, закрепление умения грамматически правильно строить собственные ответы на вопросы, обогащение словарного запаса детей разными терминами);
• повышение уровня развития любознательности, навыков, исследовательских умений и познавательного интереса детей (определять и видеть проблему, ставить и принимать цель, анализировать объект или явление, решать проблемы, выявлять существенные связи и признаки, выдвигать гипотезы, сопоставлять разные факты и пр.).
Все это доказывает то, что использование детского экспериментирования способствует развитию продуктивной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась, цель, и задачи исследования достигнуты.
В первой главе нами рассмотрены игровые и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это время приобретения и организации чувственного опыта ребенка, постижения особых форм восприятия и мышления, присущих человеку, стремительного развития воображения, становления основ произвольного внимания и смысловой памяти. Эти достояния личности зарождаются в результате разумного обучения, воспитания и любви к детям.
Всем известно, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая. Но, помимо этого, существует и продуктивная. Это значит, что в итоге занятий ребенок создает какой-то готовый продукт. Организация продуктивной деятельности дошкольников - задача каждого воспитателя. Занимаясь ей, ребенок социализируется, у него вырабатывается усидчивость, стремление довести начатое дело до конца, графический навык.
Множественные исследования доказали, что это важнейшая деятельность детей старших групп детского сада, благодаря ей создаются благоприятные условия для педагогов, в том числе и будущих учителей, которые будут заниматься с ребенком в младших классах. Дело в том, что продуктивная деятельность дошкольников, совмещенная с игрой, готовит детскую психику к школе.
На базе проведенного анализа педагогической и психологической литературы, можно сделать вывод о том, что огромный развивающий потенциал имеют игровая и продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность считается самым успешным путем ознакомления дошкольников с окружающим миром, неживой и живой природой. Особенное место в системе различных знаний об окружающем мире занимают знания о природных объектах.
Во второй главе нами было проведено экспериментальное исследование игровой и продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста с природными объектами, на базе МБДОУ «Знайка» (МБДОУ № 386).
Гипотезой исследования выступило: обогащение предметно-пространственной среды, организация детского экспериментирования с природными объектами способствуют развитию продуктивной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Целью настоящего исследования считалось установление эффективности применения продуктивной деятельности для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет (10 девочек и 10 мальчиков).
Для проведения экспериментального исследования нами были подобраны соответствующие методики исследования, а именно:
- Диагностическая методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова) - индивидуальная карта показателей отношения к экспериментированию у детей дошкольного возраста.
- Наблюдение воспитателя - индивидуальная карта показателей овладения дошкольниками продуктивной деятельностью (по А.И. Ивановой).
- Анкетирование - анкета для воспитателя «Исследование познавательной инициативы».
Диагностика на основе показателей уровня овладения дошкольниками программой для определения уровня экологических знаний объектов и предметов природы.
Подбору методик исследования предшествовало четкое определение задач и целей, которые решаются в процессе детского экспериментирования.
Результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что использование детского экспериментирования повлияло на:
• знания детей старшего дошкольного возраста о неживой природе;
• личностные характеристики (умения сотрудничать с другими, появление потребности согласовать с другими и отстаивать собственную точку зрения, появление самостоятельности и инициативы);
• речевое развитие (умение строить доказательную речь, умение следить за логикой высказывания, умение задавать вопросы, закрепление умения грамматически правильно строить собственные ответы на вопросы, обогащение словарного запаса детей разными терминами);
• повышение уровня развития любознательности, навыков, исследовательских умений и познавательного интереса детей (определять и видеть проблему, ставить и принимать цель, анализировать объект или явление, решать проблемы, выявлять существенные связи и признаки, выдвигать гипотезы, сопоставлять разные факты и пр.).
Все это доказывает то, что использование детского экспериментирования способствует развитию продуктивной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась, цель, и задачи исследования достигнуты.



