Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №96582

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы160
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Психолого - педагогические характеристики развития детей
раннего дошкольного возраста
1.2 Значение игровой деятельности в формирования личности детей
раннего дошкольного возраста
1.3 организация психолого - педагогического мониторинга в дошкольных учреждениях
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.1 Мониторинг личностного развития детей раннего дошкольного
возраста
2.2 Организация и реализация проекта «Влияние игры на развитие
личности детей раннего дошкольного возраста» в МБДОУ - детском саду №362
2.3 Анализ и интерпретация результатов внедрения проекта «Влияние
игры на развитие личности детей раннего дошкольного возраста»...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Актуальность исследования: основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра раскрывается перед детьми мир творческих способностей личности. Полноценного умственного развития не может быть без игры. Несмотря на большое значение игровой деятельности в жизни дошкольника, организация игры в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Что можно объяснить недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах недостаточно внимания уделяется балансу между индивидуальными особенностями ребенка и организованной игры детей, что свидетельствует о созданной надлежащей игровой среды. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему, то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, для преобразования ее и себя.
Ранний дошкольный возраст - этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Развитие нравственных качеств, происходит в игре при непосредственное общение со сверстниками. Ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, развиваясь и получая подготовку к дальнейшей деятельности. Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению материала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует раскрытие личностных особенностей.
Проблема исследования: каковы условия развития личности детей раннего дошкольного возраста при соблюдении принципов правильно организованной игровой деятельности в дошкольных учреждениях.
Элементы научной новизны:
• Обобщены сведенья о влияние игровой деятельности на развитие личности детей раннего дошкольного возраста.
• Доказано влияние организованной игровой деятельности на развитие личности детей раннего дошкольного возраста.
Противоречие:
Современная наука уделяет много внимания разработкам теории развития личности в дошкольном возрасте, однако при этом недостаточно уделяется внимании организации игровой деятельности как условию развитию личности ребенка раннего дошкольного возраста.
В образовательной практике имеется методическое обеспечение развития личности детей, но при этом уровень теоретической разработанности развития личности недостаточно связан с организацией игровой деятельности.
На лицо противоречие на научно педагогическом уровне между уровнем теоретической разработанности развития личности детей раннего дошкольного возраста и недостаточностью теоретической разработанности организации в данном процессе игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать влияние игры на развитие личности детей раннего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1 выполнить анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу;
2 раскрыть понятие «игра», ее виды и значение в жизни детей раннего дошкольного возраста;
3 обосновать влияние игры на развитие личности ребенка;
4 определить принципы правильно организованной игровой деятельности в дошкольных учреждениях;
5 разработать педагогический проект, направленный на развитие личности ребенка раннего дошкольного возраста, через игровую деятельность;
Объект исследования — развитие личности детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация игровой деятельности влияющие на развитие личности детей раннего дошкольного возраста.
Гипотеза- развития личности детей раннего дошкольного возраста, может быть эффективной, если в дополнение к основной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 362, будет составлен и внедрен проект «Влияние игры на развитие личности детей раннего дошкольного возраста», и одним из условий реализации будет являться организация игровой деятельность.
Методы и методики исследования: метод наблюдения, беседы, игровой метод, метод проблемных ситуаций. Методика «Зрительный диктант» по Т. Д. Марцинковская. Изучение основных личностных новообразований Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. Исследования детского самосознания и половозрастной идентификации Н. Л. Белопольской.
База исследования: муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 362.
Количество испытуемых: 11 человек в возрасте от 2 до 3 лет.
Структура работы: введение, 1 глава теоретическая часть, 2 главы практическая часть (5 таблиц, 1 рисунок), заключение, список литературы (63), приложения(8), общее количество страниц печатного текста - 73.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Философия, история, педагогика, психология, социология и медицина к каждой области науки можно отнести понятие личности. Прежде всего личность характеризует систему отношений человека к окружающей действительности. Главным и определяющим личности является ее отношения к людям которое одновременно выражается и в взаимоотношениях. Человек представляет свое отношения как осознанную основываясь на опыте, избирательную психологическую связь затрагивающая различные стороны жизни. Выражаясь в действиях, переживаниях и его реакциях. В следствии заинтересованности и силы испытанных эмоций, проявление желания или потребности в отношении, существенно будет различаться динамика реакции и переживания личности. Что тесно связано с темпераментом. Современными учеными наглядно доказана, что от условий жизни и воспитания человека зависит особенность личности [35]. Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи — Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина.
А.Н. Леонтьев говорил, что ранний дошкольный возраст является периодом «первоначального, фактического склада личности».
Целью мониторинга являлась составление педагогического проекта с подбором игровой деятельности, для каждого ребенка учитывая его индивидуальные особенности, направленной на развития личности детей раннего возраста.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве осуществляется в более быстрых темпах, чем в любом другом возрасте. В процессе взаимодействия с социальной средой складывается практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных. Важной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического развития и нервно-психического. Состояние соматического здоровья ребенка во многом зависит от психического развития. В раннем возрасте детям свойственна высокая пластичность всего организма, а в особенности высшей нервной деятельности. На правах сотрудничества социальная ситуация развития в раннем детстве раскрывается в отношениях: ребенок- предмет-взрослый, представляя собой ситуацию совместной деятельности ребенка и взрослого. Данный возрастной период является самым благоприятным для воздействий на ребенка. Все осваивает и познает ребенок впервые, у него отсутствуют знания, навыки, представления. Тем не менее малыш имеет основу для формирования психических качеств, которые присущих только человеку, за счет имеющихся врожденных механизмов он предрасположен к усвоению новых знаний в следствии чего имеет высокую обучаемость. Но нужно помнить, что данный возрастной период требует большей заботы со стороны взрослых, так как является и самым уязвимым в жизни ребенка.
С поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые в последствии становятся образцом для его собственного поведения ребенок знакомится через игровую деятельность, приобретая основные навыки общения, а в дальнейшем и качества необходимые при установлении контакта со сверстниками. При заинтересованности ребенка в игре и соблюдения ее правил взятой на себя роли игра оказывает большое влияние на развитие чувств и волевой регуляции поведения. Что в целом влияет на развитие личности ребенка. В игре происходит значительное изменения психике ребенка, что подготавливает его к переходу новой, более высокой стадии развития и влияет на формирование всех сторон личности ребенка. Что объясняется огромными воспитательными возможностями игры.
Мониторинг развития личности проводился на базе МБДОУ - Детского сада №362 города Екатеринбурга. Использовались методики для диагностики эмоционально - волевой сферы и поведения - «Зрительный диктант» по Т. Д. Марцинковская. Методика, направленная на изучение основных личностных новообразований разработанная Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации разработана Н. Л. Белопольской, которые были адаптированные для детей раннего дошкольного возраста. В опытно поисковой работе участвовала 11 детей в возрасте от 2-3 лет. При анализе результатов проведенного мониторинга отмечается положительная динамика развития личностных качеств детей раннего дошкольного возраста. Что свидетельствует об эффективной организации игровой деятельности в соответствии с разработанными основными принципами правильно организованной игровой деятельности. Наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности показало, что дети стали проявлять инициативность в общение, в процессе игровой деятельности активно сотрудничали, проявляли эмпатию к сверстникам, способы выражения эмоций стали более дифференцированными.
Для развития и воспитания детей раннего возраста необходимо комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
Цели и задачи, поставленные нами в начале работы полностью достигнуты и решены. В ходе работы было выявлено, что развития личности детей раннего дошкольного возраста, может быть эффективной, если в дополнение к основной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 362, будет составлен и внедрен проект «Влияние игры на развитие личности детей раннего дошкольного возраста» и одним из условия реализации будет являться организация игровой деятельность, что подтверждает выдвинутую гипотезу.



1. Абрамян, Л. А., Антонова, Т. В., Артемова, Л. В. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова - М. : Просвещение, 1989. - 286 с.
2. Авдулова, Т. П., Аксенова, Е. Г., Захарова, Т. Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника [Текст] / Т. П. Авдулова, Е. Г. Аксенова, Т. Н. Захарова - М. : ВЛАДОС, 2014. - 150 с.
3. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Михайлова, З.А. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова - СПб. : Детство - пресс, 2010. - 592 с.
4. Баранова, М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М. Л. Баранова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005, - 375 с.
5. Беляева, Л. А., Жданова, С. П. Психология (возрастная психология): Учебное пособие [Текст] / Л. А. Белаева, С. П. Жданова. - Томск: Томский государственно педагогический университет, 2013, - 106 с
6. Богуславская, З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 258 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 421 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
9. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вилюнас - М. : МГУ, 1976. - 142 с.
10. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология [Текст] / Б. С.
Волков, Н. В. Волкова - М. : Сфера, 2001. - 256 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Новая школа, 1996. - 528с.
12. Выготский, Л. С. Кризис трех лет сборник сочинений: том 4. [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Академия, 2000. - 90 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / С. Л. Выготский.
- М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
15. Галигузова, Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. [Текст] / Л. Н. Галигузова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008,
- 70 с.
16. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012, - 130 с.
17. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений [Текст] / О. Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 264 с
18. Ермолаев, С. Д. Мониторинг в детском саду. [Текст] / С. Д. Ермолаев - СПб. : Детство-Пресс, 2011, - 560 с.
19. Жуковская, Р. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сад. [Текст] / Р. И. Жуковская - М. : Просвещение, 1989. - 57 с.
20.Запорожец, А. И. Принцип развития в психологии. [Текст] / А. И. Запорожец — М. : Наука, 1978. - 57 с.
21.Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] /В. В. Зеньковский. - М. : Просвещение, 1996. - 289 с.
22. Кагермазова Л. Ц. Педагогическая психология [Текст] Л. Ц. Кагермазова. - Ростов-на-Дону. : ДПО КБГУ, 2009. - 152 стр.
23. Каменская, Е.Н. Основы психологии [Текст] /Е.Н. Каменская. - Ростов Н/Д. : Феникс, 2003. -154 с.
24. Карпов А. В. Общая психология [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Гардарики, 2004. - 232 с.
25. Кукушкина, А. Г. Методика организации игры Учебное пособие [Текст] / А. Г. Кукушкина. - Великий Новгород.: НовГУ им. Ярослава Мудрого — 2012. - 301 с.
26. Лаврова, Л. Н., Чеботарева И. В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 120 с.
27. Лелюх, С. В., Сидорчук, Т. А. Хоменко, Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников [Текст] / С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук - Ульяновск. : Фолио, 2003. - 65 с.
28. Людминская, А. А. О моральных представлениях и моральных привычках. Хрестоматия [Текст] / А. А. Людминская - М. : ВЛАДОС, 1997. - 238 с.
29. Лямина, Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. [Текст] / Г. М. Ляминой - М. : Просвещение, 1981. - 239 с.
30. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология: учебник [Текст] / Т. Д. Марцинковская -- М. : Гардарики, - 2000. - 255 с
31. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста [Текст] / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч. -практ. конф. - Новосибирск: СибАК. : 2012.
32. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Виноградова. Н. А. Мониторинг в современном детском саду. Методическое пособие. [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова - М. : Сфера, 2011. - 64 с.
33. Микляева, Н. В. Мониторинг образовательных областей в ДОУ. Методическое пособие. [Текст] / Н. В. Микляева - М. : Аркти, 2017. - 328 с.
34. Мухина, И. А., Косенко М. Г. Методические рекомендации.
Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста [Текст] / И. А. Мухина, М. Г. Косенко - Северск.: МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. - 75 с.
35. Мясищев, В. Н. Основы общей и медицинской психологии [Текст] / В.Н. Мясищев - Л. : Медицина, 1968. 216 с.
36. Немов, Р. С. Общие основы психологии: - 4-е изд. [Текст] / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
37. Немов, Р. С. Психология образования [Текст] / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 590 с
38. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений. Кн. 2. Психология образования [Текст] / Р. С. Немов — М. : ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
39. Николаева, Л. Ю., Николаева, Е. А. Игровая деятельность дошкольников [Текст] / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 25-29.
40. Новикова, Е. И. Современный справочник воспитателя детского сада [Текст] / Е. И. Новикова. - М. : Научная книга, 2017. - 448 с.
41. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Носко. - Владивосток. : ТИДОТ ДВГУ, 2003. -125 с.
42.Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова - М. : Тривола, 1995. - 352 с.
43.Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. - М. : Академический Проект, 2001. - 192 с.
44. Павлова, Л. Н., Волосова, Е. Б., Пилюгина, Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие [Текст] / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. - М. : Мозаика-Синтез, 2004,
- 152 с.
45. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. [Текст] / М. А. Панфилова. - М. : Гном, 2013, - 160 с.
46. Пащенко, И. Ю., Студенникова, В. В. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка [Текст] / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. — 2015. — С. 22-25.
47. Печора, К. Л., Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора - М. : Владос, 2002. - 176 с.
48. Пичугина, Н. О., Ассаулова, С. В., Айдашева, Г. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Н. О. Пичугина, С. В. Ассаулова, Г. А. Айдашева - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. — 384 с
49. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] Российское образование, федеральный портал. - режим доступа:http://www.edu.ru/
50. Семчук, Л. А., Янчий А. И. Возрастная психология Учебно¬методические комплекс. [Текст] / Л. А. Семчук, А. И. Янчий - Гродно: ГрГУ, 2006. - 226 с.
51. Синяпкина, Е. И., Звягина, О. Н. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Е. И. Синяпкина, О. Н. Звягина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017.
— №3. — С. 100-103./
52. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] / Е. О. Смирнова. - СПб. : Детство пресс, 2005. - 286 с.
53. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова - М. : Академия, 2000. - 160 с.
54. Смирнова, Е. О. Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) [Текст] / Е. О. Смирнова - М. : МГППУ, 2004 - 315 с.
55. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Стребелева - М. : Просвещение, 2007. - 164 с.
56. Тихомирова, Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов - М. : Академия развития, 1995.
- 199 с.
57. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Просвещение, 1995.
- 291 с.
58. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средне специальных педагогических учеб. заведений. - 5-еизд., [Текст] / Г. А. Урунтаева - М. : «Академия», 2001. - 336 с.
59. Филатов, Ф. Р. Психология [Текст] /Ф. Р. Филатов. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 198 с.
60. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду [Текст] / Т. И. Чиркова — М. : Педагогическое сообщество России, 2001. - 224 с.
61. Шамрай, С. Е., Гладышева. Н. Н., Бацина, Е. Г. Контроль в детском саду. Планирование. Мониторинг. Практический инструментальный анализ. ФГОС ДО. [Текст] / С. Е. Шамрай, Н. Н. Гладышева, Е. Г. Бацина - СПб. : Учитель, 2015. - 192 с.
62. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко — М. : Гардарики, 2005. — 349 с.
63.Эльконин, Д. Б. Детская психология. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Д. Б. Эльконин - М. : Академия, 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ