ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Табакокурение как вид зависимости: исторический аспект проблемы ....7
1.2. Причины подросткового табакокурения и его последствия 9
1.3. Специфика профилактики табакокурения в образовательной
организации 17
Вывод по первой главе 32
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Цели и задачи профилактики табакокурения в образовательном
учреждении 34
2.2. Исследование потребления табака в подростковой среде
общеобразовательных учреждений 40
2.3. Программа профилактики табакокурения среди подростков в
образовательном учреждении 47
Вывод по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ВВЕДЕНИЕ
Не вызывает сомнения утверждение, что здоровье нации, здоровье народа - это важнейший показатель благополучия и безопасности государства. В настоящее время, несмотря на ведущуюся государством социально-ориентированную политику, продолжительность жизни россиян короче, а смертность российских мужчин трудоспособного возраста выше, чем во многих странах мира. В частности, по сведениям Росстата ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по состоянию на 2016 год, составляет для России - 71,87 год (66,50- у мужчин, 77,06- у женщин), а, например в Финляндии, по состоянию на 2015 год, 81,4 год (78,8- у мужчин, 84,1- у женщин). Красноречив перечень стран, где этот показатель хуже, чем в России: Киргизия - 70,9, Украина - 71,7, Индия -68,3, ЮАР - 57,4, Ангола - 52,7, Египет - 71,3, Нигерия - 53 года[31].
Курение табака относится к одной из серьезных угроз здоровью россиян, так как потребление табака значительно увеличивает риск развития целых групп заболеваний: сердечно-сосудистых, бронхолегочных,
желудочно-кишечных, онкологических заболеваний, заболеваний репродуктивной системы и т.д.В то же время, по состоянию на 2010 год, распространенность потребления табака среди взрослого населения России составляет 53-80% среди мужчин и 13-47% среди женщин (разница в проценте курящих указана с учетом регионов). Показатели распространенности потребления табака среди молодежи также очень высокие: 28-67% среди юношей и 15-55 % процентов среди девушек.
Отмечается также и рост потребления табака особенно среди женщин, детей и подростков [3].
Как видим, в некоторых регионах страны курит больше половины молодежи, что без сомнения скажется на качестве и продолжительности жизни населения России в целом. Курение продолжает оставаться и одной из самых распространенных привычек среди подростков.
За последние годы было реализовано больше число мер, приведших к снижению зависимости от табака. В частности, распространенность потребления табака среди взрослого населения России снизилась с 39,4% в 2009 г. до 30,9% в 2016 г., а среди подростков 13-15 лет в 2 раза за период с 2004 по 2015 годы. Несмотря на имеющиеся достижения, в целом показатели распространенности потребления табака остаются высокими. Отмечается, что преждевременная смертность, обусловленная курением, приводит к потере потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте у мужчин в среднем на 9 лет, у женщин - на 5,6 года [4].
Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлена обязанность образовательной организации обеспечить охрану здоровья обучающихся, включающую, в том числе, «профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ» (п.7, ст.41) [1]. То есть школа как образовательная организация обязана проводить не только информационную и разъяснительную работу о вреде табака, но и обеспечить нераспространение табакокурения на своей территории, защиту обучающихся от вредного воздействия табака, организацию эффективной профилактической работы по снижению зависимости от курения. Закон не конкретизирует термин курение как курение именно табака, поэтому работа, организуемая в школе, должна учитывать и такие современные тенденции как электронные сигареты, использующие заменители табака, которые пока не запрещены на государственном уровне. Огромное значение в организации такой работы должна иметь деятельность преподавателя основ безопасности жизнедеятельности, как наиболее компетентного в данной области специалиста.
Уже давно доказано учеными, что курение табака наносит непоправимый вред здоровью курящих и их окружению, также эта привычка препятствует формированию у детей, подростков имолодежи поведенческих установки на ведение здорового образа жизни.К сожалению, в сознании огромного числа молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения).
Поэтому воспитание здоровой нации возможно только при условии реализации целенаправленной, профилактической работы, направленной на формирование внутренней личностной установки на ценность здорового образа жизни и отказа от курения табака, и учитывающей возрастные физиологические и психологические особенности подросткового возраста. Поиском решения данной проблемы занимается достаточно большое число ученых: Александров А.А., Журавлева Л.А., Князев Ю.Н., Котова М.Б. и т.д.
Актуальность темы ВКР состоит в недостаточности реализуемых в общеобразовательной школе мер по профилактике курения табака, необходимости создания условий, в первую очередь, для повышения устойчивости личности подростка к началу курения, широком распространении табакокурения среди подростков и отсутствии установки к ведению здорового образа жизни среди большой части российской молодежи.
Проблема исследования заключается в определении форм и методов профилактики табакокурения у обучающихся .
Объект исследования - образовательный процесс с детьми и подростками.
Предмет исследования - профилактика табакокурения среди детей и подростков.
Целью работы является разработка программы по профилактике табакокурения обучающихся в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты профилактики табакокурения среди детей и подростков в образовательном учреждении;
2. Проанализировать основные формы и методы работы по профилактике табакокурения среди подростков;
3. Разработать программу профилактики табакокурения среди детей и подростков в образовательном учреждении.
Методы исследования:
теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
эмпирические - педагогическое исследование (анкетирование, наблюдение, сравнение, изучение, анализ, синтез, беседа).
Структура данной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Анализ научной литературы, данных статистикии проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблема табакокурения подростков в настоящее время стоит очень остро. В нашем случае мы использовали метод анкетирования, в котором определили результаты исследования потребления табака в подростковой среде общеобразовательной организации, и наглядно увидели, что среди подростков 14-17 лет большинство хотя бы раз пробовали курить (95 человек из 117 опрошенных, что составило 81,2%) и большое число 43 подростка являются постоянными курильщиками.
В ходе написания дипломной работы нами были изучены имеющиеся в науке точки зрения о причинах курения в подростковом возрасте. Мы увидели, что с проблемой курения сталкиваются почти все подростки, и их выбор в пользу курения или отказа от курения зависит от множества факторов, включающих типичные для возраста психологические особенности личности и поведения, взаимоотношения подростка в коллективе сверстников, личностные смыслы подростка, социальные условия его жизни, наличие или отсутствие поддержки со стороны семьи.
Главной задачей образовательной организации в организации профилактики табакокурения является создание внутренней среды, способствующей поддержанию личности и формированию ценностно-смысловых установок личности на ведение здорового образа жизни.
Проблема курения вошла в жизнь значительной части подростков и без хорошо подготовленной программы профилактики табакокурения, воспитания подрастающего поколения быть не может.
Мы проанализировали данные о причинах неэффективности существующих программ профилактики, главными из которых являются:
а) фрагментарный и несистемный подход к профилактической работе, тематические занятия и мероприятия проводятся от случая к случаю и не являются закономерным продолжением всего учебно-воспитательного процесса;
б) профилактика подменяется популяризацией, слишком навязчива и очевидна;
в) низкое качество проводимых мероприятий, их непривлекательность и несовременность с позиции подростков;
г) невыполнение на территории школы норм российского антитабачного законодательства: курение в туалетах и на прилегающей территории.
Анализ опыта ведения антитабачных кампаний в нашей стране и сведений о результатах проектов профилактической работы, реализованных в зарубежных странах, приводит к неутешительному выводу, что традиционные программы профилактики курения, основанные на информационном подходе, не имеют положительного результата.
Наличие же в образовательной организации антитабачной политики и её осознанное и убежденное ведение, рано или поздно дает результат.
Профилактическая работа требует от педагогов глубины понимания проблемы и владения материалом, внутренней убежденности, владения разными формами организации занятий с учетом специфических возрастных и личностных особенностей группы, отношения в коллективе обучающихся к курению, вовлеченности ребят в курение.
Учитель основ безопасности жизнедеятельностине может оказаться в стороне от реализации программ профилактики курения табака. Учитель должен понимать, о чем он должен говорить, в какой форме проводить занятия в том или ином классе. Профилактическая работа требует высокого педагогического мастерства и системного подхода.
Поэтому, можно говорить о многочисленных сложностях в решении вопросов профилактики табакокурения, которые стоят перед школой.
Разработка антитабачной политики, программ профилактики для школы, параллели, класса, по отдельным учебным дисциплинам и их реализация должны стать единой системой. Эффективность реализации школьных профилактических программ напрямую зависит от компетентности педагогов как мастеров, владеющих арсеналом новых технологий обучения и воспитания, от авторитета учителя в глазах обучающихся, наличия взаимодействия школы с семьями и общественностью, привлечения высококомпетентных специалистов и людей, пользующихся у обучающихся уважением.
На базе имеющихся научных исследований в области профилактики табакокурения и изучения разработанных в нашей стране школьных программ профилактики курения были сформулированы цель и задачи работы общеобразовательной школы в данном направлении.
Цель программы профилактики табакокурения: создание в образовательной организации внутренней среды, способствующей поддержанию личности и формированию ценностно-смысловых установок личности на ведение здорового образа жизни.
Задачи:
1. полное соблюдение прав некурящих участников образовательного процесса и посетителей школы путем соблюдения на территории образовательной организации закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2. привлечение внимания к проблеме детского курения и вовлечение в ее решение обучающихся и их семей;
3. реализация системы мероприятий, направленных на: просвещение всех участников образовательного процесса по вопросам зависимости от курения, последствий курения; обучение методам отказа от курения;
4. способствование росту числа обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе, через создание общедоступных спортивных секций и групп на территории образовательной организации;
5. создание современных информационных материалов по проблеме табакокурения и отказа от курения, ориентированных на разные возрастные группы обучающихся, а также членов их семей;
6. создание системы консультативной поддержки помощи курящим обучающимся и работникам организации, желающим бросить курить.
Предлагаемые нами задачи мы считаем соответствующими современному уровню представлений о профилактической работе, достижимыми и измеримыми.
Также мы отмечаем важность работы преподавателя ОБЖ как некоего учителя-лидера, способного стать локомотивом профилактической работы в школе. Несмотря на то, что преподаватель ОБЖ отвечает, в первую очередь, за результаты освоения обучающимися его предмета, мы уверенны, что деятельность по профилактике табакокурения, организованная на высоком уровне, станет только дополнительным стимулом для обучающихся в освоении дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности», повысит интерес подростков к проблемам своего здоровья и здоровья близких, будет способствовать формированию личностных смыслов, связанных со здоровым образом жизни.
Мы сформулировали основные задачи работы по профилактике табакокурения для преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в основной общей и средней общей школе:
• актуализация табакокурения как проблемы современного общества в сознании обучающихся подросткового возраста;
• предоставление достоверной информации о влиянии курения на организм человека, адаптированной возрастным особенностям подростков;
• реализация системы мероприятий, направленных на профилактику табакокурения.
Для реализации этих задач нами предлагается Программа работы преподавателя ОБЖ по профилактикетабакокуренияв основной общей и среднее общей школе. Программа содержит описание направлений работы преподавателя ОБЖ, а также планы его работы по этим направлениям:
• план учебной работы;
• план внеклассных мероприятий;
• план работы с семьями обучающихся.
Кроме этого в Программе конкретизированы сроки проведения мероприятий и классы, в которых проводятся данные мероприятия. Мы считаем, что данная программа является цельным документом, с прослеживающимися взаимосвязями между всеми этапами работы с обучающимися, преемственности такой работы и учетом возрастных особенностей подростков.
Из всего выше сказанного можно с уверенностью сказать, что все задачи данной работы были решены и цель полностью достигнута.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
3. Концепция осуществления государственной политики
противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утв.
распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р).
4. Проект Концепции осуществления государственной политики
противодействия потреблению табака на 2017 - 2022 годы и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации: URL :
https://www.rosminzdrav.ru/documents/9544%E2%80%8B-proekt%E2%80%8B- kontseptsii%E2%80%8B.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. - М., 2016. - №4. - С. 35-42.
7. Бажина, М.Е., Яремчук, С.В., Яремчук, О.В. Личностные особенности курящих подростков и профилактика курения // Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе . 2010. № 1. С. 231-243.
8. Бакалеева, С. Твоя последняя сигарета / С. Бакалеева - М.: Профиль - 2013. - 110 с.
9. Бойко В.М. Как бросить курить / В.М. Бойко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 165 с.
10. Ванина, А.Д. Математика о вреде курения // Сборник «Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право». Московская научнопрактическая конференция «Студенческая наука». Под общей редакцией: Ф.Л. Шарова. 2016. С. 244-248.
11. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике / Ю.В
Василькова [и др.]- М. : Изд-во ГФ «Полиграф.ресурсы». - М., 2016.- 424 с.
12. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И. Гилинский // Соц. исследования - 2017 г.- № 14.- С.16-18
13. Гориславская, Е.А., Суслов, С.С. Дерматологические аспекты вреда курения // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7 (23). С. 261-264.
14. Дейнега, В.И., Ляшенко, Н.В.Что мы знаем о вреде курения? // Сборник «Актуальные проблемы воспитания в образовательной среде». Материалы международной междисциплинарной научно -практической конференции. 2017. С. 70-74.
15. Деларю, В.В. Губительная сигарета / В.В. Деларю - М. : Педагогика, 2017. - 54 с...