Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №32057

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1 Сущность профилактики злоупотреблений психоактивными веществами
и зависимого поведения 7
1.2 Психологическая характеристика старшего школьного возраста 15
1.3 Роль государства и общественных институтов в профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 27
2.1 Организация экспериментального исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации по проведению профилактической работы
среди старшеклассников 36
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ


Общественное мнение нашей страны отмечает, что злоупотребления психоактивными веществами (далее ПАВ) среди молодежи в настоящее время, не смотря на предпринимаемые предупредительные меры, стало представлять угрозу национальной безопасности России. При этом, употребление психоактивных веществ школьниками за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия [6, с. 128]. По данным Всемирной организации здравоохранения людей с заболеваниями, обусловленными принятием этих веществ составляет свыше 500 миллионов человек.
Как следует их большого количества публикаций, сегодня фактом является утрата молодежью жизненных ценностей, бедность духовной культуры, экономическая нестабильность и неспособность правоохранительных органов эффективно противостоять преступности привели к тому, что в употребление ПАВ вовлекаться все больше молодежи [8, с. 49]. Следовательно мы можем говорить об «омоложении» зависимостей. В нашей стране средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12, 5 года, а среди девочек - до 12,9 года. Возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до 14, 2 года среди мальчиков и 14, 6 года среди девочек. Актуальность нашей работы заключается в осмыслении необходимости разработки профилактических мероприятий среди обучающихся.
Впервые наркотическую зависимости и ее тесную связь с социальнобытовыми условиями рассмотрели А.С. Шоломович, Ю.П. Лисицин, М.Н. Гернет, и др. в начале 20 века. Ими были разработаны технологии обследования наркозависимых. Проблемой наркотической зависимости, социальной составляющей употребления психоактивных веществ занимались так же А.Е. Личко, Л.С. Горбатенко, Ю.А. Бубеев, В.С. Битенский, Л.Б. Шнейдер.
Большинство исследований по профилактике зависимостей проводились с позиций медицины Бабаян Э.А., М.Х. Гонпольский М.М. Русакова, Г.Г. Силласте. Социально-педагогический аспект употребления молодежью ПАВ исследовался
В.В. Лозовым, О.В. Кремлевой. Ряд авторов исследовали специфичность феномена зависимости от ПАВ, который состоит в том, что знакомство с наркотиком происходит в группе сверстников и с помощью опытного товарища- аддикта (С.В. Велиева, Ф.И. Григорец, О. С.Михайлова, О.А. Новикова). Проблему воспитания и профилактики зависимого поведения, формирования здорового образа жизни можно проследить в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, З.В. Коробкина, В.А. Попова, П.Д. Павленок, К.С. Лисецкого, Л.М. Шипициной и т.д.
Однако несмотря на достаточно большое количество работ по проблеме наркомании и использовании ПАВ мы все же можем сказать, что общество школы нуждается в более глубоких теоретических и практических исследованиях данного вопроса, особенно в вопросе профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников. Следовательно не до конца остается разрешенным противоречие между объективной необходимостью противостояния распространению ПАВ среди школьников и отсутствием комплексного воздействия на факторы наркотизации старшеклассников. Разрешение данного противоречия связано с разработкой проблемы: каковы приоритетные направления профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников?
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что включение профилактических мероприятий против употреблений ПАВ старшеклассниками, а также в регулярное проведение мониторинга зависимого поведения у обучающихся старшей школы, будет эффективно для учебновоспитательного процесса старшей школы.
Объектом обучающиеся старших классов.
Предмет исследования: профилактика злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников
Цель: обосновать профилактические мероприятия по снижению злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников
Задачи:
1. Выявить сущность профилактики злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников.
2. Изучить роль общественных институтов в профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников (семья, государство, вуз).
3. Опытно-экспериментальным путем исследовать злоупотребления ПАВ и зависимого поведения у старшеклассников.
4. Составить методические рекомендации по профилактике злоупотреблений ПАВ и зависимого поведения у старшеклассников и апробировать профилактические мероприятия в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую базу составили психолого-педагогическое осмысление проблем личности (Б.С. Братусь, JI.C. Выготский, И.С. Кон); методологические принципы профилактической педагогики и психологии (А.Е. Личко, М.И. Мосягин, Е.И. Шипицина, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ и синтез литературы по проблеме злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения
2. Экспериментальное исследование (анкетирование), его обобщение и интерпретация;
3. Методы статистической обработки результатов.
Экспериментальной базой исследования послужила МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска, РТ
Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении анализа и синтеза научных представлений о профилактике злоупотреблениий ПАВ среди старшеклассников, что позволяет по-новому осмыслить сущность превентивной деятельности в формировании здорового образа жизни.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы вносят реальные дополнения в существующую систему антизависимого воспитания старшеклассников. Материалы представленной работы могут быть использованы при подготовке спецкурса для студентов педагогов, психологов, социальных педагогов. Результаты исследования могут быть использованы для широкого круга специалистов, занимающихся профилактикой ПАВ: на уроках, классных часах, для проведения внеклассных мероприятий и других форм занятий в учреждениях образования и социальной сферы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, список использованных источников и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи не смотря на предпринимаемые предупредительные меры, стало представлять угрозу национальной безопасности России. Проблема зависимого (аддиктивного) поведения является очень сложной, актуальной, современной, т к за последние годы значительно возросло потребление ПАВ школьниками. В представленном исследовании были даны характеристики видов аддикций (химические, нехимические и промежуточные) и достаточно подробно описана группа химических зависимостей, включающих ПАВ, т.е. табакокурение, алкоголь, наркотические вещества.
Была раскрыта сущность профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения и проанализирована роль общественных институтов по профилактике зависимостей среди старшеклассников.
Таким образом, роль семьи состоит в том, выступая институтом социализации, она призвана обеспечить адаптацию к жизни в сложных внешних условиях и защитить молодых людей от деструктивных стимулов развития.
Роль государства заключается в обеспечении социальной безопасности и в вовлечении молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Роль школы предполагает создание благоприятной социокультурной среды, направленной на развитие личности старшеклассника и формирование у него представлений о здоровом образе жизни.
Было проведено эмпирическое исследование употреблений ПАВ старшеклассниками. Анализ результатов исследования показал, что субъективная значимость проблемы зависимостей у респондентов не высока и у них нет адекватного понимания этой проблемы.
Исходя из этого, нами предложены методические рекомендации по проведению профилактической работы среди старшеклассников, целью которой является внедрения мероприятий первичной профилактики в старшей школе, направленных на предотвращение употребления ПАВ старшеклассниками; воспитание у них желания к здоровому образу жизни. Предлагаемые профилактическая работа должна осуществляться в процессе обучения и воспитания и, на наш взгляд, помогать обеспечению социальной безопасности обучающихся, возможности для их успешной социализации, эффективной самореализации и для развития их личностного потенциала. Применение нескольких направлений профилактической работы позволяет максимально эффективно воздействовать на целевую аудиторию и получать ощутимые результаты в виде:
- увеличения знаний в области наркотической зависимости;
- создания условий для формирования у старшеклассников культуры выбора;
- обеспечения взаимодействия с различными службами;
- предоставления объективной, соответствующей информации о наркотической зависимости;
- вовлечения в антинаркотическую деятельность;
- развития волонтерства;
- информирования молодежи об употреблении психоактивных веществ и т.д.
Таким образом, необходимо продолжать работать по данным направлениям (диагностика, просветительская работа, мониторинг), так как сравнительный анализ свидетельствуют об эффективности тенденции в области зависимости от ПАВ среди старшеклассников.
Гипотеза нашего исследования, заключающаяся в предположении о том, что включение профилактических мероприятий против употреблений ПАВ старшеклассниками, а также в регулярное проведение мониторинга зависимого поведения у обучающихся старшей школы, будет эффективно для учебно-воспитательного процесса старшей школы, нашла свое подтверждение.



1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Питер, 2010. - 288 c
2. Асадуллин, А.Р. ,Анцыборов, А.В. Новые психоактивные вещества: конец эволюции наркотиков или первая ступень // Медицинский вестник Башкортостана - 2017. - Т.12, №4(70). - С.98-103
3. Ахметова, Э.А. Дисгармоничная семья как фактор формирования зависимости к новым синтетическим «дизайнерским» наркотикам // Медицинский вестник Башкортостана. - 2017. - №1. - С.15-20
4. Бойков, А.Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой учёный. - 2014. - №3 (62). - С. 871-874.
5. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№4.- С.242.
6. Велиева, С.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - Т.11. № 4, 2015. - С. 107-120.
7. Васильева, Е. В. Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков как ведущее направление в работе социального педагога // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. -Тамбов, 2016. - С. 547-551.
8. Гилва, Н.С. К Вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Раздел 2. Педагогические науки. -2016. - С.136-139
9. Григорец, Ф.И. Наркотизация молодежи: характеристика, причины,
профилактика (на материалах Приморского края) / Ф.И. Григорец. - Владивосток.: Изд-во «48 часов» (ИП Ковальков А.Н.), 2012. - 148 с.
10. Горбатенко, Л. С. Родителям и педагогам: всё о наркомании: эффективные прораммы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Л. С. Горбатенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 348 с.
11. Еременко, В. В. Наркомания в образовательной среде / В. В. Еременко // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 4. - С. 127-135. - Окончание. Начало см. № 3. - С. 127-135.
12. Епихина, П.В. Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2014. - Т 15. №4. - С63-67 с.63
13. Ерохина, О. Б., Логвина, А. П., Плахов, Н. Н., Сыромятникова, Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 909-912.
14. Жариков, Н. М. Учителям и родителям о психологии подростка / Н. М. Жариков. - М.: Просвещение, 2015. - 163 с.
15. Зуев, А. М. Наркомания и жизнь несовместимы: [отношение молодежи к наркотикам, проблемы профилактики наркомании и пути их решения] / А. М. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2010. - № 9. - С. 43-49.
16. Казин, Э.М., Шерер, Т.И. Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ старшими подростками // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т.2, № 2(49). - С.138-143
17. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение,1989-254с.
18. Князева, Т.Н. Современные аспекты проблемы интеллектуального развития подростков в период возрастного кризиса // Современные проблемы науки и образования. - № 6. - 2014. - с.34-45.
19. Койбагарова, Д.К. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с особенностями личности в периоде ранней взрослости (18-25 лет) // Международный студенческий научный вестник, 2016. - № 5(1). - С.326-329.
20. Кузнецова, Д. А., Братцева, О. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2018. — С. 285-288.
21. Леонтьев, А. Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: НПФ «Смысл»,
2012. - 950 с.
22. Личко, А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Изд-во «Речь», 2010. - 256 с.
23. Лозовой, В.В., Кремлева, О.В., Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: Опыт создания первичной профилактики. - Москва, 2011.
24. Майсак, Н.В. Личностные особенности младшего подростка / Н.В. Майсак // Вопросы педагогики. - 2016. - №3. - С. 68 - 69.
25. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Б.Р. Мандель. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
26. Михайлова, О. С. Наркомания как социально-педагогическая проблема / О.
С. Михайлова // Высшая школа - важнейший государственный ресурс регионального развития: межвуз. науч.-практ. конф., Биробиджан, 21-22 апр. 2005 года: сб. материалов / под ред. Н. Н. Паранчер. - Биробиджан, 2005. - С. 119-122.
27. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения: Учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова, Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: Яр ГУ, 2005. - 122 с.
28. Мосягин, М.И. Наркотизм как форма изменённого состояния сознания в контексте психологической антропологии. Научный и общественно - информационный журнал «Известия МАН ВШ» №4(30),2004, с.78-92
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ВУЗов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 456 с.
30. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: 6-е изд. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 688 с.
31. Николаев, Е.Л., Чупрова, О.В. Психологические особенности темпоральной перспективы личности в системе «зависимый-созависимый» // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 102-105.
32. Павленок, П. Д. Деятельность по предотвращению и избавлению несовершеннолетних и молодёжи от наркотической зависимости // Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М., 2010. - С. 64-—70
33. Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблемы адаптации, здоровья и развития субъектов образования: методич. пособие / Казин Э.М., Абаскалова Н.П.,Касаткина Н.Э. и др. // под общей редакцией Э.М. Казина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. - 165с.
34. Плахов, Н.Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей // В кн.: Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.П.Соломина. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. - 2011. - С. 12-20.
35. Сирота, Н. А. Когнитивно-поведенческая модель профилактики рецидива принаркомании: [о работе с пациентом по формированию и эффективному использованию навыков успешной психосоциальной адаптации] / Н. А. Сирота, Н. И. Зенцова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2009. - № 1. - С. 81-88.
36. Соловьев,А.В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№12 (59).-С.494- 496.
37. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально- адаптивного образовательного пространства: монография. - Кн.1. Психолого-педагогические, физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков / Казин Э.М., Касаткина Н.П., Красношлыкова О.Г. и др.// под научной ред. Э.М. Казина. - Кмерово: Изд-во КРИПКиПРО. М.: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. - -363 с.
38. Фельдштейн, Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, 2016. - № 4. - С. 84 - 85.
39. Шоломович, А.С. Теория и практика борьбы с наркотизмом // Московский медицинский журнал. - 1933. - № 5. - С.123-128
40. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков : учеб. пособие для СПО / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Серия : Профессиональное образование)
41. Цветкова, О. А. Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 702-704. — URL https://moluch.ru/archive/80/14210/ (дата обращения: 18.02.2019)
42. Эльконин, Б. Д. Психология развития. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 144 с.
43. Эйдемиллер, Э.Г., Кулаков, С.А., Черемисин, О.В. Исследования образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования и психотерапия наркологии. JI., 1989 - С.74-79.
44. Итоги деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков за 9 месяцев 2015 года http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml
45. Статистика курения в России./ http://www.nosmoking18.ru/statistika-kureniya- v-rossii/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ