Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №72160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации профилактики вредных привычек в начальном образовании 7
1.1. Профилактика вредных привычек в начальной школе:
сущность и значение 7
1.2. Психофизиологические основы профилактики вредных
привычек у младших школьников 11
1.3. Организационно-педагогические условия профилактики
вредных привычек в начальной школе 16
Глава 2. Экспериментальная работа по организации профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 26
2.1. Возможности учебно-методического комплекта «Школа
России» по предмету «Окружающий мир» в проведении профилактики вредных привычек 26
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по
организации профилактики вредных привычек при изучении предмета «Окружающий мир» 30
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения

Согласно современным представлениям профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) включает в себя комплекс педагогических, социальных и медицинских мероприятий. Выделяют первичную, вторичную и третичную разновидности профилактической работы. Первичная профилактика вредных привычек является наиболее массовой, неспецифической, включает преимущественно педагогический и социальный компоненты реализуется в условиях образовательных учреждений. Целью профилактики вредных привычек является формирование устойчивости к вредным привычкам (Ахмерова, 2005; Великанова, 2008; Сирота, 2003).
Проблема распространения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного общества. Одной из причин сложившейся ситуации является низкий уровень подготовки педагогических кадров к решению данной проблемы, недостаточность разработанных организационно-педагогических условий профилактики вредных привычек в образовании. Статистические данные свидетельствуют о следующем распределении по возрастным группам начала употребления психоактивных веществ (ПАВ): 1,4% - до 10 лет, 41,2% - в 11-14 лет, 51% - 15-17 лет и 0,4% - после 20 лет. Отсюда следует необходимость охвата профилактическими мероприятиями детей, по крайней мере, начиная с 10 лет (Анисимов, 2006; Ахмерова, 2005; Рожков, 2004; Сирота, 2003; Ягодинский, 2005).
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на укрепление физического здоровья обучающихся, становление личностных характеристик, таких как выполнение правил здорового и безопасного образа жизни.
B процессе развития личность младшего школьника легко формируется, но также и легко деформируется - это критический период развития. Любое нарушение или дисгармония в окружении младшего школьника или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У школьника быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Хорошо, если привычки полезные, а если они вредные? Вредные привычки - это барьер для человека, который не дает в течение всей жизни успешно воплощать себя как личность.
В настоящее время профилактика пагубных привычек у детей младшего школьного возраста выходит на федеральный уровень и предполагает объединение усилий различных ведомственных служб. Образовательные учреждения, в том числе и школа, обладают рядом возможностей для проведения профилактической работы, имеют огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка.
На основании вышеизложенного выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Организация профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс организации профилактики вредных привычек у младших школьников, а его предметом - организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир».
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что профилактика вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективна при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- при проведении уроков использовать интерактивные методы, направленные на формирование ценности здоровья и негативного отношения к вредным привычкам: ролевые игры, работа экспертных ученических групп;
- использовать наглядные средства обучения, демонстрирующие ценность здоровья, вред табачного дыма, алкоголя: презентации, видеоролики;
- вовлекать в процесс профилактики вредных привычек родителей, используя метод творческих проектов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и значение профилактики вредных привычек в начальной школе.
2. Изучить психофизиологические основы профилактики вредных привычек у младших школьников.
3. Выявить организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек в начальной школе.
4. Теоретически и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент; диагностические: психологический тест «Индекс отношения к здоровью»; методика «Выявление степени информированности о вредных привычках».
Экспериментальная база: МОУ «Октябрьская СОШ им. Героя России Юрия Алексеевича Чумака» Белгородской области Белгородского района, 3 класс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматривается сущность профилактики вредных привычек и ее значение; психофизиологические основы профилактики вредных привычек у младших школьников; организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе проводится анализ УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир» в проведении профилактики вредных привычек; приводятся результаты экспериментальной работы по организации профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир".
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 60 наименование источников. Содержание работы изложено на 60 страницах машинописного текста.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков, таблицы, диаграммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно современным представлениям профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) включают в себя комплекс педагогических, социальных и медицинских мероприятий. Выделяют первичную, вторичную и третичную разновидности профилактической работы. Первичная профилактика вредных привычек является наиболее массовой, неспецифической, включающая преимущественно педагогический и социальный компоненты и реализуется в условиях образовательного учреждения. Целью профилактики вредных привычек является формирование устойчивости к вредным привычкам.
Профилактическая работа в образовательной среде школы относится к первичной профилактике и может быть представлена циклом занятий для групп риска или отдельными профилактическими мероприятиями. Цель данной работы в школе - полный отказ детей и подростков от употребления вредных привычек.
Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании и токсикомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, воспитатели, практические психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Основная цель профилактической работы с детьми заключается в формировании у детей устойчивости к вредным привычкам и установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.
В ходе дипломного исследования мы убедились, что формирование устойчивости к вредным привычкам необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Устойчивость к вредным привычкам эффективно формируется при изучении предмета «Окружающий мир», как во время уроков, так и во внеурочное время.
Экспериментальная работа показала, что профилактика вредных привычек при изучении предмета «Окружающий мир» эффективна, если:
1. При проведении уроков использовать интерактивные методы, направленные на формирование ценности здоровья и негативного отношения к вредным привычкам:
- ролевые игры;
- работа экспертных ученических групп.
2. Использовать наглядные средства обучения, демонстрирующие ценность здоровья, вред табачного дыма, алкоголя:
- презентации;
- видеоролики.
3. Включать в процесс профилактики вредных привычек родителей, используя метод творческих проектов.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень устойчивости к вредным привычкам имели 54% учащихся, а на контрольном этапе всего 12%. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами организационно-педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении хотелось бы отметить, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Профилактическая работа в детской среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определённых познаний и их постоянного расширения.



1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности
школьников / М.К. Акимова. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. - М.: Просвещение, 2006. - 45 с.
3. Ахмерова С.Г. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учеб.-метод. Пособие для учителей / С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова. - Уфа: Ин-формреклама,
2005. -144 с.
4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Б.Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС,2001.- 340 с.
5. Беликов В.А. Философия образования личности: монография / В.А. Беликов.- М.: Владос, 2004. - 357 с.
6. Бенюмов В.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков / В.М. Бенюмов, О.Р. Костенко, К.М. Флоренсова. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
7. Братусь В.С. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма
/ В.С. Братусь, П.И. Сидоров. - М.: Академия, 2005. - 375 с.
8. Бусловская Л.К. Здоровьесберегающие технологии в начальном
образовании / Л.К. Бусловская, А.Ю. Ковтуненко, Ю.П. Рыжкова. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. 136 с.
9. Великанова Л.П. Наркология: учебное пособие / Л.П. Великанова, О.В. Каверина, Р.В. Бисалиев. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -382 с.
10. Виноградов П.А. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании / П.А. Виноградов, А.Т. Паршиков, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов, Т.М. Брук. - М.: Советский спорт, 2003. 120 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1996.
- 233 с.
12. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2003. - Т. 2. - 364 с.
13. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей / P.P. Гарифуллин. - М.: ТЦ Сфера,
2002. - 317 с.
14. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев. - 1995. - №6 - С. 34-47.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.А. Практикум по сказкотерапии / Т.А. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310 с.
16. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 564
17. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2010. - №2. - С.92
18. Кобякова Т.С. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения / Т.С. Кобякова. - М., 2006. - 333 с.
19. Ковтуненко А.Ю. Физиологические закономерности формирования патологической зависимости от психоактивных веществ: учеб.-метод. пособие/ А.Ю. Ковтуненко. - Белгород: Политерра, 2015. - 124 с.
20. Ковтуненко А.Ю. Физиологические основы наркомании, алкоголизма, табакокурения и педагогические условия их профилактики: учеб.-метод. пособие/ А.Ю. Ковтуненко. - Белгород: ИД «Белгород», 2012. - 124 с.
21. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.
- 24 с.
22. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М. Конышева //Начальная школа. - 2006. - № 1. -
С.20.
23. Копыт Н.Я. Профилактика алкоголизма / Н.Я.Копыт, П.И. Сидоров - М.: Медицина, 2006. - 240 с.
24. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е.В. Коротаева. - М.: Изд-во: «Профит-Стайл», 2007. - 224 с.
25. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
26. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2005. - 315 с.
27. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. - 340 с.
28. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для вузов / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - 2-е изд., - М.: Изд-во: Академия, 2008. - 255 с.
29. Наркомания: методические рекомендации по преодолению
наркозависимости / А.Н. Гаранского. - М.: Лаборатория Базовых Знаний,
2000. - 384 с.
30. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов школе: использование интерактивных форм / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
31. Новолодская Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения / Е.Г. Новолодская, С.Н. Яковлева // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С.94.
32. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
33. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис.
... канд. пед. наук / С.Н. Павлов. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.
34. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А.А. Плешаков. - 3-е изд., - М.: «Просвещение», 2012. - 144 с.
35. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: «Просвещение», 2013. - 224 с.
36. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А.А. Плешаков. - 2-е изд., - М.: «Просвещение», 2011. - 95 с.
37. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А.А. Плешаков. - 3-е изд., - М.: «Просвещение», 2013. - 175 с.
38. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков. - М.: «Просвещение», 2014.- 205 с.
39. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
40. Реньш М.А. Сциально-психологический тренинг: Практикум / М.А. Реньш, Н.О. Садовникова, Е.Г. Лопес. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. - 190 с.
41. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
42. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А.В. // Молодой ученый. - 2009. - №4. - С. 279-282.
43. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: «Академия», 2003. - 176 с.
44. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. - М.: Эксмо-Пресс,
2001. - 304 с.
45. Степанов В.Г. Психология трудных подростков / В.Г. Степанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
46. Суханов В.И. Вредные привычки: причины и профилактика /
В.И. Суханов, В.А. Макович. - Челябинск, 2006. - 375 с.
47. Теккерей У.М. Ярмарка тщеславия / У.М. Теккерей. - М.: Правда, 1990. - 432 с.
48. Толстых Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Н.Н. Толстых, С.М. Кулаков // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 38-42.
49. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье/ И.Г. Ураков. - М.: Медицина,
2006. - 80 с.
50. Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.
51. ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Офиц. сайт]. URL:
ййр://минобрнауки.рф/босишеп1з/922
52. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 366 с.
53. Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / В.С. Хомик, А.А. Кроник //Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 98-106.
54. Хохлова М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников / М.В. Хохлова //Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 51-52.
55. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов/
А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 337- 339 с.
56. Цетлин М.Г. Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа) / М.Г. Цетлин, А.А. Колесников. - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. - 430 с.
57. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения/ Е.Б. Чиркова // Начальная школа. - 2003.- № 12- 79 с.
58. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Психология, 1974. - 256 с.
59. Ягодинский В.И. Уберечь от дурмана / В.И. Ягодинский. - М., 2005. - 282 с.
60. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя / В.И. Ягодинский. - М.: Просвещение, 2006. - 287 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ