Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе экологического образования

Работа №97033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития интеллектуальных способностей детей
младшего школьного возраста: определение и диагностика
интеллектуальной недостаточности 7
1.2. Методы экологического образования, стимулирующие
развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
РАЗВИТИЮ ИИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШЩИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1. Обзор методов, стимулирующих развитие интеллектуальных
способностей в процессе экологического
образования 29
2.2. Анализ результатов опытно-поисковой работы по
использованию методов, стимулирующих развитие интеллектуальных способностей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58


С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходят все больше детей, имеющих то или иное отклонение от «нормы». Среди них встречаются дети с аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития, эпилепсией и детским церебральным параличом. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на 2015 год, среди детей, которые поступают в первый класс, более 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Число обучающихся в начальной школе, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программой, возросло в 2-2,5 раза [31].
Однако, согласно утверждениям педагогов и психологов при выявлении детской интеллектуальной недостаточности на ранней стадии и грамотной коррекционной работе можно достичь устойчивых результатов и привести интеллектуальное развитие ребенка к нормативным значениям .
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях участившихся случаев поступления и обучения в школе детей с интеллектуальной недостаточностью, педагог, в рамках своей профессиональной деятельности и в интересах ребенка должен уметь решать вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития. А на сегодня эти вопросы остаются недостаточно разработанными.
Исследования таких ученых как Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др., позволяют относить к интеллектуальной недостаточности лишь те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Интеллектуальная недостаточность - это качественные изменения всей психики, которые являются результатом органических повреждений центральной нервной системы. При такой аномалии развития помимо интеллекта страдают эмоции, поведение, воля, физическое развитие и другие ВПФ. Из особенностей высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью вытекает данный диффузный характер патологического развития [7].
Исследования выше указанных ученных показали, что у детей с интеллектуальной недостаточностью присутствуют грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это становится физиологической основой для аномального психического развития детей, включая процессы познания, волю, эмоции и личность в целом.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно недоразвитие познавательных интересов, выражающиеся в том, что они в меньшей степени, чем их сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают ее вовсе, потому как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность [20]. Вследствие чего эти дети получают неполные и, иногда даже искаженные представления об окружающем их мире.
Восприятие младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется:
• Замедленным темпом (картинки известных предметов обучающиеся не сразу узнают);
• Пониженной подвижностью нервных процессов;
• Сокращение объема воспринимаемого материала (на одном и том же обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети).
Узость или ограниченность восприятия мешают обучающимся ориентироваться в какой-либо ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут уловить смысл происходящего, и часто бывают дезориентированы [27]. Глядя на какой-либо объект, школьники с интеллектуальной недостаточностью не стараются детально разобраться в его особенностях и свойствах; они не испытывают необходимости анализировать, всматриваться и сопоставлять его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В связи, с чем восприятие и понимание окружающего мира оказывается упрощенными и искаженными.
Необходимо руководить восприятием ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Таким детям требуется постоянное побуждение [24]. В учебной деятельности это приводит к тому, что у детей возникают трудности при выполнении заданий доступных их пониманию без стимулирующих вопросов учителя.
Поскольку интеллектуальная недостаточность влияет на речевые навыки, быстроту мышления, способность воспринимать информацию и решать логические задачи и т.п., возникают трудности в процессе обучения, которые в будущем могут негативно сказаться на коммуникативных способностях ребенка, и трудоустройстве в будущем.
В настоящее время психолого-педагогическая наука указывает на то, что интеллектуальная недостаточность является одним из самых распространенных тяжелых дефектов развития, учитывая все функциональные отклонения в состоянии здоровья человека.
Объектом исследования нашей работы является процесс развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются методы стимулирования развития интеллектуальных способностей детей в процессе экологического образования.
Цель исследования - предложить учителям начальных классов наиболее эффективные методы, для использования в процессе экологического образования, с целью стимулирования развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, в том числе детей с интеллектуальной недостаточностью;
- провести обзор и анализ существующих методов развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста;
- провести опытно-поисковую работу по определению результативности методов стимуляции развития интеллектуальных способностей младших школьников;
- сформулировать рекомендации для учителя начальных классов по работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в процессе экологического образования.
Методологической основой исследования являются теоретические положения в области интеллектуального развития детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)
Методы исследования:
- Теоретические: изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
- Эмпирические: наблюдение, диагностика.
База исследования: МАОУ - Гимназия № 40 г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие 27 обучающихся 1 «Б» класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования всех психических функций ребенка. Эта закономерность в определенной степени оказывается справедливой и в отношении детей с интеллектуальной недостаточностью. Несмотря на имеющийся органический дефект, своевременно и адекватно реализованные меры по коррекции нарушений когнитивной сферы оказывают положительное влияние на весь ход психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Интеллектуальная недостаточность - это качественные изменения всей психики, которые являются результатом органических повреждений центральной нервной системы.
Теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что в младшем школьном возрасте мышление начинает отражать существенные свойства и признаки явлений и предметов, что, в свою очередь, дает возможность делать выводы, обобщения, проводить аналогии, строить элементарные умозаключения. Именно на основе этого у младших школьников начинают формироваться элементарные научные понятия.
Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Они обладают широким, но мало дифференцированным восприятием. Выполнять целенаправленный анализ наблюдаемого объекта или явления, выделять главное, существенное в воспринимаемом дети данного возраста не умеют [6]. Постепенно восприятие становится управляемым, освобождаясь от влияния непосредственной деятельности, с которой ранее было неразрывно связанно, увеличивается место организованного наблюдения.
Для младшего школьного возраста характерна слабость произвольного внимания, тогда как непроизвольное внимание развито лучше [19]. Внимание неустойчивое, так как присутствует слабость тормозных процессов.
Многие дети, имеющие интеллектуальную недостаточность, способны обучаться в обычных школах. Важную роль здесь играют педагоги, которые должны особенно внимательно относиться к таким детям, поскольку они чаще подвержены чувству беспомощности и разочарования.
На сегодняшний день в системе методов обучения, стимулирующих развитие интеллектуальных способностей, сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов, а именно:
- метод наглядности;
- словесный метод;
- метод практической работы.
Применение наглядных методов в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Практические методы также важны в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Они помогают развить
наблюдательность и навыки самостоятельной работы. Наиболее важными методами изложения учебного материала в процессе обучения в школе, являются словесные методы. Именно использование словесных методов способствует установлению контакта педагога и обучающегося, что, в свою очередь, приводит к наибольшей оптимизации процесса усвоения знаний.
Для выявления уровня интеллектуальных способностей младших школьников мы применяли следующие методики:
- Методика Г. Эббингауза «Заполнение пропущенных в тексте слов»;
- Методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий»;
- Методика М.П. Кононовой «Метод рисунка. Треугольники».
Цель исследования - выявить эффективность применения методов на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста в рамках системы заданий на уроках окружающего мира.
В исследовании принимали участие 27 обучающихся 1 класса гимназии № 40.
Исследование проводилось в три этапа:
На диагностическом этапе исследования мы выявили уровень интеллектуальных способностей детей в 1-ом классе. Проведенная первичная диагностика позволила сделать вывод о том, что у значительной части класса (35%) уровень интеллектуальных способностей ниже среднего значения, что влечет за собой ряд проблем с обучением и требует корректировки на занятиях в школе.
Для повышения уровня интеллектуальных способностей детей мы подобрали задания и методы, которые направлены на стимуляцию развития интеллектуальных способностей детей данной возрастной группы.
На формирующем этапе применялись выбранные методы и задания, для стимуляции развития интеллектуальных способностей, для всех обучающихся в данном классе.
В рамках занятий по окружающему миру использовались задания, которые были направлены на стимуляцию развития трех критериев: мышление, восприятие и внимание.
При этом задания включали в себя, как обязательное условие, методы наглядности, словесные методы и методы практической работы.
Результаты повторной диагностики на итогово-оценочном этапе исследования показали, что за 4 недели уровень интеллектуальных способностей детей в 1-ом классе повысился на 1%.
Учитывая, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью затрачивают много усилий и времени при усвоении новых знаний, материал нужно подавать в небольшом объеме, дозировано.
Формировать новые знания нужно с максимальной опорой на уже имеющиеся знания обучающихся.
Детям с интеллектуальной недостаточностью требуется постоянное повторение и закрепление.
В ходе реализации комплекса заданий отмечается положительная динамика по критериям мышления и внимания. Для повышения уровня восприятия потребуется больше времени.
Данный комплекс заданий показал свою эффективность и результативность, поэтому его можно рекомендовать педагогам начальной школы для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Следовательно, цель опытно-поисковой работы достигнута.



1. Аткинсон, Р.Л. Введение в психологию [Текст] / Р.Л. Аткинсон. - СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. - 672 с.
2. Белопольская, Н.Л. Дифференциально-психологическая
диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н.Л. Белопольская, В.И. Лубовский // Детская патопсихология. Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. - М.: Когито - Центр, 2004. - С. 32 - 45.
3. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. - М.: Совершенство, 1998.-352 с.
4. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология [Текст] / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. - М.: Издательство Московского психолого¬социального института, 2002. - 512 с.
5. Даниленко, П.Р. Детская психология [Текст] / П.Р. Даниленко. - М.: «Атлас». 2004. - 271 с.
6. Забрамная, С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний [Текст] / С.Д. Забрамная. // Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 5 - 18.
7. 3анков, Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков. - М., 1969. - 98 с.
8. Иванова, Н. Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы [Текст] : метод. реком. / сост. Н.Н. Иванова, А.В. Можейко, В.А. Монастырский // Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2006.- 51 с.
9. Иванова, А.Я. Сборник трудов по патопсихологии детского возраста [Текст] / А.Я. Иванова, Э.С. Мандрусова. - М.: Берлин: Директ- Медиа, 2015. - 278 с.
10. Исаев, Д.Н. Психиатрия детского возраста [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб.: «СпецЛит», 2015. - 469 с.
11. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
12. Кононова, М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей [Текст] / М.П. Кононова. - М.: Медгиз, 1963. - 176 с.
13. Косымова, А.Н. Коррекция нарушений представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта [Текст] / А.Н. Косымова // Дефектология. - 2006. - №5. - С. 30 - 35.
14. Левченко, И.Ю. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах // Психолого-педагогическая диагностика [Текст] / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. - М.: «Академия», 2003. - С. 127 - 155.
15. Маллер, А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и
воспитания умственно отсталых детей [Текст] / А.Р. Маллер. - М.:
«Дефектология», 2009. - 426 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ