Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №97032

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 История становления экологического образования 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика понятия «бережное
отношение к природе» 16
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
бережного отношения к природе у дошкольников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Уровень сформированности бережного отношения к природе у
старших дошкольников на начальном этапе исследования 35
2.2 Внедрение педагогических условий для формирования бережного
отношения к природе у старших дошкольников 43
2.3 Анализ сформированности бережного отношения к природе у старших
дошкольников на заключительном этапе исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73


Актуальность исследования: человеческую историю неразрывно связывают с историей природы. Современный этап ставит вопросы о традиционном взаимодействии природы и человека, как вопрос глобальной экологической проблемы. Если в ближайшем будущем люди не начнут относиться к природе более бережно, то они сами погубят себя. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитать экологическую культуру и бережное отношение к природе. Начинать экологическое образование следует еще в дошкольном возрасте, так как именно этот период является наилучшим временем для приобретения знаний по экологии, которые смогут преобразоваться позднее в прочные убеждения. Дети, которые получат багаж экологических знаний, будут более бережно относиться к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в масштабах страны.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» [12,с.72].
Так же в произведениях русских писателей можно увидеть призыв к бережному отношению детей к природе. В своих воспоминаниях Михаил Пришвин говорил о том, что человеку нужна Родина, поэтому нужно охранять природу и беречь ее богатства [46].
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира [43].
Степень разработанности: многие ученые исследовали такую проблему как формирование бережного отношения детей к природе. Еще К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский говорили об эмоциональной связи детей с природой. Такие современные ученые, как Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова придерживаются такого же мнения [47].
Так, Н.Ф. Виноградова говорит о том, что для формирования бережного отношения детей к природе, их нравственного поведения по отношению к природным объектам, а так же познавательного интереса к природе и неисчерпаемого желания находиться рядом с ней необходимо эмоциональное общение непосредственно с природными объектами [9].
Проблема исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию бережного отношения к природе у дошкольников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс экологического образования в ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффективному формированию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
1. Показать историю становления экологического образования.
2. Раскрыть понятие бережного отношения к природе и дать его психолого-педагогическую характеристику.
3. Выявить, какие педагогические условия будут эффективными при формировании бережного отношения детей к природе.
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выявленных и внедренных педагогических условий по формированию бережного отношения к природе у старших дошкольников.
В исследовании приняли участие 20 детей - 1 группа старших дошкольников МАДОУ ЦРР - Детский сад № 104.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и четыре приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование психолого-педагогической литературы по проблеме формирования бережного отношения к природе в процессе экологического образования раскрывает важность данной темы в настоящее время.
Проанализировав соответствующую теме литературу, было установлено, что бережное отношение к природе - это сознательная связь ребёнка с природой по ее сохранению, которая основывается, в первую очередь, на эмоциональном общении с природой, познавательном интересе к объектам природы и включает в себя умение оценивать состояние среды с экологической точки зрения .
Бережное отношение к природе рассматривается как сложное интегрированное качество, которое включает в себя три взаимосвязанных компонента и проявляется в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности. Эмоциональный компонент представляет собой чувство влечения к природе, когнитивный компонент - это познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений и практический компонент - склонность к непрагматическому взаимодействию на основе социально - значимых мотивов.
Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников, как показало исследование, происходит наиболее эффективно при создании следующих педагогических условий:
1. Внедрение в педагогический процесс экологической сказки.
2. Внедрение в педагогический процесс экопластики.
В ходе исследования были выделены основные показатели формирования бережного отношения к природе и критерии их оценок. К основным показателям были отнесены:
1. Познавательный интерес к природе
2. Эмоциональное отношение к природным объектам
3. Оценка состояния среды
Предлагаемые показатели и критерии их оценок позволили определить уровень сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников на начальном этапе и на заключительном, после внедрения педагогических условий.
На начальном этапе было выявлено, что старшие дошкольники данной группы в большинстве своем показали средний и низкий уровни сформированности бережного отношения к природе. Высокий уровень бережного отношения был выявлен только у трех детей группы. По результатам проведенной диагностики можно было сказать, что этой группе была нужна работа по развитию у детей бережного отношения к природе.
На заключительном этапе количество старших дошкольников с высоким уровнем сформированности бережного отношения к природе возросло в 4 раза. По завершению исследования уже 12 детей имели высокий уровень, хотя вначале было всего 3 ребенка. Все дети с изначально низким уровнем сформированности бережного отношения к природе с помощью педагога смогли достичь среднего уровня. Детей с низким уровнем не стало вообще.
После внедрения педагогических условий можно сказать, что правильный подбор экологических сказок и работа с детьми по созданию поделок из природного материала способствуют повышению уровня познавательного интереса к природе, вызывают у детей положительные эмоции по отношению к природным объектам и учат детей оценивать окружающую среду с экологических позиций, то есть способствуют повышению уровня бережного отношения к природе.



1. Ашиков, В.И. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. // Дошкольное воспитание. - 2005, - № 7. - С.2-5 .
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. [Текст] / В.А. Беликов. - М. : Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Бобылева, Л.Д., О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.Д. Бобылева, О.В. Дупленко. // Дошкольное воспитание. - 1998, - №7. - С.36-42 .
4. Божович, Л.И. Познавательный интерес [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1994. - 308с.
5. Большакова, М.А. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст] / М.А. Большакова, Н.А. Морева. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 12-20 .
6. Большунова, Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / Н.Я. Большунова // Вопросы психологии. - 1993. - №5 - С.39-43 .
7. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. [Текст] / А.П. Букин. - М. : Просвещение, 2004. - 114 с.
8. Буре, Р.С. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / Р.С. Буре. - М., 1971. - 64 с.
9. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 1981. - №5. - С.45- 69 .
10. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от
первого проявления сознания до школьного возраста: Книга для
воспитателей [Текст] / Е.Н. Водовозова. - СПб., 1913. - 233 с.
11. Гиляров, А. М. Кто автор термина «экология» и когда возникла «экология человека»? [Текст] / А.М. Гиляров // Вестник Российской Академии Наук. - 1992. - № 10. - С. 64-70 .
12. Гордеева, Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся [Текст] / Т.Н. Гордеева //Начальная школа, - 2004, - №2, - С.75 .
13. Гордеева, Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.С. Гордеева : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010, - 26 с.
14. Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик - М. : Просвещение, 1991. - 175 с.
15. Доронова, Т.Н. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
16. Зебзеева, В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В.А. Зебзеева / Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.45-49.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ