ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 7
1.1. Характеристика понятия «познавательный интерес» в трудах
педагогов и психологов 7
1.2. Познавательный интерес: особенности проявления у
младших школьников 14
1.3. Организация учебного процесса в школе, способствующая
развитию познавательного интереса у младших школьников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА 28
2.1. Результаты диагностики познавательного интереса у
учащихся начальной школы 2^
2.2. Описание практической деятельности педагога по реализации
на уроках методов и средств развития познавательного интереса у детей 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам: интеллектуальность, грамотность, высокие и прочные знания. Однако, успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащимся нравятся уроки, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна.
Интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. Психологи и педагоги всегда решали одну важнейшую задачу - как сделать так, чтобы смотивировать ребенка к обучению. Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника — это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это — позиция человека, совершенствующего самого себя. Многочисленные исследования показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов.
Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [Щукина Г.И.]. Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б. Г. Ананьев, И.И. Бецкой, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остается нерешенным вопрос - как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.
Исходя из этого, целью моего исследования будет теоретическое обоснование и апробирование на уроках в школе методов и средств, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выделить показатели познавательного интереса, подобрать методики, провести диагностику учащихся и проанализировать результаты.
3. Определить роль игры в развитии познавательного интереса младших школьников.
Проблема исследования заключается в определении эффективных путей развития познавательного интереса младших школьников.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования - методы и средства развития познавательного интереса у младших школьников.
Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, была определена следующая гипотеза исследования: развитие
познавательного интереса младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
• уточнена и дополнена сущность познавательного интереса как показателя мотивационной сферы личности;
• изучена специфика исследуемого педагогического явления: выделены ведущие характеристики рассматриваемого интереса и их взаимосвязи, основные условия, этапы и особенности его формирования в познавательной деятельности школьников;
• разработана и внедрена в учебный процесс школы научно обоснованная система, состоящая из целевого, содержательного, операционного и результативного компонентов, взаимодействие которых обеспечивает повышение уровней сформированности познавательного интереса школьников.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
• выявить природу познавательного интереса и сущность познавательной деятельности школьников;
• исследовать формирование познавательного интереса школьников, выделить его основные условия и этапы, определить взаимосвязь данного процесса с учебной деятельностью учащихся;
• разработать систему формирования познавательного интереса у младших школьников и апробировать ее на практике.
Методы: анкетирование, беседа, изучение документации, анализ
продукта деятельности.
Содержание работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме;
2. Анализ и обобщение передового опыта по проблеме (изучен опыт работы учителей начальной школы);
3. Анализ собственного опыта работы.
Теоретическая база исследования: научные исследования развития познавательных интересов младших школьников в трудах С.В. Арутюняна, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицкого и других, а также исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, посвященные поиску методов и средств активизации учебной деятельности учащихся.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Гаринская средняя общеобразовательная школа.
Современному обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако, современная школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству и интерес к обучению и познанию. Поэтому очень важно развивать и формировать познавательный интерес, который подведет детей к развитию у них творческого мышления.
Мною была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме, на основании которой выяснила, что познавательный интерес - это сложное отношение человека с явлениями окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. (Г. И. Щукина)
Также мною были рассмотрены стадии познавательного интереса (любопытство, любознательность и теоретический интерес), основные методы формирования познавательного интереса на уроках (метод эмоционального стимулирования, создание ситуации успеха в учении, проведение познавательных игр, создание ситуации познавательного спора) и выявлена роль игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников.
Мною проведены все этапы педагогического эксперимента.
На первом констатирующем этапе диагностического исследования проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Для выявления уровня сформированности познавательного интереса использовала метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, с учителями, работающими в начальной школе, анкетирование среди учащихся и учителей. Детям было предложено ответить на вопросы, связанные со школьной жизнью, с учебным процессом, с мотивами посещения школы. А учителям об отношении к дидактической игре и использовании её в своей педагогической деятельности. Также для выявления уровня познавательной активности было проведено наблюдение за учащимися на первых трех уроках русского языка по семи критериям:
1. Отличаются прилежанием к учению.
2. Проявляют интерес к предмету, направленный на объект изучения.
3. На уроках эмоционально активны.
4. Задают вопросы, стремятся на них ответить.
5. Проявляют любознательность.
6. Самостоятельно выполняют задание учителя.
7. Проявляют устойчивость волевых устремлений.
(Результаты показаны в таблице 3).
Результаты первого констатирующего этапа показали, что развитие познавательного интереса младших школьников на недостаточном для успешного обучения уровне. Было выявлено, что дети предпочитают уроки с использованием игр и поэтому хорошо к ним относятся.
На втором формирующем этапе эксперимента проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Мною были разработаны и использованы конспекты уроков в игровой форме, способствующие развитию познавательного интереса младших школьников, дидактические игры: «Твердый - мягкий», «Будь внимателен», «Бумеранг», «Фразеологический зверинец», «Убери лишний вагон», «Мостик», «Чудо - дерево», «Бартер», «Рассыпанный текст», «Сколько точек - столько звуков».
На третьем контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, что видно из таблицы 6. Также был сделан анализ полученных результатов. Эксперимент позволил увидеть динамику развития познавательного интереса младших школьников. Дети стали принимать активное участие на уроках.
Часы общения, праздники, КВНы, викторины, внеурочная деятельность - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению, открывать детские сердца, делать пребывание на уроке радостным.
Однако, формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Развитие познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, который предусматривает поиск путей и способов его организации через включение школьников в творческое направление учебной деятельности.
Диагностика учащихся в ходе наблюдения, эксперимента, анализа устных ответов и письменных работ учащихся и проведенный анализ ее результатов позволяют говорить о целесообразности проделанной работы.
При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность системы. Сопоставительный анализ результатов констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что ее реализация позволяет значительно повысить уровень развития познавательного интереса младших школьников.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута. Мною было проведено теоретическое обоснование и апробирование на уроках в школе методов и средств, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников. Задачи, выдвинутые для достижения цели, выполнены:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования.
2. Выделены показатели познавательного интереса, подобраны методики, проведена диагностика учащихся и проанализированы результаты.
3. Определена роль игры в развитии познавательного интереса младших школьников.
Выдвинутая мною гипотеза исследования подтвердилась: развитие познавательного интереса младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
• уточнена сущность познавательного интереса;
• изучена специфика исследуемого педагогического явления;
• разработана и внедрена в учебный процесс школы система работы,
которая обеспечивает повышение уровня сформированности
познавательного интереса школьников.
Подводя итог проделанной работы, хочется отметить, что познавательная деятельность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволит ему повысить эффективность своей работы. Надеюсь, что многие разделят эту заботу по формированию положительных эмоций и познавательного интереса у младших школьников.
Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему развития познавательного интереса младших школьников, а лишь открывает новые направления ее изучения.
1. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского государственного университета [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л., 1959. - 126 с.
2. Ахметов, А. Развитие познавательного интереса каждого [Текст] // Народное образование / А. Ахметов. - 1980. - № 9. - С. 21-24.
3. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения [Текст] / С. П. Баранов. - М. : Просвещение, 1981. - 143 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в
современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.
5. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1972. - 44 с.
6. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя / В. Б. Бондаревский. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
7. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М., 1977.
8. Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения: По системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова [Текст] / А. Б. Воронцов. - М. : Русская энциклопедия, 1998. - 360 с.
9. Воспитание у учащихся познавательной активности [Текст]: сборник статей. / Волгоградский педагогический институт им. А. С. Серафимовича. - Волгоград: ВГПИ, 1971. - 166 с.
10. Выготский, Л. С. Психология познания / Л. С. Выготский - М. : Просвещение, 1977. - 127 с.
11. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] / Л. С. Выготский. - М. ; Л. : Учпедгиз, 1935. - С. 3-53.
12. Гордон, Л. A. Психологические основы воспитания интересов у школьников [Текст] / Л. А. Гордон - Киев: Радяньска школа, 1941. - 114 с.
13. Гордон, Л. A. Психология и педагогика интереса [Текст] / Л. А. Гордон - Киев: Радяньска школа, 1940. - 224 с.
14. Грачева, Н. В. Педагогические условия активизации
познавательной направленности младших школьников [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Грачева - Киров, 2003.
15. Гуткина, Н. И. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования / Н. И. Гуткина, В. В. Печенков. - 2005. - № 4(5) октябрь-декабрь...