Организационно-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности
в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости
детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности
в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости
детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
Современное общество переживает упадок культуры, низкую потребность в прекрасном, творческом самовыражении и преобразовании действительности. Ввиду общего культурного упадка, отрицанием социумом моральных общепринятых и социально значимых норм поведения, жизнедеятельности роль эстетического воспитания как нравственного ориентира имеет непреходящее значение. На сегодняшний день проблемы всестороннего развития личности, интенсивность развития способностей у детей дошкольного возраста являются наиболее актуальными в педагогике и психологии.
Развитие эмоциональной отзывчивости является основой формирования у дошкольников эмоционально-осознанного восприятия произведений искусства. Подтверждение этому мы находим в ФГОС ДО где указывается, что развитие эмоциональной отзывчивости предполагает не только отклик ребенка на эмоции близких людей и друзей, но также эмоциональную реакцию на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы [76].
По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии, именно период от рождения ребенка до 5-6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Период дошкольного детства - период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно-действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления.
Сензитивность дошкольного возраста в развитии эмоциональной отзывчивости широко раскрывается многими детскими психологами и педагогами (В.А. Запорожец, А.Д. Кошелева, П.М. Якобсон, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.), которые указывают на особую восприимчивость ребенка, чувствительность к художественным образам, яркость проявления эмоционального отклика, эмпатии, а также любознательности, желания познавать окружающий мир.
К проблеме развития эмоциональной отзывчивости обращались ведущие отечественные психологи и педагоги. Так, ряд психологов (П.М. Якобсон, Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров) развитие эмоциональной отзывчивости рассматривают как взаимосвязь с эмоциональной реакцией ребенка, в педагогике искусства эмоциональная отзывчивость рассматривается, как эмоциональный отклик на произведения искусства, как познание художественного образа через чувственные образы (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Г.Г. Григорьева, Л.П. Стрелкова и др.), в музыкальной психологии как центр музыкальности, главный ее признак (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), как важное условие развития музыкальной культуры ребенка (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Праслова, И.В. Груздова), как процесс, обусловливающий мыслительную деятельность (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский).
Интегрированная художественная деятельность содержит большой потенциал в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Интеграция включает в себя знакомство со всеми видами искусства (живописью, музыкой, театром поэзией) и охватывает все виды художественно - творческой деятельности. И.А. Лыкова в своей авторской программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) обосновывает ключевую роль эмоциональной отзывчивости в способности к созданию художественного образа.
Однако потенциал интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости используется не в полной мере. Отчасти это объясняется неразработанностью содержания педагогической работы по организации интегрированной художественной деятельности для развития эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста и недостаточно разработанным содержанием педагогической работы на основе интегрированной художественной деятельности с целью развития эмоциональной отзывчивости.
На основании противоречия выявлена проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности»
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Цель исследования - заключается в разработке и теоретическом обосновании и апробации комплекса мероприятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий интегрированной художественной деятельностью в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе интегрированной художественной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующей развитию эмоциональной отзывчивости детей, повышению качества уровня ее развития.
Практическое исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад №4 с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей дошкольного возраста, г. Тавда Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 86 наименований изданий и приложений.
Развитие эмоциональной отзывчивости является основой формирования у дошкольников эмоционально-осознанного восприятия произведений искусства. Подтверждение этому мы находим в ФГОС ДО где указывается, что развитие эмоциональной отзывчивости предполагает не только отклик ребенка на эмоции близких людей и друзей, но также эмоциональную реакцию на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы [76].
По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии, именно период от рождения ребенка до 5-6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Период дошкольного детства - период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно-действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления.
Сензитивность дошкольного возраста в развитии эмоциональной отзывчивости широко раскрывается многими детскими психологами и педагогами (В.А. Запорожец, А.Д. Кошелева, П.М. Якобсон, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.), которые указывают на особую восприимчивость ребенка, чувствительность к художественным образам, яркость проявления эмоционального отклика, эмпатии, а также любознательности, желания познавать окружающий мир.
К проблеме развития эмоциональной отзывчивости обращались ведущие отечественные психологи и педагоги. Так, ряд психологов (П.М. Якобсон, Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров) развитие эмоциональной отзывчивости рассматривают как взаимосвязь с эмоциональной реакцией ребенка, в педагогике искусства эмоциональная отзывчивость рассматривается, как эмоциональный отклик на произведения искусства, как познание художественного образа через чувственные образы (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Г.Г. Григорьева, Л.П. Стрелкова и др.), в музыкальной психологии как центр музыкальности, главный ее признак (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), как важное условие развития музыкальной культуры ребенка (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Праслова, И.В. Груздова), как процесс, обусловливающий мыслительную деятельность (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский).
Интегрированная художественная деятельность содержит большой потенциал в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Интеграция включает в себя знакомство со всеми видами искусства (живописью, музыкой, театром поэзией) и охватывает все виды художественно - творческой деятельности. И.А. Лыкова в своей авторской программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) обосновывает ключевую роль эмоциональной отзывчивости в способности к созданию художественного образа.
Однако потенциал интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости используется не в полной мере. Отчасти это объясняется неразработанностью содержания педагогической работы по организации интегрированной художественной деятельности для развития эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста и недостаточно разработанным содержанием педагогической работы на основе интегрированной художественной деятельности с целью развития эмоциональной отзывчивости.
На основании противоречия выявлена проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности»
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Цель исследования - заключается в разработке и теоретическом обосновании и апробации комплекса мероприятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий интегрированной художественной деятельностью в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе интегрированной художественной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующей развитию эмоциональной отзывчивости детей, повышению качества уровня ее развития.
Практическое исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад №4 с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей дошкольного возраста, г. Тавда Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 86 наименований изданий и приложений.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости ребенка принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике.
Необходимым условием восприятия художественных произведений детьми во всех видах искусства является эмоциональная отзывчивость и определяется нами, как способность личности к соответствующему переживанию содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе творческой деятельности. (В.П.Анисимов).
С целью развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, выявлены психолого - педагогические особенности их развития:
Прекрасным периодом для развития эмоциональной отзывчивости, является старший дошкольный возраст. Прекрасные возможности дает для развития эмоциональной отзывчивости старший дошкольный возраст. Особенность этого возраста заключается в том, что он чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в детском мировидении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. Ребенок и сам с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Накопление собственного опыта создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Под интегрированной художественной деятельностью мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности (Т.С. Комарова).
Цель интегрированной художественной деятельности - объединить различные виды художественной деятельности в целостный педагогический процесс для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.
Интеграция, по мнению Т.С. Комаровой, рассматривается, как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно - творческой деятельности. Автор подчеркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, а другой помогает более глубоко осмыслить образы и создать их разными средствами выразительности. В дошкольном возрасте интеграция разных видов художественной деятельности имеет исключительно естественный характер. Ребенок в старшем дошкольном возрасте легко перевоплощается, увлекается придуманным образом, действием, активно общается и быстро включается в игру. Любой вид детской творческой деятельности необходимо подкреплять словом, жестом, игровой ситуацией и другими видами художественной деятельности. Интеграция различных видов детской деятельности предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе художественно- эстетического восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон, на основе восприятия действительности различными органами чувств. В процессе интегрированной художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости и эстетических чувств и переживаний.
На основе определения эмоциональной отзывчивости были выделены следующие показатели развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста:
2. Способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при
восприятии художественного произведения в собственном творческом продукте: выразительное слово, игра-драматизация, цвет, вокальная интонация, импровизация на детских музыкальных инструментах.
3. Способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения.
В результате проведения диагностических заданий на начальном этапе практического исследования было выявлено, что двое детей (20%) - показали высокий уровень, четыре ребенка (40%) - средний уровень и четверо детей (40%) - низкий уровень развитости эмоциональной отзывчивости.
На основе данных результатов был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников включающий разработку комплекса занятий по развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. План работы с родителями, рекомендации для педагогов направленные на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. В результате практического исследования поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
Необходимым условием восприятия художественных произведений детьми во всех видах искусства является эмоциональная отзывчивость и определяется нами, как способность личности к соответствующему переживанию содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе творческой деятельности. (В.П.Анисимов).
С целью развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, выявлены психолого - педагогические особенности их развития:
Прекрасным периодом для развития эмоциональной отзывчивости, является старший дошкольный возраст. Прекрасные возможности дает для развития эмоциональной отзывчивости старший дошкольный возраст. Особенность этого возраста заключается в том, что он чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в детском мировидении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. Ребенок и сам с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Накопление собственного опыта создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Под интегрированной художественной деятельностью мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности (Т.С. Комарова).
Цель интегрированной художественной деятельности - объединить различные виды художественной деятельности в целостный педагогический процесс для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.
Интеграция, по мнению Т.С. Комаровой, рассматривается, как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно - творческой деятельности. Автор подчеркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, а другой помогает более глубоко осмыслить образы и создать их разными средствами выразительности. В дошкольном возрасте интеграция разных видов художественной деятельности имеет исключительно естественный характер. Ребенок в старшем дошкольном возрасте легко перевоплощается, увлекается придуманным образом, действием, активно общается и быстро включается в игру. Любой вид детской творческой деятельности необходимо подкреплять словом, жестом, игровой ситуацией и другими видами художественной деятельности. Интеграция различных видов детской деятельности предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе художественно- эстетического восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон, на основе восприятия действительности различными органами чувств. В процессе интегрированной художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости и эстетических чувств и переживаний.
На основе определения эмоциональной отзывчивости были выделены следующие показатели развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста:
2. Способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при
восприятии художественного произведения в собственном творческом продукте: выразительное слово, игра-драматизация, цвет, вокальная интонация, импровизация на детских музыкальных инструментах.
3. Способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения.
В результате проведения диагностических заданий на начальном этапе практического исследования было выявлено, что двое детей (20%) - показали высокий уровень, четыре ребенка (40%) - средний уровень и четверо детей (40%) - низкий уровень развитости эмоциональной отзывчивости.
На основе данных результатов был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников включающий разработку комплекса занятий по развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. План работы с родителями, рекомендации для педагогов направленные на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. В результате практического исследования поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития эстетического
восприятия у старших дошкольников в интегрированной
художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития невербальных
коммуникативных умений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



