ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности
в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости
детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
Современное общество переживает упадок культуры, низкую потребность в прекрасном, творческом самовыражении и преобразовании действительности. Ввиду общего культурного упадка, отрицанием социумом моральных общепринятых и социально значимых норм поведения, жизнедеятельности роль эстетического воспитания как нравственного ориентира имеет непреходящее значение. На сегодняшний день проблемы всестороннего развития личности, интенсивность развития способностей у детей дошкольного возраста являются наиболее актуальными в педагогике и психологии.
Развитие эмоциональной отзывчивости является основой формирования у дошкольников эмоционально-осознанного восприятия произведений искусства. Подтверждение этому мы находим в ФГОС ДО где указывается, что развитие эмоциональной отзывчивости предполагает не только отклик ребенка на эмоции близких людей и друзей, но также эмоциональную реакцию на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы [76].
По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии, именно период от рождения ребенка до 5-6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Период дошкольного детства - период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно-действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления.
Сензитивность дошкольного возраста в развитии эмоциональной отзывчивости широко раскрывается многими детскими психологами и педагогами (В.А. Запорожец, А.Д. Кошелева, П.М. Якобсон, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.), которые указывают на особую восприимчивость ребенка, чувствительность к художественным образам, яркость проявления эмоционального отклика, эмпатии, а также любознательности, желания познавать окружающий мир.
К проблеме развития эмоциональной отзывчивости обращались ведущие отечественные психологи и педагоги. Так, ряд психологов (П.М. Якобсон, Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров) развитие эмоциональной отзывчивости рассматривают как взаимосвязь с эмоциональной реакцией ребенка, в педагогике искусства эмоциональная отзывчивость рассматривается, как эмоциональный отклик на произведения искусства, как познание художественного образа через чувственные образы (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Г.Г. Григорьева, Л.П. Стрелкова и др.), в музыкальной психологии как центр музыкальности, главный ее признак (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), как важное условие развития музыкальной культуры ребенка (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Праслова, И.В. Груздова), как процесс, обусловливающий мыслительную деятельность (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский).
Интегрированная художественная деятельность содержит большой потенциал в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Интеграция включает в себя знакомство со всеми видами искусства (живописью, музыкой, театром поэзией) и охватывает все виды художественно - творческой деятельности. И.А. Лыкова в своей авторской программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) обосновывает ключевую роль эмоциональной отзывчивости в способности к созданию художественного образа.
Однако потенциал интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости используется не в полной мере. Отчасти это объясняется неразработанностью содержания педагогической работы по организации интегрированной художественной деятельности для развития эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста и недостаточно разработанным содержанием педагогической работы на основе интегрированной художественной деятельности с целью развития эмоциональной отзывчивости.
На основании противоречия выявлена проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности»
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Цель исследования - заключается в разработке и теоретическом обосновании и апробации комплекса мероприятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий интегрированной художественной деятельностью в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе интегрированной художественной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности, способствующей развитию эмоциональной отзывчивости детей, повышению качества уровня ее развития.
Практическое исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад №4 с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей дошкольного возраста, г. Тавда Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 86 наименований изданий и приложений.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости ребенка принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике.
Необходимым условием восприятия художественных произведений детьми во всех видах искусства является эмоциональная отзывчивость и определяется нами, как способность личности к соответствующему переживанию содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе творческой деятельности. (В.П.Анисимов).
С целью развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, выявлены психолого - педагогические особенности их развития:
Прекрасным периодом для развития эмоциональной отзывчивости, является старший дошкольный возраст. Прекрасные возможности дает для развития эмоциональной отзывчивости старший дошкольный возраст. Особенность этого возраста заключается в том, что он чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в детском мировидении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. Ребенок и сам с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Накопление собственного опыта создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Под интегрированной художественной деятельностью мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности (Т.С. Комарова).
Цель интегрированной художественной деятельности - объединить различные виды художественной деятельности в целостный педагогический процесс для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.
Интеграция, по мнению Т.С. Комаровой, рассматривается, как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно - творческой деятельности. Автор подчеркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, а другой помогает более глубоко осмыслить образы и создать их разными средствами выразительности. В дошкольном возрасте интеграция разных видов художественной деятельности имеет исключительно естественный характер. Ребенок в старшем дошкольном возрасте легко перевоплощается, увлекается придуманным образом, действием, активно общается и быстро включается в игру. Любой вид детской творческой деятельности необходимо подкреплять словом, жестом, игровой ситуацией и другими видами художественной деятельности. Интеграция различных видов детской деятельности предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе художественно- эстетического восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон, на основе восприятия действительности различными органами чувств. В процессе интегрированной художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости и эстетических чувств и переживаний.
На основе определения эмоциональной отзывчивости были выделены следующие показатели развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста:
2. Способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при
восприятии художественного произведения в собственном творческом продукте: выразительное слово, игра-драматизация, цвет, вокальная интонация, импровизация на детских музыкальных инструментах.
3. Способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения.
В результате проведения диагностических заданий на начальном этапе практического исследования было выявлено, что двое детей (20%) - показали высокий уровень, четыре ребенка (40%) - средний уровень и четверо детей (40%) - низкий уровень развитости эмоциональной отзывчивости.
На основе данных результатов был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников включающий разработку комплекса занятий по развитию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. План работы с родителями, рекомендации для педагогов направленные на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. В результате практического исследования поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
1. Адаскина, А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А.А. Адаскина. - М.: Изд-во «Скрипторий», 2007. - 127 с.
2. Анисимов, В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст]/ В. П. Анисимов // Музыкальная палитра, 2006.-232 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
4. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ Вече, 2001. - 560 с.
5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - М.: Академический проект. 2005, - 240 с.
6. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: Пособие для педагогов / С.М. Вайнерман. - М.: Академия. 2001, - 130 с.
7. Варки, Н. Ребенок в мире творчества: творческое и эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Варки // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С.57-67.
8. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. - М.: Просвещение, 1972. - 163 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - 260 с.
10. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
11. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошк. Учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 108 с.
12. Врубель, М.А. Философия искусства. Философско-эстетические воззрения [Текст] / М.А. Врубель. - М.: Просвещение, 1998. - 210 с.
13. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева; - СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
14. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: ИЦ Академия, 1997. - 190 с.
15. Григорьева, Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Педагогика, 1995. - 158 с.
16. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 168 с.
17. Грибовская, А.А. Взаимосвязь различных видов народного
искусства в эстетическом развитии детей [Текст] / Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Т.С. Комарова,
A. A. Грибовская, Ю.В. Максимов; под ред. Т.С. Комаровой. - М.:
Просвещение, 2006. - 160 с
18. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 88 с.
19. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Демидова. - Ростов-на-Дону. Изд-во Феникс, 2003. - 224 с.
20. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: Школьная Пресса, 2009. - 174 с.
21. Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека [Текст]: Педагогическая библиотека / Д.Н. Джола. - К.: Радянська школа, 1977. - 140 с.
22. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие [Текст]: учеб-Д71 ник и практикум для СПО / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова; под ред. Е.А. Дубровской - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 79 с.
23. Занятия по рисованию с детьми [Текст]: Пособие для педагогов ДОУ, родителей / Т.В. Королева. - М.: Сфера, 2009. - 80 с.
24. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: Кн. Для учителя / Б.М. Ненецкий, Н.Н. Фомина; под ред. Б.М. Ненецкого. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
25. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 192 с.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Педагогика, 2010. - 416 с.
27. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 200 с.
28. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 218 с.
29. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст]: Книга для педагогов / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.
30. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская. - М.: «Просвещение», 1997. - 273 с.
31. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования [Текст] / В.П. Копцев. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 106 с.
32. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] /
В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.
33. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.
34. Ковалицкая, Л.М. Методика формирования навыков
изобразительной деятельности [Текст] / Л.М. Ковалицкая. - М.:
Издательство: Аркти, 2008. - 74 с.
35. Королева, Т.В. Занятия по рисованию в детском саду [Текст] / Т.В. Королева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 240 с.
36. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 208 с.
37. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя [Текст] / Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1993. - 304с.
38. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2002. - 340 с.
39. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст]: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2007.
- 144 с.
40. Лебедев, В.Ю. Эстетика [Текст]: учебник для бакалавров / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий; под ред. В.Ю. Лебедева. - М.: Владос, 2009.
- 320 с.
41. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста
[Текст]: Сб. ст./ Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. - М.:
Просвещение, 1994. - 360 с.
42. Маслова, С.Г. В мир прекрасного: программа художественно - эстетического воспитания в детском саду [Текст] / С.Г. Маслова. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 176 с.
43. Мацкевич, М.В. «Прогулки по Третьяковке». Методические принципы показа экспозиции художественного музея [Текст] / М.В. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 1997. - №8. - С.53-63.
44. Макаренко, А.С. Книга для родителей // [Электронный ресурс]: Педагогика. 2016. URL: http://andrienko.ucoz.ru/Pedagogy/Books/
45. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина; под ред. М.В. Матюхиной. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 410 с.
46. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие для
студентов пед. вузов / А.В. Мудрик, В.А. Сластенин; под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр
«Академия», 1999. - 200 с.
47. Менчинская, Н.А. Развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Менчинская. - М.: ин-т практической психологии, 1996. - 185 с.
48. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев // Дошкольная педагогика. - 1992. - № 1. - С.60-65.
49. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Сфера. 1991. - 365 с.
50. Основы эстетического воспитания [Текст]: учебное пособие / под ред. А.К. Дремов. - М.: Высш. школа, 1995. - 327 с.
51. Основы эстетического воспитания [Текст] под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
52. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 320 с.
53. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. В.А.Запорожца, Т.И. Марковой. - М.: Педагогика, 1980. - 275 с.
54. Педагогика [Текст] Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Подкасистого. - М.: Издательство: РПА, 2006. - 608 с.
55. Планирование занятий по изобразительной деятельности
[Электронный ресурс] // Все о детях. 2016. URL:
http: //www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-do shkolnogo-obrazovaniya/113- vospitatelyam-/1330-planirovanie-zanyatij-po-izobrazitelnoj-deyatelnosti (дата
обращения: 17.10.2018).
56. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез. 2005. - 208 с.
57. Первушина, Т.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности на музыкальных занятиях [Электронный ресурс] // Информио. 2017. URL: http://www.informio. ru/publications/id2837/Razvitie-tvorcheskih-sposobnostei- detei-doshkolnogo-vozrasta-v-hudozhestvenno-yesteticheskoi-dejatelnosti-na- muzykalnyh-zanjatijah (дата обращения: 17.08.2017).
58. Петрова, Г.А. Эстетическое воспитание в школе [Текст]: пособие для студентов / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко; под ред. Г.И. Королевой. - М.: Синтез, - 134 с.
59. Полунина, В.Н. Искусство и дети [Текст] / В.Н. Полунина. - М.: Просвещение, 1982. - 280 с.
60. Ребенок в мире творчества: воспитание и обучение [Текст] / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-68.
61. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст]: Нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 130 с.
62. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
63. Сакулина, Л.А. Роль наблюдения в развитии детского рисунка [Текст] / Л.А. Саккулина. - М.: «Известия АПН РСФСР», 1994. - 95 с.
64. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев.: Из-во «Радянська школа». 1973. - 145 с.
65. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.
66. Савенкова, Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры:
интегрированный полихудожественный подход к освоению
изобразительного искусства [Текст] / Л.Г. Савенкова. - М.: Магистр-Пресс, 2000. - 121 с.
67. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / Под общей редакцией Н.А. Ветлугиной. - М.: «Издательство АПН РСФСР», 1982. - 372 с.
68. Сайганова, Т.И. Занятия по рисованию с дошкольниками [Текст] / Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина; под ред. Е.М. Седовой. - М.: Сфера, 2009. - 54 с.
69. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова; под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: Просвещение, 1985. - 217 с.
70. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Известия РСФСР, 1995. - 42 с.
71. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - М.: НИИ ХВ РАО, 1994. - 318 с.
72. Урунтуева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений / Г.А.Урунтуева. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 336 с.
73. Штыц, Н.А. Специфика работы с детьми [Текст]: Методические рекомендации / Н.А. Щтыц. - Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», 2004. - 104 с.
74. Шиянов, Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности [Текст] / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 2005. - 313 с.
75. Шацкая, В.Н Эстетическое воспитание детей в семье [Текст] / В.Н. Шацкая. - М.: Издание 30-60-х гг. 20 века, 1984. - 48 с.
76. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
77. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1986. - 154 с.
78. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во «Академия», 2001. - 208 с.
79. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
80. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст]: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1995. - 207 с.
81. Эстетическое воспитание [Электронный ресурс] // Учебники онлайн. 2017. URL: http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogikafitsu lamm/estetich ne vihovannya_uchniv.htm (дата обращения: 14.05.2017).
82. Этика и эстетика: Эстетическое воспитание [Электронный ресурс] //
Большая Библиотека. 2017. URL: http://www.e-ng.ru/etika i_estetika
/esteticheskoe_vospitanie.html (дата обращения: 19.06.2017).
83. Эстетическое воспитание детей. Общие принципы эстетического воспитания [Электронный ресурс] // Все о здоровье и красоте. 2017. URL: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6746-jesteticheskoe-vospitanie-detej.php(дата обращения: 19.06.2017).
84. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова; под ред. Г.Б. Степановой. - М.: Просвещение, 2003. - 273 с.
85. Юсов, Б.Г. Виды искусства и их взаимодействие [Текст] / Б.Г. Юсов. - М.: ИХО РАО. 2001. - 280 с.
86. Ясинских, Л. В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 2005 202 c.