ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.... 6
1.1. Проблема учебной мотивации в трудах отечественных и
зарубежных исследователей 6
1.2. Классификация основных мотивов учебной деятельности
младших школьников 17
1.3. Методы и приёмы развития мотивов учебной деятельности
обучающихся начальной школы 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностика сформированное™ мотивации учебной
деятельности у второклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы 41
2.2. Формирование мотивов учебной деятельности младших
школьников на уроках во втором классе 47
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 107
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.... 6
1.1. Проблема учебной мотивации в трудах отечественных и
зарубежных исследователей 6
1.2. Классификация основных мотивов учебной деятельности
младших школьников 17
1.3. Методы и приёмы развития мотивов учебной деятельности
обучающихся начальной школы 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностика сформированное™ мотивации учебной
деятельности у второклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы 41
2.2. Формирование мотивов учебной деятельности младших
школьников на уроках во втором классе 47
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 107
Актуальность темы исследования. Проблема успеваемости обучающихся является одной из насущных. Весьма часто можно столкнуться с ситуацией, при которой обучающиеся многих школ имеют проблемы с успеваемостью. При этом проблемы с успеваемостью связаны, как правило, не с интеллектуальными возможностями и работоспособностью, а с падением интереса к учебному процессу, снижением учебной мотивации.
Формирование учебной мотивации, несомненно, является одной из центральных проблем современного обучения. Актуальность данной проблемы является обусловленной формированием активной жизненной позиции обучающихся, постановкой задач развития у школьников познавательных процессов и приемов самостоятельного приобретения знаний, а также обновлением содержания обучения.
Формирование мотивации представляет собой неотъемлемую часть развития человеческой личности. Современное образование ставит своей задачей практико-ориентированность и адаптивность, именно поэтому столь важный момент в решении данной проблемы - исследование мотивации к обучению.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью данного возраста. Именно поэтому столь необходимо создать предпосылки формирования учебной мотивации, а к концу обучения в младших классах сформировать у каждого ученика устойчивую мотивацию к школьному обучению.
Это также актуально, потому что младшие школьники приходят на занятия с большим желанием учиться, но, к сожалению, в процессе обучения зачастую отмечается падение интереса к учебному процессу, что весьма заметно еще на границе начальной и средней школы. Обучающиеся могут начать пропускать занятия, авторитет учителя падает в их глазах.
Падение интереса к учебе имеет различные причины. Зачастую, они подкрепляются ложной мотивацией.
Поэтому столь важно создать правильную мотивацию с самого начала и поддерживать ее в процессе всего обучения в младшей школе, а также и в дальнейшем.
Этим и обуславливается актуальность нашей работы.
Разработанность проблемы в науке. Изучением формирования мотивации к учебному процессу занимались такие исследователи как Л.И. Божович [5], В.И. Василевский [7], Р.А. Жданова [16], B.C. Ильин [21], Ю.Н. Кулюткин [31], А.К. Маркова [36], Г.И. Щукина [56] и многие другие.
Противоречие исследования: между необходимостью процесса
формирования мотивов учебной деятельности младших школьников и недостаточной диагностикой сформированности мотивации, а также ложной мотивацией.
Проблема исследования связана с выявлением психологопедагогических и методических условий формирования мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста при выполнении учебной работы.
Исходя из выявленного противоречия и сформулированной проблемы, мы определяем тему исследования: «Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников на уроках во втором классе».
Объект исследования: процесс формирования мотивов учебной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: система приемов, направленная на
формирование мотивов учебной деятельности младших школьников.
Актуальность темы позволила определить цель работы - изучить на теоретическом уровне особенности формирования мотивов учебной деятельности и апробировать на практике комплекс приемов, которые способствуют формированию мотивов учебной деятельности второклассников в учебной деятельности.
Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
1. Рассмотреть проблему учебной мотивации в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Дать классификацию основных мотивов учебной деятельности младших школьников.
3. Ознакомиться с методами и приёмами формирования мотивов учебной деятельности обучающихся начальной школы.
4. Провести диагностику сформированности мотивации учебной деятельности у второклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы.
5. Систематизировать приемы по формированию мотивов учебной деятельности младших школьников на уроках во втором классе.
6. Подвести итоги опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, опросный метод, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия № 94.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, семи приложений.
Формирование учебной мотивации, несомненно, является одной из центральных проблем современного обучения. Актуальность данной проблемы является обусловленной формированием активной жизненной позиции обучающихся, постановкой задач развития у школьников познавательных процессов и приемов самостоятельного приобретения знаний, а также обновлением содержания обучения.
Формирование мотивации представляет собой неотъемлемую часть развития человеческой личности. Современное образование ставит своей задачей практико-ориентированность и адаптивность, именно поэтому столь важный момент в решении данной проблемы - исследование мотивации к обучению.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью данного возраста. Именно поэтому столь необходимо создать предпосылки формирования учебной мотивации, а к концу обучения в младших классах сформировать у каждого ученика устойчивую мотивацию к школьному обучению.
Это также актуально, потому что младшие школьники приходят на занятия с большим желанием учиться, но, к сожалению, в процессе обучения зачастую отмечается падение интереса к учебному процессу, что весьма заметно еще на границе начальной и средней школы. Обучающиеся могут начать пропускать занятия, авторитет учителя падает в их глазах.
Падение интереса к учебе имеет различные причины. Зачастую, они подкрепляются ложной мотивацией.
Поэтому столь важно создать правильную мотивацию с самого начала и поддерживать ее в процессе всего обучения в младшей школе, а также и в дальнейшем.
Этим и обуславливается актуальность нашей работы.
Разработанность проблемы в науке. Изучением формирования мотивации к учебному процессу занимались такие исследователи как Л.И. Божович [5], В.И. Василевский [7], Р.А. Жданова [16], B.C. Ильин [21], Ю.Н. Кулюткин [31], А.К. Маркова [36], Г.И. Щукина [56] и многие другие.
Противоречие исследования: между необходимостью процесса
формирования мотивов учебной деятельности младших школьников и недостаточной диагностикой сформированности мотивации, а также ложной мотивацией.
Проблема исследования связана с выявлением психологопедагогических и методических условий формирования мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста при выполнении учебной работы.
Исходя из выявленного противоречия и сформулированной проблемы, мы определяем тему исследования: «Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников на уроках во втором классе».
Объект исследования: процесс формирования мотивов учебной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: система приемов, направленная на
формирование мотивов учебной деятельности младших школьников.
Актуальность темы позволила определить цель работы - изучить на теоретическом уровне особенности формирования мотивов учебной деятельности и апробировать на практике комплекс приемов, которые способствуют формированию мотивов учебной деятельности второклассников в учебной деятельности.
Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
1. Рассмотреть проблему учебной мотивации в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Дать классификацию основных мотивов учебной деятельности младших школьников.
3. Ознакомиться с методами и приёмами формирования мотивов учебной деятельности обучающихся начальной школы.
4. Провести диагностику сформированности мотивации учебной деятельности у второклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы.
5. Систематизировать приемы по формированию мотивов учебной деятельности младших школьников на уроках во втором классе.
6. Подвести итоги опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, опросный метод, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия № 94.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, семи приложений.
Мотивационная сфера представляет собой ядро личности. В самом начале своего обучения младший школьник имеет желание учиться хорошо и отлично. Обычно в мотивах преобладает желание доставить радость родителям, интерес к знаниям, которые младшие школьники получают на уроках. Имея достаточный уровень знаний, обучающийся уже может получать хорошие отметки, которые становятся дополнительным стимулом. Когда обучающийся хорошо учится, получает одобрение и похвалу со стороны родителей, он начинает гордиться собой и все больше стремиться к знаниям. Но иногда мотивы могут быть ложными, вести к неправильному отношению к процессу обучения.
Как правило, у детей младшего школьного возраста учебная деятельность побуждается далеко не одним мотивом, а целым их спектром, которые начинают переплетаться между собой, а также находятся в определенном соответствии.
Зачастую, без применения диагностических методик, учитель до конца не имеет представление о том, какими мотивами руководствуются младшие школьники, а у кого вообще не хватает мотивации.
Мотивацию можно и нужно развивать с помощью комплекса методов, приемов, средств. Только для того, чтобы знать какие методы и приемы лучше использовать, а также начальный уровень мотивации, не обойдись без диагностического этапа. Этим мы можем подтвердить свою гипотезу, которая заключалась в том, что процесс формирования мотивов учебной деятельности у детей младшего школьного возраста: подбор диагностических методик для изучения сформированности учебной деятельности младших школьников; разработку комплекса мероприятий по формированию мотивов учебной деятельности младших школьников на уроках.
Также подведем основные итоги по проделанной работе. Основными выводами явились следующие:
1. Существует огромное количество подходов к пониманию сущности мотивов как в зарубежной, так и отечественной психологической и педагогической литературе.
2. Мотивационную сферу человека составляют потребности, мотивы и цели, формирующиеся и развивающиеся на протяжении всей жизни.
3. Существует множество классификаций мотивов. Мотивы могут подразделяться на познавательные и социальные; внешние и внутренние; мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудач. В зависимости от условий и ситуаций педагог обязан задействовать различные группы мотивов.
4. Существуют различные методы и приемы развития учебной мотивации обучающихся младших классов. Грамотный выбор приемов и методов, их обоснованное сочетание, а также учет методических особенностей помогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.
5. В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы.
При первичной диагностике мы выяснили следующее: большинство обучающихся класса имеют положительное отношение к школе, но их больше привлекают внеучебные стороны; в данном классе не сильна направленность на оценки у обучающихся; мотивация учебной деятельности имеет другие причины; опрошенные имеют весьма разнообразные мотивы, многие мотивы являются социально значимыми, познавательный интерес присутствует у многих обучающихся.
После первичного исследования, был проведен комплекс методов и средств развития мотивации учебной деятельности обучающихся начальных классов.
Результаты повторного исследования следующие. Средний балл учебной мотивации вырос. Вырос процент обучающихся, имеющих высокий уровень мотивации. У обучающихся, выделенных жирным шрифтом, упала направленность на оценки, остальные остались в рамках имеющихся результатов. Данный класс не имел мотивацию с помощью оценок. Мотивация учебной деятельности имела и продолжает иметь другие мотивы. Падение мотивации оценки у некоторых обучающихся, по-видимому, связано с примененными нами методами и приемами. Обучающиеся получили в качестве стимула учебно-познавательный интерес. Вырос процент обучающихся, имеющих мотивы содержания (с 60% до 92%). Упал процент обучающихся, которые имеют мотивы «пресса» (с 44% до 1%).
Таким образом, сравнительный анализ контрольного этапа исследования показал положительную динамику развития мотивации у обучающихся. Почти все обучающиеся передвинулись на более высокий уровень развития.
Таким образом, поставленные цель и задачи были нами достигнуты.
Как правило, у детей младшего школьного возраста учебная деятельность побуждается далеко не одним мотивом, а целым их спектром, которые начинают переплетаться между собой, а также находятся в определенном соответствии.
Зачастую, без применения диагностических методик, учитель до конца не имеет представление о том, какими мотивами руководствуются младшие школьники, а у кого вообще не хватает мотивации.
Мотивацию можно и нужно развивать с помощью комплекса методов, приемов, средств. Только для того, чтобы знать какие методы и приемы лучше использовать, а также начальный уровень мотивации, не обойдись без диагностического этапа. Этим мы можем подтвердить свою гипотезу, которая заключалась в том, что процесс формирования мотивов учебной деятельности у детей младшего школьного возраста: подбор диагностических методик для изучения сформированности учебной деятельности младших школьников; разработку комплекса мероприятий по формированию мотивов учебной деятельности младших школьников на уроках.
Также подведем основные итоги по проделанной работе. Основными выводами явились следующие:
1. Существует огромное количество подходов к пониманию сущности мотивов как в зарубежной, так и отечественной психологической и педагогической литературе.
2. Мотивационную сферу человека составляют потребности, мотивы и цели, формирующиеся и развивающиеся на протяжении всей жизни.
3. Существует множество классификаций мотивов. Мотивы могут подразделяться на познавательные и социальные; внешние и внутренние; мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудач. В зависимости от условий и ситуаций педагог обязан задействовать различные группы мотивов.
4. Существуют различные методы и приемы развития учебной мотивации обучающихся младших классов. Грамотный выбор приемов и методов, их обоснованное сочетание, а также учет методических особенностей помогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.
5. В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы.
При первичной диагностике мы выяснили следующее: большинство обучающихся класса имеют положительное отношение к школе, но их больше привлекают внеучебные стороны; в данном классе не сильна направленность на оценки у обучающихся; мотивация учебной деятельности имеет другие причины; опрошенные имеют весьма разнообразные мотивы, многие мотивы являются социально значимыми, познавательный интерес присутствует у многих обучающихся.
После первичного исследования, был проведен комплекс методов и средств развития мотивации учебной деятельности обучающихся начальных классов.
Результаты повторного исследования следующие. Средний балл учебной мотивации вырос. Вырос процент обучающихся, имеющих высокий уровень мотивации. У обучающихся, выделенных жирным шрифтом, упала направленность на оценки, остальные остались в рамках имеющихся результатов. Данный класс не имел мотивацию с помощью оценок. Мотивация учебной деятельности имела и продолжает иметь другие мотивы. Падение мотивации оценки у некоторых обучающихся, по-видимому, связано с примененными нами методами и приемами. Обучающиеся получили в качестве стимула учебно-познавательный интерес. Вырос процент обучающихся, имеющих мотивы содержания (с 60% до 92%). Упал процент обучающихся, которые имеют мотивы «пресса» (с 44% до 1%).
Таким образом, сравнительный анализ контрольного этапа исследования показал положительную динамику развития мотивации у обучающихся. Почти все обучающиеся передвинулись на более высокий уровень развития.
Таким образом, поставленные цель и задачи были нами достигнуты.
Подобные работы
- Изучение и оптимизация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Создание психологических условий для развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019





