Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики (Уральский государственный педагогический университет)

Работа №121273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено исследование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» (г. Екатеринбург).
Выборка: 24 ученика 3 класса

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность и структура учебной деятельности 7
1.2 Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста 13
1.3 Особенности формирования контрольно-оценочной деятельности у детей в младшем школьном возрасте на уроках математики 20
1.4 Условия формирования контрольно-оценочной деятельности у детей в младшем школьном возрасте 32
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1 Определение начального уровня сформированности контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возаста 49
2.2 Описание работы по формированию контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики 63
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90

Главной целью образовательного процесса выступает формирование универсальных учебных действий, таких как: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся происходит в учебной деятельности. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является эффективная организация учебной деятельности школьников с целью научить детей самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Актуальность темы исследования. Контроль и самооценка учебной деятельности выступают компонентом регулятивных УУД, которые необходимы учащемуся для успешного освоения программы начального общего образования. Предметная область математики позволяет эффективно формировать контрольно-оценочную деятельность у младших школьников, поэтому учителю важно применять на практике необходимые средства и методы развития контрольно-оценочного компонента, так как математика предоставляет точность и конкретность результатов, помогает четко прослеживать правильность решения задач, логичность встроенных шагов для достижения результата. Таким образом, математика имеет большие возможности при формировании контрольно-оценочной деятельности. Сказанное подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности проблемы исследования.
Проблема проектирования формирования учебной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения широко освещена в научной литературе.
Так, П.Я. Гальперин [23] исследовал особенности проектирования образовательной среды с целью развития умственных способностей обучающихся.
В.В. Давыдов [26] раскрывает педагогические аспекты проблемы развивающего обучения в контексте формирования навыков учебной деятельности у обучающихся, в том числе и регулятивных УУД – навыков контроля и самооценки учебной деятельности.
И.А. Зимняя [33] изучает структуру учебной деятельности младших школьников и выделяет особенности формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Е.П. Ильин[34] обосновывает важность потребностно-мотивационного компонента учебной деятельности.
Однако, несмотря на достаточно широкое поле научных исследований проблемы формирования учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, практически неисследованной остается проблема проектирования условийформирования контрольно-оценочной деятельности учебной деятельности младших школьников в предметной области математика, что подчеркивает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: выделить и апробировать условия формированияконтрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике.
Объект исследования: формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: условия формирования контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике.
Исходя из цели исследования, объекта, предмета определяются следующие задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность и структуру учебной деятельности.
2. Выделить и описать психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать особенности формирования действий контроля и самооценки у детей в младшем школьном возрасте на уроках математики.
4. Выделить и раскрытьусловия формирования действий контроля и самооценки у детей в младшем школьном возрасте.
5.Подобрать диагностические задания для определения уровня сформированности контрольно-оценочной деятельности у младших школьников.
6. Апробировать выделенные условия формирования контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике.
7. Оценить эффективность проведенной опытно-поисковой работы по формированию контрольно-оценоной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике.
Теоретической основой исследования являются:
- деятельностный подход в организации обучения (Д.Б. Эльконин [50], В.В. Давыдов [26], И.И. Ильясов [36], И.А. Зимняя [33]);
- идеи Е.П. Ильина в контексте мотивации учебной деятельности младших школьников;
- онтогенетический подход к пониманию этапов становления учебной деятельности (Л.С. Выготский [21], С.Л. Рубинштейн [47]).
- методические подходы к формированию навыков контроля и самооценки учебной деятельности (А.Г. Асмолов [7], И.В. Андреева[4], Г.В. Бурменская[12] и др.).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной модели организации условий формирования контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики в 3-м классе в деятельности учителя младших классов.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические аспекты формирования контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста, а также приведено описание проведенной опытно-поисковой работы. В соответствии с поставленной целью и задачами исследования мы пришли к следующим обобщающим выводам:
1) Учебная деятельность – деятельность субъекта, направленная на овладение обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, поставленных учителем, и посредством учебных действий.
2) Структура учебной деятельности включает: потребностно-мотивационный компоненты, учебную ситуацию и контрольно-оценочный компонент.
3) В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности у младшего школьника развиваются основные новообразования психики и личности. Обобщая взгляды исследователей, можно выделить основные психологические новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий.
4) В соответствии с психолого-педагогическими особенностями младшего школьного возраста учебная деятельность на данном возрастном этапе обладает характерными особенностями. К ним относятся следующие: ведущая роль мыслительных и речевых действий обучающегося в учебной деятельности; мыслительным и речевым действиям младшего школьника подчиняются воображение, восприятие и мнемические процессы; значительную роль в учебной деятельности младших школьников играют различные виды наглядности; возрастает роль речи в учебной деятельности младших школьников; возрастает роль компонента общения учителя и учащихся в учебной деятельности; обогащается мотивация учебной деятельности младших школьников, развиваются познавательные интересы, осознание необходимости выполнение задач, чувство долга, ответственности за обучение.
5) Анализ методической и специальной литературы позволил нам выделить следующие условия формированияконтрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста: организационные условия (целенаправленное и систематическое формирование у младших школьников навыков осуществления учебной деятельности; обеспечение преемственности между детским садом и школой; организация развивающей среды); психолого-педагогические условия (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний; реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию мышления); методические условия: отбор учебного материала; обеспечение вариативности используемых педагогических методов, средств и приемов).
6) Развитие действий контроля и самооценки у младших школьников связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
7) Развитие контрольно-оценочной деятельности у учащихся – важнейшая педагогическая задача начальной школы. Уроки математики обладают высоким потенциалом для развития данных навыков.
8) В опытно-поисковой работе приняли участие 24 ученика 3 класса.
Констатирующая диагностика показала, что большинство учащихся имеет средний уровень развития контроля и самооценки учебной деятельности. Наибольшие трудности учащиеся испытывали при поэтапном контроле выполнения заданий, а также при сравнении собственной работы с образцом. При работе над ошибками учащиеся очень редко самостоятельно обращалиськ учебным алгоритмам и правилам.
9) После реализации комплекса задач упражнений на уроках математики была проведена контрольная диагностика уровня сформированности контроля и самооценки УД у младших школьников, в результате которой было установлена положительная динамика развития. Также значительно сократилось количество школьников, имеющих низкий уровень развития навыков контроля и самооценки УД.
10) Результаты контрольной диагностики позволяют заключить, что реализованные условия формирования навыков контроля и самооценки УД у младших школьников на уроках математики доказали свою эффективность. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение: формирование навыков контроля и самооценки учебной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математики будет происходить эффективнее, если будут созданы следующие условия:
1. Организационные условия: целенаправленное и систематическое формирование у младших школьников навыков осуществления действий контроля и самооценки.
2. Психолого-педагогические условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний; реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию мышления.
3. Методические условия: отбор учебного материала; обеспечение вариативности используемых педагогических методов, средств и приемов.



1. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
2. Акинцин, П.Д. Педагогика: учебник для вузов / П.Д. Акинцин. – М.: Флинта, 2014. – 637 с.
3. АлексееваЛ.Л., АнащенковаС.В., БиболетоваМ.З. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
4. АндрееваИ.В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И.В. Андреева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 2. – С. 21-24.
5. АнохинаГ.М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования:автореф. дисс. докт. пед. наук / Г.М. Анохина. – М., 2008. – 55 с.
6. Артемов А.К. Развивающее обучение математики в начальных классах / А.К. Артемов. – Самара: СГПУ, 2010. – 120 с.
7. АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., ВолодарскаяИ.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
8. Байрамукова П.У., Уртенова А.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 299 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Ин-т практ. психол, 1995. - 352 с.
10. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики / А.В. Брушлинский // Психологический журн. – 2000. – Т. 21. – № 6. – С. 5 – 11.
11. БузароваЕ.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - №3. - С. 327-338.
12. БурменскаяГ.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1(5). – С. 104–110.
13. Ванцян А.Г. Эти непростые "простые задачки" / А.Г. Ванцян // Практика образования.– 2007.– № 3.– C. 20-22.
14. Венгер A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / АЛ. Венгер // Вопросы психологии. 2001. - № 3. -С. 17-26.
15. ВенгерА.Л., ЦукерманГ.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. – 2010. – №4. – .77-90.
16. Виленкин Н.Я. Современные основы школьного курса математики: пособие для студентов пед. ин-тов. / Н.Я. Виленкин, К.И. Дуничев, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
17. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова / Под ред. М. В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
18. Волков Б.С. Возрастная психология: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 343 с.
19. ВоровщиковС.Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве оккама» / С.Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – № 5. – С. 29-37.
20. ВоронцовА.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
21. Выготский JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - С. 145-147.
22. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. М: Инноватор, 1996. - С. 10.
23. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.
24. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа Пресс, 1995. – 85 с.
25. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов) / В. В. Давыдов – М.: Педагогика, 1972. – 310 с.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов – М.: Интор, 1996. – 544 с.
28. Демидова Т.Е. Текстовые задачи и методы их решения / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких.– М.: изд-во Моск. ун-та, 1999.– 261 с.
29. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких.– М.: Академия, 2002.– 288 с.
30. ДемидоваМ.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 215 с.
31. ЗайцеваС.А., Кузьмина, Н.А. Психологические и методические приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий как средство развития личности младших школьников / С.А. Зайцева, Н.А. Кузьмина // Нижегородское образование. – 2018. - №1. – С.35 – 39.
32. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. / А.З. Зак. - М.: «Интерпракс», 2004 – 408 с.
33. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И. А. Зимняя – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – 480 с.
34. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
35. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
36. Ильясов И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов – М.: МГУ, 1986. – 199 с.
37. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение. 2012. – 253 с.
38. Крылова Н.Б. Образовательная деятельность: разнообразие содержания и форм / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. -2007. - № 2. - С. 31-40.
39. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2010. – 511 с.
40. Математическая энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. И. М. Виноградов. – М.: Советская энциклопедия, 1977–1985. – 2951 с.
41. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в I - III классах. Пособие для учителя / М.И. Моро, А.М. Пышкало - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 336 с.
42. Нестерова О. В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов / О. В. Нестерова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
43. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ "Сфера", 1998. - 528 с.
44. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
45. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. - Ростов-на-Дону: Изд. "Феникс", 1996. - 512 с.
46. Розин В. М. Мышление. Сущность и развитие. Концепции мышления. Роль мыслящей личности. Циклы развития мышления / В.М. Розин. - М.: Ленанд, 2015. - 368 c.
47. Рубинштейн C.JI. Особенности общей психологии / СЛ. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. 704 с.
48. Сарычев С. В. Педагогическая психология. Краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4кл.). [Электронный ресурс]. Режим доступа с экрана: https://минобрнауки.рф/документы/922.
50. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Тривола, 2014. – 637 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ