Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание психологических условий для развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №97830

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы212
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации при
задержке психического развития 8
1.2. Анализ педагогических условий организации учебной деятельности
как факторов развития учебной мотивации 14
1.3. Особенности учебной мотивации у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Методы и методики экспериментального изучения учебной
мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 29
2.2. Анализ проведения констатирующего этапа эксперимента изучения учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 33
2.3. Результаты экспериментального изучения учебной мотивации у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 35 ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 40
3.1. Требования к коррекционной программе по повышению учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 40
3.2. Результаты реализации программы по повышению учебной
мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 49
3.3. Практические рекомендации по развитию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Мотивация является одной из основных проблем в психологии, исследуемая на протяжении долгого времени.
Как и любая другая мотивация, учебная мотивация - системна (Л. С. Выготский, А. Ф. Лазурский, А. К. Маркова). Для учебной мотивации характерно направленность, устойчивость и динамичность. Учебная деятельность, как и любая другая деятельность, начинается с возрастания мотивов, в которой доминируют внутренние мотивы, предопределяющиеся предметом этой деятельности и ее выполнением, либо внешние, которые связаны с потребностью обучающегося занять свое место в системе социальных отношений (успешно окончить школу, заслужить положительное отношение окружающих к себе, получить какую - либо награду). Развитие и взаимодействие данных у обучающегося потребностей и мотивов, происходит с возрастом. Это ведет к изменениям в их иерархии. Развитие учебной мотивации служит не просто усилением положительной или отрицательной связи к учению, а следующее за этим усложнение структуры мотивационной сферы: возникновение других, более зрелых побуждений, возникновение иных, противоречивых между ними отношений. Таким образом, при анализе мотивации учебной деятельности следует не только выявить главный мотив, но и учитывать всю структуру мотивационной сферы.
Мотивации поведения человека в нашей стране занимались такие известные психологи как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.
Первым, кто занялся изучением вопроса по формированию произвольной мотивации был Л. С. Выготский. Огромный вклад в изучение развития учебной мотивации сделали Л. И. Божович, А. К. Марковой.
Проблема школьной неуспешности являлась объектом исследования на протяжении многих десятилетий. Этой проблемой занимались специалисты разного профиля: психологи (З. И. Калмыкова, И. А. Коробейников, Н. А. Менчинская, Н. И. Мурачковский, Н. П. Слободяник и др.); педагоги (Ю. К. Бабанский, Б. П. Есипов, Л. В. Занков и др.); дефектологи и физиологи совместно с психологами и клиницистами (Т. А. Власова, М М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, У. В. Ульенкова и др.).
По проблеме учебной мотивации детей младшего школьного возраста написано множество работ (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. В. Елфимова, В. С. Ильин, А. Н. Леонтьев, А. М. Липкина, Г. И. Лях, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин и др.), но все равно исследований, которые посвящены изучению учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития недостаточно. Все же, исследование мотивации у детей младшего школьного возраста с ЗПР и анализ условий ее усиления имеет большое значение для преодоления школьной неуспешности.
В наше время проблема школьной не успешности приобрела особую значимость в связи с постоянно возрастающим количеством детей с пониженной школьной мотивацией, в том числе и детей с задержкой психического развития.
Цель - изучение педагогических, при которых будет успешно развиваться учебная мотивация у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Проанализировать степень изученности учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе изучения теоретических источников.
2. Подобрать методики для оценки уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментальным путем исследовать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Составить программу, направленную на формирование педагогических условий, способствующих повышению учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Проверить эффективность программы по созданию педагогических условий для повышения учебной мотивации.
Объект - учебная мотивация у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - педагогические условия по развитию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Методологической и теоретической основой исследования явились следующие положения:
• о психофизическом развитии детей с задержкой психического
развития (Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова и др.);
• о своеобразии мотивационно - потребностной сферы детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Л. И. Божович, А. К. Марковой, Н. А. Менченской и др.);
• о развитии мотивации учения детей младшего школьного возраста (Л. И. Божович, Л. С Выготский, В. В. Давыдов, Н. В. Елфимова, B. C. Ильин, А. Н. Леонтьев, A. M. Липкина, Г. И. Лях, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин и др.).
Теоретической и практической значимостью исследования является такой фактор: у обучающихся с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития школьной мотивации, но при применении на уроках ситуаций успеха происходит ее динамичное развитие в положительную сторону. Результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы разработке коррекционных программ учителями, а также для работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР.
База исследования: государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема мотивации и поведения является одной из основных в области специального образования. Мотивационная сфера является ядром личности, которая включает в себя систему мотивов (мотивации), их взаимоотношения (иерархии). Изучение мотивов происходит в разных направлениях, а именно путем подготовки их систематизации, феноменологического описания структуры индивидуальных мотивов.
Мотивация является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности человека. Эффективность учебной деятельности зависит от мотивов обучающихся к активности и определяющих ее направленность. Являясь неотъемлемой составляющей обучения, мотивация оказывает влияние на прогресс и успеваемость детей младшего школьного возраста. Образовательная деятельность обучающихся стимулируется не одним мотивом, а всей системой множественных мотивов, которые переплетаются, находятся в определенных отношениях друг с другом, дополняют друг друга.
Мотивы являются результатом воздействий, которые поступают от семьи, школы, общественных учреждений и предопределяются пониманием или недостаточно понятым отношением к ним в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В учебной деятельности обучающегося с задержкой психического развития мотивация выполняет стимулирующую, организующую функции.
Мотивация невозможна без эффективной подготовки и развития способностей и потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самообразовании. Учебная мотивация играет важную роль в формировании личности. В начальные школьные годы закладывается фундамент для дальнейшего обучения и зачастую желание учиться в начальной школе зависит от приверженности преподаванию в школах.
Из полученных результатов эксперимента можно увидеть важность и необходимость формирования и коррекции мотивационной системы обучающихся, которая определит характер учения и динамику психического развития.
Учитывая этот приоритет учебно - воспитательного процесса в начальной школе является преодоление негативного отношения обучающихся к обучению в школе, воспитание у детей младшего школьного возраста право организации самостоятельного обучения, формирование дальновидной цели учения, занятия, недостатки, и применение когнитивных способностей и сознательного контроля их учебной деятельности.
Период младшего школьного возраста является началом установки мотивации учения, которая в значительной степени зависит судьба ребенка. Дети младшего школьного возраста имеют большие возможности для формирования мотивационной сферы обучения, которые должны быть использованы, чтобы обойти «мотивационного вакуума» при переходе в среднюю школу. В этот возрастной предмет мотивация заключен в возможности ребенку учиться. Перед педагогами современной школы стоит очень важная задача - найти новые способы формирования положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности.



1. Аванесов, В. С. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / В. С. Аванесов. - М. : Наука, 1982. - 200 с.
2. Айзенберг, Б. И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития [Текст] / Б. И. Айзенберг. - М. : Просвещение, 1992. - 10 с.
3. Айламазьян, А. М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты, проблемы и экспериментальное изучение [Текст] / А. М. Айламазьян - 1990. - № 4. - С. 131-140.
4. Лебединская, К. С. Учащиеся вспомогательной школы [Текст] / К. С. Лебединская, Э. Я. Альбрехт, Г. П. Бертынь, М. Г. Блюмина [и др.] ; под ред.: М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М. : Педагогика, 1979. - 230 с.
5. Асеев, В. Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение, 2006. - 297 с.
6. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : Изд - во «УРАО», 1999. - 148 с.
7. Белопольская, Н. Л. Роль учебных и игровых мотивов в структуре деятельности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : Педагогика, 1975. - 236.с.
8. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во «НЦ ЭНАС», 2001. - 136 с.
9. Боброва, С. П. Эмоциональное развитие младшего школьника в творческой деятельности [Текст] / С. П. Боброва - Саратов, 2003. - 22 с.
10. Богданова, Т Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] : учебн. лит. / Т Г. Богданова, Т В. Корнилова. - М. : Роспедагенство, 1994. - 68 с.
11. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1998. - 359 с.
12. Вартанова, И. И. К проблеме диагностики мотивации [Текст] / И. И. Вартанова. - М. : Просвещение, 2006. - 376 с.
13. Венгер, Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер - М. : Наука, 1981. - 458 с.
14. Венгер, Л. А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / Л. А. Венгер, - М. : Изд-во «ВЛАДОС-Пресс», 2001. - 160 с.
15. Власова, Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. Н. Власова. - М. : Просвещение, 2007. - 265 с.
16. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. [Текст] / Т. А. Власова - М. : Просвещение, 1973. - 569 с.
17. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997.- 224с.
18. Гани, С. В. Развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / С. В. Гани. - СПб. : Питер, 2009. - 126с.
19. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / пА. Д. Гонеев ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 280 с.
20. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебн. пособие для студентов факультетов психологии / О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2003. - 432 с.
21. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / В.С. Ильин. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
22. Кочетов А. И. Педагогическая диагностика в школе [Текст] / А. И. Кочетов. - Минск. : Нар. асвета, 1987 - 223 с.
23. Кулагина, И. Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с ЗПР [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М. : Просвещение, 1982.
- 206 с.
24. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская. - М. : Наука, 2006. - 386 с.
25. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития у детей [Текст] : учебн. пособие / В. В. Лебединский. - М. : Изд. МГУ, 1985. - 67 с.
26. Леонова, Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников [Текст] / Н. А. Леонова. - М. : Наука, 2008. - 267 с.
27. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : МГУ, 1971. - 41 с.
28. Липкина, А. М. Самооценка школьника. [Текст] / А. И. Липкина.
- М. : Знания, 1976. - 64 с.
29. Лусканова, Н. Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов [Текст] / Н. Г. Лусканова. - М. : Просвещение, 2001. - 89 с.
30. Маркова, А. А. Формирование мотивации учения [Текст] / А. А. Маркова - М. : Просвещение, 2006. - 192с.
31. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу ; перевод с англ. А. М. Татлыбаевой. - СПб. : Евразия, 2003. - 478с.
32. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А. К. Маркова, А. Б. Орлов. - М. : Дрофа, 2006. - 112с.
33. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебн. пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
34. Максимов, Л. К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника [Текст] / Л. К. Максимов. - М. : Просвещение, 1996. - 536 с.
35. Никишина, В. Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью [Текст] / В. Б. Никишина. - М. : Дрофа, 2002. - 190 с.
36. Обухова, Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против [Текст] / Л. В. Обухова. - М. : Просвещение, 1981. - 117 с.
37. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] : учебное пособие / А. А. Осипова - М. : Сфера, 2002 - 510 с.
38. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития [Текст] / М. С. Певзнер. - М. Просвещение, 1995. - 564 с.
39. Победоносцев, Г. А. Совершенствуем систему воспитания [Текст] / Г. А. Победоносцев. - М. : Просвещение, 1989. - 423 с.
40. Поддубная, Н. Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР [Текст] / Н. Г. Поддубная // Дефектология - № 4. - 1980. - С. 3-8.
41. Подобед, В. Л. Формирование мнемического приема смыслового соотнесения у детей с задержкой психического развития [Текст] / В. Л. Подобед // Дефектология : Научно - методический журнал Академии педагогических наук СССР / ред. В. И. Лубовский, А. И. Чайкина. - 1985. - №3. - С. 4-10.
42. Разина Н. А. Формирование учебной мотивации как одна из центральных проблем современной школы [Текст] / Н. А. Разина // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. - 2005. - № 4. - С. 87-104.
43. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. : Питер, 2002. - 360 с.
44. Севастьянов, О. Ф. Несостоявшийся диалог. Ж. Пиаже и Л. С. Выготский о природе эгоцентрической речи [Текст] / О. Ф. Севастьянов // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 1. - С. 118-121.
45. Славина, Л. С. Трудные дети [Текст] / Л. С. Славина,
В. Э. Чудновский. - Воронеж : МОДЭК, 1998. - 440 с.
46. Стрекалова, Т. А. Особенности логического мышления
дошкольника с ЗПР [Текст] / Т А. Стрекалова. // Дефектология. - 1982. - № 4.
- С. 25-28.
47. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста : в 3 томах [Текст] / Г. Е. Сухарева - М. : Медгиз, 1959. - Том 2 - С. 7-23.
48. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский.
- М. : Политическая литература, 1982. - 270 с.
49. Талызина, Н. В. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н. В. Талызина - М. : Знание, 2005. - 194 с.
50. Теплов, Б. М. Практическое мышление [Текст] / Б. М. Теплов. - М. : МГУ, 1981. - 563 с.
51. Хеккаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хеккаузен.
- Питер : Смысл, 2003. - 864 с.
52. Шорохова, Е. В. Психология личности и образ жизни [Текст] / Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1987. - 220 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ