ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Любительский театр: особенности и возможности 9
1.3. Этапы становления любительского театра в работе с подростками 16
1.4. Театральная деятельность как средство развития творческих
способностей у подростков 22
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В г. УРАЕ 24
2.1. Анализ работы любительского театра «Авось!» с подростками 24
2.2. Исследование отношения подростков к любительскому театру в г.Урай 31
2.3. Проект организации театрального лагеря «Авоська!» и перспективы его
реализации по месту жительства 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Приложение 3 73
Подростковый возраст - это переходный момент от детства к взрослой жизни. Этот возраст является одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Именно в этот период происходит закладывание основы основных черт характера, стилей поведения, привычек, жизненных ориентаций и многое другое. Таким образом, от успешности прохождения этого этапа отчасти зависит и дальнейшая взрослая жизнь человека [23].
Российский психолог А.В. Петровский писал, что личность представляет собой сочетание психологических особенностей, которые образуют своеобразие человека и отличают его от других людей [29]. Развитие личности в подростковом возрасте проходит очень сложно и неоднозначно. О.П. Солодилова отметила, что «...потребность познать себя и стремление открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни» [34, с. 37].
Одна из главных потребностей подростков состоит в смене деятельности, частой смене интересов. Отследить и предугадать эти изменения невозможно, но при этом реально расширить круг предлагаемых услуг в сфере подросткового досуга.
Театр представляет собой один из наиболее доступных видов искусства для вовлечения подростков в культурно-досуговую деятельность. Театр помогает развить у детей и подростков качества, необходимые для общения с самыми различными категориями людей, стать личностью, интересной, востребованной, занимающей лидирующие позиции во всех начинаниях. Именно благодаря занятиям театральной деятельностью подросток может наладить общение со сверстниками, что является ключевой потребностью в этом возрасте, понять, что все люди разные, принять их различий, уметь сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. При всем это театр остается важным и эффективным средством приобщения к культуре [5].
Любительский театр способен объединять различные виды творчества, создавать благоприятную атмосферу для развития необходимых современному молодому человеку умений и навыков. Овладение разными видами творческой деятельности, в том числе и театральной, позволяет активизировать развитие эмоциональности, коммуникабельности, активности, уверенности в себе, креативности, способности к самораскрытию, умения работать в коллективе, стремления к гармоничным отношениям с людьми и жизнью [30].
В последнее время происходит активное возрождение любительского театрального движения, казалось, почти угасшего в прошлом десятилетии. Образуются различные театральные коллективы, студии, проводятся фестивали и конкурсы любительского театрального творчества. Современный любительский театр качественно отличается от того, каким он был тогда, когда активно заявил о себе как о самостоятельном социокультурном явлении, но его роль в формировании социокультурного пространства современной молодежи остается по-прежнему значительной. Все это объясняет актуальность выбранной темы.
Объект исследования: организация деятельности с подростками.
Предмет исследования: любительский театр как форма организации работы с подростками.
Цель работы: проанализировать возможности любительского театра в работе с подростками и разработать проект его организации по месту жительства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
- рассмотреть особенности и возможности любительского театра;
- выделить этапы становления любительского театра в работе с подростками;
провести диагностику отношения подростков к любительскому
театру средствами социологического исследования;
- разработать проект организации любительского театра по месту жительства;
Методы:
а) теоретические - анализ литературы, сравнение, обобщение;
б) эмпирические - беседа, наблюдение, анкетирование, диагностика;
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования проекта по организации работы с подростками средствами любительского театра.
Структура работы: введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список использованной литературы, приложения.
В современном обществе в настоящее время все больше популярности набирает такой вид искусства, как любительский театр. Большей частью участников таких коллективов являются подростки
Подростковый возраст является наиболее важным и сложным этапом в жизни человека. Он отличается особой чувствительностью к социальным проблемам и идеям. Этот период достаточно проблемный, ведь у молодых людей появляется чувство взрослой неполноценности, кризисы, поиски себя и своих дальнейших ориентиров и жизненных ценностей.
Неоднозначное поведение подростков, проявляется по некоторым причинам: Физиологические, Психологические, социально-психологические.
В их поведение преобладают два противоположных стремления: независимость и зависимость.
Изучив особенности детей подросткового возраста, можно утверждать, что любительский театр имеет большие преимущества в сравнении с другими творческими направлениями по силе непосредственного эмоционального воздействия на личностную сферу ребенка.
Организуя работу с подростками, важным для них является руководитель, в данном случае в театральном коллективе им является режиссер. Именно от его профессионализма будет зависеть, на сколько, будут успешны участники коллектива в обществе в целом. Ведь главная задача руководителя любительского театрального коллектива заключается в том, чтобы увлечь и влюбить всех членов коллектива в совместное творчество.
Любительские театры выполняют несколько важных функций: ориентационно-гуманистическую;
креативно-развивающую;
информационально-образовательную;
Важным аспектом привлекающим подростков в любительский театр является общение. Возможность выражать свободной форме свои мысли, эмоции душевные переживания. Чего не хватает подросткам в обыденной жизни.
Задачей театра является воспитать духовно активного, открытого, готового к дальнейшему развитию человека. Также особенность, любительского театра заключается в том, что члены коллектива это не профессиональные актеры, а просто любители театрального искусства. Имеющие определенные желание, талант, особенности и возможности проявить себя в театральной деятельности. Любительский театр имеет огромную воспитательную роль во всестороннем развитии личности ребенка - подростка.
При организации работы с подростками посредствам любительского театра, необходимо выделять определенные этапы, такие как:
Подготовительный: создание дружелюбной атмосферы, снятие
психофизических зажимов, использование тренингов на развитие и повышение театрального уровня участника. Проведение этюдного метода и выбор драматургического материала. Застольный период. (анализ пьесы, распределение по ролям,работа над персонажем, чтение по ролям)
Постановочный: репетиции на сцене, подборка костюмов, декораций, атрибутики. Выстраивание световых эффектов и подбор музыкального сопровождения. Завершает постановочный процесс спектакль.
Завершающий этап: подведение итогов обсуждение проделанной работы с режиссером а так же между участниками коллектива.
В данной работе мы провели анализ театрального коллектива по месту жительства «Авось!» который был основан 1 февраля 1990, режиссером данного коллектива является Шкуренко Нелли Ивановна. С каждым годом количество участников растет, его посещают как школники, студенты средних и высших учебных заведений, так и рабочая молодежь и пенсионеры.
Основными задачами театра являются раскрытие этапов овладение актерским мастерством;
Освоение элементов психофизического действия и навыков проведения актерского тренинга;
Поэтапное овладение навыками работы актера над ролью; домашняя работа актера над ролью;
Выявление деталей внутренней и внешней характерности образа; сквозное действие роли и сверхзадача спектакля;
Так же важная задача студии - это формирование ученика как личности его эстетических норм, эстетического вкуса и четкой гражданской позиции и социализации.
Своей творческой целью, театралы считают, приобщение к театральному искусству, как самих участников, так и молодое поколение города. А так же удовлетворение творческих и нравственно-эстетических потребностей зрителей. Решение проблемы досуга и отдыха, пропаганда занятий творчеством и здорового образа жизни.
В репертуаре коллектива существует множество различных постановок, участие в театральных фестивалях и получение дипломов разных степеней.
А так же в своей работе, мы решили выяснить отношение подростков к любительскому театру в городе Урае. Для определение популярности и востребованности данного вида искусства был проведен опрос, в котором участвовало 52 подростка, в возрасте 15-16 лет и их родители.
Проблема заключается в том, что любительский театр - достаточно популярный вид внеурочной деятельности детей, Тем не менее данный вопрос достаточно мало рассмотрен с позиции формы организации деятельности подростков, то есть с учетом возрастных особенностей, интересов, жизненных целей и приоритетов, планов и т.д.
Гипотеза исследования - предположим что любительский театр является популярной формой работы, позволяющей развивать личностные качества и познавательную активность подростков и их социализацию.
Задача стоящая перед исследованием - определить отношение и популярность любительского театра среди подростков. Для решения задач были разработаны и использованы анкеты для подростков и их родителей.
Таким образом полученные результаты позволяют сделать вывод что театральное искусство является популярным среди подростков и их родителей, при этом большинство из них активно участвуют в той или иной форме театральной жизни города, а так же видят положительные изменения в поведение, поэтому для организации работы с детьми был разработан проект организации театрального лагеря «Авоська!»
Целью которого является заинтересовать подростков театральной деятельностью, а так же приобретение ими новых творческих и социальных навыков помочь раскрыться как личность, обрести новые знакомства.
Работа лагеря рассчитана на 10 дней, в программу которого входит: изучение истории театра, сценическая речь, пластика, актерское мастерство, движение, режиссура, хореография и вокал. Результатом смены в лагере будет постановка спектакля.
Таким образом, данный проект помогает организовывать подростков в творческой деятельности по средствам любительского театра. Ведь всестороннее развитие личности действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса. Любительский театр является эффективным средством развития подростков, приучая их к самостоятельности, организованности, дисциплине, прививая им страсть к самообразованию; Каждый вид театральной самодеятельности помогает ребенку раскрыть свои таланты; понять себя и окружающий мир; обогатиться положительными эмоциями; найти новых друзей и, конечно, любой театр способствует социализации подростка.
1. Артемьева В. А. Чувство толерантности в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 486-489.
2. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра: Театр художника. Истоки и начала / В.И. Березкин. - М.: КД Либроком, 2012. - 232 с.
3. Богданова Е.В. Социально-педагогическая деятельность : учебно-методический комплекс / Е.В. Богданова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2014. - 182 с.
4. Бондаренко М.А. Любительский театр и его роль в языковом развитии воспитанников. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. №4. - 2012. - С. 101-105.
5. Борев Ю.Б. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
6. Боронина Е. В., Кадина В. В. Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 68-71.
7. Возрастная и педагогическая психология. / сост. И. В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 385 с.
8. Гаврилова Е.Э. Влияние школьного театра на формирование личности подростка // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 77-80.
9. Гаевский В. Книга ожиданий. Заметки об актерах и режиссерах. Москва : РГГУ, 2014. - 442 с.
10. Донова Д. Театр и зритель: стратегические основы
взаимоотношений: автореф. дис. ... канд. искусств. СПб., 2007. - 20 с.
11. Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. - М.: Мир искусства, 2010. - 194 с.
12. Зайцев А.С. Развитие подростка в школьном театре. — М.: МАО, 2016. — 148 с.
13. Зайцев А.С. Школьный театр как фактор творческого развития и социализации подростка. — М.: МАО, 2015. — 175 с.
14. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. - М. : Искусство, 1969.
15. Игнатов И.Н. Театр и зрители. М.: Задруга. 1916. Ч.1.
16. Климова М.В. Взаимосвязь самооценки и межличностных отношений подростков // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2014. № 2. С. 41-44.
...