Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Орнитологические экскурсии со школьниками в национальном парке «Красноярские столбы» (Кpacнoяpcкий Гocудapcтвенный Педaгoгичеcкий Унивеpcитет)

Работа №118200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ……………………………………………………………
1.1 Значение и место экскурсии по биологии в образовательном процессе….
1.2 Разнообразие экскурсий и их характеристика…………………..
1.3 Организация и структура экскурсий…
1.4 Возможности школьного курса биологии в организации и проведении биологических экскурсий…………………………………………………
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПТИЦАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «КРАСНОЯРСКИЕ СТОЛБЫ» В ЗИМНИЙ ПЕРИОД……………
2.1 Физико-географическая и экологическая характеристика территории наблюдения…………
2.2 Методика наблюдения за птицами в зимний период времени………….
2.3 Видовой состав зимней орнитофауны…
2.4 Численность и пространственно-территориальное размещение……………
2.5 Состав смешанных синичьих стай……
ГЛАВА 3. УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПТИЦЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «КРАСНОРСКИЕ СТОЛБЫ»»………………………………………
3.1 Методические рекомендации к наблюдениям за птицами с обучающимися
3.2 Разработка и апробация учебной экскурсии «Птицы национального парка «Красноярские Столбы»» …………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Воспитание всех аспектов личности не может быть осуществлено, если преподавание учителя ограничивается рамками уроков и школьных учебников. На уроках биологии как бы не был интересен и разнообразен рассказ учителя, обучающийся познает окружающую среду во всем ее многообразии, лишь тогда, когда ощутит ее в наглядных проявлениях. Одной из ведущих форм организации естественнонаучного образования обучающихся, является экскурсия.
При анализе педагогической и методологической литературы было выявлено, что вопросу применения экскурсионного подхода уделяется много внимания. Вопросам интеграции содержания школьного образования в исследованиях психолого-педагогического и методического характера как ранее, так и в настоящее время уделяется значительное внимание методике проведения экскурсий. Как отмечали и отмечают многие ученые-методисты (Полянский И.И., Половцов В.В., Райков Б.Е., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и другие), интеграция научных знаний о компонентах природы, обоснование взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека органично вписывается на экскурсиях, проводимых в природу [Полянский, 1968, Половцов, 1925, Райков, 1930, Зверев, 1985, Суравегина, 1984].
Проведение экскурсий направлено на реализацию требований ФГОС ООО: «приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе» [ФГОС ООО, URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/].
Экскурсия как форма организации процесса обучения несет в себе огромный образовательный потенциал. Ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях в ходе экскурсии сливаются в более широкое понятие о природе. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет обучающимся их познавать, привлекая знания из других дисциплин. Это способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. При непосредственном изучении обучающимися биологических объектов в природе или в музейной экспозиции важным результатом является уточнение понятий о данных объектах. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и, в то же время, полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений, а также собранный натуральный материал, могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях.
Вблизи города Красноярска расположен национальный парк «Красноярские Столбы», это один из самых посещаемых парков в России. В год рекреационную зону посещают около 1 миллиона человек, в выходные дни по популярному маршруту «Центральные Столбы» иногда проходит до 20 тысяч гостей. «Красноярские Столбы» посещают для активного отдыха, занятий спортом или просто для прогулки. Самой главной достопримечательностью национального парка являются скалы.
Каждый год влияние человека на природу становиться все сильнее, это воздействие приводит к трансформации естественных природных ландшафтов и к качественным и количественным изменениям в их фауне. В национальном парке постоянно ведется оценка экологического состояния. Мониторинг экосистем «Красноярских Столбов» можно осуществить через различные компоненты. Птицы являются компонентом доступным для постоянного наблюдения и слежения за состоянием экосистем в течение всего года.
Цель: Разработка методических материалов к экскурсиям по наблюдению за птицами.
Задачи:
1. Рассмотреть экскурсию как форму организации образовательного процесса;
2. Определить видовой состав и численность птиц национального парка «Красноярские Столбы» в зимний период;
3. Разработать методические рекомендации к наблюдению за птицами и учебную экскурсию.
Объект: птицы национального парка «Красноярские Столбы».
Предмет: учебные экскурсии по наблюдению за птицами.
Проблема: недостаток методических материалов к школьным экскурсиям по биологии затрудняет их организацию и проведение.
Обзор материала: за период с января 2020 года по ноябрь 2022 года было совершено 8 экскурсий с целью наблюдения за птицами, пройдено 29 км. маршрута, собрана информация о 13 видах птиц, учтено 642 особи всех обнаруженных видов. Организована и проведена учебная экскурсия «Птицы национального парка «Красноярские Столбы»». Видовые названия птиц приведены по Л.С. Степаняну [1990].
Структура – выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и приложений.
Методы: анализ педагогической и методической литературы по теме исследования; наблюдение; точечный учет численности птиц; анкетирование; количественная обработка данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., М.: Издательство Юрайт, 2020. 300 с.
2. Ахмедова З.М., Яровенко Е.В. Развитие прикладных навыков у учащихся 5-7 классов при обучении биологии // Вестник Социально-педагогического института. 2019. № 1(29). С. 13-18.
3. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 176 с.
4. Бектемирова О. Заповедник «Столбы» // Экос. 2005. №3. С. 48-51.
5. Беляк И. Ф. Край причудливых скал. Красноярск: Красноярское краевое издательство, 1952. 132 с.
6. Биология. 5 - 9 классы: рабочая программа, учеб. метод. пособие / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк. М.: Просвещение, 2011. 80 с.
7. Боголюбов А.С. Методы учетов численности птиц: точечные учеты: метод. пособие. М.: Экосистема, 1996. 9 с.
8. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. для пед. вузов. 4-е изд., М.: Просвещение, 1983. 383 с.
9. Видонова Е.П., Флюстова Т.Ю. Учебно-воспитательное значение экскурсий [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-2. С. 127-128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-vospitatelnoe-znachenie-ekskursiy (дата обращения 13.02.2022).
10. Гаибназарова Ф. Методика обучения биологии. [Электронный ресурс] // Учебно-методический комплекс. URL: https://www.researchgate.net/publication/357339649_UMK_METODIKA_OBUCENIA_BIOLOGII-2021 (дата обращения 4.02.2022).
11. Глушанок Т.М., Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности. СПб.: Издательский дом Герда, 2006. 208 с.
12. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: учеб. пособие. СПб.: КАРО, 2015. 176 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elanbook.com/book/97788 (дата обращения 27.10.2022).
13. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. 288 с.
14. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод. рекомендации. М., 1983. 40 с.
15. Жуков В.С. Птицы лесостепи Средней Сибири. Новосибирск: Наука, 2006. 492 с.
16. Заповедная Россия [Электронный ресурс]: Красноярские Столбы, национальный парк. Москва: 2021. URL: http://www.zapoved.net/index.php/katalog/regiony-rossii/sibirskij-fo/krasnoyarskij-kraj/3683-заповедник_Столбы (дата обращения: 20.12.2020).
17. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
18. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
19. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: учеб. пособие. Саратов: Научная книга, 2006. 40 с.
20. Казеева О.С. Организация поисковой творческой речевой деятельности учащихся на уроке-экскурсии по новой технологии // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 2. С. 82-88.
21. Кузнецов В. Первый директор заповедника // Красноярский рабочий. 2003. № 197. С. 136-139.
22. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. М.: Турист, 2004. 96 с.
23. Леонов Е.Е., Тараканов А.В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник КемГУКИ. 2012. № 12. С. 64-74.
24. Леонов Е.Е. Экскурсия как форма коммуникативного подхода в школьном музее // Наука и современность – 2010. 2011. № 51. С. 103-106.
25. Макарова, О.Б., Сивохина, Л.Н. Методика обучения биологии: современные подходы. Монография. Часть 1. Новосибирск: НГПУ, 2013. 275 с.
26. Министерство природы России [Электронный ресурс]: Преобразование заповедника «Столбы» / Пресс-служба Минприроды России. Москва: 2021. URL: https://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения 2.02.2021).
27. Пахомов А.А., Савинова С.Г. Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии // Самарский научный вестник. 2014. № 4(9). С. 90-91. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-organizatsii-obucheniya-i-ekologicheskogo-vospitaniya-shkolnikov-na-urokah-geografii-i-biologii (дата обращения 18.01.2022).
28. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. 4-е изд. Ленинград: Гос. изд-во, 1925. 235 с.
29. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. М.: Книга по Требованию, 2014. 144 с.
30. Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. Биология. 5 - 9 классы. Концентрическая структура: рабочая программа, учеб. метод. пособие. М.: ВентанаГраф, 2017. 88 с.
31. Приедниекс Я., Курессо А., Курлавичюс П. Рекомендации к орнитологическому мониторингу. Рига: Зинатис, 1986. 63 с.
32. Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск: Наука, 1967. 135 с.
33. Равкин Ю.С. Пространственная организация населения птиц лесной зоны // Западная и Средняя Сибирь. Новосибирск: Наука, 1984. 264 с.
34. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд. М.: ГИЗ, 1930. 114 с.
35. Ромаданова А.Н. Теоретические аспекты организации и проведения биологических экскурсий // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032702 (дата обращения 18.03.2022).
36. Рохлин А. Тайна Столбов // GEO. 2006. №4. С. 146-158.
37. Рябицев В.К. Птицы Сибири, справочник-определитель. Т. 2. М.: Кабинетный ученый, 2014. 452 с.
38. Савина Н.В. Экскурсоведение: учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2009. 255 с.
39. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 5 - 9 классы: рабочая программа, учеб. метод. пособие. М.: Дрофа, 2017. 46 с.
40. Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: Наука, 1990. 728 с.
41. Сурганова Н. Роль экскурсий в методике преподавания биологии // Образовательный портал ЗНАНИО. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/rol_ekskursij_v_metodike_prepodavaniya_biologii-291605 (дата обращения 18.03.2022).
42. Сыроечковский Е.Е., Рогачева Э.В. Животный мир Красноярского края. Красноярск: Красноярское краевое издательство, 1980. 359 с.
43. Тимошкина О.А., Тимошкин В.Б. Современное состояние фауны птиц г. Красноярска и его окрестностей // Вестник КрасГАУ. 2008. №5. С. 185-187.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 6.11.2020).
45. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
46. Эконова С.Э., Павлов И.И. Методические особенности организации и проведения экскурсии в практике школьного биологического образования // Глобус: психология и педагогика. 2019. № 1. С. 32-36. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-organizatsii-i-provedeniya-ekskursii-v-praktike-shkolnogo-biologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения 20. 01.2021).
47. Энциклопедия Красноярского края [Электронный ресурс]: Столбы / Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края. Красноярск: 2017. URL: http://my.krskstate.ru/docs/nationalparks/zapovednik-stolby/ (дата обращения 2.10.2020).



1. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., М.: Издательство Юрайт, 2020. 300 с.
2. Ахмедова З.М., Яровенко Е.В. Развитие прикладных навыков у учащихся 5-7 классов при обучении биологии // Вестник Социально-педагогического института. 2019. № 1(29). С. 13-18.
3. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 176 с.
4. Бектемирова О. Заповедник «Столбы» // Экос. 2005. №3. С. 48-51.
5. Беляк И. Ф. Край причудливых скал. Красноярск: Красноярское краевое издательство, 1952. 132 с.
6. Биология. 5 - 9 классы: рабочая программа, учеб. метод. пособие / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк. М.: Просвещение, 2011. 80 с.
7. Боголюбов А.С. Методы учетов численности птиц: точечные учеты: метод. пособие. М.: Экосистема, 1996. 9 с.
8. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. для пед. вузов. 4-е изд., М.: Просвещение, 1983. 383 с.
9. Видонова Е.П., Флюстова Т.Ю. Учебно-воспитательное значение экскурсий [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-2. С. 127-128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-vospitatelnoe-znachenie-ekskursiy (дата обращения 13.02.2022).
10. Гаибназарова Ф. Методика обучения биологии. [Электронный ресурс] // Учебно-методический комплекс. URL: https://www.researchgate.net/publication/357339649_UMK_METODIKA_OBUCENIA_BIOLOGII-2021 (дата обращения 4.02.2022).
11. Глушанок Т.М., Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности. СПб.: Издательский дом Герда, 2006. 208 с.
12. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС: учеб. пособие. СПб.: КАРО, 2015. 176 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elanbook.com/book/97788 (дата обращения 27.10.2022).
13. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. 288 с.
14. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод. рекомендации. М., 1983. 40 с.
15. Жуков В.С. Птицы лесостепи Средней Сибири. Новосибирск: Наука, 2006. 492 с.
16. Заповедная Россия [Электронный ресурс]: Красноярские Столбы, национальный парк. Москва: 2021. URL: http://www.zapoved.net/index.php/katalog/regiony-rossii/sibirskij-fo/krasnoyarskij-kraj/3683-заповедник_Столбы (дата обращения: 20.12.2020).
17. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
18. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
19. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: учеб. пособие. Саратов: Научная книга, 2006. 40 с.
20. Казеева О.С. Организация поисковой творческой речевой деятельности учащихся на уроке-экскурсии по новой технологии // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 2. С. 82-88.
21. Кузнецов В. Первый директор заповедника // Красноярский рабочий. 2003. № 197. С. 136-139.
22. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. М.: Турист, 2004. 96 с.
23. Леонов Е.Е., Тараканов А.В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник КемГУКИ. 2012. № 12. С. 64-74.
24. Леонов Е.Е. Экскурсия как форма коммуникативного подхода в школьном музее // Наука и современность – 2010. 2011. № 51. С. 103-106.
25. Макарова, О.Б., Сивохина, Л.Н. Методика обучения биологии: современные подходы. Монография. Часть 1. Новосибирск: НГПУ, 2013. 275 с.
26. Министерство природы России [Электронный ресурс]: Преобразование заповедника «Столбы» / Пресс-служба Минприроды России. Москва: 2021. URL: https://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения 2.02.2021).
27. Пахомов А.А., Савинова С.Г. Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии // Самарский научный вестник. 2014. № 4(9). С. 90-91. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-organizatsii-obucheniya-i-ekologicheskogo-vospitaniya-shkolnikov-na-urokah-geografii-i-biologii (дата обращения 18.01.2022).
28. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. 4-е изд. Ленинград: Гос. изд-во, 1925. 235 с.
29. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. М.: Книга по Требованию, 2014. 144 с.
30. Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. Биология. 5 - 9 классы. Концентрическая структура: рабочая программа, учеб. метод. пособие. М.: ВентанаГраф, 2017. 88 с.
31. Приедниекс Я., Курессо А., Курлавичюс П. Рекомендации к орнитологическому мониторингу. Рига: Зинатис, 1986. 63 с.
32. Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск: Наука, 1967. 135 с.
33. Равкин Ю.С. Пространственная организация населения птиц лесной зоны // Западная и Средняя Сибирь. Новосибирск: Наука, 1984. 264 с.
34. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд. М.: ГИЗ, 1930. 114 с.
35. Ромаданова А.Н. Теоретические аспекты организации и проведения биологических экскурсий // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032702 (дата обращения 18.03.2022).
36. Рохлин А. Тайна Столбов // GEO. 2006. №4. С. 146-158.
37. Рябицев В.К. Птицы Сибири, справочник-определитель. Т. 2. М.: Кабинетный ученый, 2014. 452 с.
38. Савина Н.В. Экскурсоведение: учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2009. 255 с.
39. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 5 - 9 классы: рабочая программа, учеб. метод. пособие. М.: Дрофа, 2017. 46 с.
40. Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: Наука, 1990. 728 с.
41. Сурганова Н. Роль экскурсий в методике преподавания биологии // Образовательный портал ЗНАНИО. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/rol_ekskursij_v_metodike_prepodavaniya_biologii-291605 (дата обращения 18.03.2022).
42. Сыроечковский Е.Е., Рогачева Э.В. Животный мир Красноярского края. Красноярск: Красноярское краевое издательство, 1980. 359 с.
43. Тимошкина О.А., Тимошкин В.Б. Современное состояние фауны птиц г. Красноярска и его окрестностей // Вестник КрасГАУ. 2008. №5. С. 185-187.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 6.11.2020).
45. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
46. Эконова С.Э., Павлов И.И. Методические особенности организации и проведения экскурсии в практике школьного биологического образования // Глобус: психология и педагогика. 2019. № 1. С. 32-36. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-organizatsii-i-provedeniya-ekskursii-v-praktike-shkolnogo-biologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения 20. 01.2021).
47. Энциклопедия Красноярского края [Электронный ресурс]: Столбы / Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края. Красноярск: 2017. URL: http://my.krskstate.ru/docs/nationalparks/zapovednik-stolby/ (дата обращения 2.10.2020).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ