Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовых компетенций..5
1.1 Характеристика работников банка 5
1.2 Правовые компетенции: понятие, компоненты, уровни 15
1.3 Этапы и подходы формирования правовых компетенций
персонала банка 26
Глава 2.Опытно-поисковая работа по формированию правовых компетенций персонала банка на основе отделения №7003/0897 37
2.1 Анализ работы публичного акционерного общества «Сбербанк
России» на основе отделения № 7003/0897 по формированию правовых компетенций персонала банка 37
2.2 Разработка программы по формированию правовых компетенций
персонала банка 47
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения
Актуальность исследования: Россия ступила на путь создания правового государства. Но для основной массы российских граждан характерны правовой нигилизм, незнание законов и методов защиты своих прав. Все это является причиной нарушения прав человека в социальной, культурной, политической, экономической сферах. Построение правового государства во многом зависит от уровня формирования правовых компетенций. Правосознание общества является основой эффективного функционирования политической и правовой систем. В российском обществе необходимо формировать уважение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, как среди всего населения страны, так и среди персонала банка.
Персоналу банка не хватает не только информации о принимаемых законах и их разъяснении, но и информации о том, где находятся судебные, законодательные и исполнительные органы, и как к ним обращаться. Люди не верят в справедливость правосудия и судебных органов и часто пытаются решить вопросы и конфликты своими силами, самосудом. Достоверная и своевременная информация о роли правовых компетенций необходимы всем. Плохо сформированные правовые компетенции работников препятствует эффективному использованию правовых средств, для участия в управлении правовыми аспектами в банковской сфере.
Вопрос формирования правовых компетенций персонала банка ранее рассматривали такие авторы, как Горбушина М.В., Гудкова С.А., Денисова А.Л., Долженко Р.А., Дробот М.В., Иванова С.В. и многие другие [15, 16, 20, 21,23, 26].
Противоречие исследования: между знанием законов и их соблюдением и применением в своей деятельности.
Проблема исследования: Как формируются правовые компетенции персонала банка?
Объект исследования: правовые компетенции.
Предмет исследования: процесс формирования правовых компетенций персонала банка.
Цель исследования: на основании изученной теории и опытно-поисковой работы, разработать программу по формированию правовых компетенций персонала банка.
Гипотеза исследования: предполагается, что если правильно организовать процесс формирования правовых компетенций персонала банка, то возрастет эффективность работы персонала банка в правовой сфере.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику персонала банка.
2. Изучить правовые компетенции: понятие, компоненты, уровни;
3. Рассмотреть этапы и подходы формирования правовых компетенций персонала банка;
^Проанализировать работу отделения № 7003/0897 публичного акционерного общества «Сбербанк России» по формированию правовых компетенций персонала банка.
Методы исследования:
Теоретический: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
Эмпирический: анализ документов.
База исследования: Публичное акционерное общество «Сбербанк России» отделение № 7003/0897 города Екатеринбурга
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе проведенной работы, в соответствии с целями и задачами данного исследования, было изучено формирование правовых компетенций персонала банка.
Мы определили, что работник банка - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с банком, на основании трудового договора, на основе наличия определенный качеств и определенных условий. Работник банка включает в себя экономистов разных уровней от кассиров до руководителей. Но любая из этих специальностей требует специального экономического образования: среднего или высшего.
Мы рассмотрели, что все сотрудники разделены по группам занимаемой должности: операционно-кассовые работники; продающие сотрудники; руководители; работники, не взаимодействующие с клиентами. Все требования должности отражаются в особенностях личностно-социальных свойствах сотрудников. У каждой группы сотрудников есть определенные требования. Так же работник банка в своей профессиональной деятельности всегда должен основываться на нормативные документы.
Банковские специалисты служат залогом успешной деятельности финансового учреждения. В связи с этим, мы определили, что правовые компетенции - это интегральное свойство личности, основанное на признании правовых ценностей, отражающее ее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности.
В правовой компетентности отметили три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный компонент, поведенческий компонент. Мы выделили уровни развития правовых компетенций персонала банка: 0 уровень (уровень некомпетентности); I уровень (пороговый); II уровень (продвинутый); III уровень (высокий). Так же, для эффективной работы банка, необходимо формировать правовые компетенции персонала банка. Мы определили, что мы определили, что формирование - это процесс, который помогает преобразовывать идею или некий план в достижимую реальность. Она обеспечивает основу для действий таким образом, что работники знают, что конкретно ожидается от них, каким образом они должны действовать, к кому обратиться, когда возникают какие-либо проблемы.
Выделили этапы формирования правовых компетенций: предварительный (диагностико-проектировочный) этап; мотивационно- ориентирующий этап; образовательный этап; профессионально- преобразующий этап; корректировочный этап.
В качестве подходов выделили: аксиологический, деятельностный, контекстный, личностно-ориентированный; компетентностно- деятельностный: «компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности»; ситуационный, суть которого заключатся в подборе и применении ситуационных задач, актуализирующих личностное отношение работников к проблеме; интерактивный (основанный на понятии «интеракция», которому «соответствуют концепты «диалог/диалогизм», «взаимодействие», «сотрудничество» и «сотворчество»») и близкий к нему партисипативный, предполагающий «взаимодействие работодателя и работника для выработки и реализации совместного решения коммуникативной ситуации, которое является субъект-субъектным. Механизм такого взаимодействия должен быть близок переговорам, с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых», «совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий».
На основе теоретических данных, мы провели анализ работы публичного акционерного общества «Сбербанк России» на основе отделения № 7003/0897 по организации формирования правовых компетенций работников банковской сферы. Мы определили, что большинство сотрудников по результатам анализа имеют продвинутый уровень сформированности правовых компетенций, то есть сотрудник, полностью освоил данные компетенции, эффективно применяет их в широком спектре рабочих ситуаций. Изучив опыт работы отделения № 7003/0897 Публичного акционерного общества «Сбербанк России», по формированию правовых компетенций персонала банка, мы разработали программу по формированию правовых компетенций персонала банка. Главная цель программы - формирование правовой компетенции, работников банковской сферы.
Основные задачи курса: сформировать у работников практические умения и навыки по трудовому праву, уголовному праву, административному праву, семейному праву, конституционному праву необходимых каждому человеку в современном обществе; создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом; научить сотрудников вести себя на рабочих местах, соблюдать дисциплину и порядок в организации; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям; предупредить опасность необдуманных действий, которые могут привести к совершению преступлений.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. М. :Юрайт, 2010. 812 с.
2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения: науч. метод. пособие / М. М. Анцибор; Тул. обл. ин-т повышения квалификации работников нар. образования,.Тула, 1993. 23 с.
3. Апенько С. Н. Методология, теория и практика оценки персонала в современных условиях: монография. М., 2005. 145с.
4. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание/В.Н. Баранов. М.: Лань. 2003. 347 с.
5. Башкатов И.П. Психология ассоциально-криминальных групп подростков и молодежи/ И.П.Башкатов;Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Изд- во Моск.; Воронеж : МОДЭК, 2002. 416 с.
6. Беликова С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / 78 С.Б. Беликова. Ставрополь, 2006. 207 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики : учеб.пособие для студентов вузов /А.С Белкин. М.:Академия, 2000. 192 с.
8. Березин С.В. Технология формирования социальных навыков:метод. пособие для психологов и социал. педагогов ИТУ / С.В.,Березин,К.С.Лисецкий. Самара: 1999, 250 с.
9. Бетилгириев М.А., Дудаева Л. М. Анализ совокупности значимых факторов, влияющих на оценку персонала // TERRA ECONOMICUS. 2008. № 2-3. С.216-219.
10. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. М.:Междунар.пед. акад.,1995. 209 с.
11. Вербицкий А. А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности / А. А. Вербицкий // Активные методы обучения и деловые игры: тез. докл. на III межведомств.шк.-семинаре /Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск, 1981. С. 34-38.
12. Выготский JI.C., Педология подростка / Л. С. Выготский // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. С. 232-285.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.
14. Головченко В.В., Эффективность правового воспитания:понятие, критерии, методика измерения/ В. В. Головченко. Киев: Наук. думка, 1985. 128 с.
15. Горбушина М.В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. канд. пед. наук :13.00.08 / М. В. Горбу-шина; Ульянов. Гос. ун-т. Ульяновск, 2007.213 с.
16. Гудкова С.А., Сыротюк, С. Д. Универсальная система показателей деятельности для формирования актуальной компетентности персонала // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2012.— № 1(25). — С.80-91.
17. Гурин С.В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза:автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Гурин; Мурман. гос. пед. ун-т. Мурманск, 2004. 23 с.
18. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и 79 школа: учеб. пособие / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. Ставрополь КИУУ, 1993. 184 с.
19. Дегтерев В.А. Формирование профессиональной компетенции специалиста по социальной работе/ ГОУ ВПО «Урал. Гос. Пед. Ун-т».- Екатеринбург, 2005. 201с.
20. Денисова А.Л., Стеблянский, Н.В., Платонова, Т.В., Копашева, Т. Ю. Ключевые компетенции специалистов по оценке персонала в корпоративных структурах // Человеческий капитал. 2014. № 1(61). С.50-54.
21. Долженко Р. А. Оценка деятельности персонала банка по результатам года // Управленец. — 2011. — № 3-4. С.245
22. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному: проблема кризиса в подростковом возрасте / Т. В. Драгунова // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов вузов / сост. Л. М. Семенюк ; под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. С. 215-217.
23. Дробот М. В. Бизнес-компетенция как экономическая категория // Общество: политика, экономика, право. 2013, С.111-115.
24. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003, С. 35.
25. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А Зимняя // Высшее образование сегодня.2003.№ 5.С. 34-42.
26. Иванова С. В. Искусство подбора персонала: как оценить человека за час. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011, с.290
27. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Право» 10-11 классы:профил. уровень образования : пособие для учителя/ Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. М, : Вита-Пресс, 2012. 352 с.
28. Кваша А.А. Правовые установки граждан: дис. ...канд. юрид.наук: 12.00.01 / А.А.Кваша ; Волгоград. акад. МВД России. Волгоград, 2002. 160 с.
29. Кибанов А.Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. М., 2005.с. 302
30. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : официал. текст.М. :ВИТРЭМ, 2002. 288 с.
31. Кокорев В. Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе:автореф.дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Кокорев: Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 2007. 220 с.
32. Кондратьев Э. В. Компетентностный профиль эффективного руководителя // Проблемы теории и практики управления, 2013. № 6. С.123-130.
33. Коновалова О. В. Компетентностный подход к оценке персонала среднего звена с учетом стадии жизненного цикла организации // Управление науки в современной России, 2014. № 1. С.417-422.
34. Конце 80 9 и 10-11 классов / сост. А.Ф. Никитин Н.Г., Суворова A.M. Полиевктова. М.: Полтекс, 2005.102 с.
35. Коротун А.В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе : монография / А. В. Коро-тун; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2014. 210 с.
36. Коршик Л. А. Использование компетентностного подхода при формировании кадрового резерва // Деньги и кредит, 2010. № 11 С. 68-72.
37. Кравцова Э.М. Формы и методы работы с подростками/ Э. М. Кравцова.Киев :Вищашк., 1986. 70 с.
38. Крутецкий В.А. Психология: учеб. для учащихся пед.училищ / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1986. 336с.
39. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П.Крысин. М.: Рус.яз., 1998. 848 с.
40. Морозова С.А. Правовое обучение: деятельностный подход /С.А. Морозова // Преподавание истории в школе. 1996.№4. С.75-76.
41. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие для студентов / А. В. Мудрик. М. : Ин-т практ.психологии, 1997.365 с.
42. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов/ В.С.Мухина.М.: Академия, 2002. 456 с.
43. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков/ К. В. Науменкова // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. интернет конф., 22 марта 2004 г./ отв. ред. В. Н. Окатов.С. 41-43.
44. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека / А. Ф. Никитин // Педагогика.1992.№1/2.С.6-10.
45. Никитин А.Ф. Формирование правовой культуры у школьников 81 / А. Ф. Никитин.М.: Просвещение, 1986. 143 с.
46. Никитин А.Ф.Основы государства и права 10-11 класс:пособие для общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин. М.: Дрофа, 2000. 416 с.
47. Новиков А.М. Педагогика: слов. системы осн. понятий / А.М. Новиков.М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие / Л.Ф. Обухова.М.:Пед. о-во России, 1999. 302 с.
49. Омаров С.К. Формирование экономических и правовых знаний как средство обеспечения социальной защищенности учащихся: дис. ... канд. пед. наук:13.00.01 / С.К. Омаров. М., 1996.131 с.
50. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии:активное обучение :учеб. пособие для вузов / А.П. Панфилова.М.:Академия, 2009. 192 с.
51. Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков/ Е.А. Певцова. М.: Новый учеб., 2003. 415 с.
52. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е.А. Певцова // Журнал российского права.2004. №3. С. 70-81.
53. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учеб. для студентов вузов /Е.А. Певцова.М.: ВЛАДОС, 2003. 459 с.
54. Педагогический словарь : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. И. Загвязинский [и др.]. М.: Академия, 2008. 352 с.
55. Петражицкий Л. И. Очерки философии права/ Л.И. Петражицкий. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1900. 320 с.
56. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: в 2 т. / Л.И. Петражицкий. СПб.:Слово, 1907. 156 с.
57. Полькина С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования / С.Н. Полькина.М.: Радуга, 82 2010. 146 с.
58. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : / Д. Равен. М. :Когито-Центр, 2002. 395 с.
59. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб.пособие для студентов и аспирантов /Ф.Райс. СПб.: Питер,2000. 624с.
60. Сапиженко В. В. Методические подходы к оценке уровня компетентности рабочего персонала // Сборник научных трудов Ангарской государственной технической академии. 2008. № 1. С.209-212.
61. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К.Селевко// Народное образование. 2004. №4. С.138-145.
62. Серова И.С. Правовая компетентность подростков детского дома /И.С.Серова.М.:Медведи, 2010.58 с.
63. Симонова И.Ф., Эскерханов М.З., Ерёмина И.Ю., Дудаева Л. М. Классификация факторов, влияющих на оценку персонала современной организации компании // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2008. № 9. С.4-10.
64. Смолкин А.М. Методы активного обучения : метод.пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров / А.М.Смолкин. М.:Высш. шк., 1991. 176с.
65. Соболева М.А. Понятие и структура правовой компетенции
специалиста сферы здравоохранения/ М.А. Соболева
//Педагогическоемастерство: материалы II междунар. науч. конф.,декабрь 2012 г. г. Москва. М., 2012. С. 132-145.
66. Соболева М.А. Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования / М.А. Соболева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф., январь 2013 г., г. Пермь. Пермь, 2013. С. 127-129
67. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста: учеб. и практикум для акад.бакалавриата / А. М. Прихожан. М.Юрайт, 2016. 317с.
68. Филатова Л. О. Компетентностями подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования //Дополнительное образование.2005. № 7. С.9-11.
69. Хасанова С. А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе: дис. канд.пед.наук : 13.00.01 / С. А. Хасанова; Сургут. гос. пед. ун-т. Сургут, 2007. 194 с.
70. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования / А.В.Хутор-ской// Народное образование. 2003.№2. С. 58-64.
71. Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: 13.00.01 /А.А. Черемисина Оренбург, 2000. 22 с.
72. Чернова Ю. К. Методы и модели управления интеллектуальными ресурсами для эффективного менеджмента: Монография / Ю. К. Чернова, О. И. Антипова. Тольятти, ТГУ,2009, 140 с.
73. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. С. 313-320.
74. Янченко Е.В., Альмухаметова Э. Р. Определение компетенций работников банковской сферы // Казанская наука.2014. № 4.С.104-111.
75. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: теоретич. проблемы развития психол. науки / М.Г. Ярошевский. М. : Политиздат,1974.с.102