Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 7
1.2. Воспитательная работа: понятие, цели, задачи, принципы, методы,
формы, критерии 16
1.3. Направления воспитательной работы со старшими подростками в
учреждении дополнительного образования в летний период 39
Глава 2. Опытно-поисковая работа на примере Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа по воспитательной работе со старшими подростками в летний период 48
2.1. Анализ деятельности учреждения дополнительного образования
по воспитательной работе со старшими подростками в летний период 48
2.2. Комплекс мероприятий по воспитательной работе со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период 64
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложения 79
Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие в сегодняшнем состоянии общества нашей страны в области политики, экономики и касающиеся духовной жизни россиян, вызывают необходимость пересмотреть проблемы воспитательной работы общества в целом и формирование гармонически развитой личности в частности. В настоящее время государство прилагает значительные усилия для того, чтобы решать эти вопросы в соответствии с современными условиями жизни и активно разрабатывает инновационные методы воспитания подрастающего поколения страны.
Одной из наиболее значимых задач современного общества является организация воспитательной работы со старшими подростками. Эта проблема актуальна еще и потому, что подростковый возраст является наиболее сложным в развитии ребенка. Именно в этот период у подростка меняется шкала ценностей и идеалов. Подросток придает особое значение общению.
В общении с людьми, тянется к тем, кто в его понимании взрослее, этим он расширяет границы своих знаний. Общаясь, старший подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, человека с коллективом, а значит, воспитывает в себе новые качества личности максимально приближенные к поведению взрослых.
Особое место в реализации возможностей старших подростков принадлежит социально-культурным институтам, одним из которых является учреждение дополнительного образования.
Определение дополнительного образования четко прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ. Дополнительное образование -это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [55, с.2].
Главная цель дополнительного образования -создание условий для развития личностных качеств, способностей, интересов детей всех возрастов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию личности детей и подростков, приобщения их к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество.[16, с.47]
В рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются условия для возможности самореализации старшего подростка, возможности выбора занятий по душе, где он может общаться и делиться своими проблемами и заботами, выполнять коллективные социально-значимые дела.
По мнению А.С. Макаренко [29], в старшем подростковом возрасте, ведущими являются групповые формы работы. Для положительного воспитательного воздействия на старших подростков, мы должны рассмотреть подробнее организацию воспитательной работы со старшими подростками в летний период в учреждении дополнительного образования на примере трудового отряда.
Разработанность проблемы в науке.
Начало теоретическому осмыслению проблем воспитания в дополнительном (внешкольном) образовании положено в трудах А.С. Макаренко [29], П.П. Блонского[3], Н.К. Крупской[25], Е.Н. Медынского [31], В.А. Сухомлинского [51], Ю.В Васильковой [7], Е.Б. Евладовой [16], А.В. Золотарева [18] и др.
Понятие «воспитательная работа», изучение ее структуры, основные характеристики, развитие и управление ею раскрыты Е.М. Смекаловой [48],В.А. Караковским [19], А.Т. Куракиным [24], Л.И. Новиковой [35], Н.Л. Селивановой [44]. Определены социально-педагогические основы воспитательной работы А.С. Макаренко [29],В.А. Сухомлинским [50],М.А. Галагузовой [12], А.В. Мудриком[34], М.В. Шакуровой [58], в концепции сотрудничества педагогов и учащихся А.В. Мудриком [33].
Несмотря на то, что в педагогической литературе представлено большое количество работ в области теории и практики развития учреждений дополнительного образования, фактически остаются не разработанными аспекты использования воспитательной работы учреждения дополнительного образования и специфики взаимодействия педагогов и старших подростков.
Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период и недостаточностью методических пособий по данному вопросу для педагогов учреждения дополнительного образования.
Проблема исследования: что включает в себя воспитательная работа со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период?
Тема исследования: «Воспитательная работа со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период».
Объект исследования - процесс воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - содержание воспитательной работы в учреждении дополнительного образования в летний период со старшими подростками.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных представить комплекс мероприятий по воспитательной работе со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитательная работа в учреждении дополнительного образования в летний период со старшими подростками должна строиться на основе комплекса мероприятий по воспитательной работе с учетом выделенных направлений: трудового, экологического, физического гражданско-патриотического, и духовно-нравственного.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитательная работа»,
определить цели, задачи, принципы, функции и критерии.
3. Рассмотреть направления воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период.
4. Проанализировать деятельность учреждения дополнительного образования по воспитательной работе со старшими подростками в летний период на примере летнего трудового отряда.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение;
- эмпирические: анализ документации, опрос, анкетирование, метод математической и графической обработки информации.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен проблемой содержания воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период.
Цель исследования - разработка комплекса мероприятий по воспитательной работе со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период.
В результате проделанной работы для достижения поставленной цели был решен ряд основных задач: была дана психолого- педагогическая характеристика старших подростков, в ходе которой были выявлены возрастные рамки старшего подросткового возраста, даны основные понятия, относящиеся к данной теме. Были выявлены социальные, психологические и педагогические особенности старших подростков. По результатам анализа научной литературы мы выявили, что старший подростковый возраст отличается коренными сдвигами в развитии, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Учебная, трудовая и общественно-организационная деятельность старших подростков объединяются в общественно значимую деятельность, которая становится ведущей.
Старшие подростки осознают социальную значимость собственного участия в реализации общественно-значимых видов деятельности, вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу.
В рамках второй задачи был проведен анализ понятия «воспитательная работа», а также цели, задачи, основные принципы, на которых строится воспитательная работа. Нами были изучены основные формы, методы и критерии воспитательной работы со старшими подростками, был проведен анализ Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа по организации воспитательной работы со старшими подростками в летний период.
В результате мы выявили, что трудовые отряды, как одна из форм воспитательной работы со старшими подростками, организованные в летний период в учреждении дополнительного образования являются одной из составляющих жизнедеятельности старших подростков.
Именно они рассматриваются как особая форма воспитательной работы, направленная на разработку и внедрение современных личностно-ориентированных технологий в рамках организации воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период. Поэтому, к содержательной части воспитательной работы, проводимой со старшими подростками в летнем трудовом отряде, предъявляются более серьезные требования.
Мы выявили, что учреждения дополнительного образования предоставляет широкий выбор форм и методов педагогам, что в школе сделать практически невозможно в силу ее организационных особенностей: время нахождения старших подростков в школе поделено на уроки, а сами старшие подростки - по сменам обучения. В летний период педагоги школы находятся как правило в отпусках, а в учреждении дополнительного образования лето - «горячая пора».
Также нами рассмотрены направления воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период.
В учреждении дополнительного образования старшие подростки могут находиться все вместе, в одно время и педагог, выполняя вместе с ними единую работу, может сразу решать задачи нескольких направлений воспитательной работы одновременно. В этом преимущество воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования перед школой был разработан комплекс по организации воспитательной работы со средними подростками.
Анализируя деятельность Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа по организации воспитательной работы со старшими подростками в летний период, мы определили , что она реализуется во время организации трудовых отрядов, туристических походов и проведения вечерних молодежных тусовок.
Можно отметить, что педагогическим коллективом Центра прилагается достаточно усилий для организации воспитательной работы со старшими подростками в летний период. Это позволяет сделать воспитательную работу в Центре со старшими подростками в летний период разнообразной, интересной, привлекательной для них, позволяет добиваться поставленных педагогами воспитательных целей. Но в то же время, мы определили, что для организации воспитательной работы со старшими подростками в летний период педагоги-воспитатели испытывают недостаток в методических пособиях.
В контексте данной выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• Изучена психолого-педагогическая характеристика старших подростков;
• Раскрыта сущность понятия «воспитательная работа», ее цели, задачи, принципы, функции и критерии эффективности;
• Рассмотрены направления воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период;
• Проанализирована деятельность учреждения дополнительного образования по воспитательной работе со старшими подростками в летний период на примере летнего трудового отряда «Тайфун»;
• Разработан комплекс воспитательных мероприятий по организации воспитательной работы со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период.
Таким образом, современные воспитательные системы летних трудовых отрядов со старшими подростками создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности старшего подростка.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что воспитательная работа летних трудовых отрядов со старшими подростками в учреждениях дополнительного образования находится на новом этапе развития, этому способствует возрастающая потребность в правильной ее организации. На сегодняшний день именно учреждения дополнительного образования играют все большую роль в воспитании подрастающего поколения. Не стоит забывать о том, что те воспитательные системы, на принципах которых строится воспитательная работа, оставляют свой след на личности современного старшего подростка.
В процессе исследования задачи решены, цель достигнута.
1. Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников / Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. №3. с. 38-42.
2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2012. 384 с.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 т. /Сост. и вст. статьи с.8-29, Данильченко М.Г., Никольская А.А./; Под ред. Петровского А.В. М.: Педагогика, 1979. Т.1. 309 с.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. 40 с.
5. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.
6. Брянцева Е.В. Актуальные проблемы воспитания в российской школе // Актуальные задачи педагогики: матер. VI междунар. науч. конф. Чита: Изд- во Молодой ученый, 2015. с. 67-69.
7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 160 с.
8. Виноградова Л. И. Мозаика лета / Л. И. Виноградова // Дети, техника, творчество. 2008. N 3 (67) с. 46-48.
9. Воробьева К. А. Воспитание школьников. 2011. № 6. с. 55-58.
10. Выготский Л.С. Проблема возраста/ Собр.соч. в 6 т. М., 1984. Т.4 с. 244-268.
11. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка. М.: Речь, 1984. 210 с.
12. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М.: Смысл, 2010. 164 с.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
14. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка в 4 т. М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей. 1955.Т.З. 199 с.
15. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. и др. Концепция духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2012. 312 с.
16. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студентов учреждений сред.проф.образования / Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.
17. Евтушенко С.В. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. М., 2013. 127 с.
18. Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. ЯГПУ. Ярославль, 1999. 22 с.
19. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт реформирования. М.: Педагогика, 1992. 183 с.
20. Качалова Л. П. Педагогические технологии. Шадринск, 2001. 149 с.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
22. Кузьминский А. И. Педагогика в вопросах и ответах / Под ред. А. И. Кузьминский, В. Л. Омельяненко. М.: Знание, 2006. 472 с.
23. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. Ростов-н/Д: «МарТ», 2012. 320 с.
24. Куракин А.Т. Среда как объект системного исследования//В. сб.: Воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности. М.: Б.и., 1980. 111 с.
25. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. М.: АПН, 1959. Т.З. Обучение и воспитание в школе. 1959. 798 с.
26. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 1980. 352 с.
27. Либерман А. Создание развивающего пространства для подростка // Воспитательная работа в школе. 2015. № 4. 75 с.
28. Маловидченко Т.А. Формирование экологической воспитанности старших подростков в школе http://www.dissercat.com/content/formirovanie- ekologicheskoi-vospitannosti-starshikh-podrostkov-v-shkole
29. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. 160с.
30. Матиенко, Н. И. Об опыте работы летнего лагеря для детей/ Н. И. Матиенко (Региональный опыт) // 2014. N 3 (май-июнь). с. 95-97.
31. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования/Лекции, читанные в педагогическом факультете Уральского университета Т.1. Общая теория внешкольного образования. М.: Петроград: Госиздат. 1923. 138 с.
32. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ // Народное образование. 2007. № 2. с. 235-241.
33. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников/Педагогика М.: 2001. 126 с.
34. Мудрик А.В. Психология и воспитание. М.: Московский психолого-социологический институт, 2016. 472 с.
35. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания: матер.конф. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2013. с.28-45.
36. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции. //Советская педагогика. 1991. № 11. с. 15-21.
37. Организация воспитательной работы в школе: пособие для директоров общеобразовательных учреждений /Сост. Г.С. Семенов; ред. Л.В. Кузнецова. М.: Школьная Пресса, 2014. 144 с.
38. Педагогика/Под редакцией Ю.К. Бабанского Москва: Просвещение 1983 г. 102 с.
39. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 624 с.
40. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С. Д. Поляков. Москва: Новая школа, 1996. 160 с.
41. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2009. 448 с. Источник: http ://refleader.ru/j gej geqasatyaty.html
42. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 годы [Электронный ресурс]. URL: http://nenuda.ru.html24.
43. Савенков А.И. Основные подходы и разработка концепции воспитания // А.И. Савенков// Педагогика. 2016. №3, с. 24-26.
44. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М.: УРАО ИТИП, 2010. 168 с.
45. Сборник научных трудов // Социальная активность молодежи как условие развития современного общества / под ред. Игошева Б.М., Ларионовой И.А., Дегтерева В.А., Ахьямовой И.А. Екатеринбург 2010. 69 с.
46. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
47. Скрябина И.Л. Система воспитательной работы городской школы по социально-педагогической адаптации сельских школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 3. с.112-126.
48. Смекалова Е.М. Моделирование воспитательной системы УДО: Дис... канд .пед. наук : Ярославль. 2001. 144 с.
49. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.
50. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Издательство политической литературы, 2014. 270 с.
51. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 томах /Ред.кол.: А.Г. Дзеверин (пред) и др./ Киев: Рад.школа, 1979. Т. 1. 682 с.
52. Титова Е. В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. М.: Просвещение, 1993. 103 с.
53. Титова Е. В. Функции воспитательной работы. М.: Просвещение, 1993. 133 с.
54. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М.: Издательство Юрайт, 2016. 406 с.
55. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года). Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
56. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности учреждения дополнительного образования в сфере свободного времени: дисс. д-ра пед. наук. М.,2000.
57. Чертихина Л. В. Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство,2016.с.160- 163.URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11528/(18.02.2019).
58. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога./ М.В. Шакурова. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 272 с.
59. Шапиро А.З., Самодурова И.А., Хорн Д.В. Развитие подростков в контексте быстрых социальных перемен // Вопросы психологии. 2003. № 3. с. 146-150.
60. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. М.: Высшая школа, 2011. 117 с.
61. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. 132 с.
62. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте/ Вопр.психол. 1971. №4. с.6-20.