Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система работы по психофизическому развитию детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной среды

Работа №96776

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И С ПАТОЛОГИЕЙ 9
1.1. Развитие детей дошкольного возраста в онтогенезе 9
1.2. Психофизическое развитие детей дошкольного возраста с
различными формами дизонтогенеза: задержка психического развития (ЗПР), нарушение интеллекта, слабовидение, аутизм (РАС) 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 30
2.1. Условия проведения эксперимента 30
2.2. Методики и формы определения уровня психофизического развития
детей 32
2.3. Характеристика психофизического развития детей, развивающихся в
норме и с ОВЗ 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ 37
3.1. Разработка индивидуального маршрута психического развития детей
с ОВЗ 37
3.2. Организация, содержание и методика обучающего эксперимента 42
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99


В настоящее время внимание специалистов в современном мире привлечено к проблемам развития детей. Это внимание далеко не случайно, так как дошкольный период жизни является наиболее интенсивным периодом развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее детей. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления социально-психологической, педагогической, медицинской помощи детям, которые испытывают трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.
В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано не в последнюю очередь с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений [39].
Современные исследования особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. А. Венгера, Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, А. В. Кенемана, Э. Я. Степаненковой, М. А. Руновой, Е. А. Сагайдачной показывают значительную роль специалистов в развитии психофизических характеристик и качеств ребенка с ОВЗ. Имеется также ряд методических разработок ученых (Е. М. Мастюковой, Е. А. Стребелевой, Н. Ю. Боряковой и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого¬педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
При включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в детском саду должно быть обеспеченно психолого-медико-педагогическое сопровождение.
В отличие от детского сада компенсирующего вида, при инклюзии в одной группе могут быть объединены дети с разными ограничениями по здоровью. Работая в такой группе, педагоги часто испытывают трудности при отборе форм, методов, содержания своей работы, при этом отмечая, что формируемые у детей навыки длительно не автоматизируются и не закрепляются в повседневной жизни. Поэтому важным становится знание и умение специалистов, работающих в инклюзии, учитывать в своей работе особенности психофизического развития ребенка.
Актуальность психолого-педагогической проблемы и темы нашего исследования обусловлена реализацией инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако, способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.
В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) общеразвивающего вида нет полноценных условий для инклюзивного обучения таких детей. В них отсутствуют учителя- дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ. Таким образом, в связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы, обоснования инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида [40].
Объект исследования - психофизические развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, задержкой психического развития (ЗПР), слабовидением, аутизмом (РАС).
Предмет исследования - система работы по психофизическому развитию детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, задержкой психического развития (ЗПР), слабовидением, аутизмом (РАС), в зависимости от типа коррекционно-развивающей программы и условий образовательной среды.
Цель исследования - анализ эффективности коррекционно-развивающей программы для ребенка с ОВЗ, разработанной на основе оценки его психофизического развития в сравнении с адаптированной образовательной программой.
Гипотеза - динамика психофизического развития ребенка с ОВЗ будет наиболее выраженной в условиях инклюзивного процесса при разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы и командном взаимодействии специалистов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности психофизических навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ: нарушением интеллекта, задержкой психического развития (ЗПР), слабовидением, аутизмом (РАС).
3. Разработать и реализовать в образовательном процессе коррекционно-развивающую программу для детей с учетом их психофизического развития.
4. Провести сравнительный анализ оценки психофизического развития детей с ОВЗ, воспитывающихся в инклюзивных группах детского сада по адаптированной образовательной и индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач используется теоретический анализ психолого-теоретической литературы по проблеме исследования; метод тестирования «Шкала оценки психофизического развития и возможностей ребенка»; динамическое наблюдение за ребенком; наблюдение за образовательным процессом; метод обобщения, метод экспертных оценок.
Методологическую основу работы составили: возрастная
периодизация Д. Б. Эльконина, типология отклоняющегося развития (М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), «Метод замещающего онтогенеза» (А. В. Семенович, Б. А. Архипов), принципы и основы построения общеобразовательных и коррекционных программ для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии (Н. Е. Веракса, Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, А. А. Катаева, Т. С. Комарова, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, С. Г. Шевченко); подходы к построению образовательного процесса в детском саду (К. Ю. Белая, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева).
В контексте исследуемой проблемы использовался принцип детерминизма (любое психическое явление или личностное образование непрерывно развивается, подчиняясь всем закономерным свойствам развития: непрерывности, стадийности, неравномерности, асинхронности и пластичности).
Научная новизна: заключается в проведении экспериментального исследования и обобщения полученных материалов по оценке психофизического состояния ребенка с ОВЗ; в определении психолого-педагогических условий построения и реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ с учетом психофизического развития детей с ОВЗ; в демонстрации преимущества инклюзивного подхода и командной работы специалистов.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, задержкой психического развития (ЗПР), слабовидением, аутизмом (РАС) позволил нам сформулировать следующие выводы.
1. При обучении и воспитании детей дошкольного возраста, имеющих определенные особенности психофизического развития, важную роль играют специалисты.
2. Реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида требует разработки коррекционно-развивающих программ, отражающих современные подходы к данного рода программам, а также требования нормативно-правовых документов.
3. Индивидуальный образовательный маршрут описывает особенности обучения и развития ребенка, методы работы в соответствии с его индивидуальными особенностями психофизического развития. Разрабатывается на весь период воспитания и обучения в дошкольном учреждении.
4. Коррекционно-развивающие программы должны включать в себя формы и методы работы, учитывающие особенности психофизичекого развития детей с ОВЗ.
Экспериментальная работа включала в себя разработку и реализацию в образовательном процессе коррекционно-развивающей программы для детей с учетом их психофизического развития.
Нами была разработана и представлена коррекционно-развивающая программа по психофизическому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ на основе программы дополнительного дошкольного образования «Коррекционная ритмика».
Анализ данных, полученных в ходе контрольного этапа исследования, показал, что в результате экспериментального обучения у большинства дошкольников старшего возраста стал отмечаться больший интерес к выполнению заданий и упражнений.
Дети стали стремиться сопоставить свои результаты с показателями сверстников, некоторые дети старались улучшить свои показатели посредством неоднократного повторения одного и то же задания, если оно у них не получалось.
В целом данные экспериментального исследования свидетельствуют о то, что дети с ОВЗ овладели более высоким, чем в начале обучения, уровнем психофизического развития.
Следовательно, полученные результаты позволяют утверждать, что экспериментальные данные и методика обучения были эффективны и могут быть рекомендованы для более широкого применения в учебном процессе.
Также результаты экспериментальной работы по психофизическому развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития позволяют сделать вывод о том, что для достижения детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимого уровня развития, важны специальные условия обучения для их благоприятного психофизического развития.
В основе такого обучения заложена музыка, где организующим элементом служит ритм. Ритм в единстве с движением помогает регулировать психические процессы, движения, поведение ребенка с определенными психофизическими проблемами развития.
Таким образом, коррекционо-развивающая программа по коррекционной ритмике является эффективной, цель и поставленные задачи в работе нами достигнуты.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 1999. - 672 с.
2. Абульханова, К. А. Психология личности в социалистическом обществе [Текст] / К. А. Абульханова. - М. : Наука, 2005 - 183 с.
3. Божович, Л. И. Личность и в формировании в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Педагогика, 2000. - 68 с.
4. Бурменская, Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий [Текст] / Г. В. Бурменская // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 5-14.
5. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 8-17.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1973. - 175 с.
7. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Акад. Проект, 2014. - 224 с.
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] /
Л. С. Выготский ; сост. Т. М. Лифанова. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. /
Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983.
Т. 4 : Основы дефектологии. - 1983. - 369 с.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Пед. о-во России, 2013. - 219 с.
11. Г ерон, Э. Проявление индивидуальных особенностей человека в темпе его движений [Текст] / Э. Герон // Вопросы психологии. - 1961. - № 2.
- С. 53-58.
12. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 551 с.
13. Грибова, О. Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. - 2001.
- № 1. - С. 3-10.
14. Ильин, Д. Н. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Д. Н. Ильин. - СПб. : Академический проект, 2007. - 336 с.
15. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет [Текст] / М. Ю. Картушина. - М. :Сфера, 2007. - 208 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ