Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия инклюзивного образования в образовательных организациях

Работа №96775

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Подходы к понятию инклюзивного образования в России
и за рубежом 6
1.2. Инклюзивное образование в России и за рубежом на современном
этапе 18
1.3. Характеристика обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО -
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 44
2.1. Организация и анализ деятельности специалистов в инклюзивном
образовании 44
2.2. Организация констатирующего эксперимента 54
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 63
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 82
3.1. Формирующий эксперимент 82
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 98
3.3. Основные направления технологии создания организационно-
педагогических условий инклюзивного образования 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ является ключевым этапом перехода образовательной системы на новый уровень. В его рамках актуальным становится внедрение инклюзивного образования [53].
Одна из форм общего образования, доступная для всех людей независимо от пола, расы, уровней возможностей и т.д., а также придерживающаяся принципов ценности человека, права на коммуникации, разнообразия в подходах к обучению называется инклюзивным образованием. Инклюзия - это возможность получения качественного образования посредством индивидуального подхода к каждому обучающемуся, независимо от его возможностей и развития. Инклюзия рассматривается как активно развивающееся направление, позволяющее адаптировать обучающихся в социум, развивать коммуникативные навыки, стимулировать соблюдение равных прав и полноценно участвовать в жизни общества. Создание благоприятной среды является одной из первостепенных задач учебно-воспитательного процесса в инклюзивной среде.
С 1 сентября 2016 года действует утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование недостаточно развито в Российской Федерации, так как названный нормативный акт вступил в силу недавно и требует практической адаптации на всех уровнях организаций в сфере образовательной деятельности. В связи с этим актуальным представляется изучение структуры образования в России, опыта зарубежных стран, определения оптимальной модели организации данного вида образования.
Объектом исследования обучающихся с ОВЗ.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия инклюзивного образования в общеобразовательных организациях.
Гипотеза: общеобразовательная среда для лиц с ОВЗ может быть создана в случае реализации организационно -педагогических условий как обязательного компонента инклюзивного образования с учётом включения в работу всех участников образовательного процесса.
Цель исследования - проанализировать организационно¬педагогические условия инклюзивного образования, разработать и апробировать технологию создания организационно-педагогических условий в общеобразовательных организациях.
В связи с этим определены следующие задачи исследования:
- изучить подходы к понятию инклюзивное образование и проанализировать развития образовательной системы в России и за рубежом в историческом аспекте;
- уточнить формы организации инклюзивного образования в России;
- определить уровень организационно-педагогических условий инклюзивного образования в Свердловской области;
- провести констатирующий эксперимент и на его основе разработать технологию создания организационно-педагогических условий инклюзивного образования;
- организовать формирующий эксперимент;
- провести контрольный эксперимент и проанализировать его результаты;
- определить основные направления технологии создания организационно-педагогических условий инклюзивного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение и анализ литературы по исследованию инклюзивного образования, исторического аспекта образования в России и за рубежом;
- аннотирование основных подходов к обучению и воспитанию лиц с ОВЗ;
- мониторинг для определения организации деятельности специалистов инклюзивном образовании;
- наблюдение при знакомстве с участниками образовательного процесса, определение особенностей взаимодействия их в образовательной среде;
- изучение документации общеобразовательной организации (характеристик обучающихся, дневников, классного журнала и т.д.);
- опросные методы (методики на определение взаимоотношений обучающихся с взрослыми и сверстниками, отношения к учителю и учебному предмету);
- изучение продуктов деятельности обучающихся для анализа
изменений в развитии каждого обучающегося;
- анкетирование для определения знаний педагогов об инклюзивном образовании и отношения родителей к общеобразовательной организации;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- моделирование возможных вариантов совмещения коррекционной программы с общеобразовательной;
- математические методы для обработки информации, полученной в результате проведения опросов;
- шкалирование при проведении всех опросов по уровням: низкий, средний, высокий;
- статистические методы при подсчёте общего количества баллов, поставленных обучающимися педагогами и при подсчете среднего балла результатов анкетирования родителей.
Эксперимент проводился на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №4» (г. Заречный).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инклюзивная среда способствует развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ, их адаптации, социализации, получению знаний, усвоению правил и норм общения в коллективе. В инклюзивной среде у обучающихся, развивающихся в онтогенезе, воспитывается толерантность, умение заботиться о других людях, основой инклюзии для «обычных школьников» является воспитание гуманистических ценностей. Вся работа в инклюзивной среде направлена на развитие творческого потенциала всех обучающихся. В связи с всесторонним развитием каждого обучающегося и плюсами для всех категорий учащихся, тема остается актуальной. Ведутся разработки по созданию инклюзивной среды в общеобразовательных организациях. Образование имеет большую значимость для обучающихся с ОВЗ, чем для «обычных» детей. Обучающиеся, имеющие особые образовательные потребности, получают не только знания, умения и навыки в преподаваемых предметах, но и адаптируются для жизни и взаимодействия в социуме.
В работе рассмотрена история развития специального образования в России и за рубежом с целью анализа накопленного опыта. Описано инклюзивное образование на современном этапе в России и странах, обучающих одними из первых людей с ограниченными возможностями. На основании изученного исторического аспекта в работе сформулирован вывод, что инклюзивное образование одна из лучших форм организации образовательной деятельности для всех обучающихся. Опыт зарубежных стран показывает, что обучающиеся, получившие знания в инклюзивной среде, наиболее коммуникабельны, заботливы и толерантны в отношении лиц с ОВЗ, а обучающиеся с ОВЗ имеют опыт взаимодействия с «обычными детьми» и владеют навыками и способами взаимодействия с окружающими.
Проанализирована психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Описаны особенности развития высшей нервной деятельности, высших психических функций и социальной адаптации в каждом из видов нарушенного развития.
Рассмотрены организационно-педагогические условия, необходимые для реализации инклюзивного образования в образовательных организациях. Описаны необходимые компоненты для образовательного процесса: организационное обеспечение, в которое входят все условия, касающиеся нормативно-правовых актов, общего обслуживания детей (работа со специалистами, питание, медицинское обслуживание), сетевое взаимодействие, финансовая работа и материально-техническое обеспечение. Информационное обеспечение с обязательным предоставлением компьютерного оборудования, организацией специальных классов, специальных образовательных электронных программ и т.д.). Материально - техническое обеспечение подразумевает соблюдение санитарно¬гигиенических норм, создание доступной образовательной среды и т.д. Психолого-педагогическое обеспечение связано с организацией работы на реализацию программно-методического обеспечения. Кадровое обеспечение, предполагающее наличие специалистов, необходимых для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
В представленном исследовании на теоретическом материале изучена структура образования в России, которая предполагает создание специальных условий для реализации инклюзивного образования. В образовательной практике это направление приобретает формальный характер и не реализуется в образовательном процессе.
Одной из оптимальных моделей организации инклюзивного образования является включение всех участников образовательного процесса в общеобразовательную среду. Раскрыта модель инклюзивного образования через групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы с педагогами, обучающимися и родителями. Каждому из участников
предоставлялись возможности для внесения своего вклада в развитие обучающей и развивающей среды. Например, инклюзивное образование предполагает обеспечение специальными учебно - методическими материалами, в которые входят не только учебные пособия особой направленности (для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) и специальные программы, но и наборы диагностических методик, интерактивные доски, мобильные комплексы для работы каждого из специалистов, специальное оборудование. Благодаря совместной деятельности родителей и обучающихся подготовлены самостоятельно такие материалы.
На основе экспериментального исследования определялся уровень организационно-педагогических условий инклюзивного образования в Свердловской области. По результатам исследования выявлено, что не все общеобразовательные организации готовы принять материально и морально лиц с ОВЗ для обучения. Не все организации владеют необходимыми специалистами в кадровом составе. В материально-техническом обеспечении отдельные общеобразовательные организации не имеют соответствующего оборудования, не используют в своей работе инновационные подходы и включению в работу родителей.
Данные, представленные в констатирующем эксперименте, подтверждают, что необходима работа по информированию и обучению педагогов, инновационным формам работы, понимаю нормативно-правовой базы и изменению подходов в преподавании. Отдельная работа должна проводиться непосредственно с обучающимися. В эксперименте определено отношение обучающихся к учителю, отдельным предметам и сверстникам. Выявлены направления работы по устранению трудностей в обучении, общении со сверстниками и взрослыми. Осуществлялась исследовательская деятельность и в отношении родителей. На первых этапах с ними проводились собрания, затем работа была направлена на каждого конкретного ребёнка: на понимание его трудностей в обучении, во взаимоотношениях с другими детьми и со взрослыми как в школе, так и в семье.
Полученные данные проанализированы и структурно и содержательно, на их основании разработана технология создания организационно¬педагогических условий инклюзивного образования в общеобразовательные организации. Содержание данной технологии представлено в программе по созданию организационно-педагогических условий инклюзивного образования в общеобразовательных организациях. Программа апробирована в ходе формирующего эксперимента, описанного в третьей главе.
Эксперимент на начальном этапе строился индивидуально в отношении каждого из участников образовательного процесса. После установления доверительных отношений работа перешла на новый этап - улучшение имеющихся показателей, внимание переключилось на испытуемых.
По результатам формирующего эксперимента видны улучшения: педагоги отмечают лёгкость в понимании преподаваемого предмета, учителя чётко смогли определить, как работать с отдельными категориями лиц с ОВЗ, овладели специфическими навыками преподнесения материала в интересной и доступной форме. Обучающиеся стали мотивированными к обучению, им интересно получать новые знания и самостоятельно изучать дополнительный материал вне школы. Улучшились их взаимоотношения в среде сверстников и взрослых, раскрылись новые таланты. У родителей в определенной мере наладились отношения с детьми, они понимают свою роль в обучении и воспитании ребенка.
При анализе информации по теме исследования были решены возникшие вопросы: общеобразовательные организации не теряют свою привлекательность, а способствуют включению лиц с ОВЗ в социум, который им необходим так же, как и всем остальным. Инклюзивная форма обучения - это особая форма, при которой люди понимают, что нет отличий между ними и что любая ограниченность в возможностях здоровья - это лишь одна из имеющихся характеристик человека, которую не исправить и нужно принимать её такой, какая она есть.
В содержание технологии создания организационно-педагогических условий включено обучение бытовым навыкам. И родители, и педагоги отметили необходимость получения знаний, умений и навыков в этой области. Общебытовые навыки нужны, и обучение им интересно и полезно всем. Родителям важно и интересно включаться в обучение их ребёнка. Они настроены на продуктивное и качественное образование детей. Оптимальными формами работы с родителями для подготовки к восприятию детей с особыми образовательными потребностями являются беседы, тренинги, рассказы и иные формы совместной деятельности.
В ходе исследования была доказана выдвинутая гипотеза: разработанная и апробированная технология способствует созданию общеобразовательной среды для лиц с ОВЗ и реализации организационно - педагогических условий, как обязательного компонента инклюзивного образования с учётом включения в образовательный процесс всех его участников.
Материалы исследования апробированы в докладах на Конференциях:
1. IV межрегиональный научно-практический семинар «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (8 часов) 07.12.2017 г.
2. Региональный научно-практический семинар по теме «Внеурочная
деятельность: современное содержание, направления и механизмы
реализации», 14.12.2017 г.
3. Педагогический форум «Профессиональный стандарт как инструмент формирования педагогической компетентности педагога», 01.02.2018 г.
4. Семинар в рамках междисциплинарного проекта «Секреты голоса»: «Голос как знаковая система и путь к успеху», 05.04.2018 г.
5. Всероссийская научно-практическая конференция памяти В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», 26-27.04.2018 г.
6. XIX Областной конкурс научно-исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области.
Подготовлены научные публикации по теме работы (Приложение 14).



1. Алехина, С. В. Поддержка учителя в инклюзивном образовании
[Электронный ресурс] : Современная зарубежная психология / С. В. Алехина, Т.А. Силантьева. - М., 2014. Т. 3. № 3. - С. 5-15. - URL :
http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n3/72696.shtml (дата обращения: 15.08.2015).
2. Алехина, С. В. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования [Текст] : коллективная монография / отв. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. - 334 с.
3. Афонькина, Ю. А. Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ДОО [Текст] / Ю. А. Афонькина // Журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением / Учитель, 2016. - 53.
4. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» [Текст] : Учебное пособие. Ч.1 / О. А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 - 373 с.
5. Банч, Г. Включающее образование. Как добиться успеха? (Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе) [Текст] / Г. Банч ; пер. с англ. - М. РООИ «Перспектива», МБА», 2008. - 120 с.
6. Банч, Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса [Текст]: пособие для учителей / Г. Банч ; пер. с англ. ; под ред. Н. В. Борисова. - М. : РООИ «Перспектива», МБА», 2008. - 218 с.
7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
8. Бенуа, Э. Какие институциональные барьеры могут помешать
оперативной реализации принципа доступности в образовании? [Текст] / Э. Бенуа // Инклюзивное образование - Доступное образование - Безбарьерная среда: Материалы второй международной научно -
практической конференции. - Якутск, 2014. - С. 13-20.
9. Бирюкова, Ю. С. Организационно-педагогические условия
инклюзивного образования в образовательных организациях [Текст] / Ю. С. Бирюкова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической
конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - С. 64-66.
10. Бирюкова, Ю. С. Реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области [Текст] / Бирюкова Ю. С., Христолюбова Л. В. // Специальное образование / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - №2. - С. 27-30.
11. Боголюбов, Л. Н. Хрестоматия - педагогический словарь библиотекаря [Текст] / Л. Н. Боголюбов // Российская национальная библиотека. - СПб., 2007.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М., 1968. - 207-246 с.
13. Бордовская, Н. Лекция 14. Предмет и задачи педагогики [Электронный ресурс] // Педагогика. 2012. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/pip/13.php (дата обращения: 29.01.16).
14. Боровик, О. В. Развитие воображения: Методические
рекомендации [Текст] / О. В. Боровик. - М., 2000. - 112 с.
15. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В. М. Букатов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. - 152 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ