ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
|
Глава 1. Теоретико-методологическое обследование исследования профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях 9
1.1 Психологическое насилие в семье как психологический феномен 9
1.2 Проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях
15
1.3 Опыт профилактики психологического насилия в детско-родительских
отношениях в отечественной и зарубежной психологии 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования способов проявления психологического
насилия в детско-родительских отношениях 45
2.3 Взаимосвязь психологического насилия в детско-родительских отношениях
со стилевыми особенностями воспитания и личностными особенностями
родителей 50
Глава 3. Разработка и апробация программы профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях 57
3.1 Организация и методы исследования 57
3.2 Программа профилактики психологического насилия в детско-родительских
отношениях 57
3.3 Результаты формирующего и контрольного эксперимента 64
Заключение 70
Список литературы 72
1.1 Психологическое насилие в семье как психологический феномен 9
1.2 Проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях
15
1.3 Опыт профилактики психологического насилия в детско-родительских
отношениях в отечественной и зарубежной психологии 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования способов проявления психологического
насилия в детско-родительских отношениях 45
2.3 Взаимосвязь психологического насилия в детско-родительских отношениях
со стилевыми особенностями воспитания и личностными особенностями
родителей 50
Глава 3. Разработка и апробация программы профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях 57
3.1 Организация и методы исследования 57
3.2 Программа профилактики психологического насилия в детско-родительских
отношениях 57
3.3 Результаты формирующего и контрольного эксперимента 64
Заключение 70
Список литературы 72
В современном обществе на фоне социально-экономической нестабильности и политических изменений растет эмоциональное напряжение, уровень агрессии и неудовлетворенности, что может приводить к применению деструктивных форм взаимодействия в семье, жертвами которого чаще всего становятся дети. Статистика детского фонда ООН предоставляет следующие данные: в России за последние годы от насилия в семьях пострадало более 100 тысяч детей. Из них: более полутора тысяч детей были убиты, больше 3 тысяч — искалечены, и более 2 тысяч - нанесен тяжкий вред здоровью.
Исследователи выделяют несколько видов насилия в семье: психологическое, экономическое, физическое и сексуальное. Психологическое насилие включает в себя наличие вербальных оскорблений; шантажа; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия над домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы [28].
По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза, а самой распространенной формой семейного насилия стало психологическое насилие. Данный тип насилия является наиболее распространённым видом и тесно взаимосвязан с другими, и нередко является причиной более жестоких форм насилия. Исходя из этого, изучение и своевременная профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях приобретает особую актуальность. Психологическое насилие трудно диагностировать, так как он не имеет четких физиологических последствий, его признаки редко видны, однако последствия могут быть достаточно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Так же существует ряд факторов, затрудняющих изучение и профилактику психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Во-первых, отсутствие контроля в действующем законодательстве фактов психологического насилия в семье, а именно отсутствие регистрации и учета данных случаев. В то время как меры противодействия физическому и сексуальному насилию достаточно разработаны с точки зрения Уголовного кодекса.
Во-вторых, в силу низкой психолого-педагогической культуры, многие родители не могут установить границы между процессом воспитания и психологическим, а иногда и физическим насилием. Так, по данным ВОЗ, 35% родителей используют телесные наказания (вплоть до ожогов, нанесения детям колотых ран); 26% - предъявляют повышенные требования, издеваются,
унижают детей; 15% - используют иные формы насилия в процессе воспитания.
В-третьих, распространенное в нашем обществе мнение о том, что насилие над детьми, в том числе и психологическое, может происходить лишь в социально неблагополучных семьях, ограничивает полный доступ к актуальной информации по данным случаям. Семьи, которые не причисляют себя к данной категории, нередко отказываются от необходимой психологической помощи.
Исследование насилия привлекает внимание ученых разных областей науки, однако до настоящего времени в данной области психологии не сложился психологический и концептуальный аппарат (Каган В. Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). Данный процесс хоть и содержит внутренние противоречия, он может вывести в новую сферу знаний о человеке. На сегодняшний день в психологической науке только начинают появляться исследования, посвященных изучению и профилактике психологического насилия в семье, его влияния на детей, формирование их личности и отношений с окружающими.
Феноменология насилия, в рамках антропологического и культурологического подходов исследована такими авторами как А.А. Гусейнов, В.С. Степин, Т.А. Сафронова.
Проблема насилия в семье стала темой диссертационных исследований М.В. Смагиной, И.В. Сошниковой, И.В. Родиной.
Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы зарубежных и отечественных психологов: А. Адлера, К. Роджерса, Б.Ф. Скиннера, З. Фрейда, К. Юнга, Л.С. Выготского, А.С. Спиваковской, О.А. Карабановой, А.Я. Варги, В.Н. Дружинина и т.д.
Однако, на данный момент, остаются открытыми многие вопросы, касающиеся получения и систематизации данных о психологическом насилии, характера и причин насилия в обществе и в семье, влияния насилия на дальнейшую социализацию личности, масштаба и динамики данной проблемы, способов ее преодоления и профилактики.
Таким образом, проблема исследования заключается в систематизации данных о психологическом насилии, исследовании особенностей проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях и возможности его профилактики.
Цель диссертации - исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях и разработка программы по профилактике данного явления.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Провести феноменологический анализ психологического насилия в семье;
2. Раскрыть особенности проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях.
3. Изучить опыт профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях в трудах отечественных и зарубежных ученых.
4. Провести эмпирическое исследование проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях и установить его связь со стилевыми особенностями воспитания и личностными особенностями родителей.
5. На основании теоретических и эмпирических данных разработать и апробировать программу для профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Объект исследования: психологическое насилие в детско-родительских отношениях.
Предмет исследования: профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
1. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях проявляется в использовании необоснованных наказаний.
2. Факт психологического насилия детерминирован использованием неоптимального стиля воспитания и неблагоприятными личностными особенностями родителей.
3. Эффективность профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях зависит от изменения стилевых особенностей воспитания и нивелирования неблагоприятных личностных особенностей родителей.
Основные этапы исследования. Цель работы достигалась в процессе исследования, которое включало три этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ проблемы, который позволил описать психологическое насилие в детско-родительских отношениях.
На втором этапе решались эмпирические задачи по изучению специфики проявлений психологического насилия в детско-родительских отношениях.
Третий этап был посвящен разработке и апробации профилактической программы, и анализу полученных результатов.
В исследовании приняли участие 40 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста, проживающих в г. Екатеринбурге. Исследование проводилось с сентября 2016 по июль 2018 года.
Теоретической и методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), анализ основных форм насилия, определение общих понятий, психологических и социальных последствий (Е.Н. Волкова, А.Б. Орлова, Л.С. Алексеева; Т.Я. Сафонова, Н.О. Зиновьева). А также в нашей работе мы опирались на теоретико-методологическое направление зарубежных и отечественных авторов, изучавших последствия насилия у детей ^.Bonner, J.Garbarino, E.M. Kinard, С.В. Ильина, Е.Т. Соколова, Л.Я. Олиференко и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
- психологические (тестирование, анкетирование, формирующий эксперимент);
- статистические (линейная корреляция r Пирсона, Т-критерий Вилкоксона, метод контент-анализа,);
- методы предоставления информации (таблицы, диаграммы, графики и тп).
Методики исследования. Опросные методики для родителей: 1.
Анкета для родителей, цель которой изучение актуальности проблемы наказания в детско-родительских отношениях (Ю.В. Даниленко); 2. Тест- опросник родительского отношения (авторы А.Я. Варга и В.В. Столин). 3. индивидуальный типологический опросник (Л.Н. Собчик).
4. «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман) показывает отношение ребенка к членам своей семьи, семейным отношениям, которые вызывают у рисующего ребенка тревогу или конфликты;
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации данных по проблеме психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Практическая значимость заключается в разработке программы профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях, доказавшей свою эффективность в ходе апробации. Материалы данного исследования могут использоваться психологами, педагогами, социальными работниками при осуществлении профессиональной деятельности. Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит список литературы из 86 наименований, в том числе 13 - на иностранном языке. Объем выпускной квалификационной работы 154 страницы машинописного текста, 75 страницы - приложения. В работе 11 диаграмм и 3 таблицы.
Исследователи выделяют несколько видов насилия в семье: психологическое, экономическое, физическое и сексуальное. Психологическое насилие включает в себя наличие вербальных оскорблений; шантажа; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия над домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы [28].
По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза, а самой распространенной формой семейного насилия стало психологическое насилие. Данный тип насилия является наиболее распространённым видом и тесно взаимосвязан с другими, и нередко является причиной более жестоких форм насилия. Исходя из этого, изучение и своевременная профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях приобретает особую актуальность. Психологическое насилие трудно диагностировать, так как он не имеет четких физиологических последствий, его признаки редко видны, однако последствия могут быть достаточно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Так же существует ряд факторов, затрудняющих изучение и профилактику психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Во-первых, отсутствие контроля в действующем законодательстве фактов психологического насилия в семье, а именно отсутствие регистрации и учета данных случаев. В то время как меры противодействия физическому и сексуальному насилию достаточно разработаны с точки зрения Уголовного кодекса.
Во-вторых, в силу низкой психолого-педагогической культуры, многие родители не могут установить границы между процессом воспитания и психологическим, а иногда и физическим насилием. Так, по данным ВОЗ, 35% родителей используют телесные наказания (вплоть до ожогов, нанесения детям колотых ран); 26% - предъявляют повышенные требования, издеваются,
унижают детей; 15% - используют иные формы насилия в процессе воспитания.
В-третьих, распространенное в нашем обществе мнение о том, что насилие над детьми, в том числе и психологическое, может происходить лишь в социально неблагополучных семьях, ограничивает полный доступ к актуальной информации по данным случаям. Семьи, которые не причисляют себя к данной категории, нередко отказываются от необходимой психологической помощи.
Исследование насилия привлекает внимание ученых разных областей науки, однако до настоящего времени в данной области психологии не сложился психологический и концептуальный аппарат (Каган В. Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). Данный процесс хоть и содержит внутренние противоречия, он может вывести в новую сферу знаний о человеке. На сегодняшний день в психологической науке только начинают появляться исследования, посвященных изучению и профилактике психологического насилия в семье, его влияния на детей, формирование их личности и отношений с окружающими.
Феноменология насилия, в рамках антропологического и культурологического подходов исследована такими авторами как А.А. Гусейнов, В.С. Степин, Т.А. Сафронова.
Проблема насилия в семье стала темой диссертационных исследований М.В. Смагиной, И.В. Сошниковой, И.В. Родиной.
Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы зарубежных и отечественных психологов: А. Адлера, К. Роджерса, Б.Ф. Скиннера, З. Фрейда, К. Юнга, Л.С. Выготского, А.С. Спиваковской, О.А. Карабановой, А.Я. Варги, В.Н. Дружинина и т.д.
Однако, на данный момент, остаются открытыми многие вопросы, касающиеся получения и систематизации данных о психологическом насилии, характера и причин насилия в обществе и в семье, влияния насилия на дальнейшую социализацию личности, масштаба и динамики данной проблемы, способов ее преодоления и профилактики.
Таким образом, проблема исследования заключается в систематизации данных о психологическом насилии, исследовании особенностей проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях и возможности его профилактики.
Цель диссертации - исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях и разработка программы по профилактике данного явления.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Провести феноменологический анализ психологического насилия в семье;
2. Раскрыть особенности проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях.
3. Изучить опыт профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях в трудах отечественных и зарубежных ученых.
4. Провести эмпирическое исследование проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях и установить его связь со стилевыми особенностями воспитания и личностными особенностями родителей.
5. На основании теоретических и эмпирических данных разработать и апробировать программу для профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Объект исследования: психологическое насилие в детско-родительских отношениях.
Предмет исследования: профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
1. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях проявляется в использовании необоснованных наказаний.
2. Факт психологического насилия детерминирован использованием неоптимального стиля воспитания и неблагоприятными личностными особенностями родителей.
3. Эффективность профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях зависит от изменения стилевых особенностей воспитания и нивелирования неблагоприятных личностных особенностей родителей.
Основные этапы исследования. Цель работы достигалась в процессе исследования, которое включало три этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ проблемы, который позволил описать психологическое насилие в детско-родительских отношениях.
На втором этапе решались эмпирические задачи по изучению специфики проявлений психологического насилия в детско-родительских отношениях.
Третий этап был посвящен разработке и апробации профилактической программы, и анализу полученных результатов.
В исследовании приняли участие 40 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста, проживающих в г. Екатеринбурге. Исследование проводилось с сентября 2016 по июль 2018 года.
Теоретической и методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), анализ основных форм насилия, определение общих понятий, психологических и социальных последствий (Е.Н. Волкова, А.Б. Орлова, Л.С. Алексеева; Т.Я. Сафонова, Н.О. Зиновьева). А также в нашей работе мы опирались на теоретико-методологическое направление зарубежных и отечественных авторов, изучавших последствия насилия у детей ^.Bonner, J.Garbarino, E.M. Kinard, С.В. Ильина, Е.Т. Соколова, Л.Я. Олиференко и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
- психологические (тестирование, анкетирование, формирующий эксперимент);
- статистические (линейная корреляция r Пирсона, Т-критерий Вилкоксона, метод контент-анализа,);
- методы предоставления информации (таблицы, диаграммы, графики и тп).
Методики исследования. Опросные методики для родителей: 1.
Анкета для родителей, цель которой изучение актуальности проблемы наказания в детско-родительских отношениях (Ю.В. Даниленко); 2. Тест- опросник родительского отношения (авторы А.Я. Варга и В.В. Столин). 3. индивидуальный типологический опросник (Л.Н. Собчик).
4. «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман) показывает отношение ребенка к членам своей семьи, семейным отношениям, которые вызывают у рисующего ребенка тревогу или конфликты;
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации данных по проблеме психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Практическая значимость заключается в разработке программы профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях, доказавшей свою эффективность в ходе апробации. Материалы данного исследования могут использоваться психологами, педагогами, социальными работниками при осуществлении профессиональной деятельности. Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит список литературы из 86 наименований, в том числе 13 - на иностранном языке. Объем выпускной квалификационной работы 154 страницы машинописного текста, 75 страницы - приложения. В работе 11 диаграмм и 3 таблицы.
Детско-родительские отношения оказывают огромное влияние на развитие ребенка, становление его как личности, а также на его психическое здоровье. Эти отношения отличаются высокой значимостью, как для родителя, так и для ребенка. И можно утверждать, что психическое развитие ребенка во многом определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Психологическое насилие распространено, может существовать во всех социальных группах, не зависит от типа семьи, уровня дохода, образования и положения в обществе.
Целью работы было исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях и разработка программы по профилактике данного явления.
Психологическое насилие в детско-родительских отношениях весьма разнообразно и может проявляться в различных формах: отталкивание, игнорирование, изолирование, терроризирование, безразличие, эксплуатация, деградация. Неблагоприятное воздействие на ситуацию в семье оказывают особенности воспитания и личностные качества родителей. Не конструктивное взаимодействие в семье приводит к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.
Данные теоретико-методологического обследования и эмпирического исследования психологического насилия в детско-родительских отношениях подтвердили выдвинутые нами гипотезы о том что:
1. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях проявляется в использовании необоснованных наказаний.
2. Факт психологического насилия детерминирован использованием неоптимального стиля воспитания и неблагоприятными личностными особенностями родителей.
Основываясь на когнитвно-поведенческом подходе, мы разработали программу профилактики, где основной целевой аудиторией являются родители и дети с высоким процентом выявленных проблем при диагностике детско- родительских отношений.
Анализируя полученные результаты можно отметить, что изменение особенностей воспитания и отношения к детям и корректировка негативных личностных качеств родителей привело к снижению уровня тревожности детей, и повышению их самооценки. Ситуация в семье обрела положительную окраску и стала восприниматься как благоприятная, что подтверждает эффективность проведенной программы.
Подтверждая положительные изменения с помощью математико-статистических методик можно сделать вывод о том, что гипотеза «Эффективность профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях зависит от изменения стилевых особенностей воспитания и нивелирования неблагоприятных личностных особенностей родителей» подтверждена.
Системная профилактика детско-родительских отношений способствует гармонизации этих отношений и как следствие обеспечении его эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития его способностей. Материалы данного исследования могут использоваться психологами, педагогами, социальными работниками при осуществлении профессиональной деятельности.
Психологическое насилие распространено, может существовать во всех социальных группах, не зависит от типа семьи, уровня дохода, образования и положения в обществе.
Целью работы было исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях и разработка программы по профилактике данного явления.
Психологическое насилие в детско-родительских отношениях весьма разнообразно и может проявляться в различных формах: отталкивание, игнорирование, изолирование, терроризирование, безразличие, эксплуатация, деградация. Неблагоприятное воздействие на ситуацию в семье оказывают особенности воспитания и личностные качества родителей. Не конструктивное взаимодействие в семье приводит к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.
Данные теоретико-методологического обследования и эмпирического исследования психологического насилия в детско-родительских отношениях подтвердили выдвинутые нами гипотезы о том что:
1. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях проявляется в использовании необоснованных наказаний.
2. Факт психологического насилия детерминирован использованием неоптимального стиля воспитания и неблагоприятными личностными особенностями родителей.
Основываясь на когнитвно-поведенческом подходе, мы разработали программу профилактики, где основной целевой аудиторией являются родители и дети с высоким процентом выявленных проблем при диагностике детско- родительских отношений.
Анализируя полученные результаты можно отметить, что изменение особенностей воспитания и отношения к детям и корректировка негативных личностных качеств родителей привело к снижению уровня тревожности детей, и повышению их самооценки. Ситуация в семье обрела положительную окраску и стала восприниматься как благоприятная, что подтверждает эффективность проведенной программы.
Подтверждая положительные изменения с помощью математико-статистических методик можно сделать вывод о том, что гипотеза «Эффективность профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях зависит от изменения стилевых особенностей воспитания и нивелирования неблагоприятных личностных особенностей родителей» подтверждена.
Системная профилактика детско-родительских отношений способствует гармонизации этих отношений и как следствие обеспечении его эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития его способностей. Материалы данного исследования могут использоваться психологами, педагогами, социальными работниками при осуществлении профессиональной деятельности.
Подобные работы
- Восприятие родителями стиля воспитания подростков в полных и не полных семьях (Московский Институт Психоанализа)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Особенности детско-родительских отношений в семье подростка, имеющего опыт девиантного поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Социальная профилактика семейного насилия (республика Беларусь)
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 10990 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2013





