Глава 1. Теоретико-методологическое обследование исследования профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях 9
1.1 Психологическое насилие в семье как психологический феномен 9
1.2 Проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях
15
1.3 Опыт профилактики психологического насилия в детско-родительских
отношениях в отечественной и зарубежной психологии 33
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования способов проявления психологического
насилия в детско-родительских отношениях 45
2.3 Взаимосвязь психологического насилия в детско-родительских отношениях
со стилевыми особенностями воспитания и личностными особенностями
родителей 50
Глава 3. Разработка и апробация программы профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях 57
3.1 Организация и методы исследования 57
3.2 Программа профилактики психологического насилия в детско-родительских
отношениях 57
3.3 Результаты формирующего и контрольного эксперимента 64
Заключение 70
Список литературы 72
В современном обществе на фоне социально-экономической нестабильности и политических изменений растет эмоциональное напряжение, уровень агрессии и неудовлетворенности, что может приводить к применению деструктивных форм взаимодействия в семье, жертвами которого чаще всего становятся дети. Статистика детского фонда ООН предоставляет следующие данные: в России за последние годы от насилия в семьях пострадало более 100 тысяч детей. Из них: более полутора тысяч детей были убиты, больше 3 тысяч — искалечены, и более 2 тысяч - нанесен тяжкий вред здоровью.
Исследователи выделяют несколько видов насилия в семье: психологическое, экономическое, физическое и сексуальное. Психологическое насилие включает в себя наличие вербальных оскорблений; шантажа; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия над домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы [28].
По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза, а самой распространенной формой семейного насилия стало психологическое насилие. Данный тип насилия является наиболее распространённым видом и тесно взаимосвязан с другими, и нередко является причиной более жестоких форм насилия. Исходя из этого, изучение и своевременная профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях приобретает особую актуальность. Психологическое насилие трудно диагностировать, так как он не имеет четких физиологических последствий, его признаки редко видны, однако последствия могут быть достаточно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Так же существует ряд факторов, затрудняющих изучение и профилактику психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Во-первых, отсутствие контроля в действующем законодательстве фактов психологического насилия в семье, а именно отсутствие регистрации и учета данных случаев. В то время как меры противодействия физическому и сексуальному насилию достаточно разработаны с точки зрения Уголовного кодекса.
Во-вторых, в силу низкой психолого-педагогической культуры, многие родители не могут установить границы между процессом воспитания и психологическим, а иногда и физическим насилием. Так, по данным ВОЗ, 35% родителей используют телесные наказания (вплоть до ожогов, нанесения детям колотых ран); 26% - предъявляют повышенные требования, издеваются,
унижают детей; 15% - используют иные формы насилия в процессе воспитания.
В-третьих, распространенное в нашем обществе мнение о том, что насилие над детьми, в том числе и психологическое, может происходить лишь в социально неблагополучных семьях, ограничивает полный доступ к актуальной информации по данным случаям. Семьи, которые не причисляют себя к данной категории, нередко отказываются от необходимой психологической помощи.
Исследование насилия привлекает внимание ученых разных областей науки, однако до настоящего времени в данной области психологии не сложился психологический и концептуальный аппарат (Каган В. Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). Данный процесс хоть и содержит внутренние противоречия, он может вывести в новую сферу знаний о человеке. На сегодняшний день в психологической науке только начинают появляться исследования, посвященных изучению и профилактике психологического насилия в семье, его влияния на детей, формирование их личности и отношений с окружающими.
Феноменология насилия, в рамках антропологического и культурологического подходов исследована такими авторами как А.А. Гусейнов, В.С. Степин, Т.А. Сафронова.
Проблема насилия в семье стала темой диссертационных исследований М.В. Смагиной, И.В. Сошниковой, И.В. Родиной.
Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы зарубежных и отечественных психологов: А. Адлера, К. Роджерса, Б.Ф. Скиннера, З. Фрейда, К. Юнга, Л.С. Выготского, А.С. Спиваковской, О.А. Карабановой, А.Я. Варги, В.Н. Дружинина и т.д.
Однако, на данный момент, остаются открытыми многие вопросы, касающиеся получения и систематизации данных о психологическом насилии, характера и причин насилия в обществе и в семье, влияния насилия на дальнейшую социализацию личности, масштаба и динамики данной проблемы, способов ее преодоления и профилактики.
Таким образом, проблема исследования заключается в систематизации данных о психологическом насилии, исследовании особенностей проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях и возможности его профилактики.
Цель диссертации - исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях и разработка программы по профилактике данного явления.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Провести феноменологический анализ психологического насилия в семье;
2. Раскрыть особенности проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях.
3. Изучить опыт профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях в трудах отечественных и зарубежных ученых.
4. Провести эмпирическое исследование проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях и установить его связь со стилевыми особенностями воспитания и личностными особенностями родителей.
5. На основании теоретических и эмпирических данных разработать и апробировать программу для профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Объект исследования: психологическое насилие в детско-родительских отношениях.
Предмет исследования: профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
1. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях проявляется в использовании необоснованных наказаний.
2. Факт психологического насилия детерминирован использованием неоптимального стиля воспитания и неблагоприятными личностными особенностями родителей.
3. Эффективность профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях зависит от изменения стилевых особенностей воспитания и нивелирования неблагоприятных личностных особенностей родителей.
Основные этапы исследования. Цель работы достигалась в процессе исследования, которое включало три этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ проблемы, который позволил описать психологическое насилие в детско-родительских отношениях.
На втором этапе решались эмпирические задачи по изучению специфики проявлений психологического насилия в детско-родительских отношениях.
Третий этап был посвящен разработке и апробации профилактической программы, и анализу полученных результатов.
В исследовании приняли участие 40 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста, проживающих в г. Екатеринбурге. Исследование проводилось с сентября 2016 по июль 2018 года.
Теоретической и методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), анализ основных форм насилия, определение общих понятий, психологических и социальных последствий (Е.Н. Волкова, А.Б. Орлова, Л.С. Алексеева; Т.Я. Сафонова, Н.О. Зиновьева). А также в нашей работе мы опирались на теоретико-методологическое направление зарубежных и отечественных авторов, изучавших последствия насилия у детей ^.Bonner, J.Garbarino, E.M. Kinard, С.В. Ильина, Е.Т. Соколова, Л.Я. Олиференко и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
- психологические (тестирование, анкетирование, формирующий эксперимент);
- статистические (линейная корреляция r Пирсона, Т-критерий Вилкоксона, метод контент-анализа,);
- методы предоставления информации (таблицы, диаграммы, графики и тп).
Методики исследования. Опросные методики для родителей: 1.
Анкета для родителей, цель которой изучение актуальности проблемы наказания в детско-родительских отношениях (Ю.В. Даниленко); 2. Тест- опросник родительского отношения (авторы А.Я. Варга и В.В. Столин). 3. индивидуальный типологический опросник (Л.Н. Собчик).
4. «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман) показывает отношение ребенка к членам своей семьи, семейным отношениям, которые вызывают у рисующего ребенка тревогу или конфликты;
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации данных по проблеме психологического насилия в детско- родительских отношениях.
Практическая значимость заключается в разработке программы профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях, доказавшей свою эффективность в ходе апробации. Материалы данного исследования могут использоваться психологами, педагогами, социальными работниками при осуществлении профессиональной деятельности. Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит список литературы из 86 наименований, в том числе 13 - на иностранном языке. Объем выпускной квалификационной работы 154 страницы машинописного текста, 75 страницы - приложения. В работе 11 диаграмм и 3 таблицы.
Детско-родительские отношения оказывают огромное влияние на развитие ребенка, становление его как личности, а также на его психическое здоровье. Эти отношения отличаются высокой значимостью, как для родителя, так и для ребенка. И можно утверждать, что психическое развитие ребенка во многом определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Психологическое насилие распространено, может существовать во всех социальных группах, не зависит от типа семьи, уровня дохода, образования и положения в обществе.
Целью работы было исследование психологического насилия в детско- родительских отношениях и разработка программы по профилактике данного явления.
Психологическое насилие в детско-родительских отношениях весьма разнообразно и может проявляться в различных формах: отталкивание, игнорирование, изолирование, терроризирование, безразличие, эксплуатация, деградация. Неблагоприятное воздействие на ситуацию в семье оказывают особенности воспитания и личностные качества родителей. Не конструктивное взаимодействие в семье приводит к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.
Данные теоретико-методологического обследования и эмпирического исследования психологического насилия в детско-родительских отношениях подтвердили выдвинутые нами гипотезы о том что:
1. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях проявляется в использовании необоснованных наказаний.
2. Факт психологического насилия детерминирован использованием неоптимального стиля воспитания и неблагоприятными личностными особенностями родителей.
Основываясь на когнитвно-поведенческом подходе, мы разработали программу профилактики, где основной целевой аудиторией являются родители и дети с высоким процентом выявленных проблем при диагностике детско- родительских отношений.
Анализируя полученные результаты можно отметить, что изменение особенностей воспитания и отношения к детям и корректировка негативных личностных качеств родителей привело к снижению уровня тревожности детей, и повышению их самооценки. Ситуация в семье обрела положительную окраску и стала восприниматься как благоприятная, что подтверждает эффективность проведенной программы.
Подтверждая положительные изменения с помощью математико-статистических методик можно сделать вывод о том, что гипотеза «Эффективность профилактики психологического насилия в детско- родительских отношениях зависит от изменения стилевых особенностей воспитания и нивелирования неблагоприятных личностных особенностей родителей» подтверждена.
Системная профилактика детско-родительских отношений способствует гармонизации этих отношений и как следствие обеспечении его эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития его способностей. Материалы данного исследования могут использоваться психологами, педагогами, социальными работниками при осуществлении профессиональной деятельности.
1. Абраменкова В.В. Эволюция семьи в России и детская картина мира // Российская семья - основа развития духовности и патриотизма: Сборник научных статей, концептуально-программных и методических материалов / Под ред. В.И. Лутовинова. М., 2010.
2. Адушкина К.В. Исследование семейного самосознания как условие психолого-педагогического сопровождения семьи / К.В. Адушкина //Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №3. - С.15-18.
3. Ажина О.В. Формирование позитивных детско-родительских отношений / О.В. Ажина // Классный руководитель. - 2009. - №5
4. Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье / Л.С. Алексеева // Воспитание школьников. - 2006. - №5
5. Алямовская В.Г. Петрова С.Н. Предупреждение
психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста 2002г., с.80.
6. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. СПб, 2011, 272с.
7. Баркан А. Дети нашего времени. М., 2010.
8. Беличева С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия, 2006. С.60
9. Бодрова В.В. Насилие в семье. // Мониторинг общественного мнения. 2000. №5.
10. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
Психотерапевтические истории для детей / Д. Бретт. - М.: Класс, 2010.
11. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия /А.Я Варга// Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2008. - 144с.
12. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст]: монография / Н.Н. Васягина; Урал. Гос.пед.ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2013. - 364с.
13. Васягина Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей [Текст] / Н.Н. Васягина / Педагогическое образование в России. - 2011 - №3. - С.126-132
14. Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практического психолога. 2002. №6. - С. 183-199.
15. Волкова Е.Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие/ Е.Н. Волкова; под ред. Е.Н.Волковой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. - 384с.
16. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Е.Н. Волкова. - СПб.: Питер, 2007.
...