Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Работа №68111

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
396
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Детско-родительские отношения: понятие, сущность и
классификации
1.2. Сущность коррекции детско-родительских отношений как
фактора профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Коррекция детско-родительских отношений в профилактике
девиантного поведения несовершеннолетних: отечественный и
зарубежный опыт
2.2. Диагностика проблем коррекции детско-родительских
отношений в профилактике девиантного поведения
несовершеннолетних (на примере МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»)
2.3. Программа коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Актуальность проблемы исследования. В виду серьёзных социально-экономических изменений, происходящих в обществе, институт семьи претерпевает ряд проблем, которые проявляются не только в его структурной неустойчивости, но и в нарушении детско-родительских отношений, что, на наш взгляд, провоцирует возникновение различных отклонений в личностном и социальном развитии ребенка. Которые, в свою очередь, могут выражаться в действиях агрессивно-насильственного и корыстного характера, ранней алкоголизации и наркотизации, а также антиобщественных действиях, наносящих реальный ущерб, как самой личности, так и окружающим людям. Это может быть физическое насилие, причинение материального и морального ущерба, ухудшение здоровья, дестабилизация общества и т.д.
По мнению ряда исследователей, сегодня роль СМИ в формировании личности ребенка стремительно возрастает в связи с переходом от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, что обуславливает трансформацию ценностных ориентаций подрастающего поколения.
При конструктивных детско-родительских отношениях негативные воздействия могут быть нейтрализованы социально-положительной деятельностью. Однако если же в семье наблюдаются деструктивные детско- родительские отношения, то они катализируют вредное влияние окружающей социальной среды, что служит почвой для развития девиантного поведения у несовершеннолетних.
Тот факт, что в настоящее время лица, совершающие поступки, отклоняющиеся от социальных норм, стали моложе и их количество постепенно увеличивается, мы связываем, прежде всего, с деструктивными детско-родительскими отношениями, под которыми понимается система отрицательных чувств, проявляемых детьми и родителями по отношению друг к другу, неадекватного их восприятия, понимания и оценок, что порождает совокупность конфликтных поведенческих откликов.
Следует отметить, что ответственность за успешное осуществление профилактики девиантного поведения несовершеннолетних лежит не только на семье, но и на общеобразовательных учреждениях также выполняющих роль институтов воспитания. В связи с этим назрела объективная необходимость интеграции современных форм и методов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, как в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, так и в семейном воспитании.
Таким образом, изучение проблем коррекции детско-родительских отношений в рамках профилактики девиантного поведения несовершеннолетних обусловлено рядом причин: увеличением количества детей, демонстрирующих отрицательные формы девиантного поведения; снижением роли семьи как первичного института социализации ребенка; трансформацией ценностных ориентаций в современном обществе; отсутствием обоснованных и проработанных программ профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении с привлечением ресурсов семьи и т.д.
Степень научной разработанности. На сегодняшний момент существует большое количество теорий девиантного поведения, основателями которых являются представители различных школ и направлений. Родоначальниками биологической теории девиантности являются Ч. Ломброзо и У. Шелдон, согласно которой девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Основу психологического подхода к изучению девиантного поведения составили труды А. Адлера, К. Лоренца, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и Э. Эриксона, в рамках, которых девиантность объясняется психологическими отклонениями личности. В социологических теориях Э. Дюркгейма, С. Селлина, М. Мертона, девиантное поведение объясняется социальными причинами: социальным неравенством, несовершенством общества и т.д.
В своих исследованиях Ю.М. Антонян, Л.И. Божович, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, М.И. Рожков приходят к выводу, что нарушенные взаимоотношения между детьми и родителями ведут к формированию психологических проблем и комплексов у детей. Изучению особенностей развития детей в различных типах семей, условий воспитания, ценностных ориентаций семьи и их влияния на формирование девиантного поведения у детей посвящены работы И.В. Двойменного, А.Г. Харчева и др.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у детей, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Я. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.
Вопросы, касающиеся выявления, профилактики и коррекции девиантного поведения, находят отражение в фундаментальных трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Также аспекты профилактики девиантного поведения были рассмотрены в исследованиях Н.Г. Алексеева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко и В.А. Сластенина.
Рассмотрению различных средств коррекции деструктивных детско- родительских отношений уделено особое внимание в работах Е.А. Алябьевой, И.Н. Горелова, И.И. Мамайчук, И.М. Марковской, Р.В. Овчаровой, М.И. Чистяковой и др.
Влияние школьной среды в процессе социализации ребенка, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова. Большое значение для исследования имели труды М.А. Алемаскина, ОА. Беличева, Н.А. Закатова, А.Ф. Никитина, посвященные непосредственно проблемам деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения детей.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество исследований, посвященных проблемам детско- родительских отношений и их влияния на формирование девиантного поведения несовершеннолетних, исследование проблем коррекции детско- родительских отношений в общеобразовательном учреждении не получило достаточного освещения в отечественной литературе.
Объектом исследования является коррекция детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Предметом исследования является специфика коррекции детско- родительских отношений как фактора профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении.
Цель исследования заключается в рассмотрении сущности и специфики коррекции детско-родительских отношений как фактора профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и разработке программы коррекции детско-родительских отношений в условиях общеобразовательного учреждения.
В соответствии с обозначенной целью ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения коррекции детско- родительских отношений как фактора профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
2. Изучить опыт и выявить проблемы коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних (на примере МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»).
3. Разработать программу коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения психоаналитического (М. Кляйн, А. Фрейд, З. Фрейд), бихевиористского (А. Бандура, Б. Скиннер, Д. Уотсон и др.) и гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир) подходов к изучению детско-родительских отношений, а также культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. С.Л. Рубинштейн), личностно-ориентированного подхода (Н.Н. Авдеев и Н.И. Ганошенко), и системного подхода (А.Я Варга, А.С. Спиваковская).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основах системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Закон Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей», Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2013 - 2017 годы», данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистической и отчетной документации МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы прикладного социологического исследования: «Диагностика проблем коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних» в ходе преддипломной практики в марте-апреле 2016 года. Исследование проводилось посредством анкетирования несовершеннолетних (n=75); родителей (n=35); представителей педагогического коллектива и психолого-педагогической службы МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» (n=15).
Методы исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, статистических данных, массовый опрос, экспертный опрос, математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость дипломной работы заключается в следующем: предложено авторское определение детско-родительских отношений, под которыми понимается система межличностных отношений, складывающихся между родителями и детьми, которые находят свое выражение в их стиле общения и реализуются в поведенческих и речевых паттернах по отношению друг к другу; авторское определение коррекции детско-родительских отношений, которая рассматривается нами как определенная форма воздействия, ориентированная на решение проблем во взаимоотношениях родителей и детей, преодоление конфликтов между ними и построении их функциональных отношений; определена сущность детско- родительских отношений; раскрыты проблемы деятельности по коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних; проведена диагностика проблем коррекции детско- родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Результаты данного исследования могут быть применены в качестве программы коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении, использование которой позволит обеспечить эффективность профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Девиантология», «Социальная педагогика», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы» и других.
Апробация. Наше исследование было выполнено по заказу МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области». Предложенная программа коррекции детско- родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних прошла обсуждение и была внедрена в деятельность МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области».
Результаты исследования обсуждались в ходе работы VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (ноябрь 2015г.); V Международной научно-практической конференции «Технологии социальная работа с различными группами населения» (декабрь 2015г.); III заочной Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы социальной работы с различными группами населения» (декабрь 2015г.).
Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе рассмотрения теоретических основ изучения коррекции детско- родительских отношений как фактора профилактики девиантного поведения несовершеннолетних нами было установлено, что в настоящее время в научной литературе нет единого определения понятия «детско-родительские отношения». Между авторами, предлагающими свое толкование, существуют разногласия, предмет которых заключается в неоднозначности представления содержания указанного понятия. В виду этого нами было сформулировано авторское определение понятия «детско-родительские отношения», под которыми мы понимаем систему межличностных отношений, складывающихся между родителями и детьми, которые находят свое выражение в их стиле общения и реализуются в поведенческих и речевых паттернах по отношению друг к другу.
Следует заметить, что, несмотря на то, что в структурном плане детско- родительские отношения двусторонни, их специфику определяют, прежде всего, отношения в системе «родитель - ребенок». В виду чего сущность детско-родительских отношений описывают с помощью интегративных показателей: родительское отношение, родительская установка, родительская позиция и стиль воспитания. В свою очередь стиль воспитания во многом определяет характер детско-родительских отношений, а те или иные способы педагогического воздействия, на наш взгляд, могут свидетельствовать о существующих нарушениях в системе детско-родительских отношений.
По своему характеру детско-родительские отношения могут быть конструктивными или деструктивными, главным образом именно деструктивные детско-родительские отношения оказывают определяющее влияние на формирование отрицательных форм девиантного поведения несовершеннолетних.
Коррекция детско-родительских отношений рассматривается нами в рамках первичной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и выступает как отдельное направление коррекционной работы с семьей. Несмотря на то, что авторы уделяют особое внимание изучению коррекцию детско-родительских отношений, отдельно выделенного определения, раскрывающего сущность данной деятельности, они не предлагают. На основании этого нами было сформулировано авторское определение понятия «коррекция детско-родительских отношений», под которой мы понимаем определенную форму воздействия, ориентированную на решение проблем во взаимоотношениях родителей и детей, преодоление конфликтов между ними и построении их функциональных отношений.
Необходимо обратить внимание, что коррекция детско-родительских отношений представляет собой целенаправленную деятельность, реализуемую на практике в соответствии с определенными принципами и по различным направлениям: коррекционно-просветительское, профилактическое, кризисинтервентное, социально-психологическое сопровождение. При этом каждое из указанных направлений может быть реализовано как в отношении только детей, так и в отношении только родителей, а также может быть ориентировано и на детей, и на родителей в совокупности.
Также коррекция детско-родительских отношений может осуществляться исходя из различных подходов к данной деятельности.
Необходимо обратить внимание на то, что вопросы коррекции детско- родительских отношений в каждой конкретной семье зависят от каждой конкретной ситуации, определенных обстоятельств:
- от специфики нарушений во взаимоотношениях родителей и детей (негативный стиль воспитания, эмоциональная депривация, трудности общения, отсутствие семейного досуга);
- от специфических особенностей и трудностей различных категорий семей (неполная, многодетная, неблагополучная, приемная и т.д.);
- от специфики ситуации (развод, утрата близкого, переезд, рождение ребенка и т.п.).
Подробно рассмотрев имеющийся опыт коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, нами был отмечен тот факт, что особое внимание специалисты уделяли непосредственной работе с родителями, что нашло отражении в предлагаемых ими коррекционных программах. В то время как коррекционная работа с детьми проводилась опосредованно, или же вовсе не была предусмотрена в рамках программ по коррекции детско-родительских отношений, что, на наш взгляд, является существенным недостатком. По нашему мнению, именно комплексная деятельность по коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, реализуемая в различных направлениях, с применением методов активного обучения в работе как с родителями, так и с детьми, является наиболее эффективной.
На основании проведенного нами прикладного социологического исследование «Диагностика проблем коррекции детско-родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних» в МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области», были выявлены следующие проблемы: недостаточная осведомленность, как учащихся, так и их родителей о возможностях получения ими консультативной и иной помощи; нежелание родителей признавать существующие трудности во взаимоотношениях с детьми и как следствие принимать участие в коррекции детско-родительских отношений; наличие определенных факторов, препятствующие
взаимодействию педагогического коллектива с родителями, среди которых незнание родителей о возможности получения ими определенной помощи и, пожалуй, самое главное, общее недоверие родителей к специалистам школы; несоответствие выбранной формы работы по коррекции детско-родительских отношений цели и задачам данной деятельности.
С целью разрешения выявленных проблем и совершенствования профилактики девиантного поведения несовершеннолетних нами была разработана и адаптирована к использованию программа коррекции детско- родительских отношений в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, цель которой заключается в формировании конструктивных детско-родительских отношений с учетом возрастных и характерологических особенностей ребенка и с опорой на внутренний потенциал родителей.
Новизна представленной программы заключается в комплексном подходе к коррекции детско-родительских отношений, который находит свое отражение в многоаспектности направлений реализации программы и в форме организуемых занятий, ориентированных как на родителей, так и на детей. Уникальность предложенной программы коррекции заключается в совмещении информационно-консультативных и коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов детско-родительских отношений.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ