ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой 6
1.1. Характеристика вида спорта художественная гимнастика 6
1.2. Развитие координационных способностей 12
1.2.1. Характеристика координационных способностей 12
1.2.2. Традиционные средства и методы развития координационных
способностей 20
1.2.3. Средства и методы развития координационных способностей
в художественной гимнастике 22
1.3. Возрастные особенности детей 9-10 лет 24
1.3.1. Анатомо-физиологические особенности детей 9-10 лет 24
1.3.2. Психологические особенности детей 9-10 лет 28
ГЛАВА 2. Организация и методика исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методика исследования 31
ГЛАВА 3. Результаты исследований и их обсуждение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Основная направленность художественной гимнастики - гармоническое разностороннее физическое и личностное развитие занимающихся, совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, создание предпосылок для творческого долголетия.
Процесс спортивной подготовки в художественной гимнастике - это, прежде всего, процесс технического и физического совершенствования, который начинается с детства и продолжается до конца спортивной карьеры [31].
Техническая подготовка в художественной гимнастике характеризуется сложно-координационными действиями спортсменок, выполняемых одновременно с манипуляциями предметами на фоне музыкального сопровождения. Специфика вида спорта предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей спортсменок на всех этапах спортивной подготовки.
Правила соревнований по художественной гимнастике регулярно изменяются и имеют стойкую тенденцию к усложнению соревновательной программы, введением новых элементов повышенной сложности.
Правила соревнований по художественной гимнастике на 2016-2020 годы существенно повысили требования к техническому исполнению элементов повышенной сложности. Чтобы достичь высокого спортивного результата на соревнованиях упражнение должно содержать в себе наибольшее количество элементов высшей степени сложности. Частично эти элементы начинают вводиться даже в программу соревнований на этапе начальной подготовки, что вызывало необходимость в повышении уровня двигательной подготовленности девочек, занимающихся художественной гимнастикой, уделяя особое внимание развитию координационных способностей.
В настоящее время актуален поиск методик повышения эффективности тренировочного процесса без увеличения объёма и интенсивности нагрузки. Одним из путей решения этой проблемы является оптимизация развития координационных способностей девочек 9-10 лет посредством освоения комплекса специальных упражнений.
Анализ научных, методических и теоретических источников по данному направлению показал, что проблема развития двигательно-координационных способностей активно изучается, но недостаточно освещена в общих научных и специальных трудах. Изучение и разработка данной темы осуществляется, чаще всего, на основе собственного педагогического опыта, результаты мало транслируются, редко публикуются, поэтому тренеры имеют недостаточно базового материала, необходимого для работы с гимнастками на учебно-тренировочном этапе. Всё выше изложенное подтверждает актуальность данной темы, позволяет определить цели и задачи исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в художественной гимнастике.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Цель исследования - повысить уровень развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методические и теоретические источники по проблеме развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
2. Разработать и апробировать экспериментальную методику развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
3. Проанализировать динамику уровня развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой в результате внедрения экспериментальной методики.
4. Разработать практические рекомендации тренерам по художественной гимнастике, занимающихся с девочками 9-10 лет.
Гипотеза исследования - предполагает повышение уровня развития координационных способностей, вследствие внедрения экспериментальной методики, направленной на развитие координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой, включающей специальные комплексы ОФП с предметами.
Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована целесообразность применения специальных комплексов упражнений для развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Так же выявлены положительные показатели используемой методики, которые показывают, что разработанные комплексы упражнений повышают уровень координации и позволяют ускорить процесс освоения новых сложно-координационных упражнений у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: изучение и разработка данной темы осуществляется, чаще всего, на основе собственного педагогического опыта, результаты мало транслируются, редко публикуются, поэтому тренеры имеют недостаточно базового материала, необходимого для работы с гимнастками 9-10 лет.
Практическая значимость исследования: выявлены методы, которые наиболее эффективны при развитии координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой, разработаны и апробированы комплексы упражнений и даны практические рекомендации применения данного метода.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 59 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 42 источника и приложений.
Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Художественная гимнастика направлена на решение задачи физического развития человека и совершенствования его двигательных способностей. В связи с введением новых, более сложных элементов в программу соревнований по художественной гимнастике возникла необходимость поиска путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, особенно развития координационных способностей. С этой целью разработаны специальные комплексы упражнений для развития координационных способностей на этапе начальной подготовки и апробированы в рамках эксперимента на базе МАОУ ДО СДЮСШОР №1.
В результате эксперимента выявлено, что динамика развития координационных способностей у экспериментальной группы выше чем у контрольной. Это говорит о том, что воздействие комплексов упражнений на развитие координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой является эффективным.
Предварительные результаты контрольного тестирования показали, что у экспериментальной группы значительно улучшилось способность к сохранению равновесия, координация движений, способность к согласованию действий руками и ногами в одновременных и разноименных движениях.
В результате проведенной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы и практический опыт тренерской работы позволил выявить недостаточный объём научно-методических материалов, посвящённых развитию координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой, что вызвало необходимость проведения исследовательской работы в данном направлении.
2. Разработана экспериментальная методика развития
координационных способностей, включающая комплексы упражнений ОФП с предметами и внедрены в учебно-тренировочный процесс у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
3. Проведен анализ динамики уровня развития координационных способностей. Показатели координационных способностей выросли как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе. Сравнительный анализ показал, что в экспериментальной группе тест на статическое равновесие выше чем у контрольной на 55,2% на правой ноге; на 16% на левой ноге. В тесте на координацию движений с предметом скакалка в экспериментальной группе выше на 44,9%, а в тесте на координацию движений с предметом мяч экспериментальная группа так же показала высокие результаты, разница между группами 22,8% -правая рука; 27,5% - левая рука.
4. Увеличение показателей координационных способностей и других физических качеств, указывает на эффективность воздействия экспериментальной методики, следовательно, они имеют практическую значимость, могут быть рекомендованы тренерам для использования в учебно-тренировочном процессе у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Положительные результаты проведённого эксперимента указывают на правильность выбранных направлений в работе над повышением эффективности развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Поэтому планируется эту работу продолжать, разрабатывать новые упражнения и комплексы, искать новые подходы для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Предположение гипотезы экспериментально подтвердило факт положительного влияния применяемой нами методики для развития координационных способностей у девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой, которое позволило улучшить показатели контрольных нормативов и ускорить процесс обучения сложно-координационным упражнениям на учебно-тренировочном этапе.
1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн - М., - 1991.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 166с.
3. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1947. - 255с.
4. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах [Текст] / Г.А. Боброва. - М.:Физкультура и спорт, 1995. - 264с.
5. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в школе [Текст] / Г.А. Боброва. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 208с.
6. Верхашанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхашанский. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 336 с.
7. Верхашансткий, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхашанский. - М.: Физическая культура и спорт, 1988. - 331с.
8. Винер-Усманова, И.А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учеб. пособие для образовательной программы по направлению 49.04.01 [Текст] - физическая культура / И.А. Винер- Усманова; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - М.: Человек, 2014. - 200 с.
9. Васильков, Г.А. Парные гимнастические упражнения [Текст] / Г.А. Васильков. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 272 с.
10. Волков, Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст] / Л.В. Волков. - Киев, 1984. -144с.
11. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта [Текст] / В.М. Голецкий. - Учебное пособие / Сиб. федер. ун-т; - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 147-157 с.
12. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов - М., 2000.-166 с.
13. Дьячков, В.М. физическая подготовка спортсмена [Текст] / В.М. Дьячков
- М.: Физкультура и спорт, 2002. - 193с.
14. Журавин, М.Л Гимнастика [Текст] / М.Л. Журавин, Н.А Меньшиков - М., 2001 - 123 с.
15. Зациорский, В.П. Физические качества спортсмена [Текст] / В.П. Зациорский - М., 1966 - 200с.
...