Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоотношение матери воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Работа №96697

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЕ МАТЕРИ В СЕМЬЕ 8
1.1. Психологические подходы к определению понятие самоотношение ... 8
1.2. Психологические особенности лиц с ОВЗ 13
1.3. Особенности семей и семейного воспитания имеющих ребенка с ОВЗ.. 24
1.4. Самоотношение матери воспитывающей ребенка с ОВЗ 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМООТНОШЕНИЯ МАТЕРИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ .. 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.1. Количественный и качественный анализ данных 45
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Семейная среда является одним из факторов социального и психического развития ребенка. В случае если в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отношения внутри семьи искажаются. Причиной нарушения является психологические особенности больного ребенка, эмоциональные нагрузки, вызванные потребностью в постоянном уходе за ребенком.
К лицам с ОВЗ относятся не только дети, имеющие статус инвалидности, но и лица с ограничениями физического здоровья. В классификацию ОВЗ входят дети с нарушением слуха, с нарушением зрения (слепые, слабовидящие), с нарушением речи (логопаты), с нарушением опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения, с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Всем детям из группы ОВЗ требуется особый уход в период детства, повышенное внимание, забота, организация специальных условий для развития и повышенный контроль со стороны родителей.
При этом наиболее часто с ребенком общается мать, принимая на себя ответственную роль по уходу и воспитанию ребенка с ОВЗ, одновременно с этим мать может испытывать эмоциональный стресс. Кроме того, у многих матерей не исполняются родительские ожидания относительно рождения красивых и здоровых детей, вследствие чего может проявляться эмоциональное неприятие ребенка, злость по отношению к нему, усталость от самопожертвования. Эти эмоциональные состояния противоречат представлениям об отношении родителя к ребенку, выраженному в любви и заботе о нем, что становится следствием внутреннего конфликта матери: подавленные негативные эмоции, злость на беспомощность ребенка- инвалида выражается в искаженном понимании себя как матери - «Я плохая мать». Таким образом, в результате осознания родительских чувств по отношению к ребенку с ОВЗ возникает негативная оценка себя как родителя, т.е. формируется негативное самоотношение к себе как матери.
Увеличения численности детей с ОВЗ, актуализирует данную проблему. Проблема негативного самоотношения матери вызванного подавленным негативным эмоциональным отношением к ребенку становится следствием нестабильных детско-родительских отношений, в которых воспитание осуществляется по типу контроля, игнорирования, наказания, что в целом неприменимо к воспитанию детей с ОВЗ. В виду этого проблему уточнения особенностей самоотношения матери воспитывающей ребенка с ОВЗ мы находим актуальной.
Данная проблема изучается в области роли семьи в воспитании детей с ОВЗ (Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., Галкина Е.В.), при этом центральным вопросом данной проблемы является изучение личностного развития детей с ОВЗ, которое реализуется гигантами отечественной науки (Л.И. Божович, А.И. Захаров, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.Я. Варгой, А.С. Спиваковской и др.). При этом, роли родителя, в частности матери, влияния фигуры матери и ее самоотношения, на развитие ребенка с ОВЗ уделено сравнительно мало исследований (В.В. Лебединский 1990, Л.Н. Собчик 2002, В.В. Ткачева 2005), что свидетельствует об открытости данного вопроса и его актуальности. Наше исследование преследует цели изучения самоотношения матерей воспитывающих ребенка с ОВЗ и пополнение научной базы по данному вопросу.
Основная цель эмпирического исследования состоит в выявлении особенностей самоотношения матери воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Объект исследования: самоотношение матери.
Предмет исследования: самоотношение матери воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:
1. Имеются значимые отличия в самоотношении матери воспитывающей ребенка с ОВЗ и самоотношении матери воспитывающей здорового ребенка;
2. Самоотношение матерей воспитывающих ребенка с ОВЗ, представлено высоким уровнем самообвинения, и низким уровнем самопринятия.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить феномен самоотношения
2. Изучить проблему детско-родительских отношений;
3. Рассмотреть особенности самоотношения матери;
4. Рассмотреть особенности лиц с ОВЗ;
5. Теоретически изучить особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ;
6. Проанализировать проблему самоотношения матери воспитывающей ребенка с ОВЗ;
7. Экспериментально изучить самоотношения матери воспитывающей ребенка с ОВЗ. Сравнить полученные данные;
8. Математически проверить и проанализировать полученные результаты.
Теоретическая база исследования: Проблема детско-родительских отношений рассматривается в рамках психологических исследований отечественных (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, В. А. Петровский и другие), типы детско-родительских отношений (Карабанова О.А., Лидерс А.Г., Пашты М. и др.). Изучение проблемы самоотношения в работах авторов В.С. Мерлина, С.Л. Рубишнтейна, Н.И. Сарджвеладзе, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин и др. Особенности воспитания детей с ОВЗ в семейной среде изучены в работах И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, В.В. Ткачева, О.Б. Чаровой и др. Проблема самоотношения матери воспитывающей ребенка с ОВЗ в работах Р.В. Овчаровой, О.А. Денисовой, О.Л. Лехановой, Р.А. Самофал, Н.В. Голициной, Моисеева С.Н. и др.
Методическая база исследования: «Методика исследования самоотношения» (МИС) Р.С. Пантелеева, «Методика исследования самооценки личности» Будасси, Тест-опросник еамоотношения (ОСО) В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, Опросник «Мера заботы», И. М. Марковская, Тест- опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.
Математический критерий Манна Уитни. Для оценки выборки на нормальность распределения был использован критерий Коглмогорова- Смирнова.
Научная новизна исследования обусловлена расширением представлений о самоотношение матери в связи с влиянием родительских реакций матери на ребенка с ОВЗ.
Практическая значимость исследования особенностей самоотношения матери воспитывающей ребенка с ОВЗ представлена экспериментальными данными о самоотношении, и родительских установок по отношению к ребенку. Эти данные можно использовать в качестве информационных при терапевтической работе с матерями, воспитывающими детей с ОВЗ.
База исследования: Общее количество испытуемых: 80 человек.
40 женщин-матерей имеющих ребенка с диагнозом ОВЗ старшего дошкольного возраста 5-6 лет или младшего школьного возраста 6-10 лет, без учета гендерных различий.
40 женщин-матерей имеющих здорового ребенка старшего дошкольного возраста 5-6 лет или младшего школьного возраста 6-10 лет, без учета гендерных различий.
Социальный статус родителей не учитывался. Исследования проходили при Благотворительном фонде социальной помощи «Добро» г. Нягань.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было реализовано исследование по проблеме самоотношение матери воспитывающей ребенка с ОВЗ, в результате которого, мы решили ряд теоретических и эмпирических задач и смогли достичь цели исследования - охарактеризовать особенности самоотношения матери.
По результатам исследования нами было определено:
1. Самоотношение - это степень положительности отношения к себе, которое выражается в самооценке, самопринятии, самоуважении.
2. Детско-родительские отношения - это система или комплекс родительского, эмоционального отношения к детям, методы воспитания детей, и особенности восприятия детьми отношений с родителями.
3. Самоотношение матери влияет на детско-родительские отношения, так как проявляется через механизм интроекции. Через самоотношение мать передает ребенку, что он ценный и любимый. Через самоотношение мать усваивает собственную родительскую роль.
4. К лицам с ОВЗ относятся люди с ограниченными возможностями здоровья. Здесь выделяют 8 групп лиц с ОВЗ. Для ребенка с ОВЗ нужно особенные условия развития и воспитания, в силу специфики его заболевания.
5. особенности семейного воспитания детей с ОВЗ. Внутрисемейные особенности зависят от семейной структуры, родительских позиций, личности родителя (психологической устойчивости и адаптационного потенциала). Наблюдается внутренний конфликт, связанный с чувством вины из-за деструктивных родительских проявлений (закрытости, и внутренней озлобленности по отношению к ребенку). Конструктивными проявлениями становятся принятие и стремление к социализации ребенка. Наказание как форма воспитания, родителями применяется лишь в словесной форме, и время от времени. В настоящий момент, для семей воспитывающих детей с ОВЗ необходим поиск адаптационных ресурсов на личностном уровне. Одним из таких ресурсов выступает самоотношение матери.
6. Характеризуя самоотношение матери воспитывающей ребенка с ОВЗ, мы рассмотрели результаты исследований 2008-2016 -х. гг., где были изучены особенности родителей воспитывающих детей с ОВЗ, ДЦП, СДВГ, РДА. По результатам анализа, нами было обнаружено, что особенности самоотношения матерей искажены и неадекватны, а семьи испытывают потребность в психолого-педагогической поддержке.
7. По итогам исследования, нами было обнаружено что самоотношение матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ и самоотношение матерей, воспитывающих здорового ребенка - отличаются. Так, отличия обусловлены, значительно более низким самопринятием, самоценностью и чувством вины у матерей первой группы. Также нами были экспериментально доказано, что самоотношение отражается на родительском отношении к ребенку, и влияет на стиль родительского воспитания.
В ходе эмпирического исследования ранее поставленные гипотезы были подтверждены.



1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб. Питер, 2003. - 248 с.
2. Александрова Т.В., Демина Т.А. Научная статья: Особенности отношения родителей к наказанию детей с ОВЗ. Семейная педагогика., РГПУ им. Герцена, СПБ, 2015 [Электронный ресурс]https://interactive-plus.ru/e-articlesZ192ZAction192-14197.pdf
3. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. / Б. Г. Ананьев; Под ред. Н. А. Логиновой; Отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров; Редкол. Л. А. Цветкова, и др. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2007, 59 с.
4. Андросова Г.Л. Социальное становление подростка с интеллектуальной недостаточностью. - Сургут: РИО СурГПИ, 2004, 560с.
5. Бернс Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2003, 405с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. Питер, 2009. - 398 с
7. Борякова Н. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - Litres, 2017 - 205 с.
8. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М. Академический Проект, 2004. - 237 с.
9. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / Б. С. Братусь // Психология развития: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / Под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо: ОМЕГА-Л, 2005, 501 c.
10. Варга А. Я. Системная психотерапия супружеских пар. М. Когито-Центр, 2012. - 343 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека. М. Смысл, 2005. - 1135 с.
12. Горбунова И. Б., Говорова А. А. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству //Теория и практика общественного развития. -
2015. - №. 11, 42с.
13. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб. Питер, 2006. - 176 с.
14. Дубровина И. В. Психология. Академия, 2001. - 462 с.
15. Калинина Н.В. Хайрудинова Р. И. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрируемых в инклюзивную образовательную среду // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2013. - № 12. - Т. 2. - С. 156-160
16. Карабанова О. А Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М. Гардарики, 2005. - 319 с.
17. Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. [Электронный ресурс]https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=9741
18. Кон И. C. Постоянство и изменчивость личности / И. C. Кон // Психология развития: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / Под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо: ОМЕГА-Л, 2005.
19. Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания / А.П. Корнилов//Психологический журнал. 1995. - Т. 16. -№ 1. - С. 107-114
20. Крайг Г. Психология развития. СПб. Питер, 2006. - 939 с.
21. Куканов А.А. Научная статья. Психокоррекционная работа с матерями, имеющими детей с РДА. Ученые записки у. им. П.Ф. Лесгафата,
2016, №9 (139) - С. 219-225
22. Кулинич Е. А. Психологические особенности детей с ОВЗ //Выступление педагога психолога на семинаре педагогов-психологов г. Юрги. - 2015, 15 с.
23. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов //М.: -2015, 319 с.
24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 352 с.
25. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. - С. 16-24.
26. Малахова А. Н. Особенности невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отсталостью, сравнительное исследование //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2016. - №. 4, 134 с.
27. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. труды / В. С. Мерлин; Под ред. Е. А. Климова. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. - 543 с.
28. Молчанова Л.Н., Ситникова А.В., Научная статья. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха. Сборник коррекционно-педагогическое образование №3, 2015г. С 16-26
29. Московкина А.Г. Научная статья. Социально-экономическая модель семьи ребенка с ОВЗ. Журнал «Педагогические технологии» Наука и Школа № 3, 2017 с. 147 -151
30. Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психолог. труды / В. Н. Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева; Сост. В. А. Журавель. - 4-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011. - 399 с.
31. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие М.: Сфера, 2002 - 510 с.
32. Петрова Е.А., Козьякова Р.А., Поташова И.И. Научная статья. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. РГСУ. С. 819-822
33. Петровский А. В. Психология: учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 501 с.
34. Политик О.И. Научная статья. Социально-психологические проблемы у детей с ОВЗ. Вестник УГУЭС №3 (13), 2015 - С. 64-72
35. Роджерс, К. Р. Становление личности. Эксмо-Пресс, 2001. - 415 с.
36. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
37. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности / Н. И. Сарджвеладзе // Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2003, 201 c..
38. Скворцова В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 160 с.
39. Соколов А. Н. Социально-психологические проблемы родителей, имеющих детей с нарушением слуха [Электронный ресурс]: http://www.emissia.Org/offline/2014/2186
40. Соколова Т.В., Чеснокова И.И. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопр. психол. 1996. № 2.
41. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с
42. Тарасова Л.Е. Научная статья: Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка, СГУ им. Чернышевского, 2008, [ Электронный ресурс]http: //psyj ournal s .ru/sgu socialpsy/issue/30309 full .shtml
43. Твардовская А. А. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. - 2015, 55с.
44. Ткачева В.В. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. - С. 15¬18
45. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе; Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 412 с.
46. Фидгор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.
47. Фрейд З. Я и Оно. Эксмо-Пресс, 2001. - 861 с.
48. Фромм, Э. Гуманистический психоанализ. СПб. Питер, 2002. - 543 с.
49. Хайрудинова Р.И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования. ФГБОУ ВПО «УГУ», г. Ульяновск, 2013, с. 1-7
50. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирна "Класс", 2001 — 208 с.
51. Чернышова И. Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в поисково-исследовательской деятельности - 2017. - С. 413
52. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1987, 224 с.
53. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. СПб. Питер, 2008. - 668 с.
54. Эльконин Б. Д. Психология развития. Академия, 2005. - 143 с
55. Эриксон Э. Психология самосознания. Идентичность. БАХРАХ- М, 2003. - 672 с
56. Kanner L.«Follow-up study of eleven autistic children originally
reported in 1943.». Journal of autism and childhood schizophrenia 1 (2), 1971, 119—145 [Электронный ресурс]
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/5172388?dopt=Abstract


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ