Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В УСПЕШНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Работа №71075

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические направления исследования взаимоотношений приемной матери и ребенка в замещающих семьях 7
1.1. Понятие замещающей семьи в психологии 7
1.2 Психологические особенности приемной матери 14
1.3 Психологические особенности приемного ребенка 22
1.4 Обоснование гипотезы исследования 31
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений приемных матерей и детей в замещающих семьях 41
2.1. Организация, процедура и методы исследования 41
2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей
взаимоотношений приемных матерей и детей в замещающих семьях 49
2.3. Программа психологического сопровождения приемного
материнства 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Социальное сиротство - одна из наиболее острых гуманитарных проблем современной России. По данным Министерства образования РФ, из 100000 ежегодно выявляемых детей, оставшихся без родительского попечения, 70% передаются в замещающие семьи, 30% - в детские интернаты. Дети-сироты и дети, лишившиеся попечения родителей, попадают либо интернаты, либо в появившиеся в последнее время в России, замещающие (приемные) семьи. Система воспитания в замещающих семьях ставит вопрос психологической совместимости приемных родителей и детей, готовности женщины взять на себя роль матери одного или нескольких приемных детей.
Специфика приемной семьи заключается в том, что она обеспечивает трудоустройство родителей, и отношения в семье могут носить кратковременный характер. Особая роль в приемной семье отводится матери. В исследованиях В.Н. Ослон отмечается, что мать доминирует в эффективных замещающих семьях. Личностные особенности приемных детей и родителей исследовались рядом отечественных психологов (Г.И. Гусарова, А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.И. Лактионова, Т.Ю. Лотарева, Л.А. Чернышовой, В.В. Шпакова и др.). Кроме того, в психологической литературе значительное внимание уделяется вопросам: социально-психологической адаптации приемных детей к условиям приемной семьи (Л.Н. Большакова, О.К. Миневич и др.); мотивации создания приемной семьи (О.Б. Зерницкий, Е.В. Ушакова, О.А. Карабанова и др.); личностным характеристикам успешных приемных родителей (О.Г. Япарова, И.В. Горохова, А.С. Спиваковская); особенностям воспитания детей в приемной семье (А.И. Довгалевская, Ж.А. Захарова и др.). Однако психологическое содержание особенностей взаимоотношений приемной матери и ребенка, определяющих успешность его воспитания, практически не исследовано. Недостаточно разработана в настоящее время и проблема подготовки родителей к созданию замещающей семьи.
Проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопросы: каково психологическое содержание взаимоотношений приемной матери и ребенка, определяющее успешность его воспитания, и как подготовить родителей к созданию успешной замещающей семьи?
Цель работы: раскрыть психологическое содержание взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье.
Объект: взаимоотношения матери и ребенка.
Предмет: особенности взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье.
Гипотеза исследования: взаимоотношения приемной матери и ребенка в успешной замещающей семье характеризуются совокупностью когнитивных (адекватные установки ребенка и матери в отношении друг друга), эмоциональных (эмоциональная близость ребенка и приемной матери) и поведенческих (неконфликтность, использование в процессе взаимодействия эффективных копинг-стратегий) элементов.
Психологическая подготовка родителей к созданию успешной замещающей семьи включает в себя систему мероприятий по формированию знаний психологических особенностей приемного ребенка, психологии семейного воспитания, позитивного отношения приемной матери и ребенка друг к другу, а также эффективных копинг-стратегий.
С целью проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ современной научной литературы по проблеме взаимоотношений приёмной матери и ребенка в замещающей семье.
2. Эмпирически изучить психологическое содержание взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье. 
Теоретической основой исследования являются: личностно-деятельностный подход к анализу отношений человека к деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Л. Зобков); теория отношений (В.Н. Мясищев); концепция семьи (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); отечественная психология материнства (Г.Г. Филиппова, Т.Г. Киселева); идеи А. Адлера о влиянии родительского отношения на становление уникального стиля жизни ребенка; положение Э. Эриксона о влиянии родительского отношения на развитие личности ребенка.
Концептуальными основаниями исследования явились: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой развитие ребенка предопределяется социальной ситуацией развития; теоретические исследования феномена депривации в случае разрыва отношений с матерью (М.К. Бардышевская и др.); теория Дж. Боулби, описывающая условия формирования привязанности между ребенком и взрослым. Одной из методологических основ исследования является концепция М.И. Лисиной о роли в развитии личности ребенка общения со взрослым.
Методы и методики исследования:
теоретический анализ;
экспертные оценки;
беседа;
методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл) в адаптации Т.В. Нещерет - для исследования родительских установок приемных матерей;
опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е.С. Шефер в адаптации Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромициной Е.Е.) - для исследования особенностей отношения подростков к родителям;
«Цветовой тест отношений» (А. Эткинд.), позволяющий оценить ресурсность матери для установления отношений привязанности с приемным ребенком;
методика диагностики типологий психологических защит личности (Р. Плутчик) а адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой - для определения эго-защит приемной матери;
методика выявления индивидуальных копинг-стратегий (Э.Хейм).
Для обработки полученных результатов использовался пакет статистических программ SPSS-17.
Среднестатистический и корреляционный анализ выполнялся с помощью критерия R Пирсона. Межгрупповые сравнения показателей проводили с помощью критериев U Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования. Центр социальной защиты (г. Короча Белгородской области). Выборку составили 11 семей, в том числе: 11 - приемные матери; 20 - дети подросткового и младшего школьного возраста, не имеющие психических отклонений.
Структура представленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 105 наименований, приложений. Работа включает 6 таблиц, 6 рисунков в основном тексте. Объем работы 87 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенное исследование позволило констатировать актуальность решения проблемы взаимоотношений приемных матерей и детей в замещающих семьях. Данная проблема решается многими отечественными психологами (Г.И. Гусарова, А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.И. Лактионова, Т.Ю. Лотарева, Л.А. Чернышова, В.В. Шпакова и др.). В психологической литературе значительное внимание уделяется вопросам: социально-психологической адаптации приемных детей к условиям приемной семьи (Л.Н. Большакова, О.К. Миневич и др.); мотивации создания приемной семьи (О.Б. Зерницкий, Е.В. Ушакова, О.А. Карабанова и др.); личностным характеристикам успешных приемных родителей (О.Г. Япарова, И.В. Горохова, А.С. Спиваковская); особенностям воспитания детей в приемной семье (А.И. Довгалевская, Ж.А. Захарова и др.). Установлено, что семья это культурно-историческое и психологическое явление. В стабильном состоянии она является закрытой системой. Периоды стабильности традиционной семьи достаточно продолжительны, появление нового члена нарушает устойчивость системы и для восстановления ее равновесия требуется перераспределение обязанностей и ролей.
Замещающая (приемная) семья - это открытая система, постоянно готовая к приему нового члена, в связи с чем находящаяся в состоянии нестабильности и имеющая ряд отличий от традиционной семьи: приемная семья менее устойчива; с появлением приемных детей периоды нестабильности увеличиваются; отношения могут носить кратковременный характер; существует проблема эмоциональной близости; несоответствие родительским установкам личностных особенностей приемных детей; повышенный контроль и доминирование; оплата воспитания детей государством.
Личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать замещающую семью как систему, состоящую из входящих в нее членов, связанных совместной деятельностью. Между участниками данной системы возникают взаимоотношения, детерминированные условиями замещающей семьи и психологическими характеристиками ее членов. Взаимоотношения приемной (небиологической) матери и ребенка в замещающей семье - это совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, которые проявляются во взаимодействии друг с другом и определяют успешность деятельности приемной матери по его воспитанию.
Результаты нашего исследования позволили определить психологические особенности взаимоотношений приемных матерей и детей в успешных семьях. Эмпирически выявлены достоверные различия в успешных и малоуспешных семьях во всех составляющих взаимоотношений приемной матери и ребенка - в когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В успешной замещающей семье обнаружены адекватные установки ребенка и матери в отношении друг друга, потребность в прочной и глубокой привязанности, помощи и поддержке, эмоциональная близость, положительное отношение матери к семейной роли. Дети проявляют уважительное отношение к старшим, неконфликтность. В этих семьях в стрессовых ситуациях чаще используют продуктивные копинг-стратегии, интеллектуализацию как способ психологической защиты. У успешных приемных матерей высокие показатели по признакам «вербализация», «развитие активности ребенка», «партнерские отношения», «уравненные отношения». Они ориентированы на контакт с ребенком, менее склонны к авторитарности, истощению и пессимизму. Дети проявляют позитивный интерес к матери, демонстрируя с ней близкие взаимоотношения.
Малоуспешные матери амбивалентны в восприятии семейной роли («ощущение самопожертвования» и «неудовлетворенность ролью хозяйки»), проявляют раздражительность и излишнюю строгость в отношении к ребенку. Они чаще используют непродуктивные копинг стратегии, проекцию и замещение как способы психологической защиты, находя объект для перенесения ответственности за собственную некомпетентность. Имеют высокие результаты по следующим критериям: «зависимость от семьи», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка», «чрезмерная забота», «сверхавторитет родителей», «доминирование матери», «подавление воли», «подавление агрессивности», «раздражительность» и «излишняя строгость», что указывает на авторитарное поведение матери, признаки гиперопеки. Директивность своих матерей подростками отмечается как контроль с их стороны, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Дети в этих семьях имеют фрустрированную потребность в прочной и глубокой привязанности, помощи и поддержке нерешительность и зависимость в принятии решения матерью, ее жесткое авторитарное поведение.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и показали необходимость разработки программы психологического сопровождения приемного материнства, включающая в себя систему мероприятий по формированию знаний психологических особенностей приемного ребенка, психологии семейного воспитания, позитивного отношения приемной матери и ребенка друг к другу, а также эффективных копинг-стратегий, которая реализуется в Центре социальной защиты Белгородской области.



1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М.: «Академия», 1996. - 224 с.
2. Алдашева, А.А. Подходы к разработке критериев социально-психологической зрелости приемных родителей/ А.А. Алдашева// Опыт деятельности «Школ приемных родителей». Серия психологической помощи Московской службы психологической помощи населению. Выпуск №1/ Под ред. А.И. Ляшенко, Н.В. Пилипко.- М.: ООО «Сотрудничество», 2012. - 80 с.
3. Алдашева, А.А., Профессиональная замещающая семья: подход к проблеме с позиций социальной психологии труда /А.А. Алдашева, М.Е. Зеленова.//Семья, брак и родительство в современной России. / Под ред. А.В. Махнача, К.Б. Зуева. Вып. 2. - М., 2015. - С. 17-25.
4. Антонов, А.И., Социология семьи./ А.И. Антонов, В.М. Медков// Изд-во Международного университета бизнес и управления «Братья Карич».- 1996. - 304 с.
5. Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.А. Асламазова. - СПб., 2012. - 24 с.
6. Бадинтер, Э. Мужская сущность: Пер. с фр. / Э. Бадинтер. - М.: Амальтея, 1995. - 304 с.
7. Баженов, О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.В. Баженов, Л.Л. Баз, О.А. Копыл // Синапс. 1993. № 4. - С.35-42.
8. Барабанова, В.В. Некоторые особенности психического, эмоционально-личностного развития детей в семейном детском доме (на примере Москвы) /В.В. Барабанова // Актуальные проблемы современного детства. (Сборник научных трудов) / Под ред. Е.М. Рыбинского. Вып. № 3. - М., 1994. - С.102¬109.
9. Бардышевская, М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей / М.К. Бардышевская// Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып. № 4. - М., 1995. - С. 20-62.
10. Баховен, И. Материнское право / И. Баховен // Классики мирового религиоведения: [Антология] / Отв. ред. Л.С. Чибисенков. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», Т.1. - 1996.
11. Бережнова, Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография./ Л.Н. Бережнова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2007. - 243 с.
12. Бессчетнова, О.В., Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография /О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева//- Саратов: Наука, 2007. - 136 с.
13. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования // Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина /А.А. Бодалев // Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
14. Бойко, В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности: социально-психологическое изучение рождаемости: дис. ... д-ра психол. наук./ В.В. Бойко. - Л., 1981.- 332 с.
15. Большакова, Л.Н. Адаптация детей в приемной семье / Л.Н. Большакова // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - № 4. - С. 28- 40.
16. Боулби, Дж. Привязанность./ Дж. Боулби. - М., 2003. - 447 с.
17. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения.: дис. ... канд. психол. наук./А.Я. Варга. - М., 1986. - 206 с.
18. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери./ Д.В. Винникот. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 80 с.
19. Горохова, И.В. Психологическое обеспечение подбора кандидатов в приемные родители/ И.В. Горохова, Т.И. Бонкало// Известия Самарского научного центра РАН.- 2009.- Т.11.- №4( 6).- С.1492-1495.
20. Грудцына, Л.Ю. Семейное право России/Л.Ю. Грудцына// Под общ. Ред. С.М. Петрова.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. - С. 520.
21. Гусарова, Г.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области/ Г.И. Гусарова// Народное образование. - 2001. -№ 7. - С.182-184.
22. Дармостук, Н. В. Исследование гендерных и полоролевых особенностей личности девушек с разными типами психологической готовности к материнству/ Н. В. Дармостук// Медицинская психология. - 2010. -№1. - С. 3 - 10.
23. Довгалевская, А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей в советской семье.: дис. ... канд. пед. Наук./А.И. Довгалевская. - М., 1997. -247 с.
24. Дружинин, В.В. Психология семьи/ В.В. Дружинин// Изд-во. «Питер», 2006. - 176 с.
25. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи/ И.В. Дубровина, М.И. Лисина// Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - 355 с.
26. Ермолаева, Е.П. Идентификационные аспекты профессиональной приемной семьи /Е.П. Ермолаева // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. -№ 4 [Электронный ресурс]. URL:http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf (дата обращения: 23.02.2016).
27. Жуйкова, Е.Б. Понятие профессиональности позиции принимающего родителя/ Е.Б. Жуйкова, Т.Д. Панюшева// Консультативная психология и психотерапия. -2015. -Том 23. -№ 4.- С. 83-101.
28. Журавлев, А.Л. Социальная психология/ А.Л. Журавлев.- М.: Пер Сэ, 2002. - 351с.
29. Захарова, Ж.А. Замещающая семья: Научно-методическое пособие / Ж.А.Захарова, И.И. Осипова. - М., 2015. - 80 с.
30. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
31. Зерницкий, О.Б. Мотивация усыновления и особенности родительских позиций в семьях с приемными детьми / О.Б. Зерницкий // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2012. - №1. - С. 45-50.
32. Зобков, В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. Монография / В.А. Зобков. - Владимир: ВлГУ. -2011.-263с.
33. Иванова, Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье/ Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина// - М.: «Дом». - 2002. - 170 с.
34. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005.- 400 с.
35. Исенина, Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери/ Е.И. Исенина// Журн. Практич. Психол. Теоретические и прикладные проблемы перинатальной психологии и психологии родительства. - 2003. - № 4-5. - С. 49- 63.
36. Калинина, Р.Р. Стратегии поведения детей сирот в стрессовых ситуациях: особенности и возможности коррекции/ Р.Р. Калинина, Е.В. Ковалевская// Электронный журнал. Современные проблемы науки и образования.- 2014.- №5.
37. Кан-Калик, В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования/ В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев// Вопросы психологии. - 1985. - №4. - С.9-16.
38. Каптерев, П.Ф. Задачи семейного воспитания/ П.Ф. Каптерев// Изд-во. «Карапуз», 2005.- 192 с.
39. Карабанова, О.А Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие./О.А. Карабанова. -М.: Гардарики, 2015 - 320 с.
40. Киселева, Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях/ Н.А. Киселева// Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. Выпуск №4. - 2014. - С. 67-78.
41. Киселева, Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: монография/ Т.Г. Киселева // - М.: МГУКИ, 2012. - 231 с.
42. Кляйн, М. Развитие в психоанализе/ М. Кляйн, С. Айзеке, Д. Райвери, П. Хайманн // Под ред. Ред. И.Ю. Романов. - М., 2011. - 512 с.
43. Кон, И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива/ И.С. Кон // АН СССР. Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо- Маклая. - М.: Наука, 1988. - 269 с.
44. Копыл, О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка/ О.А.Копыл, Л. Л. Баз, О.В. Баженова // Синапс.- 1993. -№ 4. - С. 35-42.
45. Копыл, О.А. Готовность к материнству / О.А.Копыл // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. - С. 25-32.
46. Котли, П. Новые приемные родители. Первый опыт/ П. Котли// Пер. с англ. Н.И. Ивановой. - СПб.: Изд-во Общественного Благотворительного Фонда «Родительский Мост», 1999. - 115 с.
47. Куфтяк, Е.В. Защитное поведение возвращенных детей-сирот /Е.В. Куфтяк// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология.- 2012. - № 3.
- Т.18. - С. 39-48.
48. Куфтяк, Е.В. Психология семейного совладания: дисс... доктор псих.
Наук / Е.В Куфтяк. - Кострома, 2011. - 477 с.
49. Куфтяк, Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: дис. ... канд. психол. наук /Е.В. Куфтяк - Кострома, 2004. - 187 с.
50. Лаврентьева, З.И. Приемная семья как социально-педагогический
компонент /И.З. Лаврентьева// - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 218 с.
51. Лактионова, А.И. Особенности эффективной замещающей семьи, воспитывающей подростка-сироту/ А.И. Лактионова// Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск № 2 / Ред. Махнач А.В., Зуев К.Б.
- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - С. 225-242.
52. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф.// Избранные труды / Сост. И.Н. Решетень.
- М.: ФиС., 1987.
53. Лидерс, А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя/ А.Г. Лидерс, Е.Н. Спирева// Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 1. - С.36-47.
54. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисина// Изд.: Питер, 2009. - 314 с.
55. Лобанова М.Ю. Детско-родительские отношения в замещающих семьях/ М.Ю. Лобанова// LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 124с.
56. Лотарева, Т.Ю. Жизнеспособность и ресурсность замещающей семьи / Т.Ю. Лотарева// Семья, брак и родительство в современной России / Отв.ред. Т.Н. Пушкарева, М.Н. Швецова, К. Б. Зуев. - М., 2014. - С.119-122.
57. Махнач, А.В. Профессиональная замещающая семья: статус, проблемы, решения/ А.В. Махнач// Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: «Институт психологии РАН», 2015. - С. 341 - 400.
58. Махнач, А.В. Программа психологической диагностики личностных и семейных ресурсов в практике отбора, обучения и сопровождения замещающих родителей/ А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова// Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2014. - С.166-193.
59. Махнач, А.В. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. / А.В. Махнач, А.М. Постылякова, Н.Н. Толстых// Серия: Фундаментальная психология- практике. - М.: «Институт психологии РАН», 2013. - 219 с.
60. Меркулова, Н.А. Психологические проблемы воспитания детей-
сирот в приемных семьях / Н.А. Меркулова // Концепт. Научно¬методический электронный журнал. — 2015.—
№ 51. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://e-
koncept.ru/2015/75001. Htm.
61. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный// - СПб: Питер, 2011. - 256 с.
62. Миневич, О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: Дисс... канд. псих. Наук /О.К. Миневич// - Тамбов, 2009. - 207 с.
63. Морозова, Е.В. Актуальные проблемы подготовки кандидатов в замещающие родители в аспекте обеспечения психологической безопасности приемных детей/ Е.В. Морозова// Журнал Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Выпуск № 32. 2013. - С.44-50.
64. Муздыбаев, К. Психология ответственности/ К. Муздыбаев. - М.: Либроком, 2010. - 248 с
65. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов/ В.С. Мухина// - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 452 с.
66. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды/ В.Н. Мясищев // Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
67. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации/ Г. Навайтис. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с.
68. Николаева, Е.И. Ребенок свой и чужой. Ребенок в родной и приемной семье: проблемы и их решение/ Е.И. Николаева, О.Г. Япарова// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ООО «ЭЛПИС», 2013. - 286 с.
69. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие/ Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт,
2006. - 496 с.
70. Орвашел, Г. Психология общения родителей и детей/ Г.Орвашел. - М.,
2007. - С 701-706.
71. Осипова, А.А. Психологические проблемы приемной семьи / А.А. Осипова// Журнал Известия Российского государственного педагогического университета. Выпуск № 161. 2013. - С.41-47.
72. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная
замещающая семья/ В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006. - 368 с.
73. Палиева, Н.А. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью/ Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина// Журнал Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). Выпуск № 1. 2016. - С.26-32.
74. Печникова, Л.С. Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье/ Л.С. Печникова, Е.Б. Жуйкова// Психологическая наука и образование. - М., 2017. № 4. - С..23-24.
75. Постылякова, Ю.В. Индивидуальные и семейные ресурсы у кандидатов в замещаюшие родители/ Ю.В. Постылякова// Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: «Институт психологии РАН», 2015. - С. 459 - 477.
76. Прихожан, А.М. Психология сиротства /А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
- СПб.: Питер, 2004. - 160 с.
77. Разуваева Т.Н. Особенности образа Я у лиц с разными типами привязанности к матери/ Т.Н Разуваева, В.А Цуркин// НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Белгородского государственного университета Гуманитарные науки № 6 (170) 2013, Выпуск 20 . - С. 308-313.
78. Семенов, Р.П. Материнская депривация/ Р.П. Семенов. - М.:
Просвещение, 2007. - 197 с.
79. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. От 13.07.2015) глава 2, 10, 11 режим доступа:http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 8982/
80. Серова, Е.В. Особенности страхов формирующейся личности в условиях замещающей семьи: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Серова. - М., 2012. - 28 с.
81. Скворцова, Е.И. Подготовка профессиональной приемной семьи к приему ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей /Е.И. Скворцова// Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение. - М.: БФ «Здесь и сейчас»,
2015. - С. 28-38.
82. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С.139-150.
83. Соколова, Е.Т. Психотерапия. Теория и практика/ Е.Т. Соколова // Под ред. В.А. Садовничего. - М.: «Академия», 2010. - 368 с.
84. Солнцева, Л.И. Воспитание детей в условиях материнской депривации / Л.И. Солнцева. - М.: Книга, 2007. - 335 с.
85. Спиваковская, А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений/ А.С. Спиваковская// Под ред. В.С. Мухиной/ Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия». - М.: Изд-во Просвещение, 1991 - С.127 -134.
86. Спирева, Е.Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания: дисс... канд. псих. Наук. /Е.Н. Спирева. - М., 2004. - 211с.
87. Столин, В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии/ В.В.Столин// Семья и формирование личности. - М., 1991 - 96 с.
88. Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания: Авторефер. Дисс. ... канд. псих. Наук / М.Ф. Терновская. - М., 2004. - 24 с.
89. Ушаков, Г.К. Детская психиатрия/ Г.К. Ушаков. - М.: Изд-во Медицина, 1973. - 392 с
90. Ушакова, Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот /Е.В. Ушакова. - М., 2003. - 184 с.
91. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. / Г.Г. Филлипова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
92. Фрейд, А. Введение в детский психоанализ / А. Фрейд. Пер. с нем. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 1999. - 286 с.
93. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка/ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова// Пособие для психологов и педагогов. Серия: Библиотека психолога. Изд-во Владос, 2010 . - 319 с.
94. Хеллингер, Б. Порядки любви. Разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий / Б. Хеллингер. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.- 400 с.
95. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ / К. Хорни. - М.: Прогресс, 1993. - 220 с.
96. Черников, А.В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики/ А.В. Черников// Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и психотерапия» за 1998 год. - М., 1998. - 152 с.
97. Чернышова, JI.A. Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям: дис. ...канд. псих. Наук./ Л.А. Чернышова. - Самара, 2004. - 178 с.
98. Шишова, Т. Образ Матери в Современной Культуре /Т. Шишова // Наш современник. 2010. № 3. - С. 168- 182.
99. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга («Gaudeamus»), 2006. - 768 с.
100. Шпакова, В.В. Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения/ В.В.
Шпакова // Вестник Томского государственного университета. Выпуск № 314.
- 2008. - С. 184-186.
101. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учебное пособие/ Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.
102. Щербина, С.М. Отношение приемной матери к ребенку в профессиональной замещающей среде: Автореф. дисс. ... канд. псх.н./ С.М. Щербина. - Краснодар, 2017. - 29 с.
103. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия. /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - Л.: Медицина, 1990. -192с.
104. Юнг, К.Г. Аналитическая психология и психотерапия / К. Г. Юнг. - СПб.: Питер, 2001. - 501 с.
105. Япарова, О.Г. Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства: автореферат канд.психол. наук/ О.Г. Япарова - М., 2009. - 24 с.
106.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ