Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Россия в системе международных отношений начала XX века: проблемы изучения и преподавания

Работа №96674

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 9
1.1 «Балканский узел» и Россия 9
1.2 Восточное направление внешней политики России 19
ГЛАВА 2. ИСТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ 35
2.1 Россия в системе международных отношений начала ХХ века:
отечественная историография 35
2.2 Россия в системе международных отношений начала ХХ века:
зарубежная историография 42
ГЛАВА 3 РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ ХХВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ 50
3.1 Внешняя политика России в начале ХХ века в отечественной истории и
современной общей школе 50
3.2 Внешняя политика России начала ХХ века в курсе обществознания в
современной общей школе 66
ГЛАВА 4. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ: “РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА”75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 97


Актуальность исследования места России в системе международных отношениях в начале ХХ века обусловлена тем, что образы войны в историческом сознании россиян занял прочное место. Кроме того, в исторической проблематике, образы российской внешней политики в целом в общественном сознании той или иной эпохи еще только начинают осмысливаться профессиональными историками. Проблемы внешней политики обычно рассматриваются на уровне государства, но представления о ней в обществе существовали в разных формах, различной степени отрефлексированности. Даже политики выражали свои представления о различных сторонах внешней политики с разной степенью отчетливости. Политические стереотипы, в свою очередь, всегда составляли существенный элемент исторического сознания, изучаемого в рамках истории и культуры повседневности. Многие из стереотипов, используемых даже сегодня, уходят корнями в события столетней давности, послужившие началом современного периода истории.
Русско-японская и Первая мировая войны, а также связанные с ними социально-политические катаклизмы стали «болевыми точками» общественного сознания россиян в XX в. Именно на этих войнах - на их дипломатической и военной составляющих - концентрировали свое внимание современники, независимо от профессиональной или политической принадлежности.
Объект исследования - исследовательская и научная литература по изучению России системе международных отношений в начале ХХ века.
Предмет исследования - изучение и преподавание в современной общей школе вопросов внешней политики России в начале ХХ века.
Цель данной работы - выявить особенности изучения и преподавания места России в системе международных отношений в начале ХХ века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику проблем места России в системе международных отношений в начале ХХ века;
- проанализировать историографию изучения места России в системе международных отношений в начале ХХ века;
- определить особенности преподавания внешней политики России начала ХХ века в современной общей школе;
- предоставить разработку внеклассного занятия по проблемам внешней политики России в начале ХХ века.
Хронологические рамки исследования определены в соответствии с обозначенной темой исследования и включают в себя два этапа. Первый этап объединяет период с 1904по 1914 годы. Нижней границей определен именно 1904 г. Верхней границей первого этапа хронологических рамок следует указать 1914 г. Этот период рассматривается как исторический этап, в ходе которого были сформированы факторы, повлиявшие на начало Первой мировой войны, а также на последующее положение всех ведущих европейских держав, России и США. Второй временной период - это время изучения истории России в советский период и постсоветский -с начала 1990-х годов и до настоящего времени. Кроме того, предполагается в ходе исследования данной темы этих два временных периода также и сравнить, чтобы выявить особенности изучения истории России в дореволюционный период, а также в советский и постсоветский.
Территориальные рамки исследования охватывают два направления в системе международных отношений: первые - это территория самой России как места, где в начале ХХ века развиваются различные политические, социально-экономические силы, влияющие на систему международных отношений. В историко-методической литературе, в процессе разработки преподавания данной темы обобщался научный потенциал, основная идея которого заключалась в том, что на внешнюю политику России влияли сложившиеся международные отношений в западном (на Балканах) и восточном направлениях, как места соединения внешнеполитических интересов ведущих европейских держав и США.
Историография проблемы. В сегодняшнем мире одной из актуальных тем обсуждения являются история России, европейских государств, Америки.
Все исследования, которые появились с начала ХХ века, можно объединить в разные группы.
Первая группа - это исследования исторического и историко-антропологического направления. Основная их цель заключается в анализе коллективных взглядов на проблемы развития внешней политики России и вообще всей мировой истории. Это касается и военной истории в том числе. Основная их особенность этих исследований состоит в том, что в них объединены и взгляды авторов мемуаров, и массовое историческое сознание и мнение о событиях мировой истории того периода. В эту группу входят диссертации таких авторов как A.A. Попова, Е.А.Гладкая, Л.В.Жукова, Д. Е. Цыкалов.К ним же можно отнести и диссертации таких авторов как О.С.Поршнева, И.Л.Архипов, И.В. Нарский, которые рассматривают связь общественного сознания в России в ХХ веке. Проблематика выявления стереотипов восприятия военных событий в источниках личного происхождения была поставлена в монографии Е.С. Сенявской «Психология войны в XX веке: исторический опыт России».
Вторая группа включает в себя обобщающие и конкретные исследования по внешней политике, истории дипломатии и военной истории рассматриваемого периода, в которых в той или иной мере освещаются воззрения главных действующих лиц, определявших внешнюю политику России, а также рассматриваются события, упоминаемые и в мемуарах.
Из работ по дальневосточной политике России особо следует выделить фундаментальные труды Б.А.Романова и И.В.Лукоянова. В монографии «Очерки дипломатической истории русско-японской войны (1895-1907)», Б.А.Романов с позиций марксистской историографии своего времени и на широком круге источников дал обстоятельный разбор российской дальневосточной политики и происхождения русско -японской войны, показал империалистический характер политики всех участников дальневосточного конфликта. Современный взгляд на данную проблему отражен в докторской диссертации И.В.Лукоянова «Россия на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX в.: борьба за выбор внешнеполитического курса». Автор пришел к выводу, что русско-японская война стала результатом фактического отсутствия в Российской империи внешнеполитического курса на Дальнем Востоке (в условиях институционального кризиса самодержавия) и неправильного понимания намерений партнера по переговорам как в России, так и в Японии.
В коллективной монографии «Восточный вопрос во внешней политике России...» проанализирована внешняя политика России на балканско- ближневосточном направлении. В коллективном труде «Мировые войны XX века. Кн. 1. Первая мировая война. Исторический очерк», выпущенном Ассоциацией историков Первой мировой войны, дан обоснованный и глубокий многофакторный анализ причин Первой мировой войны, рассмотрены ее идеологический, внутриполитический, культурный аспекты.
Дипломатическая история конца XIX - начала XX в., международные отношения и внешняя политика Российской империи в данный период рассматривались также в трудах М.Н.Покровского, Е.В.Тарле, Ф.И.Нотовича, Б.М.Хвостова, И.И.Астафьева,А.С.Аветяна, А.В.Игнатьева, В.А.Маринова, В.Н.Виноградова, В.С.Васюкова. В этих исследованиях раскрываются различные аспекты, направления и периоды российской внешней политики конца XIX - начала XX в.
Исследовательский интерес к военной истории, хотя и колебался на протяжении столетия, но оставался достаточно устойчивым. Однако основные успехи в накоплении фактического материала по русско-японской войне были сделаны еще до 1917 г. Здесь следует, прежде всего, отметить издания Военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны и Исторической комиссии по описанию действий флота при Морском Генеральном штабе, в которых был собран большой фактографический материал о ходе боевых действий. К этой же категории нужно отнести заключения следственных комиссий, созданных для расследования причин поражения русского флота в сражениях при Шантунге и Цусиме.
Из работ по истории Первой мировой войны следует в первую очередь назвать труд Комиссии по исследованию и использованию опыта мировой и гражданской войны «Стратегический очерк войны 1914-1918 гг.».
В монографии К.Ф.Шацилло «От Портсмутского мира к Первой мировой войне» обстоятельно рассмотрена подготовка России к мировой войне в военном отношении. Автором сделан важный вывод о том, что неготовность России к Первой мировой войне во многом определялась диспропорцией в развитии вооруженных сил.
Тема Первой мировой войны на суше и на море рассматривалась в различных аспектах в работах А.М.Зайончковского, Е.З.Барсукова, Н.А.Таленского, М.Галактионова, А.А.Строкова, И.И.Ростунова,
П.А.Зайончковского, коллективных монографиях Института военной истории «История первой мировой войны», «Флот в первой мировой войне», книгах и статьях К.Ф.Шацилло, В.В.Изонова, С.В.Константинова, М.В.Оськина, В.И.Баяндина, С.В.Байдарова, И.В.Варзакова, М.Н.Зуева, С.Д.Морозова, Б.М.Коровина и других авторов. Тем не менее в истории Первой мировой войны остается немало «белых пятен» и спорных вопросов.
В зарубежной историографии также увидел свет целый ряд общих и частных трудов, где можно много интересного узнать о войне. Это работы Б. Меннинга, Д. Схиммелпенник Вандер Ойе, Я. Ниша и др.
Синтезом международной историографии стал сборник, посвящённый русско-японской войне и содержащий ценные статьи, в частности, мини-монографию О.Р. Айрапетова.
Методологической основой исследования взят системный подход, подразумевающий объективный анализ с позиции ценностей, выработанных мировой цивилизацией, с учетом преемственности и многоаспектности изучаемой проблемы.
Принцип историзма являлся определяющим при написании данной работы. Он предполагает рассмотрение всех исторических процессов и событий исследуемой темы во взаимосвязи и взаимовлиянии, а также в системе непрерывной цепи причинно-следственных связей; в свою очередь все исторические явления рассматриваются в их конкретном проявлении и с учетом конкретной ситуации и существовавшего определенного контекста.
Среди общенаучных методов, в первую очередь были использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации, метод индукции, дедуктивный метод, метод классификации, позволивший обработать подобранные источники.
Одним из приемов исследования выступает в настоящем труде сравнение, позволяющее выявить важные признаки и особенности построения учебной литературы в разные исторические периоды нашей страны, а также выяснить отличия в задачах, поставленных правительством и органами образования перед книгой. Анализ развития учебной исторической литературы позволяет выявить общие тенденции и осуществить прогноз ее развития в будущем, выяснить факторы, влияющие на процесс ее совершенствования, а также экономические условия, которые являются одной из основных сил, воздействующих на развитие образовательных систем современности, и в частности на основной носитель исторического образования - учебник.
Структура работы включает в себя введение, четыре главы, заключение, список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединения Галиции и нижнего течения Немана. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию).
Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у неё польские губернии, Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю. Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний, Подолию и Волынь. Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.
Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия. Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г., и захватить Саарский угольный бассейн.
Долго колебавшаяся между Тройственным союзом и Антантой Италия, в конечном счёте связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из - за проникновения на Балканский полуостров. В целом Россия в предвоенные годы стремилась проводить в международных отношениях сбалансированную, реалистическую политику без ущерба собственным национальным интересам. Другое дело всегда ли эту цель удавалось осуществить на практике. России постоянно приходилось лавировать между враждебными государствами и своими союзниками во имя сохранения единой военной коалиции накануне неизбежной войны.
Преподавание истории в рамках новой концепции образования и ФГОС приводит к тому, что история встает в один ряд с другими гуманитарными дисциплинами. В историко-культурном стандарте обращается внимание на воспитательный аспект преподавания истории, ее роль в формировании российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, дается установка на возможность использования героических страниц истории. Изучение вопросов места России в системе международных отношений в начале ХХ века и проблемы преподавания этого периода истории в общеобразовательной школе приводит к тому, что новая концепция исторического образования и историко-культурный стандарт нацеливают нас на многоуровневое преподавание истории. Это означает, что практически во всех темах занятий должен присутствовать материал различных уровней событий: федерального (общегосударственного), регионального и исторического материала города или села. Такой подход способствует осознанию учащимися своей социальной идентичности как гражданина страны, жителя региона, конкретного поселения.Понятно, что национально-государственная идеология не дается свыше, она определяется историческим бытием народа. Каждый народ для своего выживания, сохранения и развития вырабатывает для себя свои правила жизни, свою систему мировоззренческих ценностей. Важно учесть следующее: пока на высоком государственном уровне не определены идеологические, смысловые ориентиры развития страны, вузовские преподаватели в учебном процессе обязаны отвечать на данный вопрос через обращение к историческому прошлому России. Понятно, что это весьма и весьма непросто, но, тем не менее, возможно. Система ценностных ориентиров находит отражение не только в трудах социальных мыслителей, но в значительной степени в классической русской литературе, поэзии, искусстве.
Вся российская история и внешняя политика России в начале ХХ века проходила в условиях формирования новых экономико-политических парадигм существования в мире. Формировались экономические, политические, культурные традиции страны, складывался национальный характер русского народа и братских народов. Изучение и осмысление свое-образия развития нашей страны — важный аспект преподавания истории России. Поэтому педагоги-историки должны формировать историческое сознание школьников через обращение к истории России как к науке, в основе которой является выявление закономерностей развития российского исторического процесса. Сделать это важно и необходимо, ведь всем известно, что в инженерно-технической среде бытует представление о том, что есть серьезные «точные» науки, а есть история.При этом, на наш взгляд, вряд ли правильно ориентировать исторический процесс в нашей стране как постоянное движение в сторону Запада. Тем более что мы сейчас являемся свидетелями смещения мировых центров экономического роста именно на восток.
Таким образом, в условиях глобализации вузовский курс истории необходимо сфокусировать на дисциплине «История России», преподавание которой является важным фактором сохранения государственного суверенитета страны, способствует формированию национально-государственной идеологии России, пониманию особенностей развития российского исторического процесса.



1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"// СПС КонсультантПлюс;
2. Закон СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" // СПС КонсультантПлюс
3. Закон СССР от 24.12.1958 "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" // СПС КонсультантПлюс;
4. <Письмо> Минобрнауки России от 20.02.2017 N 06-156 "О методических рекомендациях" (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов»)
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // СПС КонсультантПлюс;
6. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.05.1965 N 391 "Об изменении порядка преподавания истории в школах"// СПС КонсультантПлюс;
7. Приказ Минобрнауки России от 17.03.2015 N 253 "О проведении научной историко-культурной экспертизы учебников истории России" // СПС КонсультантПлюс;
8. Приказ Минобрнауки России от 18.07.2016 N 870 (ред. от 29.05.2017) "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43111) // СПС КонсультантПлюс;
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // СПС КонсультантПлюс;
11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 29.07.2017) // СПС
КонсультантПлюс.
Источники опубликованные
1. Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты.
Сессия I. Часть II. Стб. 122-123 // URL: http://www.patriotica.ru (дата
обращения 10.10.2018).
2. Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. Сессия I. Часть II. СПб., 1908. Стб. 105 // URL: http://www.patriotica.ru (дата обращения 10.10.2018).
3. Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. Сессия III. Часть II. СПб., 1910. Стб. 2786; Сессия IV. Часть II. СПб., 1911. Стб. 2236 // URL: http://www.patriotica.ru (дата обращения 10.08.2017).
4. Конвенция между Россией и Англией по делам Персии, Афганистана и Тибета. Спб, 18 (31) августа 1907 г.// Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., 1952. С.386-394.
5. Милюков П.Н. Балканский кризис и политика А.П. Извольского.
СПб., 1910. С. 2 // URL: http://www.patriotica.ru (дата обращения 10.10.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ