Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В ЖЕНСКОЙ ЛИРИКЕ В ПЕРИОД РУБЕЖНОСТИ

Работа №83896

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. МИСТИФИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЛИЗАВЕТЫ ДМИРИЕВОЙ/ЧЕРУБИНЫ ДЕ ГАБРИАК 11
ГЛАВА II. СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ПЕРВЕРСИЙ В ЖЕНСКОЙ ЛИРИКЕ РУБЕЖА XIX - XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА С. ПАРНОК И М. ЦВЕТАЕВОЙ) 11
2.1. ГЕНДЕРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ С. ПАРНОК 28
2.2. ГЕНДЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ В САФИЧЕСКОЙ ЛИРИКЕ С. ПАРНОК И М.
ЦВЕТАЕВОЙ 36
ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ В ЖЕНСКОЙ ЛИРИКЕ РУБЕЖА XX - XXI ВВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА С. СУРГАНОВОЙ) 46
ГЛАВА IV. ФОРМЫ РАБОТЫ С РУССКОЙ ПОЭЗИЕЙ РУБЕЖА XIX - ХХ
ВЕКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ 58
4.1. История и методика изучения Серебряного века в школе 59
4.2. Факультатив как форма углубленного изучения Серебряного века в школе
4.3. Изучение феномена театрализации в литературе серебряного века на
факультативных занятиях в старших классах 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЯ

Гендерные исследования стали актуальны в отечественном литературоведении сравнительно недавно - в конце прошлого столетия. Зародились же они как междисциплинарный анализ в исследованиях западных литературоведов в 60 - 80-е годы XIX века, что непосредственно связано с возникновением феномена феминистской критики. Несмотря на всю популярность и востребованность, являясь одним из перспективных направлений литературоведения, методология гендерных исследований все еще находится в стадии становления.
Во главу угла гендерных исследований ставится понятие гендер, перешедшее в литературоведение из социологии. Гендер, в отличие от понятия пол, выводит на первый план не биологическую составляющую
самоидентификации - главным здесь становятся социальные роли, способы поведения, предписываемые обществом мужчине или женщине со всем набором присущих определенному полу гендерных стереотипов. Понятие гендер имеет ряд толкований - часто исследователи этого феномена определяют гендер качественно по-разному. Так, «варианты его дефиниций колеблются сегодня от очевидно простых и максимально обобщенных («социальный пол») до
развернутых, претендующих на исчерпывающую полноту »[Макаров 2001:17].
Гендерные исследования позволяют по-новому рассмотреть художественный текст с точки зрения «гендерной картины мира», выделить и проанализировать феномен женщины-творца в преимущественно маскулинном мире искусства.
Изначально гендерные исследования в области лингвистики и литературоведения появляются в качестве нового адекватного метода анализа художественного текста современной культурной ситуации: в патриархальный мир искусства уверенно начинает входить женщина не только как читатель или зритель, но и творец, демиург. Это происходит в переломную, переходную эпоху XX века, по мнению авторитетного исследователя ситуации рубежности Николая Андреевича Хренова, берущая начало на рубеже XIX - XX веков. Именно ситуация рубежности отражает смену эстетических и художественных парадигм, трансформированную картину мира. В такую переходную эпоху в культуре появляются борцы против существующей структуры. Феномен таких образований и движений нацелен на преодоление каких-либо различий (будь то имущественных, социальных или гендерных) для достижения единения, свержения всех на один социальный уровень. Примером таких борцов против «структуры» в XX веке фундаментальный исследователь феномена переходности в культуре В. Тэрнер называет «хиппи» и «битников»: «Это „холодные" представители подростковых и юношеских возрастных групп, которые „выпали" из статусной социальной системы и обрели клеймо подонков» [Тэрнер 1983: 170]. И вообще, замечает Н.А. Хренов, вся история искусства «демонстрирует лиминарные или переходные ценности, или ценности, выпавшие из «структуры». Без этой составляющей искусства вообще не может быть. Художники же, артикулирующие переходные ценности, имеют тенденцию к маргинализации. Исследователь называет их «пограничными людьми», которые стремятся избавиться от стереотипов и клише, связанных с исполнением социальной роли или общественным статусом [Хренов 2002:127].
В целом же переходность в искусстве связывается не столько с изменениями, трансформации картины мира, но актуализацией архаичной модели перехода.
Помимо глобальной, тотальной переходности цивилизаций существует переходность на уровне индивида, личности, что в психологии именуется «кризисом идентичности», когда человек находится в процессе поиска своего истинного Я. Однако нельзя, считает Николай Андреевич Хренов и мы вслед за ним, с исторической точки зрения, рассматривать «кризис идентичности» без связи с коллективной идентичностью. «При этом очевидно, что в переходные эпохи, когда можно фиксировать взрыв существующей системы, происходит повышение активности личности» [Хренов 2002: 128]. Таким образом, появление таких активных личностей, «переходных людей» связывается, прежде всего, с самой ситуацией глобального перехода, характеризующейся сломами стереотипов, размыванием границ идентичности.
Актуальность нашего исследования обусловлена активизацией и чрезвычайной востребованностью гендерного подхода в литературоведении в последние десятилетия, интересом к феномену женской литературы во всех ее проявлениях: актуально рассмотрение женского чтения, женского письма,
женщины как субъект и объект творчества в целом. Говоря о Марине Цветаевой, Софии Парнок, Черубине де Габриак а также Светлане Сургановой, мы акцентируем значимость этих фигур и весомость с точки зрения как культурного наследия, так и с точки зрения реализации ими гендерной репрезентативности и проблематизации творчества.
Обращение к двум рубежам эпох: XIX - XX вв. и XX - XXI вв.- мотивирована проблемой коллективной и гендерной самоидентификации, обостряющихся на рубеже веков.
Степень изученности. Попытки анализа женской прозы с точки зрения гендерного аспекта делает Г.А. Пушкарь, анализирует способы гендерного конструирования теста, подключая кинотекст, а также дает развернутую гендерную терминологию И.Г. Серова. Она рассматривает художественный текст и его экранизацию как поле маскулинных и феминных концептов, которые служат своеобразной группой общих культурных символов. Исследователь еще раз доказывает на примере героев художественного произведения достижение психологов и социологов об успешности личности, в которой превалируют маскулинные черты, вне зависимости от пола.
Е.З. Тарланов, исследователь русской лирики конца XIX - начала XX веков, рассматривает активизацию гендерных перверсий в поэзии рубежа XIX - XX веков как масочную игру в качестве «важнейшего атрибута художественной платформы модернизма» [Тарланов Е.З. 1999: 279] и рассматривает в этом аспекте поэзию З. Гиппиус и Мирры Лохвицкой. «Проблемы тендерной поэтики, - считает исследователь, - освещают основное качество модернистского миропонимания - дистанцированность от традиционного национально- культурного фона, в рамках которого остается социально-просветительская трактовка женского вопроса» [Тарланов Е.З. 1999: 287].
Научная новизна нашего исследования связывается с проблематизацией гендерной самоидентификации в женской лирике в ситуации рубежей веков, в период смены эстетических и художественных парадигм. Во многих фундаментальных трудах гендерный поход к изучению художественного текста применен либо поверхностно, являясь одной из недоминантных составляющих анализа, либо в сфере прозаической части творчества. Нами же предпринята попытка анализа женской поэзии с точки зрения гендерного подхода (с учетом гендерных перверсий) в условиях рубежности, показательной в отношении общих тенденций и изменений в области субъект-объектной организации текста.
Материалом исследования послужило для нас творчество наиболее репрезентативных фигур гендерной самоидентификации на рубеже веков XIX - XX - это Е. Дмитриева, С. Парнок, М. Цветаева, на рубеже XX - XXI - творчество С. Сургановой.
Объект исследования - женская лирика рубежа веков, в частности поэзия Черубины де Габриак (Е. Дмитриевой), поэзия С.Я. Парнок в сопоставлении с циклом стихотворения М.И. Цветаевой «Подруга», а также поэтический сборник С. Сургановой «Тетрадь слов».
Предмет данного исследования - художественная репрезентация гендерной самоидентификации в женской лирике периода рубежности.
Цель квалификационного исследования - рассмотреть способы художественной репрезентации гендерной самоидентификации в лирике Черубины де Габриак, С. Парнок, М. Цветаевой и С. Сургановой.
Цель достигается посредством решения ряда задач:
I. Раскрыть способы построения субъект-объектной организации в поэзии Черубины де Габриак:
1. Выявить жизнетворческий компонент в поэзии Черубины де Габриак;
2. Рассмотреть транслирование спектра масок как способ актуализации проблемного комплекса ситуации рубежности;
3. Проанализировать зеркальность как способ репрезентации мотива двойничества.
II. Выявить способы размывания границ гендерной идентичности через сопоставление лирики М. Цветаевой (цикла стихотворений «Подруга») и С. Парнок и рассмотреть способы авторского присутствия в их лирике:
1. Выявить векторную направленность творчества в зависимости от гендерной принадлежности лирического адресата в творчестве С. Парнок;
2. Определить проблемный комплекс, характерный для разной гендерной направленности лирики С. Парнок;
3. Провести сопоставительный анализ лирики С. Парнок и М. Цветаевой на тематическом уровне, уровне масочной игры и по способу гендерного конструирования субъект-объектной организации.
III. Выявить формы гендерной самоидентификации в лирике С. Сургановой через рассмотрение ее творчества сквозь призму квир-теории:
1. Проследить характерные для квир-субъекта черты в лирике С. Сургановой по способу гендерной самоидентификации лирического героя и лирического адресата;
2. Выявить феномен «плавающей» самоидентификации и способы его реализации;
3. Рассмотреть трансформацию способов реабилитации лирического героя.
IV. Создать методические рекомендации для проведения внеклассного занятия на тему «Мистификация как вид масочной игры» при изучении Серебряного века в школе для старшеклассников:
1. Осветить проблемы школьной общеобразовательной программы по литературе а также место и способы изучения Серебряного века русской литературы;
2. Составить план-конспект урока внеклассного занятия на тему «Мистификация как вид масочной игры»;
3. Дать методические указания к месту, способу и методам проведения данного занятия.
Методологическая основа исследования. Опорой для нашего исследования послужили наиболее авторитетные работы в разработке гендерных исследований и феминистской критике - Юлии Кристевой, Э. Шоултера, С. де Бовуар, Ж. Лакана, Ж. Дерриды, М. Фуко, где особая роль в формировании художественного сознания уделялась женщине.
Немалую значимость для нас имели работы последних десятилетий, разрабатывающие четкую и целостную картину гендерных исследований как в теоретическом, так и в практическом аспектах: это работы Е.И. Горошко, Е.А. Земской, анализирующие особенности мужской и женской манеры письма, И. Эконен, изучающей стратегии женского письма; теоретическая основа гендерологии последовательно разработана в работах С.Ю. Воробьёвой и Л.А. Ермаковой и др.
Одним из востребованных направлений в области гендерных исследований является квир-теория, которая находит отражение в ряде работ Джагаз Аннамари, Е. Новожиловой, А.А. Кондакова, И.А. Жеребкиной и др.
Большую значимость для нас имели работы Н.А. Хренова, а также В. Тэрнера, анализирующие художественные и эстетические процессы в ситуации рубежности, пограничья. Корпус исследований, на которые мы опирались при изучении проблемы самоидентификации в творчестве Черубины де Габриак, составляют работы Саморуковой И.В. и Агронович С.З., а также Гришутина А.Л. и Мокиной Н.В., в которых рассматривается способы и механизмы масочной игры на рубеже XIX-XX веков. Работы Калачиной Л.В. интересны нам в связи с рассмотрением в них феномена мистификации. Большую роль в нашем исследовании сыграла работа Палачева В.В., в которой подробно и последовательно рассматривается биография Е. Дмитриевой.
При рассмотрении способов репрезентации гендерных перверсий на примере поэзии С. Парнок и М. Цветаевой опорой для нас служили исследования по формам авторского присутствия Богатыревой Д.А., Галины Анни, исследования по рассмотрению «сафического» дискурса Евграшиной Е., Ермаковой Л.А., а также Е.А. Калло. Немаловажную роль для исследования сыграли исследования, рассматривающие биографию поэтов Бургина Д.Л., Дорониной Т.А. и др.
Проблему самоидентификации в художественном тексте рассматривают такие исследователи, как Есин С.Н., Вдовин Г.В. и др.
При анализе специфики гендерного позиционирования в женской лирике на рубеже XX-XXI вв. и рассмотрении поэзии С. Сургановой сквозь призму квир- теории опорой для нас стали работы по квир-теориям и способам гендерной самоидентификации Джагоз Аннамари а также Кондакова А.А. и др.
Затронул проблему гендерного образования в школе ряд работ С. Охотниковой. Проблему изучения поэзии Серебряного века в школе отразили работы Хафизовой Э.Т. Важнейшую роль для моделирования форм работы с русской поэзией рубежа XIX-XX веков стали работы В.Г. Маранцмана, М.А. Рыбниковой, Богадновой О.Ю., Жуковской Е.П., Шилаевой И.В. и др.
Теоретическая значимость исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего рассмотрения своеобразия женской лирики в ситуации рубежности в литературоведении с точки зрения гендерной самоидентификации. С учетом междисциплинарности гендерных исследований основные итоги работы могут быть использованы в области социологии, психологии, лингвистики или культурологии.
Практическая значимость исследования заключается в применении наших разработок в виде элективных курсов, внеклассных занятий в качестве углубления знаний в области гендерной самоидентификации. Такие занятия, с учетом активизации в образовательных программах воспитания толерантной, культурной и саморазвивающейся личности, как в вузе, так и в школе помогут обогатить картину мира учащихся, расширить кругозор, детерминировать вербальную аддитивность.
Апробация работы. Материалы данной выпускной квалификационной работы обсуждалась на студенческих, всероссийских и международных конференциях. По итогам научной студенческой конференции КФУ 2015 года по данной работе опубликованы тезисы, а в 2016 - статья. Выводы работы были представлены на III Международной конференции «Современная филология» (г. Уфа) - статья по данной работе опубликована в сборнике этой конференции, а также в сборнике по материалам конференции «Актуальные вопросы филологической науки XXI века» - IV Международной научной конференции молодых ученых (7 февраля 2014 г.) в г. Екатеринбурге.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Во введении определены актуальность, новизна, степень изученности рассматриваемой проблемы, определены цель и задачи исследования, раскрыты теоретическая и практическая значимость работы, освещены способы ее апробации.
В первой главе рассматривается актуализация феномена женской маски в ситуации рубежности и способы ее воздействия на выстраивание образа лирической героини в поэзии Черубины де Габриак.
Вторая глава посвящена раскрытию гендерных стратегий в поэзии Софии Парнок в сопоставлении с ранней лирикой Марины Цветаевой.
Третья глава включает исследование способов гендерной самоидентификации в лирике Светланы Сургановой через призму квир-теории, актуализировавшейся на рубеже XX - XXI веков.
Четвертая глава представляет собой освещение проблем преподавания литературы в старших классах, а также попытку их решения посредством конструирования плана-конспекта урока и методических рекомендаций по его проведению.
Заключение содержит основные выводы по своеобразию гендерной самоидентификации в женской лирике на рубеже XIX - XX и рубежа XX -XXI.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для женской литературы в целом, особенно для женской литературы XX века, проблема гендерной самоидентификации является одной из основополагающих. Она имеет специфические приметы и относительно женской литературы в целом, и относительно женской литературы XX века, что связано с акцентированием гендерных перверсий. Наиболее актуальной проблема гендерной самоидентификации становится в рубежные периоды. Как правило, переходный период происходит болезненно и драматично как в социальном плане, так и в культурном. Введение чего-то нового базируется на критике и дистанцировании от старого: от прежних экономических и политических устоев, от старых, патриархальных культурных моделей. Именно с патриархальностью культуры, с признанием ее маскулинной природы вступает в конфликт женская литература рубежа XIX - XX веков, а женское творчество рубежа XX - XXI веков уже справедливо и равноправно ступает на одну ступень с творчеством маскулинным.
Однако чем громче и ярче заявляет о себе женское творчество, стараясь дистанцироваться от маскулинной культуры, все больше испытывает на себе ее влияние. От рубежа к рубежу женская литература приобретает все в большей степени тенденцию к маскулинизации. Так, если лирическое Я С. Парнок, М. Цветаевой феминно в большинстве своем, а гендерные трансформации касаются в основном лирического адресата, гендерное смещение же лирического Я имеет игровой/масочный характер, то лирическое Я С. Сургановой лишено гендерного единства, и если говорить о приоритетности, то в приоритете маскулинный лирический герой.
Помимо прочих существуют и общекультурные причины актуализации проблемы гендерной самоидентификации в период рубежности, определяющие формы решения этой авторской самоидентификации. Для Серебряного века - это мифотворчество и театрализация. Для современной культуры определяющим становится ситуация формирование и создание медиаобразов. Это наряду с мифотворчеством и театрализацией является специфическим решением создания целостного авторского мифа. Художественные формы реализации авторского мифа оказываются на каждом из рубежей различны, однако эти формы определяют всю поэтику текстов, начиная от внешнего уровня, заканчивая внутренней структурой. Примером внешнего уровня на рубеже XIX—XX веков становится мистификация.
Так, взятая нами одна из ярчайших мистификаций Серебряного века Черубины де Габриак, созданной Е. Дмитриевой (носительницей образа Черубины) и М. Волошиным, интересна с точки зрения способов и механизмов реализации в творчестве Черубины де Габриак авторского мифа. Лирическое Я в поэзии Черубины, созданное М. Волошиным, но воплощенное Е.Дмитриевой, имело ряд ипостасей, работающих на создание образа мифической рафинированной иностранки с загадочной и утонченной внешностью. Помимо всего прочего это было реализовано для продвижения творчества Е. Дмитриевой через момент заочной авторизации (в редакцию «Аполлона» стихи присылались только письмами). Образ был рассчитан на маскулинное восприятие, насыщен стереотипами идеала женщины того времени, который в сочетании с вполне качественными стихами Е.Дмитриевой мог бы рассчитывать на успех. Однако искусственная заданность образа спровоцировала конфликт между внутренней «истинной женщиной» и мнимой «внешней женщиной», который способствовал появлению мотива двойничества. Таким образом, авторский миф Черубины де Габриак диктуется маскулинной заданностью создаваемого образа.
Рубеж XIX - XX веков дает также пример парного авторского мифа, создаваемый женщинами друг о друге. Этот вариант мифотворчества ярко реализуется в «сафической» лирике М. Цветаевой и С. Парнок. В цикле стихотворений М. Цветаевой «Подруга», посвященном С. Парнок, последняя как лирический адресат предстает в ряде ипостасей, формирующих образ С. Парнок, ввиду прямой номинации в посвящении сборника. С. Парнок как лирический адресат предстает «крутолобым демоном», искусителем, втягивающим лирическую героиню М. Цветаевой в «поединок своеволий». Инфернальная составляющая лирического адресата сопрягается со «страстью роковой» а также постоянным акцентированием гендерного концентрирования маскулинного и феминного: «не женщина, и не мальчик, но что-то сильнее меня». В противовес в лирике С. Парнок любовное переживание, связанное с лирическим адресатом- женщиной, наделяется высокими и светлыми мотивами платонической любви. Лирический адресат предельно поэтизирован, гендерный негативизм снят на сакральном уровне.
Таким образом, и М. Цветаева, и С. Парнок становятся объектом для формирования авторского мифа друг о друге, но различными механизмами. С. Парнок конструирует авторскую картину мира исходя из принципа жизнетворчества, М. Цветаева же по принципу масочной игры, вполне вписывающейся в контекст ее раннего творчества.
Рубеж XX - XXI веков ввиду ориентации на массовость дает иной вектор формирования авторского мифа. В отношении творчества Светланы Сургановой имеет место деконструкция медийного лица: исследуемый нами сборник С. Сургановой «Тетрадь слов» выстроен именно по такому принципу - каждый лирический текст сопровождается авторским комментарием, который играет наряду с поэзий ведущую роль для формирования авторского мифа.
Внутренняя структура реализации проблемы гендерной самоидентификации определяется гендерной направленностью текстов. На рубеже XIX - XX веков разделение лирики на гомонаправленные и гетеронаправленные тексты характерно для лирики С. Парнок. В этом случае гомонаправленные тексты (лирический адресат которых - женщина) наполнены мотивами высокой платонической любви, поддерживаемой живописным и мифологическим кодом. Гетеронаправленные тексты демонстрируют обратную картину. Маскулинный лирический адресат включается в тютчевский мотив любви как «поединка рокового» но с более сниженной коннотацией.
В текстах Черубины де Габриак особую значимость приобретают тексты мистификационного периода, где столкновение двух ипостасей женского лика - истинного и мнимого - дают различные взгляды на патриархальный мир творчества, на самое себя.
На рубеже XX - XXI веков деление лирики С. Сургановой по-прежнему актуально, но приобретает иной смысл. Здесь гендерное смещение имеет более тотальный характер, который затрагивает не только лирического героя, но и лирического адресата. В пределах одного текста гендерный маркер может смещаться и относительно первого, и относительно второго, что именуется в ЛГБТ-исследованиях как квир-идентичность. Ввиду этого относительно лирического героя С. Сургановой уместно говорить о «плавающей» гендерной идентичности.
Перспективы исследования. Рассмотрев и определив для себя черты женской лирики в процессе становления женщины-творца на протяжении двух веков, произведших своим творчеством особый всплеск на стыке веков в контексте проблемы гендерной самоидентификации, в перспективе нами намечено рассмотрение мужской лирики с точки зрения той же проблемы и возможность их сопоставления и выявления схожих или различных черт в структуре и способах конструирования гендерной идентичности.



1. Дмитриева Е. «Живое слово» (стихи Черубины де Габриак) [Электронный ресурс] // URL: http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/chg/(Дата обращения: 03.05.2013).
2. Парнок С. Собрание стихотворений /Вступительная статья,
подготовка текста и прим. С. В. Поляковой. - СПб.:ИНАПРЕСС,1998. - 540 с.
3. Цветаева М. Собрание сочинений в 7 томах. -М.:ЭллисЛак, 1994., т 1, 640 с.
4. Сурганова С. Тетрадь слов / Светлана Сурганова// Астрель-СПб - М., СПб. :2012 - 234 с.
Научно-теоретическая литература:
1. Абрамова А.С. Гендерная проблематика в лирике С. Парнок/А.С. Абрамова// Актуальные вопросы филологической науки XXI века. Екатеринбург: - 2014, С.265-270
2. Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество / С.З. Агранович, И.В. Саморукова. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2001. - 132 с.
3. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики) /А.Д. Алфёров. - М.: Сотр. шк.,1911. - 556 с.
4. Анни Г. Виртуальная реальность начала века: Марина Цветаева о
Черубине/ К. Ю. Старохамская, Галя Анни// URL:
http: //threehorn.odessa. net/likbez/cherub. htm(дата обращения: 23.04.16)
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
6. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./Общ.ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. —
М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с.
7. Богатырева Д.А. Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой/ Д.А. Богатырева - М.: 2009. - 175 с. URL: http://www.dissercat.com/content/formy-vyrazheniya-avtorskogo-prisutstviya-v- memuarnoi-proze-m-tsvetaevoi#ixzz3vchr5awZ(Дата обращения 5.12.15).
8. Брюсов В. Я. Семь цветов радуги / Брюсов Валерий Яковлевич - М.: Книга по Требованию, 2011. - 96 с.
9. Бургин Д.Л. София Парнок. Жизнь и творчество русской
Сафо/Библиотека «Живое слово» // URL:
http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/spUFburgin(Дата обращения 15.01.14)
10. Вдовин Г.В. Персона - Индивидуальность - Личность. Опыт самосознания в искусстве русского портрета XVIII века. М., 2005. - 248 с.
11. Владимиров О.Н. Имя поэта в его стихотворении (на материале русской лирики XX - XXI веков) / О.Н. Владимиров // Филология и человек - 2009. - №2 - С.64 - 77.
12. Волошин М. Рассказ о Черубине де Габриак / М. Волошин // Новый мир, 1988. - №12. - С 141 - 153.
13. Волошин М. Лики творчества «Литературные памятники»/
Л.:"Наука", 1988. - 397 с.
14. Воробьёва С.Ю. Теоретико-методологические основания
гендерных исследований в литературоведении/С.Ю. Воробьёва//Тамбов: Грамота, 2013. N 1 (19). C. 48-51.
15. Гришунин А.Л. Мистификации литературные / А.Л. Гришунин // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - М.: 1967. - Т. 4. - С. 866 - 867
16. Горошко Е. И. Анализ смысловой структуры текста и половой диморфизм в речи // Социолингвистические проблемы в разных регионах
мира: Материалы междунар. конф. М., 1996. - 216 с.
17. Джагоз Аннамари Введение в квир - теорию. М.:2008. - 208 с.
18. Доля Н. О Софии Парнок/Библиотека «Живое слово» // URL: http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/sp/?r=about&id=0.html(Дата обращения 15.01.14)
19. Доронина Т.А. «РУССКИЕ Сапфо» МИРРА Лохвицкая И СОФИЯ Парнок - ДВЕ попытки лирической исповеди // URL:http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/966-russkie-sapfo-mirra-lohvttskaja-i-sofija-pamok-dve-popytki-liricheskoj-ispovedi.html(Дата обращения 15.01.14)
20. Евграшина Е., Шевченко Л. «Сафический» дискурс: ключи к пониманию некоторых текстов С.Я. Парнок и М.И. Цветаевой/ Е., Евграшина, Л. Шевченко// «Современный дискурс-анализ» Интернет-журнал URL: http://discourseanalysis.org/ada5/st39.html(дата обращения: 07.01.2016)
21. Ермакова Л.А. Гендерные оппозиции в ономастическом пространстве поэзии М.Цветаевой/Л.А. Ермакова// «Ярославский педагогический вестник» - №2-Том1, 2013, С.146-149
22. Ермакова Л.А. Изучение поэтического языка М. Цветаевой в гендерном аспекте: проблемы и перспективы/ Л.А. Ермакова// «Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова» - № 5, 2014. С. 182-189
23. Ерохина Т.И. Мифологизация поведения личности поэта в русском символизме / Т.И. Ерохина // Ярославский педагогический вестник - 2010 - № 4 - Том I (Гуманитарные науки) - С. 239 - 239
24. Есин С.Н. Писатель в теории литературы: проблема
самоидентификации/автореферат диссертации по теории литературы// С.Н. Есин - М.:2005. - 467 с.
25. Жеребкина И. «Прочти мое желание». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. И. Жеребкина - М.: Идея-пресс, 2000 г. - 256 с.
26. Жуковская Е.П. Дидактические аспекты организации факультативов/ Е.П. Жуковская/ «Открытый урок» ИД Первое сентября//URL: http://festival. 1september.ru/articles/594252/(Дата обращения 17.05.14).
27. Земская Е. А. Особенности мужской и женской речи // Русский
язык в его функционировании /Под ред. Е. А. Земской, Д. Н, Шмелева.
М.: Наука, 1993 г. - 297 с.
28. Золотухина О.Б. Психологизм в литературе. Гродно: ГрГУ, 2009 г. - 178 с.
29. Ильин, И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия / И.Ильин. - М.: Интрада, 1998 г. - 238 с.
30. Кадыров А.М. Культура России конца XIX - начала ХХ веков «Серебряный век русской культуры». - Уфа: УГАТУ, 2002 - 297 с.
31. Калачина Л.В. Феномен женской маски в культурно-художественном пространстве «Серебряного века»: Автореферат Автореферат дис. ... канд. фил. наук / Л.В. Калачина. - Саранск: 2010. - 21 с.
32. Калло Е. О Софии Парнок //«Sub rosa». Аделаида Герцык. София Парнок. Поликсена Соловьева. Черубина де Габриак /Сост. Т. Н. Жуковская, Е. А. Калло. - М.: Эллис Лак, 1999. - С. 7-15.
33. Козлик И.В. Психологизм лирики Ф.И. Тютчева // Русская литературы. - 1992. - №1 - С. 18-29
34. Кирилина А., Томская М. Лингвистические гендерные исследования// Отечественные записки. - № 2 (23). - М., 2005. - С. 112-132
35. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. [Текст]: Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. - С. 188-202.
36. Кондаков А.А. На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ и квир-исследований: [сборник статей] / Центр независимых социологических исследований; ред.-сост. А. А. Кондаков. — СПб., 2014. —XXII с., 466 с.
37. Костиков, В. И. и др. Введение в гендерные исследования: учеб.
пособие для студентов вузов / под общ. ред. И. В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 235 с.
38. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе — М: Гнозис, 1995. - 397 с.
39. Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект / Ю.И. Левин // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1988. - Т. XXII. - С. 6 - 24.
40. Мазина Е.И. Философия творчества начала XX века / Е.И. Мазина // Вестник славянских культур. - 2011. - Т. 20. - Вып. 2. - С. 21 - 23.
41. Макаров В. В. Основные принципы философии пола: Ст. первая. Биологический диморфизм, гендерная симметрия // Женщина в российском обществе. №2/ В. В. Макаров. - СПб.: Петропечать, 2001 - 17 с.
42. Маковский С.К. Черубина де Габриак / С.К. Маковский // Портреты современников. - Нью-Йорк, 1955. - С. 52 - 57.
43. Малышева М. В. Интерпретация лирического текста на уроках литературы в 11 классе (На материале поэзии Серебряного века): Дис. канд.
пед. наук : М., 2001.- 203 с.
44. Маранцман В./'.Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 1. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.
45. Мокина Н.В. Проблема маски в лирике и прозе серебряного века / Н.В. Мокина // Вестник ОГУ. 2004. - №1. - С. 15 - 19.
46. Новожилова Е. «Пришла проблема пола»: феминистская и квир- теория vs литературоведение// Возможен ли квир по-русски? ЛГБТК исследования. Междисциплинарный сборник. Созаев В. (ред.) /Е. Новожилова. - СПб, 2010 - 256 с.
47. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - Толковый словарь русского языка М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003г. - 706 с.
48. Охотникова С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики / С.Охотникова // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Ч. 2. - Иваново, 2002. - 113 с.
49. Палачёва В.В. Родословная Черубины де Габриак / В.В. Палачёва // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог - 2008. - №9 - С. 3 - 20.
50. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ// Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Ленинградское отделение издательства "Наука", 1984.-205 с.
51. Пушкарь Г.А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект/диссертация на соискание уч. Степени кандидата филологических наук// Г.А. Пушкарь, - Ставрополь: 2007, - 223 с.
52. Рудский Е. О литературном развитии учащихся // Вестник воспитания
- 1916- № 8. - 1-й отд. - С. 41 - 72; № 9. - 1-й отд. - С. 47 - 71.
53. Рыбникова М.А. Избранные труды / Ред. коллегия: Д. Д. Благой [и др.]; сост. В. В. Щевелев; Акад. пед. наук РСФСР. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 609, [2] с.
54. Саввин Н.А. Модернизм в русской литературе // Вестник воспитания.
-1916. - № 7. - 1-й отд. - С. 110 - 132.
55. Тарланов Е.З. Поэзия К. М. Фофанова и тенденции в русской лирике конца XIX века/ Женская поэзия в России рубежа веков (Социальный аспект)//Е.З. Тарланов, - Петрозаводск: 1999. - 330 с.
56. Титкова Н.Е. Театрализация как форма жизнетворчества Серебряного века / Н.Е. Титкова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5 (30). -С. 16 - 22.
57. Толстиков В.С. К вопросу о русской культуре серебряного века / В.С. Толстиков // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 18 (272). - С. 62 - 68.
58. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 448 с.
59. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983 - 227 с .
60. Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе/Пер, с фр. Т.Н. Титовой и О. И. Хомы под общ. ред. А. Б. Мокроусова.- Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998.- 288 с.
61. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Вестник МГУ. Сер.
9, Филология. С.98-99.
62. Хафизова Э.Т. Методисты «серебряного века» о месте и роли изучения новейшей Русской поэзии в школьном курса литературы/ Э.Т. Хафизова //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3, 2010. - С. 70-77.
63. Ходасевич В.Ф. Конец Ренаты / Ходасевич В. Ф. // Некрополь. Воспоминания. - М., 1991. - С. 7 - 19.
64. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса.
— М.: Едиториал УРСС, 2002. —448с.
65. Шилаева И.В. Активные формы преподавания литературы/ образовательный сайт учителя русского языка и литературы ЛИТЕРАТОР//иВЕ: http://s1literator.ucoz.ru/load/pedagogicheskaja_dejatelnost/aktivnye_formy_prepodava nija_literatury/16-1-0-279 (Дата обращения: 18.05.14).
66. Экенен К. Творец, субъект, женщина: стратегия женского письма в русском символизме.- М.: Новое литературное обозрение, 2011 - 400с.
67. Энциклопедия знаков и символов // URL:
http://sigils.ru/symbols/zerk.html(Дата обращения: 03.05.2013).
68. Gubar S. “The Blank Page” and the Issues of Female Creativity, The new Feminism Criticism. - New York, 1985, pp. 292-313.
69. Showalter E. Women and the literary curriculum // College English. Middletown, 1977. № 32. P. 856


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ