Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности

Работа №80490

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ КОММУНИКАЦИЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Проблема формирования у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности в психолого-педагогических
исследованиях 6
1.2 Деятельность учителя по формированию у младших школьников умения
управлять коммуникацией во внеурочной деятельности 13
Выводы по I главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ КОММУНИКАЦИЕЙ 31
2.1 Организация эксперимента по изучению уровня сформированности у младших школьников коммуникативных умений и умения управлять
коммуникацией 31
2.2 Программа внеурочной деятельности по формированию у младших
школьников умения управлять коммуникацией 36
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ


В настоящее время качество личных взаимоотношений школьников в группе сверстников приобрело особое внимание и педагогов, и психологов в условиях перехода всей образовательной системы России к новому стандарту образования ФГОС. Согласно положениям ФГОС (нового федерального государственного стандарта) школьники в процессе обучения должны овладевать навыками и коммуникативными умениями, навыками взаимоотношений и конструктивного и бесконфликтного взаимодействия для всей последующей успешной жизнедеятельности.
Формирование коммуникативных умений младших школьников важная задача образовательной деятельности в начальной школе, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативные умения формируются в учебной деятельности и общении учащихся на уроках, совершенствуются они также и во внеурочной деятельности.
В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида в рамках ФГОС, ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать и отстаивать свою позицию. Коммуникативные умения предполагают сформированность умений задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Исследованию формируемых у школьников коммуникативных умений в учебной деятельности посвящены ряд работ отечественных ученых.
Так, например, А. А. Амелькова описала особенности психологической диагностики межличностного взаимодействия; Б. С. Волков и Н. В. Волкова описали психологию общения в детском возрасте; К. Д. Довыдов исследовал психологические особенности сплоченности коллектива, А. В. Киричук изучал особенности положения детей в системе общения и коммуникаций в классном коллективе.
Противоречие исследования: с одной стороны, согласно требованиям ФГОС НОО учитель должен формировать у младших школьников умение управлять коммуникацией, но с другой стороны, педагогу недостаточно методического обеспечения по формированию данного умения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы методы формирования у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности?
В связи с эти была определена тема исследования: «Формирование у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности».
Перечисленные факторы легли в основу данного исследования, а также определили цель, объект, предмет.
Цель исследования: теоретически изучить проблему формирования у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников данного умения.
Объект исследования: формирование у младших школьников умения управлять коммуникацией.
Предмет исследования: формирование у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности в психолого-педагогических исследованиях.
2. Проанализировать деятельность учителя по формированию у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности.
3. Экспериментально изучить уровень сформированности у младших школьников умения управлять коммуникацией.
4. Разработать программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения управлять коммуникацией.
Методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической литературы, констатирующий эксперимент, статистические - вычисление средних значений, методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: МАОУ СОШ г. Челябинска.
Выборка исследования составила 30 учащихся второго класса (из них 15 учащихся составили контрольную группу и 15 учащихся экспериментальную группу).
Практическая значимость исследования: программа внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения управлять коммуникацией может быть использована в практической работе педагогами.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, 2 главы, заключение, библиографию, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического анализа исследований по теме исследовательской работы была определена ее актуальность.
Было установлено, что коммуникативные умения формируются не только в учебной деятельности и общении учащихся на уроках, но и особенно успешно совершенствуются также и во внеурочной деятельности.
Была определена проблема, которая заключалась в том, каковы методы формирования у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности
В связи с эти была определена тема исследования: «Формирование у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности»
Исходя из этого, цель исследования заключалась теоретически изучить проблему формирования у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников данного умения.
Согласно первой задаче был проведен теоретический анализ особенностей формирования и развития умений коммуникации детей младшего школьного возраста. Были проанализированы факторы, формы и социально-психологические условия формирования у младших школьников умения управлять коммуникацией во внеурочной деятельности.
Согласно третьей задаче, был подобран диагностический инструментарий и выявлены особенности сформированных коммуникативных умений школьников.
Согласно четвертой задаче, исходя из полученных результатов, разработана программа внеурочной деятельности по формированию умения управлять коммуникацией младших школьников.
достигнута.



1. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / Н. И. Агафонова // Управление начальной школой. - 2018.
- № 2. - С. 4-10.
2. Айзерман, Л. С. Уроки литературы как диалог [Текст] / Л. С. Айзерман // Литература в школе. - 2009. - № 4. - С. 12-14.
3. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей
дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. [Текст] : дис. ... канд. пед. Наук : 04.05.09 / Алифанова Елена
Михайловна. - Волгоград, 2001. - 186 с.
4. Альбеткова, Р. И. Русская словесность: Методические рекомендации. [Текст]: пособие для учителей / Р. И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2011. - 160 с.
5. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия [Текст] / А. А. Амельков. - Мозырь: Изд-во Содействие, 2016. - 108 с.
6. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания [Текст] / Г. М. Андреева // Социальная психология: хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2015.
- С. 125-130.
7. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст]: пособие для учителя / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2014. - 195 с.
8. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 236 с.
9. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М.: Генезис, 2012. - 298 с.
10. Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников: Психолого-педагогические аспекты языкового образования [Текст] / Е. Д. Божович. - Воронеж : МОДЭК , 2002. - 286 с.
11. Брагуца, А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Брагуца // Начальная школа. - 2011.
-№ 6. - С. 53-55.
12. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников [Текст] / Л. Н. Булыгина // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 149-153.
13. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. [Текст] / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. - 2010. - № 1. - С. 3¬8.
14. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка и школьный учебник [Текст] / Е. А. Быстрова // Русская словесность. - 2016. - № 4. - С. 39-43.
15. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках [Текст] / Е. А. Быстрова // Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]. / Под ред. Е. А. Быстровой. - М.: Просвещение, 2014. - 280 с.
16. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: А.П.О., 2009. - 184 с.
17. Воронина, М. П. Диалог на уроке в начальной школе [Текст] / М. П. Воронина // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 3-7.
18. Галимова, Л. Н. Язык-игра творчество [Текст] / Л. Н. Галимова // РЯШ.-2011. - № 5. - С. 4-5.
19. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. - Минск: Харвест; - М.: ООО Издательство АСТ, 2003. - 800 с.
20. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.-М.: Просвещение, 2010. - С. 200-223.
21. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография [Текст] / И. А. Гришанов. - М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 240 с.
22. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. [Текст] / Н. И. Дереклеева. - М.: Мир, 2005.
- С. 124-135.
23. Довыдов, К. Д. Психологические особенности сплочённости коллектива [Текст] / К. Д. Довыдов. - Кадры, 2005. - 208 с.
24. Донцов, А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования [Текст] : учеб. пособие / А. И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 2014.
- 208 с.
25. Иванова, И. Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности [Текст] / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 57-59.
26. Кабардов, М. К. Коммуникативно-речевые и когнитивно¬лингвистические способности // Способности и склонности. / Под ред. Э. А. Голубевой. [Текст] / М. К. Кабардов. - М.: Мир, 2009. - С. 103-128.
27. Киричук, А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе: проблемы общения и воспитания [Текст] / А. В. Киричук, Л. А. Буевой. - М.: Тарту, 2004. - 197 с.
28. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения [Текст] / А. К. Колеченко. - СПб.: Изд-во «Каро», 2006. - 320 с.
29. Колкер, Я. М. Речевые способности: как их формировать? [Текст] / Я. М. Колкер, Е. С. Устинов // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4. - С. 30-33.
30. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно- метод [Текст] : пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2013. - 312 с.
31. Кульневич, С. И. Современный урок. [Текст] / С. И. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - М.: Издательство «Учитель», 2005. - 84 с.
32. Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности [Текст] / Е. В. Леонова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
33. Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Начальная школа [Текст] / Е. В. Леонова, А. В. Плотникова. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
34. Леонтьев, А. А. Теория речевой деятельности. [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Высшая школа, 2001. - 294 с.
35. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учеб. пособие для вузов. / М. Р. Львов. - М.: ACADEMIA, 2012. - 240 с.
36. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А. С. Макаренко, В. В. Кумарин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1999. - 261 с.
37. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А. С. Макаренко; сост. и автор вступ. ст. В. В. Кумарин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2011. - 261 с.
38. Макарова, Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н. Н. Макарова // Начальная школа. - 2008. № 7 - C. 18-20.
39. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А. А. Максимова Начальная школа. - 2005. - № 1. - С. 30-34.
40. Мединцев, В. А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий [Текст] / В. А. Мединцев // Вопросы психологии. - 2005. - № 5.
41. Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] / И. М. Михайлова. - М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.
42. Набиуллина, Э. Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и
оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:
//festival.1september.ru.
43. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. Кн. для учащихся ст. кл. сред. Школы. [Текст] / Л. Г. Павлова. - М.: Просвещение, 2011. - 212 с.
44. Петровская, Л. А. Обратная связь в межличностном общении. [Текст] / Л. А. Петровсая, О. В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2012. - № 3.
45. Пимкина, О. А. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной
деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/621311/.
46. Разуваева, В. Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие [Текст] / В. Ю. Разуваева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 22.
47. Реан, А. А. Социально-педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский // Серия «Мастера психологии». - СПб.: Питер, 2011. - 212 с.
48. Сытенко, Т. В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности [Текст] / Т. В. Сытенко // Школьные технологии. - 2006. - № 7. - С. 32.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. - № 373. - С. 5-6.
50. Федорова, С. А. Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. menobr.ru/materials/19/39201/.
51. Флюгельман, Э. Сборник игр «Приключения в классной комнате» [Текст] / Э. Флюгельман, Л. С. Франк. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 220 с.
52. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст]: сборник научных трудов / А. В. Хуторской. М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.
53. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки [Текст]: пособие для учителя / О. В. Хухлавева. - М.: Генезис, 2013. - 180 с.
54. Царькова, В. Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить? [Текст] / В. Б. Царькова // Коммуникативная методика. - 2014. - №
2. - С. 14-17.
55. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]: пособие для учителя / Г. С. Швайко. - М.: Просвещение, 2013. - 22 с.
56. Шкуричева, Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности [Текст] / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.
57. Шульгина, А. И. Методическая копилка для учителей начальных классов [Текст]: пособие для учителя / А. И. Шульгина. - М.: Просвещение, 2002. - 220 с.
58. Шакина, Г. В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества [Текст] / Г. В. Шакина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.
59. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: пособие для учителя / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2012. - 146 с.
60. Якобсон, С. Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности [Текст] / С. Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. -С. 96-107.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ