Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников адекватной самооценки

Работа №103716

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников адекватной самооценки 8
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия формирования у младших школьников адекватной самооценки 15
Вывод по 1 главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования у младших школьников адекватной самооценки 30
2.1 Диагностика уровня самооценки младших школьников 30
2.2 Разработка и внедрение комплекса заданий на уроках
математики для формирования у младших школьников адекватной самооценки 37
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 43
Вывод по 2 главе 50
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения

Актуальность.
Требования современного общества ориентируют современное образование на формирование личности способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблемы. Именно эти качества личности ценятся сегодня значительно выше, чем владение ею большим объёмом информации. Это означает, что приоритетной задачей школы является подготовка учащихся к реальному миру. Предполагается готовность учащихся в будущем открыто выражать и отстаивать свое социальное положение, критически оценивать свои собственные намерения, мысли и действия, взять на себя ответственность за результаты своих действий.
Самооценка связана с одной из главных потребностей человека - потребность в самоутверждении, стремление человека найти свое место в жизни, чтобы установить себя в качестве члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Самооценка младших школьников - это важная составляющая его формирующейся личности. Её уровень оказывает существенное влияние на мотивацию ребёнка к учёбе, на его способность усваивать новые материалы и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность к себе.
Младший школьный возраст является периодом насыщенного складывания самооценки. Это обосновано тем, что ребёнок включается в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, значимым расширением круга общения. Формирование у учащихся адекватной самооценки является важным фактором развития личности. У детей адекватная самооценка формируется под воздействием оценок со стороны окружающих. Сначала ближайших родственников и друзей, а потом в процессе своей деятельности и самостоятельной оценки ее результатов.
В самооценке «отражается то, что ребенок выяснит для себя от других, и его растущая собственная активность, направленная на понимание собственных действий и личных качеств» [16].
Адекватная самооценка является важным механизмом регуляции поведения и играет большую роль в овладении учащимися учебной программой, в реализации их возможностей и способностей, в установлении доверительных отношений со сверстниками. Она способствует формированию у детей убежденности внутри себя и уверенности в собственных силах. Устойчивая самооценка является началом для развития личной полноценности и компетентности.
Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации способностей и возможностей ребёнка. Это приводит к появлению внутренних конфликтов, нарушению общения с одноклассниками и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребёнка.
В практике начального школьного обучения, главное и основное внимание уделяется умениям и знаниям. Не определяется качество работы и не оценивается личностное развитие детей, тем самым оно не является значимым для педагогов. Но связь между личностным развитием ребенка и успешностью обучения все же существует.
Многие педагоги, психологи и методисты отражали проблему оценивания и оценки в своих трудах, такие как: Г.М. Андреева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Л. Бороздина, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.И. Липкина, И.В. Шаповаленко. В исследованиях И.Ю. Кулагиной, А.В. Захарова, А.А. Реана достаточно подробно описана проблема самооценки как структурного элемента самосознания.
В психолого-педагогической литературе многие авторы, изучая отдельные характеристики самооценки, не относят их к основным её структурным компонентам. В работе М.Н. Лисиной указывается, что надо отказаться от определения адекватной самооценки. Наряду с данным положением в современных исследованиях важное значение отводится экспериментальному изучению устойчивости самооценки. В работах М.Ю. Кондратьева, И.В. Дубровина, Е.И. Тихомирова и др. понятие адекватной самооценки наполняется различным содержанием и требует дальнейшего уточнения.
Работы Е.И. Рогова, И.В. Егорова, А.Б. Ларина, А.Г. Маклакова, Р.С. Немова посвящены анализу проблемы формирования самооценки у младших школьников. Самооценка - это сложное психологическое образование, которое является одним из компонентов «Я-концепции». Она входит в структуру личности в качестве оценочного компонента и тесно взаимосвязана с другими проявлениями психической жизни человека.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психолого-педагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование у младших школьников адекватной самооценки».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Данная работа посвящена устранению противоречия между необходимостью формирования у младших школьников адекватной самооценки и недостаточно разработанной методической базой.
Проблема исследования: каковы условия формирования у младших школьников адекватной самооценки.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования адекватной самооценки у младших школьников на уроках математики.
Объектом исследования выступает процесс формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Предметом исследования является формирование у младших школьников самооценки на уроках математики.
Гипотеза: формирование адекватной самооценки младших школьников будет происходить эффективней, при следующих условиях:
- педагогический процесс будет строиться с учётом выявленной самооценки младших школьников;
- педагог будет учитывать индивидуальные особенности младших школьников;
- осуществление оценочной деятельности учащихся;
- будут разработаны и внедрены задания на уроках математики, направленные на формирование у младших школьников адекватной самооценки.
В соответствие с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие самооценки в психолого-педагогической литературе;
2. Описать проявление самооценки в младшем школьном возрасте;
3. Организовать и провести экспериментальное исследование формирования у младших школьников адекватной самооценки;
4. Разработать и внедрить комплекс заданий на уроках математики,
направленные на формирование у младших школьников адекватной самооценки.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), тестирование.
- методы математической обработки данных исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 59».
Новизна исследования: созданы условия на уроках математики, направленные на формирование у младших школьников адекватной самооценки.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут применяться учителями начальных классов, а также в работе психологов.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Самооценка - это важная внутренняя характеристика человека, которая позволяет достичь поставленных целей и стать успешным. Реальная оценка собственных возможностей позволяет быстро ориентироваться в жизненной ситуации и принимать правильные решения. Формироваться она начинает уже в детском возрасте. Большое значение имеет правильное развитие самооценки в дошкольном возрасте. Но особенную роль для развития личности имеет начальный школьный период, который связан со становлением чувства собственного достоинства. Насколько правильно будет развита самооценка младшего школьника, зависит успешность человека во взрослой жизни.
В этот период формируется нормальный уровень притязаний - ребёнок учится адекватно оценивать свои возможности и способности, понимает, что успех зависит не только от имеющихся у него способностей, но и от прилагаемых усилий и старания.
Для определения особенностей формирования у младших школьников адекватной самооценки нами было организованно и проведено опытно-экспериментальное исследование. В ходе которого было выявлено, что большинство учащихся имеют неадекватную (завышенную, заниженную) самооценку.
Для формирования адекватной самооценки нами был разработан комплекс заданий. Работа по формированию адекватной самооценки у младших школьников проводилась на уроках математики. Программа состояла из 10 занятий, которые проводились в соответствующем порядке и соответствующему плану.
Анализируя психолого-педагогическую литературу и проведя исследования по данной теме, можно сделать вывод, что главной особенностью самооценки младших школьников ее высокий уровень Так как младший школьный возраст является наиболее сенситивным для формирования адекватной самооценки.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, и позволяют сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте, самооценка влияет на успешность его обучения. А также на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения. Таким образом, проведенное нами исследование доказало свою актуальность и значимость.



1. Андреева Г.М. Социальная психология познания : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Аспект Пресс, 2015. 288 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М. : Смысл, 2016. 523 с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Проблемы формирования личности: избр. психологические труды; под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Воронеж, 2015. 244 с.
4. Бороздина Л.В., Динамика самооценки / В.Л. Бороздина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологи. 2015. № 1. С.23-27.
5. Бороздина Л.В., Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2014. №4. С. 99-100.
6. Братусь Б.С., Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития / Б.С. Братусь, Павленко В.Н. // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 146-154.
7. Витушкина, Э.В., Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника // Начальная школа. 2014. №4 С. 31 - 37.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений ; под ред. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. : Издательский центр «Академия», 2011. 368 с.
9. Волков Б.С. Практические вопросы детской психологии. СПб. : Питер, 2016. 208 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Союз, 2016. 224 с.
11. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова Л.С. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК»,
2013. 224 с. (серия «Библиотека психолога»).
12. Джеймс У. Психология самосознания. М. : Самара, 2016. 368 с.
13. Дубровина И.В. Возрастная педагогическая психология. М. : Просвещение, 2015. 368 c.
14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. М. : АСТ,
2014. 567с.
15. Егоров И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего
школьного возраста // Начальная школа. 2017 № 3 С. 17.
16. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М. : Минск, 2015. 100 с.
17. Зинченко В.П., Мещеряков Б. Г. Психологический словарь. М. : Астрель ; АСТ, 2016. 316 с.
18. Клаус В. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М. : Генезис, 2016. 240 с.
19. Когут К.Я. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Уникальные исследования XXI века. 2015. №11. С. 32-34
20. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности
психосоциального развития // Вопросы психологии. 2008. №2. С. 69-78.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие 4-е изд. М. : УРАО, 2015. 176 с.
22. Ларина А. Б. Самооценка человека: сущность, структура, механизмы // Проблемы педагогики средней и высшей школы: сб. науч. тр. молодых учёных. М. : Калининград ; РГУ им. Канта, 2017. С. 51-57.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл ; Академия, 2016. 352 с.
24. Липкина, А.И. Самооценка школьника. М. : Знание, 2016. 64 с.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Институт практической психологии, 2015. 384 c.
26. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2008. 583 с.
27. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования
индивидуальности. М. : Педагогика, 2017. 254 с.
28. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М. : Прайм-Еврознак, 2009. 672 с.
29. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов вузов. М. :
ВЛАДОС, 2016. 573 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М. : Высшее образование; МГ1П1У, 2016. 460 с.
31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Общая психология: учебник для педагогических вузов. М. : Академия, 2016. 501 с.
32. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородский. М. : Самара; Бахрах-М, 2016. 672 с.
33. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. СПб. : «Академия-пресс», 2016. 320 с.
34. Рейчлинд Г. Карманный справочник для родителей. М. : АСТ, 2017. 539 с.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. М. : Владос, 2015. 383 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.
37. Рябкова Е.В. Формирование самооценки учащихся // Начальная школа. 2015. №7. С.18-20.
38. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 2017. №4. С. 105-116.
39. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 2010. № 3. С.62-72.
40. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. 2016. №2. С. 22-24.
41. Столин В.В. Самосознание личности. М. : Издательство
Московского Университета, 1983. 284 с.
42. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация
школьников в коллективе. М. : Академия, 2015. 50 с.
43. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2017. №6. С. 207-209.
44. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №9. С.59-65.
45. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека. М. : МПСИ,
2015. 307 с.
46. Феннел М. Как повысить самооценку. М. : АСТ, 2015. 146 с.
47. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. 2017. № 10. С. 99.
48. Царева С. В. К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2017. №2. С. 10-13.
49. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для студ. вузов. М. : Гардарки. 2017. 238 с.
50. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. 2015. №1. С.151-155.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ