ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Понятие «творчество», «творческие способности» 10
1.2. Закономерности и условия развития творческих способностей в
дошкольном возрасте 22
1.3. Методы и приемы развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 35
1.4. Изучение особенностей формирования математических
представлений у детей дошкольного возраста и их влияние на развитие творческих способностей 44
Выводы по первой главе 51
ГЛАВА 2. ПОДБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 55
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста и уровня формирования математических представлений 55
2.2. Эффективные методы, приемы и упражнения для развития
творческих способностей детей дошкольного возраста при формировании математических представлений 69
2.3. Оценка эффективности деятельности по развитию творческих
способностей детей дошкольного возраста при формировании математических представлений 78
Выводы по второй главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
В развитии ребенка самый ответственный период является дошкольный возраст, именно в это время у ребенка происходит развитие всех его психических функций, формирования мотивов, норм, потребностей, закладываются основы творческой деятельности, формирование всех сложных видов деятельности. Творческая деятельность - это сложный процесс, связанный с психическими особенностями личности, с ее интересами, характером, способностями. Продукт, получаемый личностью в творческой деятельности, может быть как объективно новым (социально значимым открытием), так и субъективно новым (открытие для себя). Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста обогащает их воображение, расширяет знания, опыт и интересы. Любая творческая деятельность способствует развитию чувств детей, развитию психических функций - внимание, мышление, восприятие, память. Творчество помогает ребенку усваивать моральные и нравственные нормы, тем самым развивает личность ребенка. При создании нового продукта своего творчества, ребенок отражает в нем свои личностные свойства и свое понимание жизненных ценностей.
Ребенок дошкольного возраста любит заниматься творческой деятельностью. Он с увлечением поет и танцует, лепит и рисует, сочиняет сказки, занимается народными промыслами. Творческая деятельность делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Все дети способны заниматься творчеством, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, напротив, часто критически оценивает свои творческие способности, стесняет их проявлять. Каждый ребенок имеет свои, только присущие ему черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.
Проблема развития творческих способностей это проблема, которая с течением времени не теряет своей актуальности, она требует постоянного пристального внимания и дальнейшего ее развития. Развитие творческих способностей дошкольников составляет основу, фундамент процесса обучения и является «вечной» педагогической проблемой.
Сегодня в обществе существует потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом, демократическом обществе и быть полезным этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из решаемых его задач является: «сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и с самим собой».
Эта задача находит свое отражение в образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современном дошкольном образовательном учреждении. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет детей познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды занятий, различные методы и формы обучения, способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Проведенный анализ по проблеме развития творческих способностей дошкольников при формировании математических представлений позволил выделить следующие противоречия:
Противоречие на научном уровне актуализируется недостаточным количеством научных разработок по развитию творческих способностей при формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, недостаточным наличием разнообразных методов, приемов и упражнений, способствующих развитию творческих способностей дошкольников на занятиях по формированию математических представлений.
Противоречие на социальном уровне проявляется в том, что обществу необходимы инициативные и творческие люди, но процесс развития творчества в дошкольном возрасте полностью не удовлетворяется.
Противоречие на педагогическом уровне обусловлено тем, что в период обучения в образовательном учреждении субъекты образовательного процесса не проявляют активности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста при формировании математических представлений.
Таким образом, выявленные противоречия помогли определить предмет и объект исследования.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования - методы, приемы и упражнения развития творческих способностей у дошкольников при формировании математических представлений.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по формированию математических представлений будет эффективно, если:
• осуществлять образовательный процесс в соответствии с познавательными возможностями ребенка;
• делать упор не столько на формирование знаний, сколько на развитие навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации;
• строить ход образовательной деятельности каждого ребенка в соответствии с результатами диагностического обследования и с учетом индивидуальных способностей;
• создавать условия для воплощения творческих идей, обеспечивать ребенку свободу выбора, обладать способностью воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
• помогать ребенку раскрывать и ценить в себе творческую личность;
• подобрать и применять эффективные методы, приемы и упражнения, которые будут способствовать развитию творческих способностей на занятиях по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - подобрать различные методы, приемы и упражнения, при которых развитие творческих способностей дошкольников при формировании математических представлений будут наиболее эффективными.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом, гипотезой исследования, были сформулированы следующие задачи:
• познакомиться с понятием «творчество», «творческие способности»; выявить закономерности и условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
• рассмотреть методы и приемы развития творческих способностей;
• изучить возможности развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста при формировании математических представлений;
• провести диагностику уровня развития творческих способностей и уровня формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
• подобрать и составить картотеку эффективных методов, приемов и упражнений для развития творческих способностей детей дошкольного возраста при формировании математических представлений.
Теоретическую основу исследования составляют труды следующих ученых, психологов, которые занимались проблемой развития творчества и определяют творчество как нечто новое, никогда ранее не существовавшее: Н.С. Лейтес, Б. Мещеряков, В.И. Ефремов, И. Кант, А. Маслоу, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский. Проблему способностей, как какую-либо индивидуальную особенность человека развивали в своих работах Б.М. Теплов, Л.А. Венгер, В.Д. Шадриков. Творческие способности, как индивидуальные способности человека, которые порождают нечто новое изучали в своих исследованиях И.В. Дубровина, А.Н. Лук.
При написании работы использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в подборе и реализации наиболее эффективных методов, приемов и упражнений для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста при формировании математических представлений.
Практическая значимость исследования: поиск различных методов, приемов и упражнений для развития творческих способностей дошкольников при формировании математических представлений, которые будут наиболее эффективными.
Материалы работы прошли апробацию на XV международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». Была опубликована статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников в театральной деятельности».
Положения, выносимые на защиту:
- выявлены условия формирования творческих способностей дошкольников средствами математического материала;
- подобраны методы, приемы и упражнения, позволяющие улучшить работу педагога по развитию творческих способностей дошкольников при формировании математических представлений;
- разработана и апробирована картотека упражнений по развитию творческих способностей при формировании математических представлений;
- доказана эффективность методов, приемов и упражнений по развитию творческих способностей дошкольников при формировании математических представлений.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №547 (МБДОУ №547), г. Екатеринбург, средняя группа №3.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что перед современной системой образования стоит цель воспитания у детей дошкольного возраста творческого подхода к самостоятельности мышления, активности путем формирования математических представлений.
Исходя из определения понятий «творчество» и «способности», было определено содержание понятия «творческие способности» как множество идей, возникающих в единицу времени, способность переключаться с одной идеи на другую, способность воспроизводить оригинальные идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов.
Анализ научной литературы помог прийти к выводу, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста будет эффективным лишь в том случае, если это развитие будет представлять собой целенаправленный сформированный процесс, в ходе которого будут решаться ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такие условия, в которых каждый ребенок смог бы проявить свои способности, раскрыть свой творческий потенциал. Для развития творческих способностей необходимо использовать различные методы и приемы.
Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство детей находятся на среднем и низком уровне развития творческих способностей. Для подтверждения гипотезы об эффективности применения методов, приемов и упражнений, способствующих развитию творческих способностей на занятиях по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, стало необходимым и своевременным подбор и реализация картотеки эффективных методов, приемов и упражнений для развития творческих способностей дошкольников на занятиях по формированию математических представлений. Основными методами, которые стали основной для поиска эффективных упражнений для развития творческих способностей были: метод образного мышления, репродуктивный, эвристический, исследовательский методы, а также метод придумывания и метод гиперболизации.
Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать вывод, что апробированные в течение 2017 - 2018 учебного года на занятиях по математическому развитию упражнения, представленные в картотеке, подтверждают эффективность применения их на занятиях и имеют практическую значимость - творческие способности дошкольников при формировании математических представлений - развиваются! Таким образом, на основе проведенной исследовательской работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста при формировании математических представлений можно сделать вывод, что подобранные нами и реализованные методы являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования.
1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - М. : Сов. радио, 1979.
2. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев; ред. и вступ. статья Е.М. Орловой. - Л. : Музыка. Ленингр. отд-ие, 1973. - 142 с.
3. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО Изд-во «Детство-пресс», 2014. - 352 с.
4. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду [Текст] : Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2010. - 592 с.
5. Барташникова, И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. - Харьков : Фолио, 2003. - 153 с.
6. Батурин, Н.А. Проективная методика диагностики дивергентного мышления [Текст] / Н.А. Батурин, Е.Л. Солдатова. - Челябинск : ПсиХРОН, 2004. - 22 с.
7. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики [Текст] : курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
8. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания [Текст] / Н.А. Бердяев. - М. : Изд-во «Академический проект», 2015. - 522 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М. : ИЦ «Академия», 2002. - 320 с.
10. Бучкова, А. Творческий ребенок. Развиваем креативность с ранних лет [Текст] / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №6. - С. 73-77.
11. Васильева, М.А. Комплексная диагностика уровней освоения программы [Текст] : диагностический журнал. Средняя группа / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 35 с.
12. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
13. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 - 7 лет [Текст] / А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-синтез, 2012. - 11 с.
14. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. Монография [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Педагогика, 1972. - 288 с.
15. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 270 с.
16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст] : кн. для учителя / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 93 с.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 341 с.
19. Гилфорд, Дж. Три стороны мышления. Психология мышления [Текст] / Дж. Гилфорд ; под. ред. А.М. Матюшкина. - М. : Наука, 1965. - 488 с.
20. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. - М., 1999. - 344 с.
21. Гусева, С. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности [Текст] / С. Гусева, О. Гончарова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С. 54-60.
22. Дружинин, В.Н. Психология [Текст] : учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин ; под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2001. - 656 с.
23. Дубровина, И.В. Психология [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. - М. : ИЦ «Академия», 1999. - 464 с.
24. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 1974. - 153 с.
25. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст]: метод. пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. - М., 1996. - 160 с.
26. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Варакса. - М. : Знание, 1994. - 157 с.
27. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей детских садов / Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.
28. Ефимова О.С. Педагогические методы, формы, приемы развития
творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / О.С. Ефимова // МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №179» г. Иваново. URL: http://www.detsad179.ru/nauchno-prakticheskaja-shkola-palitra-pedagogicheskogo-masterstva/pal2.html (дата
обращения 25.09.2018).
29. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В.И. Ефремов. - Пенза : Уникон-ТРИЗ, 1998. - 246 с.
30. Ивин, А.А. Философия [Текст]: Энциклопедический словарь / А.А. Ивин ; под ред. А.А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - 1072 с.
31. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности
[Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 434 с.
32. Коган, М.С. Диагностика творческого развития личности [Текст]
: метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации
работников образования / Авт.-сост.: М.С. Коган, И.В. Хромова. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.
- М. : ИЦ «Академия», 2000. - 176 с.
34. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2 - 7 лет [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- 160 с.
35. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский ; в 2-х т. Т.1. М. : Педагогика. - 1982. - 656 с.
36. Коротких, О. Развиваем творческие способности. Техника работы с пластилином [Текст] / О. Коротких // Дошкольное воспитание. - 2016. - №4. - С. 53-56.
37. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических институтов и спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» 2-е издание перераб. и доп. / В.Б. Косминская. - М. : Просвещение,
1985.- 255 с.
38. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: [Текст] : метод. пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
39. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] : учеб. для учащихся пед. училищ. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Крутецкий. - М. : Просвещение,
1986. - 335 с.
40. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей [Текст] / В.А. Крутецкий. - М., 1968. - 432 с.
41. Кудрявцев, В.Т. Ребенок дошкольник: новый подход к
диагностике творческих способностей [Текст] / В.Т. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9.
42. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Н.С. Лейтес. - М. : ИЦ «Академия», 1996. - 416 с.
43. Лекция творчество: понятие, виды и типы [Электронный ресурс] - URL: http://psihdocs.ru/lekciya-tvorchestvo-ponyatie-vidi-i-tipi.html
44. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 186 с.
45. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. - М. : Наука, 1978. - 127 с.
46. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М. : Олма-Пресс, 2004. - 632 с.
47. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] : книга для воспитателя детского сада / З.А. Михайлова ; 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1990. - 94 с.
48. Михайлова, З.А. Математика от трех до семи [Текст] / З.А. Михайлова. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 192 с.
49. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М. : Педагогика, 1981. - 120 с.
50. Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Текст] / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; председатель научно-ред. совета В.С. Степин. - М .: Мысль, 2000 - 2001. - 2659 с.
51. Новоселов С.А. Методология развития креативности и творчества [Электронный ресурс] / С.А. Новоселов, Л.С. Попова. 2011. - URL: https://studfiles.net/preview/3353941/ (дата обращения 24.10.2018).
52. Ососова Е.Г. Организация творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников [Электронный ресурс] / Е.Г. Ососова // Молодой ученый. 2017. - №15.2. - с.138 - 141. - URL: https://moluch.ru/archive/149/41658/ (дата обращения 05.10.2018).
53. Пигров, К.С. Социально-философские проблемы творчества [Текст]/ К.С. Пигров. - Л., 1982.
54. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника: монография [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М. : Педагогика, 1977. - 272 с.
55. Поддъяков, Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - Волгоград, 1994. - 210 с.
56. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших
школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст] / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. - ООО «Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2014. - 6 с.
57. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст] / председатель научно-ред. совета А.М. Прохоров. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 1999. - 455 с.
58. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А.Э. Симановский. - Ярославль : Гринго, 1998. - 92 с.
59. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду
[Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110
"Педагогика и психология (дошк.)" / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. ; 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985.
60. Теплом, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : АПН РСФСР, 1947. - 355 с.
61. Трухин, В.А. Иммануил Кант о научно-теоретическом творчестве [Текст] : автореф. дис. ... канд. фил. наук: 09.00.03/ В.А. Трухин; Академия Наук Казахской ССР Институт Философии и Права. - Алма-Ата, 1991. - 16 с.
62. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
63. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса.
Адаптированный вариант [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб, Речь, 2006. - 176 с.
64. Ушаков, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушаков ; 4-е изд. испр. - М., 2015. - 176 с.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2013. - 34 с.
66. Хуторской, А.В. 55 методов творческого обучения [Текст] : метод. пособие / А.В. Хуторской. - М. : Изд-во «Эйдос», 2012. - 42 с.
67. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. - М. : Современное слово, 2001. - 768 с.
68. Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка [Текст] / Б.Л. Яворский. - М., 1972. - 1076 с.
69. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е.Л. Яковлева, Д.И. Фельдштейн. - М. : Московский психолого-социальный институт, 1997. - 224 с.