Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях лепкой

Работа №97212

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия организации занятий лепкой, направленных
на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ
ЛЕПКОЙ 28
2.1. Диагностика начального уровня развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Описание хода работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Актуальность развития творческих способностей дошкольников отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДОО), где одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. ФГОС ДОО нацелен на главный результат - социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
В старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и других.
Лепка является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики, лепка повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Лепка способствуют развитию воображения, пространственного мышления, развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Лепка как вид изобразительной деятельности совершенствует и развивает природное чувство осязание обеих рук, активное действие, которое ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной творческой деятельности, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей рассматривалась в работах многих отечественных исследователей - В.А. Левина, А.Н. Лука, А.А. Мелик-Пашаева, Р.С. Немова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна. Старший дошкольный возраст рассматривается учеными как благоприятный период для развития творческих способностей, так как именно в этом возрасте дети начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.
В дошкольной педагогике на сегодняшний день накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей дошкольников (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. Казакова, А.В. Кенеман, В.А. Левин, Г.В. Павленко, О.П. Радынова и другие). Учеными были рассмотрены вопросы развития творческих способностей старших дошкольников в театрализованной, художественной, музыкальной деятельности. Однако лепка, как форма развития творческих способностей старших дошкольников остается малоизученной.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях лепкой».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по лепке.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по лепке, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогические условия организации занятий по лепке как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий лепкой, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• исследования проблемы развития творческих способностей и творческой активности детей (А.Г. Асмолов, О.М. Дьяченко, З.А. Галагузова, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский и др.);
• программы и методики творческого воспитания на базе ТРИЗ (Е.С. Белова, В.Ю. Богат, И.В. Нюкалов и др.);
• идеи о развитии детского творчества в разных видах художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. Казакова, В.А. Левин, О.П. Радынова, Т.А. Семёнова, О.С. Ушакова и др.);
- технологии развития творческих способностей дошкольников средствами лепки (А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Г.Н. Давыдова, В.Б. Косминская, И.А. Лыкова, М.Б. Халезова, Е.А. Янушко и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что сформулированные теоретические выводы могут быть учтены в работе дошкольного образовательного учреждения в направлении творческого развития дошкольников, а разработанный комплекс занятий по лепке с методическим обоснованием разработанные в ходе проектировочной работы, может быть использован педагогами дошкольного и дополнительного образования и быть рекомендован родителям в направлении развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа,
диагностические задания, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №22 «Ягодка», г. Ирбит Свердловской области. В исследовании принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6-7 лет.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (72 источника), одного приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализирована литература по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Творческие способности - возможность человека оригинально мыслить, предлагать новые идеи, способности выйти за рамки стереотипов, находить нестандартные решения для различных задач.
Показателями и критериями творческих способностей, согласно авторам методик на базе ТРИЗ (В.Ю. Богат и И.В. Нюкалов) являются:
1. Беглость. Данный показатель характеризуется способностью к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков.
2. Гибкость. Данный показатель характеризуется способностью выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому.
3. Оригинальность. Данный показатель характеризуется способностью к выдвижению новых необычных, неочевидных идей.
4. Разработанность. Данный показатель характеризуется способностью наилучшим способом воплотить идею, замысел.
2. Выявлены особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения, умственная активность, познавательный интерес, способность к порождению большого числа идей, стремление выразить свои идеи словесно или в виде продукта творчества, стремление воплотить идею в образе, стремление к самостоятельности, инициативности, изобретательности.
Особенностью старшего дошкольного возраста является то, что старшие дошкольники начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность решений (оригинальность). Дети шести - семи лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи (гибкость). Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла (беглость). Реализация идей в старшем дошкольном возрасте отличается стремлением наилучшим способом воплотить идею, замысел в художественном образе (разработанность).
3. Раскрыты возможности организации занятий лепкой как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав методические пособия, направленные на развитие творческих способностей дошкольников, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность выступает как непременное условие развития творческих способностей старших дошкольников. Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия лепкой не просто вооружают ребенка знаниями, умениями и навыками, также мотивируют его на дальнейшую деятельность. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом своей деятельности, стремится снова и снова проявить себя, выдвигая множество идей для выражения (беглость), показать то, насколько широко он может мыслить (гибкость), учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий (оригинальность), осуществлять задуманное (разработанность).
Для успешного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой необходимо соблюдать ряд педагогических условий:
1. Игровая форма занятий (Л.С. Выготский).
2. Интегрированный подход в организации занятий по лепке (Ф.Ф. Сафиуллина).
3. Последовательность и постепенное усложнение заданий (М.Б. Халезова).
4. Проведено диагностическое исследование исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В результате диагностики, нами было выявлено, что большинство детей данной группы имеют средний уровень развитости творческих способностей, а также имеются дети с низким уровнем развитости творческих способностей. На основании этого, нами было определено дальнейшее направление работы.
5. Разработан комплекс занятий лепкой, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий.
Цель занятий: создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.
В содержании комплекса занятий лепкой, направленных на развитие творческих способностей у старших дошкольников были учтены все педагогические условия.
1. Игровая форма занятий. Данное условие было реализовано в процессе мероприятий разработанного нами комплекса. В мероприятиях использовались игровые упражнения, дидактические игры, подвижные и пальчиковые игры.
2. Интегрированный подход в организации мероприятий по лепке. Это
условие реализовалось использованием на занятиях различных видов художественной деятельности - музыка, чтение, наблюдение,
рассматривание художественных произведений, В мероприятиях также были использованы просмотр мультфильмов, просмотр презентаций, беседы, загадки, пословицы, поговорки.
3. Последовательность и постепенное усложнение заданий. Занятия лепкой проводились с постепенным усложнениям. Сначала проводились занятия лепкой по непосредственному восприятию, затем занятия лепкой по представлению, после этого перешли к занятиям лепкой по замыслу.
Таким образом, исследование по выявлению педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой и проектированию на этой основе комплекса развивающих занятий завершено, задачи решены, цель достигнута.


1. Антонова, Ф. Г. Занятия по лепке [Текст] / Ф. Г. Антонова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2018. - №1. - С. 160-161.
2. Бакушинский, А. В. Творчество и воспитание [Текст] /
А. В. Бакушинский. - М.: Карапуз, 2009. - 302 с.
3. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст] / Е. С. Белова. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.
4. Беляева, Е. А. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е. А. Беляева // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. - 2016. - №3. - С. 20-23.
5. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст] / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 17-19.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Изд. центр «АкадемкнигА», 2002. - 318 с.
7. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследований творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 2005. - №4. - С.16-49.
8. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранова. - М.: Академический проект. 2005. - 240 с.
9. Бортник, А. Ф. Лепка как средство развития творческих способностей детей [Текст] / А. Ф. Бортник, О. В. Федорова // Научно­методический журнал «Концепт». - 2017. №7. - С. 49-50.
10. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ Вече, 2001. - 560 с.
11. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - Москва: Просвещение, 1998. - 464 с.
12. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество [Текст] / А. В. Брушлинский. - М.: Наука, 2009. - 216 с.
13. Бурова, Н. А., Пишкун Е. Г. Развитие творческих способностей дошкольников - залог успешного развития личности [Текст] / Н. А. Бурова, Е. Г. Пишкун // Преемственность в образовании. - 2018. - №17. - С. 139-147.
14. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С. 32-38.
15. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ