Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Работа №97527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Развитие творческих способностей у дошкольников в трудах
отечественных и зарубежных ученых 7
1.2 Условия, необходимые для развития творческих способностей у
дошкольников 16
1.3 Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творческих способностей
дошкольников 23
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ №25 33
2.1 Характеристика методик исследования 33
2.2 Анализ развития творческих способностей у дошкольников
средствами сюжетно-ролевой игры 42
2.3 Методические рекомендации по развитию творческих способностей у
дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Корни детского творчества - в игре, а игра - ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. В процессе игры ребенок не только показывает свои эмоции, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит всестороннее развитие ребенка- дошкольника (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. К. Крупская, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А. П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка. Особое место среди игр занимают сюжетно-ролевые игры. Изучению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. На данную проблему обращали своё внимание такие крупные исследователи, как К. Гросс, Д. А. Колоцца, Г. В. Плеханов, Е.А. Покровский. В советское время вопросами детской игры углубленно занимались А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Н. Г. Морозова, Я. З. Неверович, З. И. Мануйленко,
З. М. Богуславская, Р.И. Жуковская и др.
Необходимость использования сюжетно-ролевых игр как средства развития творческих способностей дошкольников определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность является ведущей деятельностью в процессе обучения.
2. Учет возрастных психофизических особенностей дошкольников, которые напрямую связаны с недостаточной усидчивостью и невнимательностью, непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного мышления, успешно формируются в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
3. Создание педагогом атмосферы, побуждающей к творчеству, максимально положительные подкрепления действий ребенка, сохранение педагогом ровной доброжелательной интонации успешней реализуются в игровой деятельности.
Проблема творчества в сюжетно-ролевой игре рассмотрена во многих педагогических трудах таких авторов как Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие, но в современное время требуется дальнейшее изучение вопроса об особенностях педагогического руководства сюжетно­ролевой игрой в целях развития творческих способностей. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие), обращая внимание на то, что в дошкольном учреждении сюжетно-ролевая игра либо не контролируется, либо имеет временные рамки. На практике многие воспитатели не знают, как использовать сюжетно-ролевые игры для развития творческих способностей детей, педагоги действуют по своему усмотрению, опыту, и зачастую допускают ошибки в работе. Поэтому тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры» является весьма актуальной.
Актуальность темы исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития творческих способностей у дошкольников и отсутствием использования сюжетно-ролевой игры педагогами как средством такого развития.
Противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: невозможно развитие творческих способностей у дошкольников без использования средств сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие творческих способностей дошкольников и выработать методические рекомендации для воспитателей.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Выявить условия, необходимые для развития творческих
способностей дошкольников.
3. Провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей у дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
4. Разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• личностно-ориентированный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев);
• психометрический подход (Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, Д. Лефбридж);
• гуманистический подход (К. Роджерс);
• деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• теоретические (изучение и анализ литературы);
• эмпирические (педагогические наблюдения, беседы, педагогический эксперимент).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 комбинированного вида» г. Каменска-Уральского. В исследовании принимали участие дети старшего 5
дошкольного возраста общим количественным составом 20 человек, распределенные в две группы - контрольную и экспериментальную (по 10 человек в каждой).
Практическая значимость исследования. Проведена диагностика развития творческих способностей детей в сюжетно-ролевых играх. Выработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы развития творческих способностей детей в сюжетно-ролевых играх: анализируются работы отечественных и зарубежных писателей по теме работы, выявляются условия для развития творческих способностей у дошкольников и рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в развитии творческих способностей дошкольников.
Во второй главе рассматривается опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр: выявляются критерии творческих способностей, приводится диагностика уровней развития и работа по повышению уровня развития творческих способностей у дошкольников. На основе положительной динамики разрабатываются методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Список литературы составляет 51 источник.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев различные подходы к определению творчества, можно сделать вывод о том, что в современных исследованиях оно является необходимым условием развития личности посредством созидания, что ведет к появлению новых идей, продуктов и открывающее новое в самом субъекте и уже существующих формах культуры.
Творческому проявлению предшествует длительное накопление социального опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Творческое действие характеризуется переходом количества различных идей и подходов к решению проблемы в их новое качество, которое и является решением данной проблемы. Развитие творческих способностей имеет особое значение в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Непременным условием «взросления», развития являются проявление самостоятельности, стремления к творчеству, преобразованию хотя бы отдельных элементов окружающего мира.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по теме, мы пришли к выводу о том, что одним из самых важных и распространенных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
Нами была проведена опытно-поисковая работа: отобраны критерии творческих способностей, выделены уровни развития, адаптированы диагностические методики на выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, проведена практическая работа по повышению уровня.
На констатирующем этапе исследования был выявлен уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, и на основе полученных данных было организовано две группы: экспериментальная и контрольная.
С экспериментальной группой на формирующем этапе проведена системная работа по развитию творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры.
Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы продемонстрировали эффективность сюжетно ролевых игр в развитии творческих способностей, выразившиеся в высоком уровне развития творческих способностей у дошкольников.
Полученные данные позволяют сказать, что проблема нашего исследования решена. На основе положительных результатов исследования были разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.


1. 30 уроков развития творческих способностей и воображения. - М.: Кузьма, Букмастер, 2015. - 931 c.
2. Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней / Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. Краснодарское книжное издательство, 2009. - 389 с.
3. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. СПб., 2014. - 146 с.
4. Белоусова, Е. Ю. Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 54-56.
5. Бублик И. П. Некоторые подходы к формированию креативности детей в условиях детского сада //Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации. 2015. №3. С. 199-202.
6. Венгер Л.Л. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст]: Игра и ей роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Л.Л. Венгер. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. - 321 с.
7. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. М.: Айрис-Пресс, 2009. - 128 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С.Выготский. СПб.: Союз, 1997. - 302 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-67.
10. Дерманова И.Б. Креативность, личностные особенности и стратегии совладения старших дошкольников / И.Б. Дерманова, М.А. Крылова // [Ананьевские чтения 2014]. - Материалы научно-практической конференции. СПб, 2014. С. 384-386.
11. Дмитриева В. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному / Виктория Дмитриева. Москва 2016. - 573 с.
12. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М: Мозаика-Синтез, 2008. - 126 с.
13. Дьяченко О. М. Психологическое развитие дошкольников / Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. В. М.: ЭКСМО, 2009. - 176 с.
14. Дюков В.М., Козулина Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию креативности // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 10. С. 140-144
15. Евсеева М. А. Развитие творческих способностей дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 126-128. (дата обращения: 21.04.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ