ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущностная характеристика понятия «образовательная среда» 7
1.2. Конкретизация понятия «безопасная образовательная среда» 13
1.3. Научные подходы к проектированию модели «безопасной образовательной среды образовательной организации» 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Структурно-функциональная характеристика модели безопасной
образовательной среды образовательной организации 35
2.2. Реализация модели безопасной образовательной среды в образовательной организации (на примере ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»).45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущностная характеристика понятия «образовательная среда» 7
1.2. Конкретизация понятия «безопасная образовательная среда» 13
1.3. Научные подходы к проектированию модели «безопасной образовательной среды образовательной организации» 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Структурно-функциональная характеристика модели безопасной
образовательной среды образовательной организации 35
2.2. Реализация модели безопасной образовательной среды в образовательной организации (на примере ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»).45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Современный этап развития отечественного образования обусловил выход проблемы формирования безопасной образовательной среды на приоритетные направления исследований не только в области психологии, философии, социологии, но и педагогики
Вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным в связи с модернизацией современной системы российского образования
Содержание и требования, записанные в нормативно-правовых документах (Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008) [3], Федеральных государственных образовательных стандартах (дошкольного, начального, основного, среднего общего образования), в письме Министерства РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» N 03-1572 [4], Федеральном и законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ[1], ориентируют образовательные организации на необходимость создания безопасной образовательной среды, которая будет комфортна для всех участников образовательного процесса.
При конструировании безопасной образовательной среды в образовательной организации необходимо учитывать, вопросы обеспечения безопасности образовательной организации, и реализацию задач образования в области безопасности жизнедеятельности [43].
Безопасность и комфортность образовательной среды может быть достигнута путём формирования нового мировоззрения, норм и традиций поведения людей, созданием системы идеалов и ценностей, культуры безопасности жизнедеятельности в целом. Только в этом случае безопасная жизнедеятельность станет потребностью человека, общества, цивилизации. Это такая среда, в которой все ее субъекты имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками этой среды и защищенность от жестокого отношения и психологического насилия при условии постоянного взаимодействия между собой.
Актуальность проблемы обеспечения безопасной образовательной среды в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций, поэтому безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации.
поиск специфических особенностей безопасной образовательной среды Не смотря на множество исследований, феномена безопасности образовательной среды, современной психолого-педагогической наукой, данная проблема недостаточно изучена, решение её находится в чётком понимании и оценке тех опасностей и угроз, которые есть или могут возникнуть на территории образовательного учреждения.
По-прежнему не в полной мере разработаны модели безопасной образовательной среды. Это препятствует налаживанию эффективной социальной кооперации между образовательным учреждением, работодателями выпускников, общественными
Наметившаяся потребность разработки научно-педагогических основ проектирования безопасной образовательной среды обусловлена
существующим противоречием:
• между потребностями современных образовательных организаций в
безопасности локальной образовательной среды и отсутствием научно разработанной концепции, обеспечивающей целостное представление о специальных механизмах проектирования содержательных элементов безопасной образовательной среды.
Указанное выше противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в разработке проекта модели безопасной образовательной среды образовательной организации.
Недостаточная разработанность данного вопроса предопределили выбор темы «Проектирование модели безопасной образовательной среды образовательной организации».
Цель исследования: создание модели безопасной образовательной среды образовательной организации.
Объект исследования: образовательная среда образовательной организации.
Предмет исследования: процесс управления безопасной образовательной средой.
Гипотеза исследования: процесс проектирования безопасной
образовательной среды будет эффективным, если:
• представлена технология проектирования, включающая в себя
механизмы, способы и приемы реализации модели безопасной образовательной среды, этапы конструирования пространственно-предметного, социального и психолого-дидактического компонентов образовательной среды;
• будет спроектирована модель безопасной образовательной среды образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ философской,
психолого-педагогической, научно-методической литературы .
2. Выделить и конкретизировать основополагающие понятия: «безопасная образовательная среда», «проектирование безопасной образовательной среды образовательной организации».
3. Создать проект безопасной образовательной среды. (новизна проект)
Теоретико-методологической основой исследования является:
• фундаментальные теории отечественных и зарубежных исследователей в области безопасности развивающейся личности в образовательном процессе (И.А. Баева, А.Ш. Викторов, В.Н. Мошкин, СБ. Петров и др.);
• системно разработанные теории образовательной среды (А.А. Бодалев, Ю.С. Мануйлов, В.И. Панов, Ю.С. Песоцкий, В.А. Ясвин и др.);
• идеи становления личности в системе воспитания с позиции формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицин, Ю. В. Репин, А.В. Сахно, И. Н. Смирнов и др.);
• обеспечение безопасности образовательной организации (С.В. Петров, П. А. Кизляк, С.В. Алексеев, Т. В. Мельникова, Ю.Л. Леонидова, Г. А Костецкая).
Методы исследования:
теоретические - анализ философской, психологической, научно - методической литературы по проблемам создания безопасной образовательной среды; сравнительно-сопоставительный анализ подходов к моделям организации безопасной образовательной среды.
Эмпирические методы: изучение учебно-программной документации по проектированию моделей безопасной образовательной среды в образовательной организации.
База исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научных положений управления процессом создания проекта модели безопасной образовательной среды в гуманитарном колледже, обогащении на этой основе теории общей педагогики, в частности конкретизации положений управления безопасной образовательной средой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта безопасной образовательной среды в образовательной организации. Данная модель может быть использована в управлении безопасной образовательной средой другими образовательными организациями.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, а так же приложений, дополняющих основной текст исследования.
Вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным в связи с модернизацией современной системы российского образования
Содержание и требования, записанные в нормативно-правовых документах (Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008) [3], Федеральных государственных образовательных стандартах (дошкольного, начального, основного, среднего общего образования), в письме Министерства РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» N 03-1572 [4], Федеральном и законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ[1], ориентируют образовательные организации на необходимость создания безопасной образовательной среды, которая будет комфортна для всех участников образовательного процесса.
При конструировании безопасной образовательной среды в образовательной организации необходимо учитывать, вопросы обеспечения безопасности образовательной организации, и реализацию задач образования в области безопасности жизнедеятельности [43].
Безопасность и комфортность образовательной среды может быть достигнута путём формирования нового мировоззрения, норм и традиций поведения людей, созданием системы идеалов и ценностей, культуры безопасности жизнедеятельности в целом. Только в этом случае безопасная жизнедеятельность станет потребностью человека, общества, цивилизации. Это такая среда, в которой все ее субъекты имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками этой среды и защищенность от жестокого отношения и психологического насилия при условии постоянного взаимодействия между собой.
Актуальность проблемы обеспечения безопасной образовательной среды в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций, поэтому безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации.
поиск специфических особенностей безопасной образовательной среды Не смотря на множество исследований, феномена безопасности образовательной среды, современной психолого-педагогической наукой, данная проблема недостаточно изучена, решение её находится в чётком понимании и оценке тех опасностей и угроз, которые есть или могут возникнуть на территории образовательного учреждения.
По-прежнему не в полной мере разработаны модели безопасной образовательной среды. Это препятствует налаживанию эффективной социальной кооперации между образовательным учреждением, работодателями выпускников, общественными
Наметившаяся потребность разработки научно-педагогических основ проектирования безопасной образовательной среды обусловлена
существующим противоречием:
• между потребностями современных образовательных организаций в
безопасности локальной образовательной среды и отсутствием научно разработанной концепции, обеспечивающей целостное представление о специальных механизмах проектирования содержательных элементов безопасной образовательной среды.
Указанное выше противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в разработке проекта модели безопасной образовательной среды образовательной организации.
Недостаточная разработанность данного вопроса предопределили выбор темы «Проектирование модели безопасной образовательной среды образовательной организации».
Цель исследования: создание модели безопасной образовательной среды образовательной организации.
Объект исследования: образовательная среда образовательной организации.
Предмет исследования: процесс управления безопасной образовательной средой.
Гипотеза исследования: процесс проектирования безопасной
образовательной среды будет эффективным, если:
• представлена технология проектирования, включающая в себя
механизмы, способы и приемы реализации модели безопасной образовательной среды, этапы конструирования пространственно-предметного, социального и психолого-дидактического компонентов образовательной среды;
• будет спроектирована модель безопасной образовательной среды образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ философской,
психолого-педагогической, научно-методической литературы .
2. Выделить и конкретизировать основополагающие понятия: «безопасная образовательная среда», «проектирование безопасной образовательной среды образовательной организации».
3. Создать проект безопасной образовательной среды. (новизна проект)
Теоретико-методологической основой исследования является:
• фундаментальные теории отечественных и зарубежных исследователей в области безопасности развивающейся личности в образовательном процессе (И.А. Баева, А.Ш. Викторов, В.Н. Мошкин, СБ. Петров и др.);
• системно разработанные теории образовательной среды (А.А. Бодалев, Ю.С. Мануйлов, В.И. Панов, Ю.С. Песоцкий, В.А. Ясвин и др.);
• идеи становления личности в системе воспитания с позиции формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В. Гринина, Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицин, Ю. В. Репин, А.В. Сахно, И. Н. Смирнов и др.);
• обеспечение безопасности образовательной организации (С.В. Петров, П. А. Кизляк, С.В. Алексеев, Т. В. Мельникова, Ю.Л. Леонидова, Г. А Костецкая).
Методы исследования:
теоретические - анализ философской, психологической, научно - методической литературы по проблемам создания безопасной образовательной среды; сравнительно-сопоставительный анализ подходов к моделям организации безопасной образовательной среды.
Эмпирические методы: изучение учебно-программной документации по проектированию моделей безопасной образовательной среды в образовательной организации.
База исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научных положений управления процессом создания проекта модели безопасной образовательной среды в гуманитарном колледже, обогащении на этой основе теории общей педагогики, в частности конкретизации положений управления безопасной образовательной средой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта безопасной образовательной среды в образовательной организации. Данная модель может быть использована в управлении безопасной образовательной средой другими образовательными организациями.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, а так же приложений, дополняющих основной текст исследования.
В нормативно-правовых документах, регламентирующих образовательную и воспитательную деятельность, отражены главные направления современного образования: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире
Вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным в связи с модернизацией современной системы российского образования
Анализ состояния безопасной образовательной среды в образовательной организации Ирбитский гуманитарный колледж» показал наличие таких актуальных проблем, как:
- отсутствие полноценной модели безопасной образовательной среды (психологическая безопасная образовательная среда присутствует лишь в нескольких разрозненных элементов, слабо связанных между собой, что, впрочем, характерно и для других компонентов системы).
- отсутствует системность работы между различными специалистами и отделами по созданию безопасной образовательной среды.
Выше перечисленные нормативно-правовые акты ориентируют образовательные организации на местах на создание определенной образовательной среды, способствующей воспитанию и развитию обучающихся на всех ступенях системы образования. Значит создание безопасной образовательной среды, на наш взгляд, является одним из условий повышения эффективности образовательной деятельности, которая будет комфортна для всех участников образовательного процесса.
Было установлено, что работая над определением понятия «безопасная образовательная среда», (Ю. В. Громыко, В. В. Панова, В. В. Рубцова, В. И. Слободчикова, А. В. Хуторского, В. А. Левина и др.) исследователи опираются на понятие «окружающая среда», «жизненная среда». Суть данного определения заключалась в том, что человек, начиная с рождения, постоянно взаимодействовал со средой, в условиях которой он обучался, воспитывался и развивался. В соответствии с этим авторы выводят категорию образовательной среды как совокупность влияний и условий формирования личности, возможностей для ее саморазвития и самореализации.
Исходя из различных подходов к определению названных выше понятий, «безопасная образовательная среда» и «безопасность образовательной среды», можно сделать вывод, что «безопасная образовательная среда» - это результат, а «безопасность образовательной среды» - это процесс взаимодействия между системами и субъектами, которые являются неотъемлемыми составляющими безопасной среды.
Кроме того, в настоящее времястал широко использоваться термин «комплексная безопасность» образовательной среды. В результате анализа пришли к выводу, что, что комплексная безопасность образовательного учреждения и безопасная образовательная среда - это определения одного и того же явления, рассматриваемых с разных точек зрения различными авторами в зависимости от поставленных ими задач, по изучению отдельных компонентов системы безопасности образовательной среды.
Нами рассмотрена структурно - функциональная характеристика модели безопасной образовательной среды образовательной организации в результате чего выяснилось, что существуют различные подходы проектированию модели безопасной образовательной среды,
В качестве научно-методической основы в процессе разработки модели безопасной образовательной среды нами используются, аксиологический, культурологический, системно - деятельностный научно-методологические подходы.
Аксиологический подход позволяет рассматривать безопасную образовательную среду как совокупность ценностей (предметов, объектов, явлений, идей, имеющих определенные смыслы и значения в развитии личности и ее образовании), включенных в педагогический процесс.
Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого его страны, города, основные ценностные ориентации представителей его народа, этноса.
Системно-деятельностный подход позволяет создать системную организацию целенаправленного образовательного процесса как единства разных видов деятельности, целенаправленно организованной и скоординированной для достижения главной образовательной цели - становление и развитие
субъектности человека, как личности, у которой сформирована гражданская идентичность, ценные ориентиры, успешность в себе и уверенность в завтрашнем дне.
Проанализировав имеющиеся типы моделей, мы пришли к выводу, что наиболее полно отвечает целям нашего исследования модель структурно - функционального типа,
Модель безопасной образовательной среды в образовательной организации будем рассматривать как целостное образование, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки:
Разработанный нами проект модели безопасной образовательной среды образовательной организации, состоит из трех блоков:
блока целеполагания, включающего в себя стратегические и тактические цели и задачи;
организационно-содержательного блока, в котором отражены субъекты, принципы, подходы, компоненты, функции, механизмы управления, условия и этапы реализации проекта модели;
результативного блока, в котором описаны критерии, риски и мероприятия по их минимизации.
В организационно-содержательном блоке проект модели реализуется на основе разработки и реализации шести программ образовательной организации «Физическая безопасная образовательная среда», «Психологическая безопасная образовательная среда», «Педагогическая безопасная образовательная среда», «Социальная безопасная образовательная среда», «Духовно -нравственная безопасная образовательная среда», «Управленческая безопасная образовательная среда»
Как мы выше уже отмечали, все эти компоненты взаимосвязаны между собой, отсутствие какого-либо из этих компонентов в построенной нами модели безопасной образовательной среды, может привести к сбоям в ее работе, что в свою очередь рано или поздно скажется на безопасности любого из участников образовательного процесса.
Сложность в построении предложенной нами модели состоит в многозадачности и многогранности элементов безопасной образовательной среды и реализация модели возможно лишь в тщательной проработки всех вариантов взаимодействия между собой этих элементов и субъектов образовательного процесса.
При условии успешной реализации модели безопасной образовательной среды в образовательной организации мы предполагаем, получить следующие результаты:
1. Обновление инфраструктуры образовательной организации:
2. Создана безопасная образовательная среда в образовательной организации.
1. Повышение уровня качества образования.
2. Успешная социализация выпускников.
3. Разработаны индивидуальные маршруты для обучающихся с
учетом индивидуальных способностей и возможностей: одаренных детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, и остальных обучающихся.
4. Проведены системные преобразования воспитательно -
образовательного процесса, его организационных форм и методов, формирование уклада жизни образовательной организации.
7. Активная деятельность в управлении образовательным учреждением педагогических, родительских, ученических сообществ, управляющего совета.
8. Педагогический коллектив, способный к проектированию, открытый и готовый к внедрению новых технологий, современных подходов, приемов по развитию способностей обучающихся, в организации различных форм деятельности.
9. Сотрудничество с различными социальными институтами: вузы, учреждения культуры и спорта, школа искусств, детский дом творчества, музей и библиотеки.
11. Сформирована особенность детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в риски и мероприятия по их минимизации:
Проведенный нами анализ научных работ по проблеме образовательной безопасности и формирования безопасной образовательной среды гуманитарного колледжа, показал недостаточную научную и практическую разработанность данного вопроса.
Как видно из приведенного нами анализа деятельности колледжа по созданию безопасной образовательной среды, проводится огромный объем работы по ее выполнению и совершенствованию. Особенно большое внимание уделяется направлению «Физическая безопасная образовательная среда», «Педагогическая безопасная образовательная среда»; совершенствуется работа по созданию управленческой, социальной, духовно-нравственной безопасной среды.
Фактически полностью отсутствует работа по созданию психологической безопасной образовательной среды, она представлена лишь некоторыми элементами, что крайне затрудняет работу всей модели.
На данный момент в рамках создания полноценной безопасной образовательной среды, существует программа развития колледжа на 2018¬2021г., в которой написаны две подпрограммы частично соответствующих необходимым требованиям: «Комплексная профилактика» и «Патриотическое воспитание обучающихся».
Вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным в связи с модернизацией современной системы российского образования
Анализ состояния безопасной образовательной среды в образовательной организации Ирбитский гуманитарный колледж» показал наличие таких актуальных проблем, как:
- отсутствие полноценной модели безопасной образовательной среды (психологическая безопасная образовательная среда присутствует лишь в нескольких разрозненных элементов, слабо связанных между собой, что, впрочем, характерно и для других компонентов системы).
- отсутствует системность работы между различными специалистами и отделами по созданию безопасной образовательной среды.
Выше перечисленные нормативно-правовые акты ориентируют образовательные организации на местах на создание определенной образовательной среды, способствующей воспитанию и развитию обучающихся на всех ступенях системы образования. Значит создание безопасной образовательной среды, на наш взгляд, является одним из условий повышения эффективности образовательной деятельности, которая будет комфортна для всех участников образовательного процесса.
Было установлено, что работая над определением понятия «безопасная образовательная среда», (Ю. В. Громыко, В. В. Панова, В. В. Рубцова, В. И. Слободчикова, А. В. Хуторского, В. А. Левина и др.) исследователи опираются на понятие «окружающая среда», «жизненная среда». Суть данного определения заключалась в том, что человек, начиная с рождения, постоянно взаимодействовал со средой, в условиях которой он обучался, воспитывался и развивался. В соответствии с этим авторы выводят категорию образовательной среды как совокупность влияний и условий формирования личности, возможностей для ее саморазвития и самореализации.
Исходя из различных подходов к определению названных выше понятий, «безопасная образовательная среда» и «безопасность образовательной среды», можно сделать вывод, что «безопасная образовательная среда» - это результат, а «безопасность образовательной среды» - это процесс взаимодействия между системами и субъектами, которые являются неотъемлемыми составляющими безопасной среды.
Кроме того, в настоящее времястал широко использоваться термин «комплексная безопасность» образовательной среды. В результате анализа пришли к выводу, что, что комплексная безопасность образовательного учреждения и безопасная образовательная среда - это определения одного и того же явления, рассматриваемых с разных точек зрения различными авторами в зависимости от поставленных ими задач, по изучению отдельных компонентов системы безопасности образовательной среды.
Нами рассмотрена структурно - функциональная характеристика модели безопасной образовательной среды образовательной организации в результате чего выяснилось, что существуют различные подходы проектированию модели безопасной образовательной среды,
В качестве научно-методической основы в процессе разработки модели безопасной образовательной среды нами используются, аксиологический, культурологический, системно - деятельностный научно-методологические подходы.
Аксиологический подход позволяет рассматривать безопасную образовательную среду как совокупность ценностей (предметов, объектов, явлений, идей, имеющих определенные смыслы и значения в развитии личности и ее образовании), включенных в педагогический процесс.
Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого его страны, города, основные ценностные ориентации представителей его народа, этноса.
Системно-деятельностный подход позволяет создать системную организацию целенаправленного образовательного процесса как единства разных видов деятельности, целенаправленно организованной и скоординированной для достижения главной образовательной цели - становление и развитие
субъектности человека, как личности, у которой сформирована гражданская идентичность, ценные ориентиры, успешность в себе и уверенность в завтрашнем дне.
Проанализировав имеющиеся типы моделей, мы пришли к выводу, что наиболее полно отвечает целям нашего исследования модель структурно - функционального типа,
Модель безопасной образовательной среды в образовательной организации будем рассматривать как целостное образование, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки:
Разработанный нами проект модели безопасной образовательной среды образовательной организации, состоит из трех блоков:
блока целеполагания, включающего в себя стратегические и тактические цели и задачи;
организационно-содержательного блока, в котором отражены субъекты, принципы, подходы, компоненты, функции, механизмы управления, условия и этапы реализации проекта модели;
результативного блока, в котором описаны критерии, риски и мероприятия по их минимизации.
В организационно-содержательном блоке проект модели реализуется на основе разработки и реализации шести программ образовательной организации «Физическая безопасная образовательная среда», «Психологическая безопасная образовательная среда», «Педагогическая безопасная образовательная среда», «Социальная безопасная образовательная среда», «Духовно -нравственная безопасная образовательная среда», «Управленческая безопасная образовательная среда»
Как мы выше уже отмечали, все эти компоненты взаимосвязаны между собой, отсутствие какого-либо из этих компонентов в построенной нами модели безопасной образовательной среды, может привести к сбоям в ее работе, что в свою очередь рано или поздно скажется на безопасности любого из участников образовательного процесса.
Сложность в построении предложенной нами модели состоит в многозадачности и многогранности элементов безопасной образовательной среды и реализация модели возможно лишь в тщательной проработки всех вариантов взаимодействия между собой этих элементов и субъектов образовательного процесса.
При условии успешной реализации модели безопасной образовательной среды в образовательной организации мы предполагаем, получить следующие результаты:
1. Обновление инфраструктуры образовательной организации:
2. Создана безопасная образовательная среда в образовательной организации.
1. Повышение уровня качества образования.
2. Успешная социализация выпускников.
3. Разработаны индивидуальные маршруты для обучающихся с
учетом индивидуальных способностей и возможностей: одаренных детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, и остальных обучающихся.
4. Проведены системные преобразования воспитательно -
образовательного процесса, его организационных форм и методов, формирование уклада жизни образовательной организации.
7. Активная деятельность в управлении образовательным учреждением педагогических, родительских, ученических сообществ, управляющего совета.
8. Педагогический коллектив, способный к проектированию, открытый и готовый к внедрению новых технологий, современных подходов, приемов по развитию способностей обучающихся, в организации различных форм деятельности.
9. Сотрудничество с различными социальными институтами: вузы, учреждения культуры и спорта, школа искусств, детский дом творчества, музей и библиотеки.
11. Сформирована особенность детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в риски и мероприятия по их минимизации:
Проведенный нами анализ научных работ по проблеме образовательной безопасности и формирования безопасной образовательной среды гуманитарного колледжа, показал недостаточную научную и практическую разработанность данного вопроса.
Как видно из приведенного нами анализа деятельности колледжа по созданию безопасной образовательной среды, проводится огромный объем работы по ее выполнению и совершенствованию. Особенно большое внимание уделяется направлению «Физическая безопасная образовательная среда», «Педагогическая безопасная образовательная среда»; совершенствуется работа по созданию управленческой, социальной, духовно-нравственной безопасной среды.
Фактически полностью отсутствует работа по созданию психологической безопасной образовательной среды, она представлена лишь некоторыми элементами, что крайне затрудняет работу всей модели.
На данный момент в рамках создания полноценной безопасной образовательной среды, существует программа развития колледжа на 2018¬2021г., в которой написаны две подпрограммы частично соответствующих необходимым требованиям: «Комплексная профилактика» и «Патриотическое воспитание обучающихся».
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2018 - ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Развитие психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019



