ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Понятие рефлексии и особенности ее развития в младшем школьном
возрасте 12
1.2. Понятие об учебно-творческой деятельности и ее значение для
формирования рефлексии младших школьников 25
1.3. Педагогические подходы к формированию рефлексии младших
школьников в учебно-творческой деятельности 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
2.1. Изучение особенностей развития рефлексии младших школьников на
начальном этапе опытно-поисковой работы 51
2.2. Проектирование учебно-творческой деятельности для формирования
рефлексии младших школьников 64
2.3 Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Понятие рефлексии и особенности ее развития в младшем школьном
возрасте 12
1.2. Понятие об учебно-творческой деятельности и ее значение для
формирования рефлексии младших школьников 25
1.3. Педагогические подходы к формированию рефлексии младших
школьников в учебно-творческой деятельности 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
2.1. Изучение особенностей развития рефлексии младших школьников на
начальном этапе опытно-поисковой работы 51
2.2. Проектирование учебно-творческой деятельности для формирования
рефлексии младших школьников 64
2.3 Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития ребенка в период детства, что отражено в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов для всех уровней образования. Сегодня, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, главной задачей учителя является формирование у учащихся умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в состав которых входит рефлексия, которая является новообразованием младшего школьного возраста.
Проблема развития рефлексии является одной из важнейших в психологии и педагогике. Изучение рефлексии деятельности, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов развития ребенка как личности и субъекта деятельности.
Рефлексию обычно понимают, как важнейшую характеристику сознания, вид самопознания. Основы изучения рефлексии детей и условий ее развития были заложены в 1920-30 гг. в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Позднее такие психологи как Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и др. указывали, что рефлексивное исследование человеком самого себя оказывается возможным вследствие выхода субъекта во внешнюю позицию по отношению к себе и к собственной деятельности. Рефлексия как бы останавливает, фиксирует процесс деятельности. Она обеспечивает субъекту контроль и регулировку в системе «человек - жизненные ситуации», выводя человека из непосредственного сиюминутного временного пространства в прошлое с целью анализа, происходящего со стороны, извне.
К настоящему времени имеются отдельные теоретико-практические исследования, раскрывающие различные аспекты рефлексии: рефлексия как осознание (Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, Е.И. Рогов, И.Н. Семенов, Е.В. Смирнова, Б.С. Волков, С.Ю. Степанов и др.); рефлексия как когнитивный акт (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.); соотношение рефлексии и творчества (Я.А. Пономарев, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов и др. ); связь рефлексии и общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.); рефлексия в структуре личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова и др.).
Важно отметить, что полученные теоретико-практические данные позволяют рассматривать рефлексию как феномен динамический, который начинает складываться в детском возрасте и при условии обучения и воспитания. В образовательном процессе можно выделить три сферы существования рефлексии: мышление, коммуникация и самосознание. В первых двух сферах механизм развития рефлексии у детей - формирование в специально созданной среде, а в сфере «самосознание» - это механизм «взращивания», так как взрослый лишь обеспечивает условия для порождения процессов рефлексии.
Несмотря на то, что в экспериментальных исследованиях доказана возможность развития рефлексии у младших школьников как центрального психологического новообразования возраста, в настоящее время имеются лишь единичные методические разработки по ее формированию, что в целом затрудняет реализацию задачи формирования умения учиться.
Согласно работам В.И. Андреева, А.М. Матюшкина, А.П. Нечаева, М.М. Поташника и др. учебно-творческая деятельностью рассматривается как целенаправленная деятельность ребенка в образовательной ситуации, которая направленна на решение учебных задач с применением перспективных способов деятельности (приемов и действий) созидательно преобразующих учебный материал, в результате которой происходит развитие метапредметных компетенций и личностных качеств младшего школьника, обеспечивающих в целом творческое начало в деятельности ребенка. На основании анализа и обобщения исследований Н.А. Воробьёва, А.М. Матюшкина, М.В. Тарановой, З.М. Тимофеевой, П.И. Пидкасистого, можно заключить, что компоненты учебно-творческой деятельности в целом идентичны структурным компонентам самой деятельности: субъект и предмет деятельности, ее мотив, цель, средства, результат. Следовательно, именно учебно-творческая деятельность в младшем школьном возрасте обладает высоким потенциалом для развития рефлексии обучающихся.
Несмотря на то, что в экспериментальных исследованиях доказана возможность развития рефлексии у младших школьников как центрального психологического новообразования возраста в учебно-творческой деятельности, в настоящее время имеются лишь единичные методические рекомендации по организации учебно-творческой деятельности как средства развития рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Актуальность данного исследования позволила обозначить следующие противоречия:
- между социально-экономической потребностью общества в развитии механизмов рефлексии деятельности и поведения человека и отсутствием теоретических разработок для применения в начальном общем образовании с целью формирования рефлексии как психологического новообразования младшего школьного возраста;
- между существующими подходами к организации образовательного процесса на уровне начального общего образования и изменившимися задачами образования, предполагающими поиск новых принципов, форм и методов работы, обогащающих развитие детей, в том числе путем формирования у них рефлексии;
- между возможностями использования учебно-творческой деятельности, позволяющей концентрировано обеспечить развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста и отсутствием специальных рекомендаций по организации учебно-творческой деятельности на уровне начального общего образования.
Проблема исследования заключается в выявлении путей организации учебно-творческой деятельности для формирования рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс формирования рефлексии младших школьников.
Предмет исследования: содержание и способы организации учебно-творческой деятельности младших школьников для формирования у них рефлексии.
Цель работы: разработка и применение на практике специальной программы по формированию рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование рефлексии у детей младшего школьного возраста будет протекать интенсивно при включении их в учебно-творческую деятельность на основе специальной программы, которая будет:
- целенаправленно и автономно реализована во внеурочное время;
- строится по содержанию на художественно-образном материале;
- насыщена комплементарными выбранному содержанию методами и приемами для формирования рефлексивных способностей.
Исходя из цели и гипотезы работы, были поставлены следующие задачи исследования:
- выполнить анализ и обобщение научной информации для раскрытия феномена рефлексии и особенностей ее развития в младшем школьном возрасте;
- уточнить содержание понятия об учебно-творческой деятельности в соответствии со спецификой развития рефлексии у детей младшего школьного возраста;
- выявить и обосновать критерии и уровни, характеризующие развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста, отобрать диагностические методики, позволяющих наблюдать ее динамику;
- разработать и апробировать на практике специальную программу для организации учебно-творческой деятельности, обеспечивающей развитие рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- отечественные и зарубежные научные труды по вопросам исследования феномена рефлексии (Л.С. Выготский, И.М. Войтик, И.Н. Семенов);
- психолого-педагогические исследования по вопросам формирования рефлексии в младшем школьном возрасте (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В Занков, Г.А. Цукерман, Б.С. Волков, В.И. Слободчиков, Ю.В. Епимахина);
- теоретико-практические работы, раскрывающие возможности учебно-творческой деятельности для формирования рефлексии (С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, А.Б. Воронцов, А.В. Карпов, И.М. Скитяева, З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева).
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга с участием 20 обучающихся 4 класса.
Этапы проведения исследования
Диссертационное исследование осуществлялось в период с 2016 по 2018 гг. в три этапа.
На первом этапе (2016-2017 гг.) производился анализ психологической, педагогической, программно-методической литературы по проблеме исследования. Изучалась степень разработанности проблемы, традиционный и инновационный опыт по развитию рефлексии младших школьников; анализировалось содержание начального школьного образования в контексте развития рефлексивных способностей детей. Были сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования, а также проектировался порядок выполнения опытно-поисковой работы, производился подбор и оформление методик для диагностики уровня развития рефлексии детей.
На втором этапе исследования (2017-2018 гг.) проводился начальный и формирующий этапы опытно-поисковой работы. В процессе начального этапа была проведена педагогическая диагностика рефлексии младших школьников для выявления ее особенностей и степени развитости. В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы проводилась проверка эффективности разработанной программы театральной деятельности для развития рефлексии у школьников
На третьем этапе (2018 г.) были подведены итоги опытно-поисковой работы. Проведена итоговая диагностика развития рефлексии у младших школьников. Выполнен анализ эффективности используемой программы на основе сопоставления результатов начальной и итоговой диагностики. Систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации. Основные результаты работы представлены в публикациях и на научно-практических конференциях.
Элементы научной новизны исследования включают следующие аспекты:
- на основе обобщения психолого-педагогических исследований показано, что основными критериями выявления рефлексии в младшем школьном возрасте являются: построение нового образа (личностная рефлексия), взаимодействие участников (коммуникативная рефлексия), участие в коллективной деятельности (кооперативная рефлексия);
- уточнено понятие «учебно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста» и определена ее структура применительно к сфере начального общего образования;
- разработана специальная программа формирования рефлексии у детей младшего школьного возраста на основе учебно-творческой деятельности на художественно-образном материале в театральной студии.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении научных основ развития рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности: сущности, содержания, структуры и основных компонентов ее развития, возможностей учебно-творческой деятельности для развития рефлексии; в выявлении критериев, позволяющих проводить оценку формирования рефлексии в младшем школьном возрасте; в теоретическом обосновании содержания и структуры специальной программы для формирования рефлексии на основе учебно-творческой деятельности на художественно-образном материале в театральной студии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- составлен набор диагностических методик, позволяющий проводить диагностику формирования рефлексии у детей младшего школьного возраста, который включает методики для изучения трех критериев в составе рефлексивных способностей: построение нового образа (личностная рефлексия), взаимодействие участников (коммуникативная рефлексия), участие в коллективной деятельности (кооперативная рефлексия);
- для применения в образовательном процессе во внеурочное время разработана специальная программа формирования рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности, организуемой на художественно-образном материале в театральной студии.
- представлены методические рекомендации по проведению занятий, направленных на формирования рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности, организуемой на художественно-образном материале в театральной студии.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования, корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, целенаправленной опытно - экспериментальной работой.
На защиту выносятся следующие положения:
- рефлексия в младшем школьном возрасте - это способность школьника осмыслить причинно-следственные связи окружающих его явлений и процессов, осознать специфику совей личности и свое место в мире;
- рефлексия в младшем школьном возрасте включает три значимых компонента рефлексивных способностей: построение нового образа (личностная рефлексия), взаимодействие участников (коммуникативная рефлексия), участие в коллективной деятельности (кооперативная рефлексия);
- учебно-творческая деятельность - это общение между учителем и учащимся, в ходе которого последние усваивает опыт творческой деятельности; учебно-творческая деятельность характеризуется направленностью на решение системы нестандартных задач, наличием неопределенности в отношении новых знаний и на их основе способа решения задачи; связана с созданием субъектом новых знаний;
- рефлексия в младшем школьном возрасте интенсивно формируется в учебно-творческой деятельности, которая строится на художественно-образном материале, который рассматривается как основа для ценностно-смыслового диалога учителя как воспитателя и воспитанника, направленного на развитие самоанализа, самопонимания, самооценки, рефлексивных оценок ребенком своего поведения в различных ситуациях;
- для организации учебно-творческой деятельности, обеспечивающей формирование рефлексии в младшем школьном возраста эффективно применять художественно-образную, в частности, театральную деятельность, которая организуется по специальной программа, включающей краткое изложение содержания материала, а также систему методов и приемов, комплементарных учебно-творческой деятельности, построенной на материале театрального искусства.
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс МБОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга и представлены в 2 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов (Москва 2016, Екатеринбург 2018).
Структура работы:
Диссертация изложена на 113 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации содержит 4 таблицы и 20 рисунков. Список литературы содержит 75 наименований. В приложениях представлены материалы методического и иллюстративного характера, связанные с отдельными положениями диссертации, а также тексты статей и тезисов, опубликованных автором по теме диссертации.
Проблема развития рефлексии является одной из важнейших в психологии и педагогике. Изучение рефлексии деятельности, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов развития ребенка как личности и субъекта деятельности.
Рефлексию обычно понимают, как важнейшую характеристику сознания, вид самопознания. Основы изучения рефлексии детей и условий ее развития были заложены в 1920-30 гг. в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Позднее такие психологи как Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и др. указывали, что рефлексивное исследование человеком самого себя оказывается возможным вследствие выхода субъекта во внешнюю позицию по отношению к себе и к собственной деятельности. Рефлексия как бы останавливает, фиксирует процесс деятельности. Она обеспечивает субъекту контроль и регулировку в системе «человек - жизненные ситуации», выводя человека из непосредственного сиюминутного временного пространства в прошлое с целью анализа, происходящего со стороны, извне.
К настоящему времени имеются отдельные теоретико-практические исследования, раскрывающие различные аспекты рефлексии: рефлексия как осознание (Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, Е.И. Рогов, И.Н. Семенов, Е.В. Смирнова, Б.С. Волков, С.Ю. Степанов и др.); рефлексия как когнитивный акт (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.); соотношение рефлексии и творчества (Я.А. Пономарев, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов и др. ); связь рефлексии и общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.); рефлексия в структуре личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова и др.).
Важно отметить, что полученные теоретико-практические данные позволяют рассматривать рефлексию как феномен динамический, который начинает складываться в детском возрасте и при условии обучения и воспитания. В образовательном процессе можно выделить три сферы существования рефлексии: мышление, коммуникация и самосознание. В первых двух сферах механизм развития рефлексии у детей - формирование в специально созданной среде, а в сфере «самосознание» - это механизм «взращивания», так как взрослый лишь обеспечивает условия для порождения процессов рефлексии.
Несмотря на то, что в экспериментальных исследованиях доказана возможность развития рефлексии у младших школьников как центрального психологического новообразования возраста, в настоящее время имеются лишь единичные методические разработки по ее формированию, что в целом затрудняет реализацию задачи формирования умения учиться.
Согласно работам В.И. Андреева, А.М. Матюшкина, А.П. Нечаева, М.М. Поташника и др. учебно-творческая деятельностью рассматривается как целенаправленная деятельность ребенка в образовательной ситуации, которая направленна на решение учебных задач с применением перспективных способов деятельности (приемов и действий) созидательно преобразующих учебный материал, в результате которой происходит развитие метапредметных компетенций и личностных качеств младшего школьника, обеспечивающих в целом творческое начало в деятельности ребенка. На основании анализа и обобщения исследований Н.А. Воробьёва, А.М. Матюшкина, М.В. Тарановой, З.М. Тимофеевой, П.И. Пидкасистого, можно заключить, что компоненты учебно-творческой деятельности в целом идентичны структурным компонентам самой деятельности: субъект и предмет деятельности, ее мотив, цель, средства, результат. Следовательно, именно учебно-творческая деятельность в младшем школьном возрасте обладает высоким потенциалом для развития рефлексии обучающихся.
Несмотря на то, что в экспериментальных исследованиях доказана возможность развития рефлексии у младших школьников как центрального психологического новообразования возраста в учебно-творческой деятельности, в настоящее время имеются лишь единичные методические рекомендации по организации учебно-творческой деятельности как средства развития рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Актуальность данного исследования позволила обозначить следующие противоречия:
- между социально-экономической потребностью общества в развитии механизмов рефлексии деятельности и поведения человека и отсутствием теоретических разработок для применения в начальном общем образовании с целью формирования рефлексии как психологического новообразования младшего школьного возраста;
- между существующими подходами к организации образовательного процесса на уровне начального общего образования и изменившимися задачами образования, предполагающими поиск новых принципов, форм и методов работы, обогащающих развитие детей, в том числе путем формирования у них рефлексии;
- между возможностями использования учебно-творческой деятельности, позволяющей концентрировано обеспечить развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста и отсутствием специальных рекомендаций по организации учебно-творческой деятельности на уровне начального общего образования.
Проблема исследования заключается в выявлении путей организации учебно-творческой деятельности для формирования рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс формирования рефлексии младших школьников.
Предмет исследования: содержание и способы организации учебно-творческой деятельности младших школьников для формирования у них рефлексии.
Цель работы: разработка и применение на практике специальной программы по формированию рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование рефлексии у детей младшего школьного возраста будет протекать интенсивно при включении их в учебно-творческую деятельность на основе специальной программы, которая будет:
- целенаправленно и автономно реализована во внеурочное время;
- строится по содержанию на художественно-образном материале;
- насыщена комплементарными выбранному содержанию методами и приемами для формирования рефлексивных способностей.
Исходя из цели и гипотезы работы, были поставлены следующие задачи исследования:
- выполнить анализ и обобщение научной информации для раскрытия феномена рефлексии и особенностей ее развития в младшем школьном возрасте;
- уточнить содержание понятия об учебно-творческой деятельности в соответствии со спецификой развития рефлексии у детей младшего школьного возраста;
- выявить и обосновать критерии и уровни, характеризующие развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста, отобрать диагностические методики, позволяющих наблюдать ее динамику;
- разработать и апробировать на практике специальную программу для организации учебно-творческой деятельности, обеспечивающей развитие рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- отечественные и зарубежные научные труды по вопросам исследования феномена рефлексии (Л.С. Выготский, И.М. Войтик, И.Н. Семенов);
- психолого-педагогические исследования по вопросам формирования рефлексии в младшем школьном возрасте (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В Занков, Г.А. Цукерман, Б.С. Волков, В.И. Слободчиков, Ю.В. Епимахина);
- теоретико-практические работы, раскрывающие возможности учебно-творческой деятельности для формирования рефлексии (С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, А.Б. Воронцов, А.В. Карпов, И.М. Скитяева, З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева).
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга с участием 20 обучающихся 4 класса.
Этапы проведения исследования
Диссертационное исследование осуществлялось в период с 2016 по 2018 гг. в три этапа.
На первом этапе (2016-2017 гг.) производился анализ психологической, педагогической, программно-методической литературы по проблеме исследования. Изучалась степень разработанности проблемы, традиционный и инновационный опыт по развитию рефлексии младших школьников; анализировалось содержание начального школьного образования в контексте развития рефлексивных способностей детей. Были сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования, а также проектировался порядок выполнения опытно-поисковой работы, производился подбор и оформление методик для диагностики уровня развития рефлексии детей.
На втором этапе исследования (2017-2018 гг.) проводился начальный и формирующий этапы опытно-поисковой работы. В процессе начального этапа была проведена педагогическая диагностика рефлексии младших школьников для выявления ее особенностей и степени развитости. В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы проводилась проверка эффективности разработанной программы театральной деятельности для развития рефлексии у школьников
На третьем этапе (2018 г.) были подведены итоги опытно-поисковой работы. Проведена итоговая диагностика развития рефлексии у младших школьников. Выполнен анализ эффективности используемой программы на основе сопоставления результатов начальной и итоговой диагностики. Систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации. Основные результаты работы представлены в публикациях и на научно-практических конференциях.
Элементы научной новизны исследования включают следующие аспекты:
- на основе обобщения психолого-педагогических исследований показано, что основными критериями выявления рефлексии в младшем школьном возрасте являются: построение нового образа (личностная рефлексия), взаимодействие участников (коммуникативная рефлексия), участие в коллективной деятельности (кооперативная рефлексия);
- уточнено понятие «учебно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста» и определена ее структура применительно к сфере начального общего образования;
- разработана специальная программа формирования рефлексии у детей младшего школьного возраста на основе учебно-творческой деятельности на художественно-образном материале в театральной студии.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении научных основ развития рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности: сущности, содержания, структуры и основных компонентов ее развития, возможностей учебно-творческой деятельности для развития рефлексии; в выявлении критериев, позволяющих проводить оценку формирования рефлексии в младшем школьном возрасте; в теоретическом обосновании содержания и структуры специальной программы для формирования рефлексии на основе учебно-творческой деятельности на художественно-образном материале в театральной студии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- составлен набор диагностических методик, позволяющий проводить диагностику формирования рефлексии у детей младшего школьного возраста, который включает методики для изучения трех критериев в составе рефлексивных способностей: построение нового образа (личностная рефлексия), взаимодействие участников (коммуникативная рефлексия), участие в коллективной деятельности (кооперативная рефлексия);
- для применения в образовательном процессе во внеурочное время разработана специальная программа формирования рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности, организуемой на художественно-образном материале в театральной студии.
- представлены методические рекомендации по проведению занятий, направленных на формирования рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности, организуемой на художественно-образном материале в театральной студии.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования, корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, целенаправленной опытно - экспериментальной работой.
На защиту выносятся следующие положения:
- рефлексия в младшем школьном возрасте - это способность школьника осмыслить причинно-следственные связи окружающих его явлений и процессов, осознать специфику совей личности и свое место в мире;
- рефлексия в младшем школьном возрасте включает три значимых компонента рефлексивных способностей: построение нового образа (личностная рефлексия), взаимодействие участников (коммуникативная рефлексия), участие в коллективной деятельности (кооперативная рефлексия);
- учебно-творческая деятельность - это общение между учителем и учащимся, в ходе которого последние усваивает опыт творческой деятельности; учебно-творческая деятельность характеризуется направленностью на решение системы нестандартных задач, наличием неопределенности в отношении новых знаний и на их основе способа решения задачи; связана с созданием субъектом новых знаний;
- рефлексия в младшем школьном возрасте интенсивно формируется в учебно-творческой деятельности, которая строится на художественно-образном материале, который рассматривается как основа для ценностно-смыслового диалога учителя как воспитателя и воспитанника, направленного на развитие самоанализа, самопонимания, самооценки, рефлексивных оценок ребенком своего поведения в различных ситуациях;
- для организации учебно-творческой деятельности, обеспечивающей формирование рефлексии в младшем школьном возраста эффективно применять художественно-образную, в частности, театральную деятельность, которая организуется по специальной программа, включающей краткое изложение содержания материала, а также систему методов и приемов, комплементарных учебно-творческой деятельности, построенной на материале театрального искусства.
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс МБОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга и представлены в 2 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов (Москва 2016, Екатеринбург 2018).
Структура работы:
Диссертация изложена на 113 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации содержит 4 таблицы и 20 рисунков. Список литературы содержит 75 наименований. В приложениях представлены материалы методического и иллюстративного характера, связанные с отдельными положениями диссертации, а также тексты статей и тезисов, опубликованных автором по теме диссертации.
Основой успешной реализации образовательного процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и учебно-творческая деятельность. Формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия - это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.
В психологии рефлексия понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Рефлексия представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, «глазами постороннего». Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.
В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы.
Первая задача заключалась в том, чтобы описать феномен рефлексии и особенности формирования рефлексия в младшем школьном возрасте. В психологии рефлексия понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Рефлексия представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, «глазами постороннего». Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.
Признаками развитой рефлексии являются следующие:
- осознание особенностей своей личности;
- осознание смыслов, ценностей, установок, определяющих процесс и результат собственной деятельности;
- позитивное принятие прошлого и ориентация в настоящем и будущем;
- способность самостоятельно изменять неблагоприятный ход событий;
- умение находить оптимальные выходы из затруднительных ситуаций;
- умение активно и позитивно воздействовать на окружающих.
У детей младшего школьного возраста рефлексия находится еще в процессе становления. Основой успешной реализации образовательного процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и учебно-творческая деятельность, формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия - это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.
Вторая задача заключалась в том, чтобы уточнить содержание понятия учебно-творческой деятельности в соответствии со спецификой развития рефлексии у детей младшего школьного возраста. Учебно-творческая деятельность - это целенаправленная деятельность ребенка в образовательной ситуации, которая направленна на решение учебных задач с применением перспективных и рефлексивных способов деятельности созидательно преобразующих учебный материал, в результате которой происходит развитие метапредметных компетенций и личностных качеств младшего школьника, обеспечивающих в целом творческое начало в деятельности ребенка
О формировании рефлексии детей в процессе обучения заговорили еще в эпоху Нового времени, хотят тогда, конечно, употреблялись другие термины. Впоследствии данные идеи получили теоретическое развитие в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Лурии, Э.В. Ильенкова и практическое - в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Ю. Эльконина, которые создали концепции развивающего обучения Под развивающим обучением понимается способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребёнка и развитие его рефлексии в учебной деятельности. Теорию Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдова для создания модели учебной деятельности как формы развития младших школьников в дальнейшем развил Цукерман.
Изучение сущности рефлексии позволило определить принципы, влияющие на ее формирование, они таковы:
- принцип субъектности.
- принцип позитивной перспективы.
- принцип дифференциации.
- принцип гетерохронности.
Все перечисленные выше принципы формирования рефлексии взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. К сожалению, на современном этапе образовательной процесс организован таким образом, что рефлексия младших школьников развивается недостаточно. Между тем, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рефлексия должна стать неотъемлемой частью практики обучения детей.
Третья задача заключала в том, чтобы выявить и обосновать критерии и уровни, характеризующие развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста, составить пакет диагностических методик, позволяющих наблюдать ее динамику. Было выделено три уровня сформированности рефлексии у младших школьников: высокий, средний и низкий. Каждому уровню развития рефлексии соответствует определенный уровень рефлексивной самооценки, дифференциации Я-концепции, обобщенности Я- концепции, самоотношения. Для определения уровня развития рефлексии у младших школьников были отобраны диагностические методики, которые позволяют комплексно оценить особенности учебной рефлексии.
1. Методика «Хороший ученик» О.А. Карабановой.
2. Методика «Кто я?» в модификации М. Куна.
3. Тест «Личностная рефлексия младших школьников».
Результаты проведённого исследования, показали, что у младших школьников сформирован в основном средний и низкий уровень учебной рефлексии.
Четвертая задача была сформулирована следующим образом - разработать и апробировать специальную программу для организации учебно-творческой деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
С целью развития рефлексии младших школьников группа обучающихся (4 Б класс МБОУ СОШ №18 г. Екатеринбург) в течении года занималась в театральной студии, организованной при школе. Автором была составлена соответствующая программа занятий. Основная цель программы - развитие рефлексии у младших школьников в процессе творческой деятельности.
После года реализации данной программы было проведено контрольное исследование сформированности учебной рефлексии младших школьников. По результатам данного исследования была получена положительная динамика.
Таким образом, предположение о том, в процессе учебно-творческой деятельности происходит целенаправленное формирование рефлексии было экспериментально доказано.
В психологии рефлексия понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Рефлексия представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, «глазами постороннего». Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.
В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы.
Первая задача заключалась в том, чтобы описать феномен рефлексии и особенности формирования рефлексия в младшем школьном возрасте. В психологии рефлексия понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Рефлексия представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, «глазами постороннего». Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.
Признаками развитой рефлексии являются следующие:
- осознание особенностей своей личности;
- осознание смыслов, ценностей, установок, определяющих процесс и результат собственной деятельности;
- позитивное принятие прошлого и ориентация в настоящем и будущем;
- способность самостоятельно изменять неблагоприятный ход событий;
- умение находить оптимальные выходы из затруднительных ситуаций;
- умение активно и позитивно воздействовать на окружающих.
У детей младшего школьного возраста рефлексия находится еще в процессе становления. Основой успешной реализации образовательного процесса является осознание методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная и учебно-творческая деятельность, формируется рефлексия ученика. В свою очередь залогом успешного обучения является умение ребенка правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия - это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.
Вторая задача заключалась в том, чтобы уточнить содержание понятия учебно-творческой деятельности в соответствии со спецификой развития рефлексии у детей младшего школьного возраста. Учебно-творческая деятельность - это целенаправленная деятельность ребенка в образовательной ситуации, которая направленна на решение учебных задач с применением перспективных и рефлексивных способов деятельности созидательно преобразующих учебный материал, в результате которой происходит развитие метапредметных компетенций и личностных качеств младшего школьника, обеспечивающих в целом творческое начало в деятельности ребенка
О формировании рефлексии детей в процессе обучения заговорили еще в эпоху Нового времени, хотят тогда, конечно, употреблялись другие термины. Впоследствии данные идеи получили теоретическое развитие в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Лурии, Э.В. Ильенкова и практическое - в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Ю. Эльконина, которые создали концепции развивающего обучения Под развивающим обучением понимается способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребёнка и развитие его рефлексии в учебной деятельности. Теорию Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдова для создания модели учебной деятельности как формы развития младших школьников в дальнейшем развил Цукерман.
Изучение сущности рефлексии позволило определить принципы, влияющие на ее формирование, они таковы:
- принцип субъектности.
- принцип позитивной перспективы.
- принцип дифференциации.
- принцип гетерохронности.
Все перечисленные выше принципы формирования рефлексии взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. К сожалению, на современном этапе образовательной процесс организован таким образом, что рефлексия младших школьников развивается недостаточно. Между тем, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рефлексия должна стать неотъемлемой частью практики обучения детей.
Третья задача заключала в том, чтобы выявить и обосновать критерии и уровни, характеризующие развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста, составить пакет диагностических методик, позволяющих наблюдать ее динамику. Было выделено три уровня сформированности рефлексии у младших школьников: высокий, средний и низкий. Каждому уровню развития рефлексии соответствует определенный уровень рефлексивной самооценки, дифференциации Я-концепции, обобщенности Я- концепции, самоотношения. Для определения уровня развития рефлексии у младших школьников были отобраны диагностические методики, которые позволяют комплексно оценить особенности учебной рефлексии.
1. Методика «Хороший ученик» О.А. Карабановой.
2. Методика «Кто я?» в модификации М. Куна.
3. Тест «Личностная рефлексия младших школьников».
Результаты проведённого исследования, показали, что у младших школьников сформирован в основном средний и низкий уровень учебной рефлексии.
Четвертая задача была сформулирована следующим образом - разработать и апробировать специальную программу для организации учебно-творческой деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
С целью развития рефлексии младших школьников группа обучающихся (4 Б класс МБОУ СОШ №18 г. Екатеринбург) в течении года занималась в театральной студии, организованной при школе. Автором была составлена соответствующая программа занятий. Основная цель программы - развитие рефлексии у младших школьников в процессе творческой деятельности.
После года реализации данной программы было проведено контрольное исследование сформированности учебной рефлексии младших школьников. По результатам данного исследования была получена положительная динамика.
Таким образом, предположение о том, в процессе учебно-творческой деятельности происходит целенаправленное формирование рефлексии было экспериментально доказано.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников
в музыкально-творческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Формирование критического мышления младших школьников в процессе проектной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022



