ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1. Общие понятия о государственно-общественном управлении образованием 9
1.2. Структура и методы государственно-общественного управления
образованием в системе дошкольного образования 15
1.3. Взаимодействие дошкольной организации с родителями воспитан¬
ников как условие государственно-общественного управления образованием 27
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОО №23 «СВЕТЛЯЧОК» С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 33
2.1. Анализ способов взаимодействия МБДОУ № 23 «СВЕТЛЯЧОК» с
родителями в рамках государственно-общественного управления образованием 33
2.2. Формирующий этап работы по взаимодействию ДОО №23 «Светлячок» с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием 45
2.3. Выявление эффективности условий взаимодействия ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием 58
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1. Общие понятия о государственно-общественном управлении образованием 9
1.2. Структура и методы государственно-общественного управления
образованием в системе дошкольного образования 15
1.3. Взаимодействие дошкольной организации с родителями воспитан¬
ников как условие государственно-общественного управления образованием 27
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОО №23 «СВЕТЛЯЧОК» С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 33
2.1. Анализ способов взаимодействия МБДОУ № 23 «СВЕТЛЯЧОК» с
родителями в рамках государственно-общественного управления образованием 33
2.2. Формирующий этап работы по взаимодействию ДОО №23 «Светлячок» с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием 45
2.3. Выявление эффективности условий взаимодействия ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием 58
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность исследования. Современная государственная политика российского государства в области дошкольного образования находится сей-час в состоянии динамического развития. Ориентация всей системы дошкольного образования на удовлетворение права каждого ребенка в сфере образования, а именно право на качественное и доступное образование (Федеральный закон от29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО) привела к переосмыслению и появлению идей участия всех субъектов педагогического взаимодействия в жизни образовательного учреждения. В соответствии с современными требованиями происходит децентрализация управления образованием, роль, а также значение регионального и муниципального уровня возрастают.
В ряде исследований (Г.И. Оглоблиной, Н.Д. Малахова, В.М. Петрович, В.В. Маскина, Н.И. Роговцевой, С.Г. Алексеева и др.) можно проследить, что трансформация к регионализации и муниципализации всей системы образования, государственно-общественным формам управления образованием, реализация механизма учета общественного заказа образованию, подключение к управлению образованием управляющих, попечительских советов, стремление объединения организаций и лиц, которые заинтересованы в раз-витии высококачественных образовательных услуг актуализирует проблему структурированной организационной и методической основы данных процессов.
Демократизация управления государственными образовательными организациями прямо связана с усилением общественного участия в соуправлении качеством образования, с возникновением новых форм общественного участия в функционировании образовательных учреждений. Интенсивное развитие общественного участия в управлении образованием обеспечивает учет общественных запросов на качество и соответствующие условия образования. Также это позволяет привлечь в образовательные организации дополнительные ресурсы, качественно увеличивая при этом общественную прозрачность использования данных ресурсов.
Одним из главных принципов государственной политики и нормативно-правового регулирования взаимоотношений в сфере образования является государственно-общественная, демократическая направленность управления образованием, предоставление права работникам, обучающимся и их родителям (законным представителям) участия в управлении образовательным учреждением [3].
Увеличение роли общественности в управлении ДОО становится все более актуальным в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Введение общественной составляющей в управление ДОО позволяет учесть общественный запрос на условия и качество образовательных услуг, направленных на детей дошкольного возраста, а также вовлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, увеличивая при этом общественную прозрачность использования этих ресурсов.
Государственно-общественное управление позволяет ДОО чутко и своевременно реагировать на требования как родителей (законных представителей) воспитанников, так и общества в целом, что обеспечивает наиболее качественное исполнение учреждением своего предназначения - формировать общую культуру воспитанников, развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, формировать предпосылки учебной деятельности, а также социальной успешности ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [60].
И хотя федеральная нормативная база и предоставляет большие возможности для развития государственно-общественного управления в сфере образования, на практике система взаимодействия между субъектами образовательного процесса еще очень несовершенна.
Проблемы взаимодействия педагога ДОО с детьми и их родителями достаточно глубоко исследованы в работах И.В. Гребенникова, О.Л. Зверевой, Т.И. Бабаевой, А.И. Карпенко, И.В. Кротовой и другими. В рамках реализации ФГОС ДО исследуется необходимость включения родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, создание единого образовательного пространства для развития ребенка в семье и ДОО.
Однако недостаточно изучены способы мотивации родителей стать участниками полноценного воспитательного процесса в рамках государственно-общественного управления образованием.
Образовательная практика в достаточной мере обладает организационно-структурной и методической основой государственно-общественного управления образовательным процессом.
Однако существующее методическое обеспечение недостаточно внимания уделяет наиболее эффективным формам взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках государственно-общественного управления образованием.
Таким образом выявляются противоречия на научно-педагогическом уровне между степенью нормативной разработанности принципов взаимодействия родителей и ДОО в рамках государственно-общественного управления образованием и недостаточным теоретическим освещением проблемы вовлечения родителей в данный процесс.
На уровне образовательной практики присутствует противоречие между законодательными нормативными актами, регламентирующими процесс образовательной организации с другими субъектами образовательного процесса в рамках государственно-общественного управления образованием, и недостаточным методическим обеспечением процесса взаимодействия родителей и ДОО в рамках государственно-общественного управления образованием.
На основе анализа актуальности и противоречий сформулирована проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы и способы взаимодействия ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием?
Объект исследования: процесс государственно-общественного управления образованием.
Предмет исследования: условия взаимодействия ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия взаимодействия педагогов дошкольной организации и родителей воспитанников в рамках государственно-общественного управления образованием.
Гипотеза исследования: взаимодействие ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием будет успешным при выполнении следующих условий:
- изменение периодичности и характера родительских собраний;
- повышение уровня информирования общественности сфере государственно-общественного управления;
- взаимодействия сотрудников детского сада с родителями через группы в социальных сетях, через один из мессенджеров и сайт образовательной организации.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния государственной и общественной компоненты в управлении образованием.
2. Обозначить и структурировать функции и механизмы действия органов государственно-общественного управления в ДОО.
3. Определить наиболее эффективные элементы участия общества в государственно-общественном управлении образованием.
4. Экспериментальным путем выявить условия взаимодействия ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием.
Элементы новизны:
- уточнено понятие «взаимодействие субъектов образовательного процесса в рамках государственно-общественного управления образованием»;
- обобщены сведения о способах взаимодействия ДОО с родителями в рамках ГОУ образованием;
- получены новые сведения об эффективности определенных методов взаимодействия дошкольной организации с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием
В ряде исследований (Г.И. Оглоблиной, Н.Д. Малахова, В.М. Петрович, В.В. Маскина, Н.И. Роговцевой, С.Г. Алексеева и др.) можно проследить, что трансформация к регионализации и муниципализации всей системы образования, государственно-общественным формам управления образованием, реализация механизма учета общественного заказа образованию, подключение к управлению образованием управляющих, попечительских советов, стремление объединения организаций и лиц, которые заинтересованы в раз-витии высококачественных образовательных услуг актуализирует проблему структурированной организационной и методической основы данных процессов.
Демократизация управления государственными образовательными организациями прямо связана с усилением общественного участия в соуправлении качеством образования, с возникновением новых форм общественного участия в функционировании образовательных учреждений. Интенсивное развитие общественного участия в управлении образованием обеспечивает учет общественных запросов на качество и соответствующие условия образования. Также это позволяет привлечь в образовательные организации дополнительные ресурсы, качественно увеличивая при этом общественную прозрачность использования данных ресурсов.
Одним из главных принципов государственной политики и нормативно-правового регулирования взаимоотношений в сфере образования является государственно-общественная, демократическая направленность управления образованием, предоставление права работникам, обучающимся и их родителям (законным представителям) участия в управлении образовательным учреждением [3].
Увеличение роли общественности в управлении ДОО становится все более актуальным в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Введение общественной составляющей в управление ДОО позволяет учесть общественный запрос на условия и качество образовательных услуг, направленных на детей дошкольного возраста, а также вовлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, увеличивая при этом общественную прозрачность использования этих ресурсов.
Государственно-общественное управление позволяет ДОО чутко и своевременно реагировать на требования как родителей (законных представителей) воспитанников, так и общества в целом, что обеспечивает наиболее качественное исполнение учреждением своего предназначения - формировать общую культуру воспитанников, развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, формировать предпосылки учебной деятельности, а также социальной успешности ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [60].
И хотя федеральная нормативная база и предоставляет большие возможности для развития государственно-общественного управления в сфере образования, на практике система взаимодействия между субъектами образовательного процесса еще очень несовершенна.
Проблемы взаимодействия педагога ДОО с детьми и их родителями достаточно глубоко исследованы в работах И.В. Гребенникова, О.Л. Зверевой, Т.И. Бабаевой, А.И. Карпенко, И.В. Кротовой и другими. В рамках реализации ФГОС ДО исследуется необходимость включения родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, создание единого образовательного пространства для развития ребенка в семье и ДОО.
Однако недостаточно изучены способы мотивации родителей стать участниками полноценного воспитательного процесса в рамках государственно-общественного управления образованием.
Образовательная практика в достаточной мере обладает организационно-структурной и методической основой государственно-общественного управления образовательным процессом.
Однако существующее методическое обеспечение недостаточно внимания уделяет наиболее эффективным формам взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках государственно-общественного управления образованием.
Таким образом выявляются противоречия на научно-педагогическом уровне между степенью нормативной разработанности принципов взаимодействия родителей и ДОО в рамках государственно-общественного управления образованием и недостаточным теоретическим освещением проблемы вовлечения родителей в данный процесс.
На уровне образовательной практики присутствует противоречие между законодательными нормативными актами, регламентирующими процесс образовательной организации с другими субъектами образовательного процесса в рамках государственно-общественного управления образованием, и недостаточным методическим обеспечением процесса взаимодействия родителей и ДОО в рамках государственно-общественного управления образованием.
На основе анализа актуальности и противоречий сформулирована проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы и способы взаимодействия ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием?
Объект исследования: процесс государственно-общественного управления образованием.
Предмет исследования: условия взаимодействия ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия взаимодействия педагогов дошкольной организации и родителей воспитанников в рамках государственно-общественного управления образованием.
Гипотеза исследования: взаимодействие ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием будет успешным при выполнении следующих условий:
- изменение периодичности и характера родительских собраний;
- повышение уровня информирования общественности сфере государственно-общественного управления;
- взаимодействия сотрудников детского сада с родителями через группы в социальных сетях, через один из мессенджеров и сайт образовательной организации.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния государственной и общественной компоненты в управлении образованием.
2. Обозначить и структурировать функции и механизмы действия органов государственно-общественного управления в ДОО.
3. Определить наиболее эффективные элементы участия общества в государственно-общественном управлении образованием.
4. Экспериментальным путем выявить условия взаимодействия ДОО с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием.
Элементы новизны:
- уточнено понятие «взаимодействие субъектов образовательного процесса в рамках государственно-общественного управления образованием»;
- обобщены сведения о способах взаимодействия ДОО с родителями в рамках ГОУ образованием;
- получены новые сведения об эффективности определенных методов взаимодействия дошкольной организации с родителями в рамках государственно-общественного управления образованием
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы.
Увеличение роли общественности в управлении ДОО становится все более актуальным в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Введение общественной составляющей в управление ДОО позволяет учесть общественный запрос на условия и качество образовательных услуг, направленных на детей дошкольного возраста.
Назрела необходимость помочь родителям осознать важность их участия не только в деле воспитания и развития собственного ребенка, но и в государственно-общественном управлении образованием.
Констатирующий этап исследования выявил существование потенциала повышения активности родителей и включения их в активную работу органов государственно-общественного управления дошкольной организацией.
Нами установлено и экспериментально проверено, что увеличение активности родителей воспитанников по совершенствованию взаимодействия с администрацией и сотрудниками ДОО в рамках государственно-общественного управления образованием возможно при соблюдении следующих условий:
- родительские собрания сделать регулярными (1 раз в сезон, 3 собрания в год);
- каждое собрание, кроме организационных моментов, должно содержать просветительский и интерактивный компоненты, касающиеся возрастных особенностей воспитания детей;
- кроме родительских собраний, рекомендуется привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ, в детских праздниках и занятиях на добровольной основе;
- для информирования и обратной связи администрации ДОО с родителями предложено использовать современные методы коммуникации.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение активности родителей и включение их в образовательный процесс дошкольной организации.
Результаты эксперимента выявили, что в обеих группах посещаемость родительских собраний несколько выросла, однако в экспериментальной группе был замечен больший рост посещаемости - родительское собрания посетило более 95% родителей (законных представителей) воспитанников. После создания группы в мессенджере WhatsApp и группы в социальной сети родителям старшей группы посредством мессенджера было отправлено информационное сообщение о запланированных родительских собраниях. Высокая посещаемость собраний доказывает эффективность предлагаемого способа взаимодействия сотрудников детского сада с родителями в рамках обеспечения государственно-общественного управления образованием.
Также был зафиксирован значительный рост количества предложений, что говорит о повышении активности родителей, которая, на наш взгляд, обусловлена более простым и оперативным способом взаимодействия между администрацией и коллективом детского сада и родителей.
Таким образом, предложенные в рамках данной работы способы взаимодействия ДОО и родителей воспитанников в рамках обеспечения государственно-общественного управления детским садом доказали свою эффективность и могут в дальнейшем применяться на практике, помогая воспитателям и родителям совместно решать спектр самых разнообразных вопросов, касающихся воспитания детей и функционирования дошкольного образовательного учреждения.
Увеличение роли общественности в управлении ДОО становится все более актуальным в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Введение общественной составляющей в управление ДОО позволяет учесть общественный запрос на условия и качество образовательных услуг, направленных на детей дошкольного возраста.
Назрела необходимость помочь родителям осознать важность их участия не только в деле воспитания и развития собственного ребенка, но и в государственно-общественном управлении образованием.
Констатирующий этап исследования выявил существование потенциала повышения активности родителей и включения их в активную работу органов государственно-общественного управления дошкольной организацией.
Нами установлено и экспериментально проверено, что увеличение активности родителей воспитанников по совершенствованию взаимодействия с администрацией и сотрудниками ДОО в рамках государственно-общественного управления образованием возможно при соблюдении следующих условий:
- родительские собрания сделать регулярными (1 раз в сезон, 3 собрания в год);
- каждое собрание, кроме организационных моментов, должно содержать просветительский и интерактивный компоненты, касающиеся возрастных особенностей воспитания детей;
- кроме родительских собраний, рекомендуется привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ, в детских праздниках и занятиях на добровольной основе;
- для информирования и обратной связи администрации ДОО с родителями предложено использовать современные методы коммуникации.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение активности родителей и включение их в образовательный процесс дошкольной организации.
Результаты эксперимента выявили, что в обеих группах посещаемость родительских собраний несколько выросла, однако в экспериментальной группе был замечен больший рост посещаемости - родительское собрания посетило более 95% родителей (законных представителей) воспитанников. После создания группы в мессенджере WhatsApp и группы в социальной сети родителям старшей группы посредством мессенджера было отправлено информационное сообщение о запланированных родительских собраниях. Высокая посещаемость собраний доказывает эффективность предлагаемого способа взаимодействия сотрудников детского сада с родителями в рамках обеспечения государственно-общественного управления образованием.
Также был зафиксирован значительный рост количества предложений, что говорит о повышении активности родителей, которая, на наш взгляд, обусловлена более простым и оперативным способом взаимодействия между администрацией и коллективом детского сада и родителей.
Таким образом, предложенные в рамках данной работы способы взаимодействия ДОО и родителей воспитанников в рамках обеспечения государственно-общественного управления детским садом доказали свою эффективность и могут в дальнейшем применяться на практике, помогая воспитателям и родителям совместно решать спектр самых разнообразных вопросов, касающихся воспитания детей и функционирования дошкольного образовательного учреждения.
Подобные работы
- Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, общественными организациями и региональными органами власти в рамках государственно - общественного управления образованием
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Активные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Сайт дошкольного образовательного учреждения как способ взаимодействия с родителями
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Формы взаимодействия ДОО с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



