Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников

Работа №81324

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ 3
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников 3
1.2. Основы взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 17
1.3. Эффективные условия взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 32
2.1. Цели и задачи опытно- экспериментальной работы 32
2.2. Апробация модели взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с родителями воспитанников через активные формы взаимодействия 44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть [9].
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Таким образом актуальность проблемы состоит в том, что взаимодействия детского сада и родителей воспитанников по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пользу первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци писал о том, что семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление [3].
Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др. - заложили основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены передовой общественностью и практиками и проявились в организации родительских кружков; в подготовке «Энциклопедии семейного воспитания и обучения»; в создании хотя и немногочисленных, но различных форм взаимодействия, сотрудничества семьи и педагогов, например, клубов для матерей, «семейных групп-лекториев» [7].
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации и ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей [4]. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.
Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев).
В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявили причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них "педагогической рефлексии", игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка; отношение к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их "другими глазами" [1].
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [6].
Таким образом, исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель [4].
«Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, их практика в детсадах, привлечение их к этой работе» (Н.К.Крупская) [8].
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности [2].
Таким образом, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому для целесообразного и эффективного взаимодействия необходимо обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей; планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм. Наличие в дошкольном образовательном учреждении документации, раскрывающей работу педагогов с родителями; подбор материалов в методическом кабинете в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания, а также организация участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников, обеспечит полноценное взаимодействие системы дошкольного воспитания и семейного.
Таким образом актуальность исследования прослеживается на трех уровнях:
1) Социально-педагогический;
2) Научно-теоретический;
3) Методико-технологический.
Цель исследования - разработка, обоснование и практическая реализация модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников через активные формы взаимодействия.
Объектом данного исследования является процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.
Предмет: эффективные условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.
Гипотеза: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников будет эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
реализована модель взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников;
использованы активные формы и методы работы, в соответствии с направлениями модели и с учетом интересов родителей и детей;
вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
В связи с сформулированной гипотезой исследования были определены задачи:
провести анализ и систематизацию литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников; провести мониторинг эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников;
разработать модель эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;
экспериментально апробировать модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Теоретико-методологической основой исследования явились: теория дошкольного воспитания (Л.А. Венгер, П. Кергомар, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский и др.), идеи об ориентации в педагогическом процессе на интересы и потребности ребенка (Ш.А. Амонашвили, О. Декроли, М. Монтессори, А. Нейлл, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский, С. Френе, Р. Штейнер), деятельностный подход к развитию личности в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), основные положения методики организации коллективных творческих дел (И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, В.А. Караковский, Л.Г. Борисова) и др. Для реализации задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: методы теоретического уровня (междисциплинарные: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, моделирование, проектирование);методы эмпирического уровня (методики отбора содержания социализации (ОСС- ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении, беседа, интервью, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творчества детей и взрослых, психологической диагностики).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г. Челябинска.
Участники эксперимента: 23 педагог, 390 законных представителей воспитанников, 210 воспитанников.
Апробация и внедрение результатов исследования
Апробация результатов исследования осуществлялась путем публикаций (приложение 1). Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на III Всероссийской научно-практической конференции «Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования: опыт, проблемы, перспективы» (27 апреля 2017 года, г. Челябинск), городских научно - практических семинарах, педагогических советах ДОУ. Полученные в ходе работы материалы планируется опубликовать в виде сборника методических рекомендаций.
Структура выпускной аттестационной работы
Аттестационная работа состоит из ведения, двух глав, выводов и заключения, списка цитируемой и используемой литературы, включающего источника. Общий объем работы составляет 69 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полноценное развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей. Поэтому активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников являются по-настоящему актуальны на сегодняшний день. Администрация и педагоги МАДОУ «Детский сад № 18 г. Челябинска», совместно с родителями, постоянно находится в поиске все новых и новых методов и форм взаимодействия. На сегодняшний момент те формы, которые применяются у нас в детском саду, зарекомендовали себя положительно и дали хороший результат, что видно во всех таблицах, диаграммах, графиках и схемах. Совместно с родителями, мы определяем общие интересы, сходство, наших позиций в воспитании и обучении детей, взаимное принятие принципов, приоритетных направлении деятельности ДОУ; активное участие родителей в этой деятельности поможет всем нам в воспитании поистине полноценного ребенка, а в будущем и гражданина Российской Федерации.
В своем исследовании мы детально изучили представления педагогов и родителей друг о друге, их влияние на сотрудничество, совместную разработку рекомендации. Поставленные задачи и цели нашей работы, совместно с коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями решены. Проведенное исследование подтвердило, правильность выдвинутой гипотезы, согласно которой взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников будет эффективным, если:
реализована модель взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников;
использованы активные формы и методы работы, в соответствии с направлениями модели и с учетом интересов родителей и детей;
вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
Таким образом, мы считаем, что положительные результаты взаимодействия с родителями наше дошкольное учреждение достигает путем активных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.



1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно- практической конференции. М., 1995. С. 112-118.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова. //Управление ДОУ. - 2002. - №2.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
4. Бабынина, Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М.; ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. — (Управление детским садом).
5. Богославец, Л. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях города [Текст]/ Л.Г. Богославец, А.А. Майер//Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. -2003. - №5.
6. О.А. Бура, О.Б. Степанова. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО // Детский сад от А до Я. 2016. №3. С. 86-93.
7. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М. И. Буянов - М.: Просвещение,1988, с. 125
8. Варлофомеева, Т.И. Государственно-общественная модель управления в ДОУ [Текст]/ Т.И.Варлофомеева// Управление ДОУ. - 2009. - №>4.
9. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.М.: Айрис - пресс, 2008.
10. Волкова, В.А.,Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ [Текст, таблица]/ В.А. Волкова , Н.Б .Соколова.// Управление ДОУ. - 2006. - №>3.
11. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности. // Дошкольное воспитание. 2008 . № 5
12. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск, 1997.
13. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей [Текст]: метод. пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. - М.: Сфера, 2012. - 122 с.: ил. - (Б- ка журнала Управление ДОУ). - Библиогр.: с. 118-121. - ISBN 978-5-9949-0636¬1
14. Давыдова, О.И Работа с родителями ДОУ. Этнопедагогический подход [Текст] О. И. Давыдова, Л.Г. Богославец. //Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. -2006. - №4.
15. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск, 1997.
16. Журнал «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением»: №3.
2004. ст. 1 «Учимся сотрудничать с родителями» //Рыеева Е. В., Барсукова
17. Загик Л.В., Куликова В.А., Маркова Т.А. и др. Воспитателю о работе с семьей: пособие воспитателя детского сада [Текст]/ Л.В. Загик, В.А. Куликова, Т.А. Маркова и др. / под ред. Н.В.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. С.192.
18. Зверева О.Л., Кротова Т.В. 343 Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. (Библиотека
руководителя ДОУ). ISBN 5-89144-539-5.
19. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]/ О.Л.Зверева. -М., 2005.
20. Ильин Г.Л. Семейное или общественное воспитание ребенка?//Управление ДОУ. 2005. №3, С. 102
21. Кашапов, Р.Р. Курс практической психологии [Текст]/ Р.Р. Кашапов. М.,1999.
22. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст]/ С.В. Ковалев. -М.: Просвещение, 1988.
23. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст]/ А.В. Козлова, Р.Г. Дешеулина.
- М, 2007.
24. Корчак, Я. Как любить ребёнка [Текст]/ Я. Корчак: пер.с польского яз, -М: 1990. -с.
25. Корниенко И. В. Взаимосвязь детского сада на современном этапе: методические рекомендации к спецкурсу [Текст]/Сост. И. В. Корниенко- Комсомольск - на - Амуре, 1996. 167 с.
26. Кротова, Т. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников [Текст]/ Т. Кротова// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 108-122.
27. Кротова, Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи [Текст]/ Т.В. Кротова// Управление ДОУ. - 2002. - №>5.
28. Кузнецова, Е.Б. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ [Текст]/ Е.Б. Кузнецова// Управление ДОУ. - 2010. - №>2
29. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст]/ В.И. Логинова, П.Г.Саморукова. М,просвещение, 1988.
30. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст]/ Е.К, Лютова, Г.Б Монина. -М., 2000.
31. Ленченко, Т.В. Социальное партнерство семьи и детского сада [Текст]/ Т.В. Ленченко// Управление ДОУ. - 2008. - №>3.
32. Любчик, С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи/ Управление ДОУ. 2013. № 6.
33. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей [Текст]/ И.М
Марковская. - С-Пб.: Речь, 2000.
34. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей [Текст]/ И.М
Марковская. - С-Пб.: Речь, 2000.
35. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей [Текст]/ Н.В. Микляева. - М., 2907.
36. Молчанов С.Г. Исполняем «Стратегию воспитания...до 2025 года»? // Детский сад от А до Я. 2015. №3. С. 4-12.
37. Молчанов С.Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2014. №5. С. 4-20.
38. Молчанов С.Г. Помни добро // Российская газета. 2015 № 256 (6827). 12 ноября. С. 23.
39. Молчанов С.Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для работников дошкольного образования. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60с.
40. «Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г»: Эксмо; Москва;
41. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога [Текст]/ Р.В Овчарова-М, 2000.
42. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога [Текст]/ Р.В Овчарова-М, 2000.
43. Образовательные учреждения города Челябинска - победители конкурсного отбора в рамках приоритетного национального поекта «Образование» в 2008 году/Составители Е.В.Земзюлина, А.Н.Смирнова- Челябинск, 2008.
44. Осипова. Л. Е. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа [Текст]/ Л.Е Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.с. 104 с.
45. Прищепа С.С. Сотрудничество педагога с семьей [Текст]/ С.С Прищепа. // Управление ДОУ. - 2006. - №>3.
46. Письмо Минобразования РФ от 22 июля 2002 г.№30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» (извлечения) [Текст]// Управление ДОУ. - 2006. - №>4.
47. Решетнева, Г.А. Социальная обусловленность здоровья детей [Текст] Г.А. Решетнева. — Челябинск, 2004.
48. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образование Текст]/Е.И.Рогов. - -М., 1995.
49. Рымарчук, В.Б. Образование родителей в ДОУ [Текст]/ В.Б. Рымарчук// Управление ДОУ. - 2008. - №>3.
50. Сайт Муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад №18, г. Челябинска» [Электронный ресурс]. - URL:http://ds- parkoviy.ucoz.ru/publ/
51. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ. 2005. №3. С.75.
52. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях
53. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина.
- с. Троицкое: РМК, 2013. - 60 с.
54. Тихонова, О.Г. Дошкольнику о музейной культуре [Текст]/ ОТ Тихонова.- М., 2006.
55. Федоров, Л.А. Государственно-общественное управление ДОУ [Текст]/ Л.А Федоров.// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2007. - №>7.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Прилож. к приказу Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ