Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложений
1.1. Психолого-педагогические основы развития речи младших
школьников на уроках русского языка 5
1.2. Лингвистические основы развития речи младших школьников
на уроках русского языка 11
1.3. Методические основы развития речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложения
1.3.1 Методы и приемы развития речи младших школьников при изучении синтаксиса 16
1.3.2. Анализ программ и учебников для начальной школы с точки зрения возможности развития речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложений 21 Глава 2. Описание проектировочной деятельности по развитию речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложения
2.1. Диагностика уровня сформированности речи младших
школьников 30
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие речи
младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложения 41
Заключение 54
Список литературы 56
В условиях функционирования и развития системы образования нашего времени важнейшей задачей является повышение эффективности обучения и воспитания младшего поколения.
Одним из самых важных условий всестороннего и полноценного развития детей является грамотная речь. Развитие речи занимает большую и сложную область в методике русского языка.
Развитие связной устной и письменной речи обучающихся приобретает в методике начального обучения все большую актуальность. Это обусловлено тем, что развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым включая его в активный процесс коммуникации.
От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса обучения. Также это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. Следовательно, детей необходимо учить строить связные устные высказывания в целях повышения их коммуникативных умений.
Основной целью всего обучения русскому языку в начальных классах является формирование у обучающихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией общения. Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения, используемых на уроках гуманитарной направленности, и их умелое применение педагогом.
Актуальность проблемы обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования - процесс развития речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложения.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленных на развитие речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложений.
Целью данной работы выступает теоретическое обоснование и создание комплекса упражнений, направленного на развитие речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложений.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
- Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме развития речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложений;
- Описать познавательные процессы и их особенности у детей младшего школьного возраста;
- Определить роль правильной речи в младшем школьном возрасте;
- Описать типы предложений;
- Описать методы и приемы развития речи младших школьников;
- Провести анализ программ и учебных книг для начальной школы с точки зрения возможности развития речи младших школьников на уроках русского языка при знакомстве с разными типами предложений;
- Подобрать дидактический материал и провести диагностическое исследование развития речи младших школьников;
- Подобрать материал для создания комплекса упражнений.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Педагогическая диагностика.
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: МАОУ Лицей №12 г. Екатеринбурга, 3 «В» класс.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проблемы, связанные с развитием речи школьников, давно привлекают внимание учёных. Овладение грамотной речью - это сложный процесс, поэтому её становление является важным этапом в жизни обучающегося.
Анализ психологической, педагогической литературы показал, что проблема развития речи актуальна для начальной школы. Именно в этот период обучающиеся начинают овладевать нормами литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Развитие речи является неотъемлемой частью всех уроков русского языка. Задачи развития речи решаются целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысливание речевого опыта обучающихся.
Работа над развитием речи на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой и социально активной личности школьника. Эта работа развивает мышление ребенка, его воображение, память, воспитывает бережное отношение к родному слову.
В работе рассмотрены особенности развития речи с точки зрения психологии, педагогики, лингвистики. Использование разных приёмов в обучении позволяет чередовать несколько видов деятельности, что способствует реализации дифференцированного подхода и поддерживает интерес ребенка к занятиям, увеличивает положительную мотивацию.
Процесс овладения ребенком синтаксической структурой предложения развертывается постепенно и непосредственно отражает характер мышления ребенка (способность структурировать ситуацию, выделять в ней главные смысловые компоненты и устанавливать между ними смысловые связи).
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что 54
правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка школьники получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Результат анализа работ учеников 3 «В» класса показал, что 60% детей имеют средний уровень сформированности речи на уровне синтаксиса, а это значит, что большинство обучающихся умеет строить предложения разных типов и употребляют их в своей речи. 5 (25%) человек имеют низкий уровень сформированности речи, и только 3 (15%) - высокий уровень.
Также при анализе работ обучающихся выделился ряд проблем с построением побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, сложносочиненных и бессоюзных предложений.
Для устранения проблем предлагается комплекс упражнений, представленный во второй главе. Для достижения высокого результата необходимо выполнять упражнения по развитию речи систематически.
1. Акимова, Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М: Высшая школа, 1990. - 168 с.
2. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе № 4 / Е. В. Архипова. - М.: Начальная школа, 2000. - С. 35-39.
3. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р.; Под ред. Баранова М. Т. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
4. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А.,. Земская Е. А и др.; Под ред. Белошапковой В. А. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк.,1989. - 800 с.
5. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Русский язык и литература» - М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
6. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2003. - 304 с.
7. Валгина, Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/Н.С. Валгина. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003. - 416 с.
8. Виноградов, В. В. Основные принципы русского синтаксиса в
«Грамматике русского языка» Академии наук СССР, 1954 // Известия
Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - С. 497-505.
9. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. И.О. Климановой. - М.: Педагогика, 1982. 305 с.
10. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Кулагина И.Ю. , Колюцкий В.Н.. - М.: Сфера , 2001. - 464 с.
11. Вопросы грамматического строя / сост. Аванесов Р. И., Поспелов Н. С., Виноградов. B. В. и др. М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 482 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М., 1999. - 352 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова.
- М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
14. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1992. - 361 с.
15. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. □ М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
...