Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №58518

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации русского языка 9
1.1. Понятие «лингвистическая компетенция» 9
1.2. Теория русской пунктуации как основа формирования лингвистической компетенции учащихся 13
Глава 2. Методика формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации 24
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы 24
2.2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции учащихся 3 класса в процессе изучения пунктуации (УМК «Начальная школа XXI века») 31
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Научно-познавательный аспект содержания курса «Русский язык» сосредоточен на знакомстве учащихся с системой русского языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков.
Современное языковое образование как явление, включающее языковой, речевой, личностно-развивающий аспекты, обусловливает наличие взаимосвязи языкового образования школьника и воспитания его как языковой личности. В процессе осуществления указанной взаимосвязи определяющим является формирование наряду с коммуникативной и культуроведческой, лингвистической (языковой) компетенции. Поскольку вопрос о разграничении лингвистической и языковой компетенции спорный, решается неоднозначно, мы не будем разграничивать эти понятия. О необходимости формировать названные типы компетенций говорится в нормативных документах (прежде всего в «Концепции модернизации российского образования», в «Учебных стандартах школ России»), в учебных пособиях, в многочисленных публикациях по методике русского языка.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) говорится, что одним из требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является знание предмета, то есть предметное, включающее освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Соответственно лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о языке, определенного комплекса понятий, целенаправленное овладение способами действий, обеспечивающими распознавание языковых явлений и употребление их в речи.
Ведущим разделом курса русского языка в формировании лингвистической компетенции является пунктуация.
Особо, на наш взгляд, следует остановиться на пунктуационных нормах, то есть правилах постановки знаков препинания, которые служат для смыслового, интонационного и грамматического оформления письменной речи. Усвоение пунктуационных норм является основой формирования пунктуационных навыков. По определению Г.И. Блинова, пунктуационные навыки - осознанные действия, при выполнении которых одна операция следует за другой, а изменение условий пунктуационной нормы требует и изменения действий, их сочетания и последовательности.
Формирование у школьников прочных пунктуационных навыков как основы грамотного письма - одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Из практики обучения известно, что пунктуационная грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3- 4 классах, 9, 11 классах, результаты ЕГЭ, часть заданий которого связана со знанием пунктуации.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой пунктуационной грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Ситуация осложняется тем, что в основном пунктуация изучается в среднем звене общеобразовательной школы, на начальную школу приходится лишь минимум пунктуационных правил.
Основой лингвистической компетенции являются пунктуационные навыки. Безусловно, формирование пунктуационного навыка представляет собой процесс длительный, требующий серьезной работы и учителя, и учащихся, важно, чтобы он не превратился в автоматическое зазубривание и постоянное списывание текстов, в которых требуется расставить знаки препинания. На наш взгляд, вариативность программ, усложнение учебного материала позволяют вести работу по формированию у учащихся пунктуационных навыков достаточно эффективно. Заслуживает внимания УМК «Начальная школа XXI века», в котором самое серьезное внимание обращено на пунктуацию. Однако методических рекомендаций, опыта работы учителей явно недостаточно для полноценной работы по усвоению учащимися пунктуационных норм, по формированию лингвистической компетенции учащихся.
Таким образом, актуальность данной темы определяется как объективными потребностями развития образования, требованиями общества к грамотным носителям языка, так и необходимостью решения внутренних задач методики русского языка в начальной школе.
Проблема исследования: каковы возможности изучения пунктуации в формировании лингвистической компетенции младших школьников.
Цель работы - решение данной проблемы.
Объект исследования - методика изучения пунктуации в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации (по УМК «Начальная школа XXI века»).
Гипотеза. В своем исследовании мы исходим из предположения о том, что формирование лингвистической компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения пунктуации будет эффективным при соблюдении ряда условий, если:
1) использовать специальные пунктуационные упражнения и задания на разных этапах урока;
2) применять разнообразные методы и приемы изучения пунктуации в тесном единстве с изучением синтаксиса.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования для определения теоретической базы.
2. Провести анализ программ и учебников для начальной школы с точки зрения рассматриваемой проблемы.
3. Выявить возможности УМК «Начальная школа XXI века» в формировании лингвистической компетенции учащихся в процессе изучения пунктуации.
4. Изучить опыт методистов и учителей-практиков по данной теме.
5. Разработать систему упражнений и заданий по формированию лингвистической компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения пунктуации.
Методы исследования:
- наблюдение;
- анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
- изучение передового педагогического опыта;
- количественная и качественная обработка данных;
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент.
Теоретической базой исследования стали работы лингвистов Л. А. Булаховского, А. Б. Шапиро Г. П., Фирсова, Н. С. Валгиной, и др.; психологов и педагогов С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, С. П. Баранова, а также работы методистов С. И. Абакумова, М. Т. Баранова, Г. И. Блинова, Л. Т. Григорян, Г. А. Фомичёвой и др.
В качестве практического материала для описания опыта, формирования выводов и обобщений нами использованы научно-методические статьи из журналов «Начальная школа», «Русский язык в школе», «Русская словесность, наблюдения за педагогическим процессом и опыт работы в качестве учителя начальных классов.
Апробация работы проходила в выступлениях методологического семинара, на учительских конференциях, в сообщениях на заседании педсовета школы.
Структура выполненной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации русского языка» рассматриваются вопросы, связанные с понятием компе- тентностного подхода в обучении, сущностью пунктуационных навыков, с теорией русской пунктуации как основы формирования пунктуационных навыков. Рассматриваются функции и употребление знаков препинания в русском языке.
Во второй главе «Методика формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации» проанализированы программы и учебники по русскому языку с точки зрения изученной проблемы, обобщен опыт работы учителей и методистов по изучению пунктуации в школе, организована и описана экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции учащихся 3 класса (по программе «Начальная школа XXI века»).
В заключении представлены выводы по работе, намечены перспективы дальнейшего исследования.
В приложении представлены планы-конспекты уроков по формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации, упражнения и задания, наглядный материал по пунктуации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Известно, что уровень лингвистической компетенции учащихся недостаточно высокий. Пунктуационные навыки как компонент лингвистической компетенции многих выпускников средней школы остаются неудовлетворительными. Среди многих причин такого явления основной является слабая разработанность практической методики обучения детей пунктуации, начиная с начальной школы. В практике обучения пунктуации сложилась традиция: пунктуацию в школе рассматривать слишком узко (только в плане правописания) и изучать попутно с синтаксисом. Кроме того, принято считать, что пунктуационные знаки используются только в предложении, то есть мы не обращаем внимание учащихся на знаки препинания в упражнениях, состоящих из разрозненных слов. Таким образом, актуальность темы очевидна.
Анализ методической литературы убедил нас в том, что, наряду с использованием традиционных методик при обучении пунктуации (графических схем, алгоритмов, членения текста на предложения, интонационное наблюдение за текстом, заданий на логическое мышление и др.), учителя внедряют в практику обучения и современные технологии. На наш взгляд, поворот современной школы в сторону внедрения компьютерных технологий позволяет вести работу по усвоению учащимися пунктуационных норм достаточно эффективно. В этом нас убедил анализ опыта работы учителей и апробированная на уроках русского языка в третьем классе компьютерная программа по изучению пунктуации в предложениях с однородными членами.
Анализ проведённых уроков русского языка по данной теме позволил сделать вывод о том, что предложенные задания повышают уровень восприятия нового материала, развивают интерес к изучаемой теме, способствуют поэтапному формированию пунктуационного навыка.
Экспериментальная работа позволила сделать выводы о том, что
1. У большинства учащихся начальной школы самыми употребительными и «знакомыми» являются точка и запятая, с остальными знаками препинания учащиеся знакомы номинально и о функциях многих из них не знают.
2. Учащиеся допускают ошибки на известные им пунктуационные правила, что говорит о том, что пунктуационный навык достигается только при условии целенаправленной каждодневной работы.
3. Учащиеся должны увидеть знаки препинания в тексте, знать их состав, а также смысловые отношения между словами и предложениями в составе текста;
4. Использование в практике обучения пунктуации компьютерных программ способствует эффективности усвоения материала.
5. Результат констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о повышении уровня пунктуационной грамотности учащихся экспериментальных классов.
6. Для прочного формирования пунктуационных навыков учащихся необходимо использовать разнообразные методы и приемы.
7. Следует обращать внимание на пунктуацию в художественных текстах.
8. Работа по формированию пунктуационных навыков должна проводиться не только на уроках русского языка, но и на внеклассных мероприятиях с целью развития интереса к такому важному разделу.
9. Формирование лингвистической компетенции - длительный процесс. Мы рассмотрели лишь часть его - формирование пунктуационных навыков учащихся.
В рамках одной работы невозможно показать все особенности изучаемой темы, поэтому наша работа не претендует на полноту изложения данной проблемы, а представляет лишь частный случай анализа.



1. Абакумов С. И. Методика пунктуации: учебник для педагогических институтов - 8-е издание // С. И. Абакумов. - М.: Просвещение, 1994. - 119 с.
2. Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции // Отв. редактор академик РАО, профессор Т. Г. Рамзаева. - Санкт- Петербург: Изд: САГА. - 2007. - 224 с.
3. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: учебно-методическое пособие / /Под ред. Н.С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. - М.: Просвещение. - 1983.- 165 с.
4. Аргинская И.И.. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Книга для учителя / И.И. Аргинская. - М.: Просвещение, 2010.- 132 с.
5. Бабайцева В. В. Русский язык: синтаксис и пунктуация: учебное пособие / В. В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 1999. - 269 с.
6. Бабайцева В. В. Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация : учебник для филологических факультетов / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов / Под ред Л. Ю. Максимова. - М.: Просвещение, 1997.- 199 с.
7. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка: Методическое пособие для студентов педагогических институтов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др // Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.
8. Баранов М. Т. Повышение пунктуационной грамотности учащихся 4-8 классов / М. Т. Баранов // Русский язык в школе, 1983. - №3. - С. 17-24.
9. Барулина Н. Н. Принципы русской пунктуации: учебное пособие / Н. Н. Бараулина - М.: Просвещение, 1997.- 167 с.
10. Беседы с учителем. Третий класс четырехлетней начальной школы: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2017. - 384 с.
11. Беседы с учителем. Четвертый класс четырехлетней начальной школы: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2017. - 480 с.
12. Блинов Г. И. Изучение пунктуации при обращении, вводных словах/ Г. И. Блинов // Русский язык в школе, 1995. - №6. - С. 17-26.
13. Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе: Пособие для учителей. - 2е изд., исправ. / Г. И. Блинов. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
14. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуационных правил: учебнометодическое пособие / Г. И. Блинов. - М.: Просвещение, 1992. - 205 с.
15. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе: монография / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. - М.: Наука. - 1999. - 347 с.
16. Буланова С.Ю. Особенности формирования лингвистической компетенции младших школьников: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции // Отв. редактор академик РАО, профессор Т. Г. Рамзаева. - Санкт-Петербург: Изд: САГА. - 2007 - 224 с.
17. Булаховский Л. А. Курс русского литературного языка: Пособие для филологических факультетов университетов, 4-е изд., перераб. - М: Наука. - 1999. - 408 с.
18. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка/ Ф. И. Буслаев // Хрестоматия по методике русского языка - М.: Просвещение, 1984. - 248 с.
19. Былинский К. И. Трудные случаи пунктуации: справочник / К. И. Бы- линский, Д. Э. Розенталь. - М.: Дрофа, 2013.- 231 с.
20. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации: учебно-методическое пособие / Н. С. Валгина - М.: Просвещение, 2015. - 175 с.
21. Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначение: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1999. - 125 с.
22. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: учебник для филологических факультетов вузов / Н. С. Валгина. - М.: Высшая школа, 2013. - 167 с.
23. Валгина Н. С. Активные процессы в русском языке конца 20 века.: монография / Н. С. Валгина. - М: Логос, 2011.- 216 с.
24. Вопросы методики преподавания синтаксиса и пунктуации в школе: Сб. статей / Под ред. В. М. Шаталовой. - М., 1999: Изд-во МГПУ. -233 с.
25. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: сборник статей / П. Я. Гальперин. - М.: Высшая школа, 1975. - 234 с.
26. Граник Г. Г. Формирование у школьников общего метода действия для решения пунктуационных задач / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. - 1971. - №2. - с. 20-35.
27. Граник Г. Г. Секреты пунктуации: Книга для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1997. - 128 с.
28. Григорян Л. Т. Пунктограмма и обучение пунктуации/ Л. Т. Григорян // Урок русского языка на современном этапе / Сост. Л. А. Тростенцова, М. М. Разумовская. - М.: Просвещение, 1995. - С. 92-103.
29. Григорян Л. Т. Некоторые проблемы методики пунктуации / Л. Т. Григорян // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах - М.: «Педагогика», 1997. - с. 225 - 241.
30. Дудников А. В. Методика изучения грамматики в школе: учебное пособие / А. В. Дудников. - М.: Просвещение, 1977. - 304 с.
31. Еремеева А. П. Изучение однородных членов предложения в школе / А. П. Еремеева // Русский язык в школе, 1993.- №4. - С. 17-19.
32. Злобина Т. А. Лингвистические знания - основа умений и навыков: учебно-методическое пособие / Т. А. Злобина. - М., Просвещение. - 1995. -143 с.
33. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи: учебнометодическое пособие / Н. И. Жинкин. - М.: Просвещение. - 1975.-153 с.
34. Иванова В. Ф. История и принципы русской пунктуации: учебное пособие / В. Ф. Иванова. - Санкт-Петербург: Издательство «Сигма», 2001. - 164 с.
35. Каномина В. П. Урок на тему: «Однородные члены предложения с союзами» / В. П. Каномина // Русский язык в школе, 1983. - №6.- С. 15-18.
36. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: словарь / Г. М. Коджас- пирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2010.- 314 с.
37. Конюкина В. В. Знаки препинания при однородных членах, соединённых союзом «и» / В. В. Конюкина // Русский язык в школе. - 1999. - №5. - с. 64-66.
38. Конюхов И. И. Словарь - справочник практического психолога: словарь / Н. И. Конюхов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.- 236 с.
39. Костылева, Е.А. Компетентностный подход к современному образованию / Е.А. Костылева // Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научнопрактической конференции // Отв. редактор академик РАО, профессор Т. Г. Рамзаева. - Санкт-Петербург: Изд: САГА. - 2007. - 224 с.
40. Краткий психологический словарь: словарь / Под ред. В. В. Петровского. - М.: Высшая школа, 1995.- 543 с.
41. Лекант П. А. Современный русский литературный язык: учебник для филологических факультетов / П. А. Лекант, Л. П. Клобуков и др. - М.: Высш. школа, 2016.- 215 с.
42. Лидман-Орлова, Г. К. Преемственность и перспективность в формировании умений и навыков учащихся по синтаксису на уроках морфологии / Г. К. Лидман-Орлова // Работа над умениями и навыками на уроках русского языка / Отв. ред. Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 1998. - 324 с.
43. Лингвистический энциклопедический словарь /под редакцией В. Н. Ярцева: словарь. - М.: Наука, 2010.- 358 с.
44. Ломакина И.С. Ключевые компетенции в лиссабонской программе Евросоюза / И.С. Ломакина // Интеграция образования , 2007. - С. 26-32.
45. Ломизов А. Ф. Изучение пунктуации в школе: Пособие для учителей. - 2-е изд., исправ. / А. Ф. Ломизов. - М.: Просвещение, 1970. - 208 с.
46. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Уч пособие для студентов высш. пед. уч. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Академия, 2010- 326 с.
47. Львов М. Р. Правописание в начальных классах: методические указания ко всем темам программ по русскому языку / М. Р. Львов. - М: Астрель,
2011. - 324 с.
48. Львов М. Р. Словарь - справочник по методике русского языка: словарь- справочник / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988.- 354 с.
49. Малащенко В. П. Алгоритмы на уроках русского языка: Учебное пособие / В. П. Малащенко. - Р/н/Д., 1998. - 131 с.
50. Машкова Е. В. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля (тесты по русскому языку)/ Е. В. Машкова // Начальная школа. №5. -
1999. - с. 20-23.
51. Методика преподавания русского языка: учебник для педагогических вузов / Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ивченков П.Ф. / Отв. ред. М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1990.- 326 с.
52. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: учебно-методическое пособие // Под ред. Т. Г. Рамзаевой . - М.: Академия, 2003. -167 с.
53. Молчанова Е. Е. Компьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с обращениями / Е. Е. Молчанова // Русский язык в школе. - №3.- 1998.- с. 24-27.
54. Никеров А. И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся: Пособие для учителя / А. И. Никеров. - М.: Просвещение, 1975. - 144 с.
55. Низяева Е. Ф. О принципах описания пунктуации как системы / Е. Ф. Низяева // Филологические науки, № 3.- 1996. - с. 71-75
56. Педагогика: учебник для педагогических вузов / Под ред. Баранова С. П., Сластенина В. А. - М.Высшая школа, 2011.- 324 с.
57. Педагогика: учебник для педагогических вузов / Под ред. Кривошейко Л. П. - М.: Проспект, 2005.- 268 с.
58. Пешковский А. М. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания / А. М. Пешковский // Хрестоматия по методике русского языка / Отв. ред. А. В. Текучев. - М.: Просвещение, 1997.-238 с.
59. Пешковский А. А. Русский синтаксис в научном освещении: монография / А. А. Пешковский. - М.: Наука, 1976.- 328 с.
60. Программы общеобразовательной школы. Начальные классы: программы. - М.: Просвещение, 2017.- 213 с.
61. Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Начальная школа XXI века» // Руководитель проф. Н.Ф. Виноградова: программы.- М.: Вентана -граф, 2017. - 125 с.
62. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа /Сост. Л.А. Вохмянина, - М.: Дрофа, 2017.- 132 с.
63. Русский язык: учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Дрофа, 2017.- 124 с.
64. Русский язык: учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова . - 3-е изд. М.: Дрофа, 2017.- 132 с.
65. Русский язык: учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 5-е изд. М.: Просвещение, 2017. - 128 с.
66. Русский язык: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. Ч.1 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана - Графф, 2017.- 135 с.
67. Русский язык: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. Ч.1 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана - Графф, 2017.- 135 с.
68. Русский язык: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. Ч.2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана - Графф, 2017.- 139 с.
69. Русский язык: учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. Ч.1. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана - Графф, 2017.- 142 с.
70. Русский язык: учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. Ч.2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана - Графф, 2017.- 148 с.
71. Русский язык. Энциклопедия: энциклопедия - М.: Дрофа.-1997.- 543 с.
72. Современный русский язык: учебник для филологических факультетов / Под ред. Н. В. Валгиной. - М.: Логос, 2017.- 289 с.
73. Современный русский язык [Текст]: учебник для филологических факультетов / Под ред. П. А. Леканта. - М.: Высшая школа, 2011.- 389 с.
74. Современный русский язык. Теория: Анализ языковых единиц: учебник для филологических факультетов / Под ред. Е. И. Дибровой. Ч. 2. - М.: Академия, 2017.- 289 с.
75. Татарченко Ю. В. Занимательность как средство формирования умений и навыков при изучении морфологии / Ю. В. Татарченко // Работа над умениями и навыками на уроках русского языка / Отв. ред. Л. А. Тро- стенцова. - М.: Просвещение, 1998. -324 с.
76. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. Изд. 3-е, пе- рераб.: учебник для вузов / А. В. Текучев. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
77. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воилева, А. Д. Дейкина и др. Под общ. ред. Р. Н. Сабаткоева. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
78. Теньковский А. Б. Опыт описания русской пунктуации как функциональной системы / А. Б. Теньковский // Современная русская пунктуация: Сборник. - М.: Наука, 1979. - с. 5-25.
79. Тростенцова Л. А. Развитие языковых умений и навыков / Л. А. Тро- стенцова // Работа над умениями и навыками на уроках русского языка.- М.: Просвещение , 1998. -324 с.
80. Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений. Т.2. - М.: Просвещение, 1974.- С. 167 - 190.
81. Фирсов С. И. Работа по пунктуации в школе: учебное пособие / С. И. Фирсов. - М.: Просвещение, 1978.- 198 с.
82. Фомичева Г. А. Изучение сложного предложения в начальной школе / Г. А. Фомичева // Начальная школа, 1998. - №5. - С. 24-28.
83. Фомичева Г. А. Формирование синтаксического строя речи учащихся: учебно-методическое пособие / Г. А. Фомичева. - М.: Просвещение,2000. - 367 с.
84. Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации учебное пособие / А. Б. Шапиро. - М.: Наука, 1995. - 295 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ