Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа над словом на уроках русского языка и литературного чтения

Работа №1359

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2014
Стоимость1700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1833
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Основы изучения слова в школе.............................................................4
1.1. Слово – центральная категория языка............................................................4
1.2. Работа над словарными словами в начальной школе.................................14
1.3. Изучение многозначных слов........................................................................18
Глава 2. Методика работы над словом на уроках русского языка и литературного чтения............................................................................................22
2.1. Методика работы со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения............................................................................................22
2.2. Работа над многозначными словами............................................................26
Заключение.............................................................................................................35
Список используемой литературы.......................................................................37


Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка – умение правильно писать слова и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно – орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи – обогащение словарно – лексического запаса.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.
Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.
Актуальность проблемы определила цель – создать систему словарной работы в начальной школе.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
 определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;
.............

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начальной школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т. е. как словарная система языка. Од¬нако в школьный курс лексики входят и некоторые све¬дения об устойчивых словосочетаниях и о словарях (тол¬ковом словаре, словаре иностранных слов, фразеологиче-ском словаре).
Лексика как раздел науки о языке в начальной школе изучают и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них уме¬нии применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими груп¬пами слов).
Несмотря на то, что словарная работа и изучение лексики имеют один и тот же объект — слово, на заня¬тиях по лексике слово изучается как единица лексиче¬ской системы и задача обогащения словаря хотя и сто¬ит, но не является ведущей, в то время как для словар¬ной работы эта задача основная. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опира-ется на знания, приобретенные в процессе изучения лек¬сики.
Роль изучения многозначности слова в школе для повы¬шения культуры речи ученика, а следовательно, и его общей культуры трудно переоценить понимание нескольких значе¬ний многозначных слов и умение правильно их-употреблять в разных значениях обогащает словарь школьника (не расши¬ряя его количественно, увеличивая смысловую нагружу из¬вестных ему слов), предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи учащихся. При правильно поставленном изу¬чении многозначного слова (расширяются синонимические ря¬ды слов, совершенствуется механизм подбора антонимов, а следовательно, обогащаются выразительные возможности языка учащихся.
В результате знакомства со структурой многозначных слов, типами переносов наименований ученик получает воз¬можность распространить приемы определения разных зна¬чений слова на непонятные ему слова; его будут интересо¬вать закономерности сочетания слова в разных значениях с другими словами, при чтении он будет устанавливать типы этих связей. Он будет думать над языком. Будет совершен¬ствоваться техника целесообразного отбора языковых средств определенного стиля речи, так как при изучении полисемии нельзя не затронуть вопроса о разной стилистической окрашенности, принадлежности слова с разными значениями к определенным стилям речи.



1. Арбатский Д. И. Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения Д. И.Арбатский// РЯШ- 1996- № 4.
2. Баранов М. Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка Т.М. Баранов//Русский язык в школе -, 2001 № 6.
3. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа – 2002-№:6.
4. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа – 2003- № 4.
5. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).-М,1972.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследова¬ния. —М.,1956.
7. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2003. -№3.
8. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5.
9. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5.
10. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. — Ч. 2 - М.: Вита, 2004.
11. Оценка качества знаний обучающих¬ся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000.
12. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка .- М.:Просвещение, 1979.-
13. Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под ред. А.Г. Ковале¬ва., Степанова А. А., Шабалина С. Н..- М., 1966.
14. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ Под ред. Д.Н.Богоявленского, Н.А.Менчинской.- М., 1962.
15. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред.Н.А. Мен¬чинской- . М., 1961.
16. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская.- М.: Просвещение, 1993.
17. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики ,правописания и развития речи./Т.П. Сальникова.- Воронеж.: НПО «МОДЭК»,1996.
18. Смирнова Н. С., Казакевич Л. А. К изучению темы «Многозначность слова в 4-м классе», РЯШ. 1969, .№ 1.
19. Стрекозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения/ В.П.Стрекозин.- М.: Просвещение, 1976.
20. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематиче¬ских групп слов, омонимов, паронимов, си-нонимов, антонимов: Учеб. пос. для уча¬щихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.
21. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. — М.: Просвещение, 1984.
22. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 1972.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ