ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста 5
1.2. Лингвометодические основы формирования культуры речевого
общения у детей дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования культуры речевого общения у
детей старшего дошкольного возраста 19
1.4. Анализ ФГОС ДОО и образовательных программ по формированию
культуры общения 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности культуры
речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию
культуры речевого общения 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
Самым уникальным периодом в жизни человека является дошкольный возраст. В этот период закладываются основы физического и психического здоровья ребенка, происходит развитие личностных качеств ребенка, развитие навыков общения, взаимодействия с окружающими. Формируется умение устанавливать контакт и взаимоотношения с другими людьми, а также умение регулировать свое поведение в зависимости от речевой ситуации. Все эти умения определяют не только настоящую положительную совместную деятельность, но и место или статус ребенка в обществе в будущем.
В современном обществе уделяется недостаточно внимания культуре общения детей, поэтому проблема формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной.
С самого рождения человек учится общению, постепенно он формирует свои культурные привычки поведения и общения. Формирование изначально происходит на уровне подражания и интуиции. Необязательно уметь говорить самому, чтобы развиваться в этой сфере. Вокруг каждого из нас происходит общение с другими людьми, также речь звучит на телевидении и радио. С самого рождения ребенок слышит разговоры мамы и папы, родных, друзей. В младшем возрасте он еще не может отличить, правильная это речь или нет, поэтому вся речь воспринимается им как правильная. Исходя из этого необходимо сразу объяснять ребенку, как говорить правильно, а как неправильно. Нужно обучать этикету, вежливости и манере общения с взрослыми.
Коммуникативная функция речи является основной из множества функций, этот факт признается всеми. Все аспекты данной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Формирование функции речи толкает ребенка к овладению языком, его лексикой, фонетикой и грамматическим строем. Человек должен уметь слушать своего собеседника, при этом правильно и грамотно излагать свои 3
мысли, только тогда про такого человека можно будет сказать, что он овладел культурой общения. Главная из частей культуры общения - это речь, поэтому воспитывать культуру общения детей дошкольного возраста необходимо через формирование коммуникативной функции речи.
Цель исследования - разработка комплекса педагогических мероприятий, направленных на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить понятийную и терминологическую базу по данной теме.
3. Провести диагностику первоначального уровня
сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию культуры речевого общения.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс теоретических и эмпирических методов, а именно: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и диагностические методики.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение - центр детского развития детский сад № 587. В исследовании приняло участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Данная проектировочная работа была посвящена проблеме формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме были выявлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте происходит формирование ряда сторон личности, таких как: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая, действенно¬практическая.
В старшем дошкольном возрасте преобладает общение со сверстниками, так как общение с взрослыми становится менее значимым. Поэтому, основываясь на ранее усвоенных детьми знаниях и навыках культурного поведения, важно научить их понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрыть их.
Главным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является его воспитание в коллективе. В детском саду у воспитанников развивают умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, оказывать взаимопомощь, быть дисциплинированным.
Воспитательные воздействия на детей проявляются в разных формах: это демонстрация и пояснение действий, а так же способов поведения в интересной для ребёнка форме; это доброжелательное повседневное общение взрослых и детей; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и так далее. Воспитанность и культура человека проявляются в его умении правильно оформлять мысль, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста начал учиться мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
В процессе анализа теоретической литературы по теме нами были рассмотрены образовательные программы с точки зрения развития культуры речевого общения. В программах «Детство» и «Радуга» декларируется, что формирование культуры речевого общения детей следует начинать с раннего возраста. Анализ программ показал, что, несмотря на отличия в целях и задачах, авторы программ стремятся к одному результату, которым является ребенок, овладевший в достаточной мере культурой речевого общения. Но всё же проблеме формирования культуры речевого общения у старших дошкольников в содержании программ уделяется недостаточное внимание.
На формирование ранее представленных в работе умений была направлена практическая часть нашей работы.
Во второй главе мы диагностировали и определили уровень культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста и установили, что большинство диагностируемых нами детей имеют примерно равный уровень развития культуры речевого общения. Не все дети, умеют использовать формулы речевого этикета в соответствии с речевой ситуацией.
В связи с этим нами был предложен комплекс мероприятий, направленный на формирование следующих умений:
- умение говорить «спасибо» и «благодарю»;
- умение подбирать форму общения при встрече и прощании с взрослыми или сверстниками;
- умение обращаться с просьбой;
- умение просить прощения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста станет наиболее эффективным, если в нем будут задействованы все участники общения: дети, и взрослые, и педагогический коллектив. Необходимо также обеспечение активного речевого общения; проведение работы с родителями по обогащению опыта соблюдения норм и правил культурного общения друг с другом, повышающей их педагогическую компетентность. Таким образом, можно сделать вывод, что цель данной работы реализована и задачи, поставленные перед нами в начале работы, решены в полном объеме.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] : теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - Москва: Академия, 1997. - 399 с.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144с.
4. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Сфера, 2012. - 68 с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-синтез, 2009. - 251 с.
6. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников / О. Ю. Безгина. - М. : Мозаика-синтез, 2004. - 150 с.
7. Богуславская, Н. Е. Детская речь и пути ее совершенствования [Текст] / под ред. Н. Е. Богуславской. - СПб. : СГПИ, 1989. - 109 с.
8. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Модэк, 1996. - 350 с.
9. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. - 1534 с.
10. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева ; под ред. Л. А. Введенской. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 544 с.
11. Введенский, Б. А. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. Б. А. Введенского. - М.: Научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1958. - 650 с.
12. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 279 с.
13. Виноградов, С. И. Культура русской речи [Текст] / С. И. Виноградов. - М. : Норма, 2009. - 560 с.
14. Гольдин В.Е.. Речь и этикет/ В. Е. Гольдин - М.: Просвещение, 1983. 109 с.
15. Грибова, О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? [Текст] / О. Е. Грибова. - М. : Аст, 2004. - 102 с.
16. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка / Детский сад от А до Я. 2010. - с. 23-25.
...