Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной монологической речи у дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию

Работа №96570

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ
РАССКАЗЫВАНИЮ 7
1.1. Связная речь и закономерности ее развития у детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности творческого рассказывания и его виды 12
1.3. Роль воображения и мышления в развитии словесного
творчества и речи старшего дошкольного возраста 17
1.4. Методы и приемы развития связной монологической речи
детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения творческому рассказыванию 22
1.5. Умения, формируемые у детей старшего дошкольного
возраста при овладении связной монологической речью в процессе обучения творческому рассказыванию 26
1.6. Программное содержание работы по развитию связной
речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО
РАССКАЗЫВАНИЯ 36
2.1. Диагностика сформированности умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания 36
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи старших дошкольников в
процессе творческого рассказывания 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69


Одной из главных задач в обучении детей дошкольного возраста является обучение родному языку. Речь является средством коммуникации, средством восприятия ребенком окружающего мира, которое способствует всестороннему развитию детей.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения языка. Полноценное овладение языком в этот период жизни становится важным для решения умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Одной из важных задач дошкольных учреждений является формирование и развитие у детей дошкольного возраста связной монологической речи. Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей [3, с. 20]. М.Р. Львов утверждает, что «монолог - речь одного лица. Монолог, как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль» [28, с. 130].
Связная монологическая речь предполагает освоение ребенком грамматических правил и норм, умение свободно, последовательно, четко, логично говорить о различных событиях, соединяя обособленные элементы речи в единое целое, сохраняя при этом смысловое и структурное единство.
Актуальность проблемы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста находит свое отражение в психолого-педагогических, лингвистических исследованиях. Особенности и механизмы развития связной речи рассматривались в работах А.М. Бородич, О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, О.А. Бизиковой.
Творческое рассказывание является продуктивным средством развития связной монологической речи.
К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается достаточно большой запас знаний и представлений об окружающем мире, воображение из репродуктивного превращается в творческое, появляется возможность действовать по замыслу. Перечисленные факторы способствуют появлению возможности развития речетворческой деятельности.
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Н.А. Ветлугиной, Э.П. Коротковой, Е.И. Тихеевой и другими. Были разработаны тематика и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения связной монологической речи.
«Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ» [2, с. 339].
В процессе творческого рассказывания дети овладевают умениями, которые необходимы им при построении монологических высказываний: умение строить рассказ последовательно в единстве темы, а также в определенном соответствии всех подтем одной главной мысли, умение логически связывать части монолога, умение подбирать необходимые языковые средства для оформления рассказа, умение следовать грамматическим и лексическим нормам.
Обучение творческому рассказыванию обогащает речь детей, развивает воображение, активизирует мыслительную деятельность, способствует активизации знаний и представлении, является средством самовыражения.
Но подготовка и проведение разных видов творческого рассказывания всегда были и остаются достаточно трудными как для детей, так и для педагога. Этим обусловлен интерес к исследуемой теме.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
Цель исследования: теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи в процессе творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования реализуется на основе следующих задач:
Задачи исследования:
1) Проанализировать и обобщить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать материал для диагностики уровня развития связной монологической речи у старших дошкольников;
3) Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи в процессе творческого рассказывания.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по
рассматриваемой проблеме;
- практические: проведение проектировочной работы; диагностика уровня развития связной монологической речи
База исследования: МАДОУ детский сад №80 города Екатеринбурга, подготовительная группа «Непоседы»
Структура ВКР: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря изучению научно-методической и психолого-педагогической литературы, а так же осуществлению нами практической работы мы пришли к выводам:
Уровень развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста развит не на высоком уровне. Для повышения данного уровня мы разработали комплекс мероприятий, основой которого являются задания, направленные на развитие умения строить творческие рассказы. Благодаря данным заданиями дети практически закрепят те речевые умения, которые необходимы им при построении монологических высказываний.
Чтобы связная речь ребенка развивалась полноценно, важно закреплять умения, полученные в ДОУ в свободной деятельности детей. Для этого важно ознакомить родителей с методикой развития речи, подчеркнуть значимость данных речевых практик.
При развитии уровня связной монологической речи важную роль играет мотивация дошкольников Важно заинтересовать ребенка в построении монологических высказывания, достигается это путем разнообразных творческих заданий, игровых ситуаций.
Так же для полноценного овладения детьми связной монологической речью в процессе творческого рассказывания, следует соблюдать следующие педагогические условия:
Обогащение опыта детей. По мнению М.М Алексеевой, В.И. Яшиной «Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие начинает приобретать эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве» [2, с. 337].
Активизация и обогащение словаря детей. По мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, «дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов» [2, с. 339].
Только при соблюдении данных условий дети могут овладеть построением связных монологических высказываний. Поэтому данные условия легли в основу разработки комплекса мероприятий по развитию связной монологической речи в процессе творческого рассказывания.
Связная монологическая речь является важным звеном в обучении детей родному языку. В старшем дошкольном возрасте усложняется синтаксическая структура детских рассказов. Словарный запас детей достаточно развит, это позволяет им строить свои высказывания более красочно, используя эпитеты, сравнения, вводить описания, подбирая слова, наиболее точно отражающие главную мысль высказывания. Дети способны строить свой рассказ с незначительной помощью педагога или без нее, составлять оригинальные рассказы, используя воображение, строить рассказ связно, последовательно, сохраняя структуру рассказа, не выходя за рамки темы рассказа.
Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.



1. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста. Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. 198 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
4. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 235 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
6. Брушинский А.В. Воображение и творчество. М.: Наука, 1969. С. 17.
7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. М.: Педагогика, 1972. С. 29.
8. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь, 1991. 56 с.
9. Выготский Л.С Мышление и речь. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. 362 с.
10. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: дис. ...канд. пед. наук / Н.В. Гавриш. М.: Просвещение, 1991. 188 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 460 с.
12. Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 2006. 191с.
13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.
14. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей группе. М.: Гном, 2013. 609 с.
15. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Просвещение, 2007. 224 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ