ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Понятие «коммуникативные способности» в научной литературе 7
1.2 Особенности развития коммуникативных способностей у
детей дошкольного возраста 14
1.3 Характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи в аспекте изучаемой проблемы 21
1.4 Песочная терапия как средство развития коммуникативных
способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи 27
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 37
2.1 Алгоритм проведения исследования 37
2.2 Обоснование выбора методов и методик 40
2.3. Описание выборки исследования 43
2.4 Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента 45
2.5 Анализ и интерпретация формирующего эксперимента 58
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
Приложение А Стимульный материал к методике «Картинки» Е.О. Смирновой 87
Приложение Б Уровни развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на начальном этапе работы 88
Приложение В Конспекты занятий по развитию коммуникативных способностей детей с ОНР методом песочной терапии 90
Приложение Г Уровни развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на контрольном этапе 135
Приложение Д Расчеты по ф-критерию Фишера 136
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного коммуникативного взаимодействия, т.е. общения, так как это обеспечивает успешную адаптацию и социализацию ребенка.
Становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, и это имеет большое значение, так как именно через активное общение ребенок превращается в личность. Между тем, многие современные дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими: не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддержать и развить установившийся коммуникативный контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание. Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности. Все эти трудности особенно характерны для детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР).
Коммуникативные способности - важное средство социальной адаптации дошкольников с ОНР в обществе, так как от уровня речевого развития во многом зависит объем и качество образования, активность в приобретении социального опыта и будущей профессиональной деятельности.
Проблема развития коммуникативных способностей у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А.А. Бодалев, Б.С. Волков, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.О. Смирнова и др.). Среди средств, способствующих развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, ученые называют диалог (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова) и игровую деятельность (А.Г. Арушанова, Л.М. Шипицына).
В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с ОНР значительно возросло. Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений речевых нарушений при ОНР (Л.С. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Л.И. Ефименкова, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шахова и др.). Все эти авторы отмечают, что у ребенка дошкольного возраста с ОНР ограничены способности речевого общения и социальные возможности, что отражается на всей его личности. Поэтому проблема развития коммуникативных способностей у детей данной категории является актуальной.
Возможности песочной терапии в развитии коммуникативных способностей детей с ОНР рассмотрены в работах Э.Э. Большебратской, Е.В. Гарновой, Т.М. Грабенко, Н.В. Зеленцовой-Пешковой, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой, Е.Ю. Конаныхиной, Т.А. Петрик, Н.А. Сакович, А. Шиманской и др.
На сегодня существует противоречие между важностью и необходимостью развития коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР и недостаточно полным использованием потенциала песочной терапии в деятельности педагогов-психологов для этого процесса.
Проблема состоит в разработке и применении коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР методом песочной терапии.
Объект исследования: коммуникативные способности дошкольников.
Предмет исследования: развитие коммуникативных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи методом песочной терапии.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР методом песочной терапии.
Для достижения поставленных цели и задач решались следующие
задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические методики и изучить уровни развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (с нормальным речевым развитием и с диагнозом ОНР).
3. Подобрать методы, приемы, задания песочной терапии для развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: методы (словесные, наглядные, игровые, проективные, творческие и методы моделирования) песочной терапии являются эффективными в развитии коммуникативных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории коммуникативных способностей (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн); концепции о возникновении и развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова); принцип единства диагностики и коррекции речевого развития детей с ОНР (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева); взгляды и идеи о развивающем воздействии песочной терапии на коммуникативные способности дошкольников с ОНР (Э.Э. Большебратская, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева Т.А. Петрик, О.Б. Сапожникова и др.).
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация и обобщение психолого-педагогической литературы, содержательная интерпретация и анализ научной информации;
- практические методы: эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный), качественный и количественный анализ данных, графическая обработка эмпирических данных;
- психодиагностические методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем 5
раскрыто понятие «коммуникативные способности детей дошкольного возраста, выделены умения, входящие в состав этих способностей, дана характеристика коммуникативных способностей дошкольников с ОНР, раскрыты возможности песочной терапии в их развитии у детей с ОНР.
Практическая значимость заключается в том, что его выводы и результаты, а также коррекционно-развивающая программа развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи методом песочной терапии могут быть успешно использованы в практической работе и для самообразования психологов, педагогов и других специалистов дошкольных образовательных организаций. Материалы исследования также представляют интерес для родителей старших дошкольников, так помогают установить гармоничные межличностные отношения в семье.
База исследования: МБДОУ - Детский сад г. Екатеринбурга. Выборку составили 30 детей подготовительной к школе группы детского сада, из них 15 детей с нормальным речевым развитием и 15 детей с диагнозом ОНР. Средний возраст детей 6 лет.
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления полноценной личности ребёнка и её дальнейшего правильного развития. Овладение речью происходит в процессе общения.
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Традиционно выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией между участниками совместной деятельности), интерактивную (непосредственное взаимодействие посредством вербальных и невербальных средств) и перцептивную (взаимовосприятие общающимися друг друга).
Эффективное общение возможно, если у человека хорошо развиты коммуникативные способности.
Коммуникативные способности детей дошкольного возраста - это «сложные и осознанные коммуникативные умения решения коммуникативных задач в разных видах речевой деятельности, основанные на элементарных представлениях об общении и практической
подготовленности к общению» (Н.Е. Веракса).
Особенности коммуникации детей дошкольного возраста состоят в том, что она строится на потребности в общении и коммуникативных способностях, позволяющих ребенку легко вступать в общение (в диалог), получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, спокойно высказывать и отстаивать свое мнение и др.. От того, насколько хорошо сформированы данные способности, зависит темп развития дошкольника, его эмоциональное благополучие, самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
К особенностям развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся:
- нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия;
- недостаточный словарный запас и запас языковых средств для общения;
- наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики;
- несформированность потребности в общении и способов коммуникации (диалогической и монологической речи);
- низкая речевая активность, незаинтересованность в коммуникативных контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения;
- неумение оценить поведение партнера по общению и адекватно реагировать на него.
Песочная терапия - вид атр-терапии и игровой метод, который является эффективным средством развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как во время игр на песке дети вступают в общение с психологом и другими детьми, благодаря чему у них развивается потребность в общении, умения устанавливать контакт с партнером по общению, проявлять активность в общении, диалогические умения; дети овладевают вербальными и невербальными способами выражения своих мыслей и чувств, умениями речевого этикета.
Для выявления уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста использовались 3 методики:
1. Методика «Интервью» О.В. Дыбиной. Цель: выявить уровень развития умения получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со сверстниками.
2. Методика «Необитаемый остров» О.В. Дыбиной. Цель: выявить уровень развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам и спокойно отстаивать свое мнение.
3. Методика «Картинки» Е.О. Смирновой. Цель: выявить выбор коммуникативной стратегии поведения в конфликтных ситуациях общения со сверстниками.
На начальном этапе работы у большинства детей с общим недоразвитием речи (53,6%,) имелся низкий уровень, у 39,7% - средний уровень и только у 6,7% - высокий уровень развития коммуникативных способностей. У большинства детей с нормальным уровнем речевого развития (53,6%) имелся высокий уровень, 39,7% показали средний уровень и 6,7% - низкий уровень развития коммуникативных способностей.
Следовательно, коммуникативные способности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня развиты недостаточно хорошо по сравнению с их сверстниками с нормальным уровнем речевого развития.
Для преодоления выявленных проблем и трудностей в развитии коммуникативных способностей у детей с ОНР нами была разработана и реализована психокоррекционная программа, в которой основным средством развития коммуникативных способностей детей являются методы песочной терапии:
1. Словесные методы (диалогические, описание, рассказ, объяснение, обсуждение).
2. Наглядные методы (портрет солнечного мальчика; просмотр мультфильма - песочной анимации «Как ослик счастье искал»).
3. Игровые методы:
- игры с песком («Прятки», «Дождик», «Песочный человечек», «Солнечный мальчик», «Песочный круг» и др.);
- обыгрывание историй (История Песочного принца; история Ежика про то, как лиса пекла пироги и др.);
- проективные игры, основанные на том, что ребенок создает придуманный мир и рассказывает об особенностях его устройства, героях, их взаимоотношениях («Мир счастья в песочной стране», песочные анимации «Зимняя картина», «Африка в песочнице»);
- моделирование сказочного сюжета («Аленушка ищет волшебный цветок желаний в Песочной стране», «Выполнение желаний жителей
Песочной страны по лепесткам Цветика-семицветика»);
- игры-путешествия (в городок Игрушек, в город Веселых музыкантов, в страну Гномов);
- игровые упражнения, в ходе которых дети вступают в коммуникативное взаимодействие («Поздоровайтесь с песком», «Необыкновенные следы», «По горам», «Ручей», «Волшебный лес», «Фигуры» и др.).
4. Творческие методы:
- создание из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единого целого и рассказ о том, что создано;
- рисование (пальчиками, волшебного цветка, солнышка, гор и пещер в стране Гномов, замок для Песочной принцессы и т.д.);
- лепка из песка (шара, деталей пространства, декораций «песочного мира», водоем для золотых рыбок и др.).
Сравнение результатов исходной и итоговой диагностики уровня развития коммуникативных способностей у детей с ОНР показало положительную динамику. После реализации программы на 40,2% (6 детей) увеличилось количество детей с высоким уровнем, на 13,4% (2 детей) увеличилось количество детей со средним уровнем. Не осталось детей с низким уровнем, а в начале было 53,6 (8 детей).
Эффективность программы подтвердилась повышением у детей с ОНР уровня развития коммуникативных способностей. Для подтверждения эффективности программы использовался ф-критерий Фишера. Вывод: изменения значимы по высокому и низкому уровню развития коммуникативных способностей и незначимы - по среднему уровню коммуникативных способностей, так как на этот уровень перешло много детей, у которых вначале был низкий уровень развития коммуникативных способностей).
Положительные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования: действительно, методы (словесные, наглядные, игровые, проективные, творческие и методы моделирования) песочной терапии являются эффективными в развитии коммуникативных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы достигнута, задачи полностью решены.
Таким образом, данная программа может быть использована в работе педагога-психолога ДОО с целью развития коммуникативных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Александрина У.Ю., Янькова Н.В. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2013. - № 8. - С. 34-36.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2017. - 363 с.
3. Антонова Т.В., Иванкова Р.А. Формирование детского игрового общества // Абрамян Л.А. и др. Игра дошкольника. - М. : Детство-пресс,
2012. - С. 56-72.
4. Арушанова А.Г., Аванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Речевое общение. Сюжетно-ролевые игры. - М. : Карапуз, 2010. - 237 с.
5. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1996. - 46 с.
6. Богуш А.М. и др. Культура речевого общения детей дошкольного возраста. - Минск : Ранок, 2010. - 84 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М. : Владос, 2014. - 285 с.
8. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010. - 74 с.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 523 с.
10. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2012. - 272 с.
11. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. - СПб. : Речь, 2009. - 45 с.
12. Володина С.Э. Культура общения и особенности межличностных отношений // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 45-49.
13. Выготский Л.С.Мышление и речь. - М. : Лабиринт, 2011. - 352 с.
14. Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. - С. 84-99.
15. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. - С. 32-34.
16. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практика песочной терапии. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.
17. Дзюба О.В. Коммуникативная компетентность дошкольников: теоретический аспект // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - Вып. 32. - М. : МПГУ, 2009. - С. 74-77.
18. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
19. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - М. : Детство-пресс,
2017. - 80 с.
20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - М. : Просвещение, 2009. - 230 с.
21. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. - М. : Детство-пресс, 2015. - 96 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - СПб. : Речь, 2011. - 240 с.
23. Карпенко, Л. А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве [Текст] / Л. А. Карпенко // Мир психологии. - 2015. - №4. - С. 77-81.
24. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми (комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) : метод. пособие. - М. : Генезис, 2016. - 125 с.
25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М. : Флинта,
2013. - 176 с.
26. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - М. : Просвещение, 2009.
- 388 с.
27. Лисина Л.И. Развитие общения у дошкольников. - М.: Владос, 2011. - 245 с.
28. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховой. - М.: Владос,
2014. - 680 с.
29. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 228 с.
30. Мастюкова Е.М., Ипполитова В.М. Дизартрия. - М. : Просвещение,
2015. - 250 с.
31. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. - М. : Юрайт, 2012. - Т.3. Психология личности. - 739 с.
32. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М. : Приора-М, 2011. - 304 с.
33. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. - 301 с.
34. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг: избр. труды.
- М.: Смысл, 2007. - 387 с.
35. Прутникова Т.Г. Песочная терапия. - Кокшетау : Келешек-2030, 2011. - 86 с.
36. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 1018 с.
37. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. - Санкт-Петербург: Речь, 2013. - 137 с.
38. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2011. С. 200-210.
39. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
40. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет : метод. рекомендации. - М. : Сфера, 2018. - 64 с.
41. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М. : Сфера, 2018. - 64 с.
42. Сапожникова О.Б., Петрик Т.А. Педагогическая песочница для развития речи детей 3-5 лет. - М. : Сфера, 2017. - 64 с.
43. Смирнов В.И. Общая педагогика. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
44. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
45. Сорокин В.М. Специальная психология: учеб. пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПБ.: Речь, 2003. - 216 с.
46. Тарарина Е. Песочная терапия: практический старт. - М. : Вариант,
2018. - 122 с.
47. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Академический проект, 2013. 345 с.
48. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий. Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art». ФГОС. - М. : АРКТИ, 2017. - 112 с.
49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: 2000. - 128 с.
50. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов-н/Д. : Феникс, 2012. 945 с.
51. Энциклопедия этикета / Под ред. О. И. Максименко. - М. : Астрель, 2014. - 512 с.
52. Шиманская А. Сказка на песке. Практика песочной терапии. - СПб.
: Речь, 2010. - 224 с.
53. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, Воронова А.А., Защиринская О.В.. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 384 с.
54. Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.
55. Эль Г.Н. Человек, играющий песком. Динамичная песочная терапия. - СПб.: Речь, 2010. - 208 с.
56. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - C. 10-29.
57. Ясперс К.Т. Смысл и назначение истории. - М. : Академия, 2009. - 527 с.