Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы

Работа №110385

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы 11
1.1 Психолого-педагогические основы развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией 11
1.2 Интерактивная песочница как средство развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией 23
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы 33
2.1 Выявление уровня развития зрительно-моторной
координации у детей 5-6 лет с дизартрией 33
2.2 Содержание работы по развитию зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы 42
2.3 Выявление изменений в развитии зрительно-моторной
координации у детей 5-6 лет с дизартрией 56
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложения А Список детей 74
Приложение Б Протоколы результатов констатирующего этапа 75
Приложение В Демонстрационный материал для формирующего этапа 78
Приложение Г Протоколы результатов контрольного этапа 80


Одной из часто встречающихся и тяжелых патологий речи является дизартрия. Дети с дизартрией образуют большую группу детей с тяжелым речевым нарушением и имеют множество вторичных отклонений, среди которых наблюдается расстройство произвольных движений и действий и недостаточная сформированность зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация трактуется педагогами-психологами как согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов (А.В. Бурдукова, К.З. Мертвищева, Г.Р. Ханафина).
Несформированность зрительно-моторной координации проявляется ближе к школьному возрасту, негативные последствия которой сказываются на овладении графомоторными навыками. Так, у ребенка с дизартрией наблюдаются множественные грубые ошибки в письме: пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо. Без педагогической помощи такое письмо закрепляется и автоматизируется, что приводит к дисграфии.
Единство и тесное взаимодействие глаза и руки достигается в старшем дошкольном возрасте, когда происходит формирование предпосылок к учебной деятельности, а именно графомоторных навыков (Т.В. Журба, Г.Д. Крутова, Л.А. Ясюкова); появляется способность к произвольной саморегуляции, пониманию и выполнению словесных инструкций, заданий по образцу (А.В. Бурдукова, К.З. Мертвищева); уровень развития мелкой и крупной моторики позволяет укреплять межфункциональных связей между глазом и рукой (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Следовательно, существует необходимость развития зрительно-моторной координаций у детей 5-6 лет с дизартрией.
В связи с техническим прогрессом появились различные гаджеты, которые дети осваивают с раннего возраста. Естественно, что это отражается на развитии дошкольной педагогики, разработке педагогических технологий, методах и средствах взаимодействия с детьми. Гаджеты, в частности планшеты и телефоны, влекут за собой потерю детского интереса к традиционным педагогическим техникам. Таким образом, педагог должен разрабатывать и осваивать различные инновационные технологии, которые удерживали бы интерес ребенка, его внимание и были бы полезны в коррекционно-развивающем процессе. Отметим, что инновационные средства не заменяют традиционные, а дополняют их, реализуя комплексный подход в образовании.
Для развития зрительно-моторной координации применяют различные коррекционно-педагогические средства, среди которых: пластелинография, игры с крупой и песком, игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», оригами, рисование и лепка. Не смотря на разнообразие средств, потенциал интерактивных технологий, в частности интерактивной песочницы, не был изучен. Пользу данной интерактивной технологии отмечают А.Р. Валеева, Ю.Н. Одарченко, И.И. Пичугина. В основном ее используют для психокоррекционного развития и формирования представлений об окружающем мире. Интерактивная песочница новое явление в мире дошкольного образования, в связи с чем не все ее потенциальные возможности изучены, в частности в развитии зрительно-моторной координации у дошкольников.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом начального образование на выпускника детского сада, обладающего развитой зрительно-моторной координацией.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне основывается на существующей потребности общества в формировании у детей с дизартрией навыков координировать свои действия и недостаточной степени изучены возможности успешного достижения данной цели с помощью интерактивных технологий.
Проблемой развития зрительно-моторной координации у детей с дизартрией занимались и занимаются такие ученые, как С.Н. Архипова, А.В. Бурдукова, А.В. Рязанцева. Дошкольный возраст является важным этапом, сопровождающимся стремительным развитием ребенка, как психическим, так и физическим. Дети с дизартрией имеют трудности в формировании зрительно-моторной координации и требуют специально-организованной коррекционной работы.
В настоящее время для коррекции и компенсации дефектов у дошкольников осваиваются различные интерактивные технологии, в связи с техническим прогрессом и потенциалом, заложенным в них.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне базируется на том, что в настоящее время дошкольные организации стремятся использовать в практике работы различные «новшества». Одним из важнейших их направлений является разработка и применение интерактивных технологий. Отметим, что одной из таких технологий, интерактивной песочнице, не отведено должного внимания. Отмечается отсутствие методики применения интерактивной песочницы при развитии зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией.
Наряду с актуальностью изучаемого вопроса можно выделить противоречия между:
- социальным заказом начального образования на выпускника детского сада с развитой зрительно-моторной координацией и недостаточным исследованием путей развития данного процесса у детей с дизартрией;
- необходимостью развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией и недостаточностью обоснования содержания, форм, методов развития у детей 5-6 лет с дизартрией зрительно-моторной координации посредством интерактивной песочницы;
- потенциальными возможностями интерактивной песочницы в развитии зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией и отсутствием методики ее применения в коррекционно-развивающем процессе.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему исследования: каким образом обеспечить развитие зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством применения интерактивной песочницы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы.
Объект исследования - процесс развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией.
Предмет исследования - интерактивная песочница как средство развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что:
- развитие зрительно-моторной координации рассматривается как коррекционно-развивающая деятельность педагога с детьми, направленная на коррекцию сопутствующих нарушений у дошкольников с дизартрией: согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов;
- зрительно-моторную координацию у детей 5-6 лет с дизартрией возможно развивать через ее компоненты: зрительное восприятие, моторная сфера, пространственная ориентация и способность выполнять одновременные движения обеими руками;
- интерактивная песочница способствует развитию зрительно-моторной координации при оптимальном подборе режимов и заданий в соответствии с компонентами зрительно-моторной координации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать состояние проблемы формирования зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией и обосновать потенциальные возможности интерактивной песочницы в данном процессе.
2. Определить комплекс диагностических заданий, критерии, показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет с дизартрией зрительно-моторной координации.
3. Разработать содержание, формы и методы работы по развитию у детей 5-6 лет с дизартрией зрительно-моторной координации посредством интерактивной песочницы и определить их успешность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положение Л.С. Выготского о структуре дефекта;
- биогенетическая концепция развития человека Ф. Мюллера и Э. Геккеля;
- исследования по проблеме психического развития детей 5-6 лет с дизартрией (А.Н. Алёхин, Е.Ф. Архипова, О.А. Асмалоская, Я.И. Ветрова, Л.С. Дмитриевских, Е.А. Жигалова, Г.Д. Крутова, A. Н. Максимова, Г.А. Попова, Е.Ф. Попова, С.А. Прищепа, О.В. Правдина, А.А. Разгоняева, А.В. Спирина, Г.Р. Ханафина, B. К. Шабардина);
- исследования по формированию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением речи (С.Н. Архипова, А.В. Бурдукова, Т.В. Журба, Г.Д. Крутова, А.В. Рязанцева, А.О. Федерова);
- исследования о включении интерактивной песочницы в
образовательный процесс (А.Р. Валеева, Ю.Н. Одарченко, И.И. Пичугина).
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по используемой проблеме, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики; эмпирические (наблюдение, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Экспериментальная база проведения исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета Детства «Лада» Детский сад №201 «Волшебница» г.о. Тольятти. В исследовании приняло участие 14 детей 5-6 лет с дизартрией.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2020 по 2022 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2020-2021 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2021 - 2022 гг.). Реализована программа экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Новизна исследования:
- обоснована возможность развития у детей 5-6 лет с дизартрией зрительно-моторной координации посредством интерактивной песочницы.
Теоретическая значимость исследования:
- определены теоретические подходы развития у детей 5-6 лет с дизартрией зрительно-моторной координации;
- обоснованы содержание, формы, методы развития у детей 5-6 лет с дизартрией зрительно-моторной координации посредством интерактивной песочницы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в работе диагностические задания для выявления уровня развития зрительно-моторной координации, а также задания с интерактивной песочницей для развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей работы учителем-логопедом.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования нашли свое отражение в сборнике научных статей «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (2020 г. и 2021 г., Тольятти); в научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2021 г., Тольятти); в профессиональном конкурсе по педагогике по дисциплине «Социальная адаптация обучающихся с проблемами в развитии» (2021 г., Тольятти); материалах студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (5-16 апреля 2021 г. и 4-15 апреля 2022 г., Тольятти); в конкурсе докладов по направлению «Современные подходы к воспитанию и развитию ребенка» (2022 г., Тольятти); обсуждениях на педагогическом совете в АНО ДО «Планета детства «Лада» детском сад у №201 «Волшебница» г. Тольятти.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие зрительно-моторной координации рассматривается как
коррекционно-развивающая деятельность педагога с детьми, направленная на коррекцию сопутствующих нарушений у дошкольников с дизартрией: согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов
2. Развитие зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией осуществляется через развитие ее компонентов: зрительное восприятие, моторная сфера, пространственная ориентация и способность выполнять одновременные движения обеими руками.
3. Развитие компонентов зрительно-моторной координации возможно посредством интерактивной песочницы. Содержание работы по развитию компонентов зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы определяется разработкой заданий на базе следующих режимов: «Вулкан», «Воздушные шары», «Времена года», «Город», «Подводный мир», «Природа», «Прятки», «Раскраска», «Релаксация», «Сахара» «Сокровища» «Фигуры», «Черепаха».
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 наименования), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 11 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 73 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования было установлено, что проблема обеспечения развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы является актуальной в педагогической теории и практике, в связи с необходимостью освоения различных инновационных технологий, которые удерживали бы интерес ребенка, его внимание и были бы полезны в коррекционно-развивающем процессе. Данная проблема требует дальнейшего теоретического исследования.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы уточнили, что развитие зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией затрудненно в связи с особенностями развития зрительного восприятия, моторной сферы, пространственной ориентации, способности выполнять одновременные движения обеими руками, что проявляется в замедленности и неловкости, грубости и скованности, непродуктивности и бесцельности движений рук, отсутствии гибкости и ритмичности; неточности координации движений руки и глаза (С.Н. Архипова, А.В. Бурдукова, Г.Д. Крутова, Д.Ю. Попова, А.В. Рязанцева, А.О. Федерова). Теоретическое исследование интерактивной песочницы как средства развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией и исследований о включении интерактивной песочницы в образовательный процесс (А.Р. Валеева, Ю.Н. Одарченко, И.И. Пичугина) позволило отметить отсутствие методики ее применения в развитии данного процесса и актуальность разработки такой методики.
В работе представлена разработанная диагностика зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией. В ходе экспериментальной работы были выделены следующие показатели развития данного процесса:
- умение осуществлять контроль за точностью движений карандаша в плоскости листа;
- владение зрительно-пространственной организацией движений;
- умение воспроизводить точные движения кистью и пальцами рук по показу;
- умение выполнять содружественные движения обеими руками под контролем глаз.
В соответствии с ними были разработаны диагностические методики и выделены уровни (низкий, средний, высокий) развития зрительно-моторной координации. Полученные данные свидетельствовали о том, что зрительно-моторная координация у детей 5-6 лет с дизартрией характеризуются: наличием эхопраксий, которые возникают в начале деятельности и могут удерживаться при выполнении последующий действий; неспособностью осуществлять одновременные движения руками под контролем глаз, недостаточными точностью и плавностью движений. Выявленные особенности подтвердили необходимость проведения специально организованной работы по зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией.
Формирующий эксперимент был направлен на разработку и реализацию методики развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы и определение динамики развития исследуемого процесса. Нами были выделены четыре направления развития зрительно-моторной координации:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие моторной сферы;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие способности выполнять одновременные движения обеими руками.
Были отобраны и апробированы оптимальные режимы интерактивной песочницы («Вулкан», «Воздушные шары», «Времена года», «Город», «Подводный мир», «Природа», «Прятки», «Раскраска», «Релаксация», «Сахара» «Сокровища» «Фигуры», «Черепаха») и разработаны на их базе задания, определены методы обучения детей 5-6 лет с дизартрией, приемы работы с песком и формы работы.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Дальнейшая работа может быть посвящена изучению возможностей применения интерактивной песочницы в повышении мотивации к двигательной деятельности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, или изучению возможностей применения интерактивной песочницы в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.



1. Алёхин А. Н., Шабардина В. К. Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, страдающих дизартрией // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика : электрон. науч. журн. 2018. Т.6, №2(20). URL: http://medpsy.ru/climp(дата обращения: 16.10.2020).
2. Артеменко Б. А., Похлебаев С. М. Системно-синергетический подход как методология научного познания объектов неживой и живой природы // Вестник УралГУФК : Сер. Социально-гуманитарные науки. 2010. №2(2). С. 26-29.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. М. : Астрель, 2008. с. 343
4. Архипова С. Н., Федерова А. О. Особенности зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научные исследования: от теории к практике. 2015. №1(2). С. 166-167.
5. Асмаловская О. А., Жигалова Е. А. Особенности активного словаря у старших дошкольников с дизартрией // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. Уфа : ООО «Агентство международных исследований», 2018. С 17-20.
6. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М. : Генезис, 2016. 6-е издание. 70 с.
7. Белов И. М., Блинова М. М., Еремеева В. Д., Утянова Т. А. Функциональная асимметрия мозга и её связь с развитием речи у детей // Вопросы психологии. 1982. С. 110-115.
8. Беловашина Я. И. Рисование двумя руками как один из способов
развития межполушарного взаимодействия // Сайт для воспитателей и учителей «Педарзвитие». Ярославль, 2021. URL:
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20287(дата обращения: 16.10.2020).
9. Беляева Ю. А. Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга средствами кинезиологических упражнений у детей с нарушениями речи // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10.
10. Бурдукова А. В. Исследования зрительно-моторной координации у детей с псевдобульварной дизартрией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 362-365.
11. Бурдукова А. В. Логопедическая работа по формированию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогинеза. Екатеренбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2018. С. 403-405.
12. Валеева А. Р. Песочная терапия с использованием информационной коммуникативной технологии «интерактивной песочницы» // Ямальский вестник. 2020. № 1 (19). С. 8-10.
13. Ветрова Я. И. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Вестник Мининского университета. 2014. №3 (7).
14. Ганина С. А. Философские и естественно-научные основания феномена детства в рамках биогенетической концепции развития личности. Вестник ТПГУ. 2012. № 6 (121). С. 31-36.
15. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Книга чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. Спб. : Речь, 2010. 69 с.
16. Дудьев В. П. Психомоторика : словарь-справочник М. : Владос, 2008. 366 с.
17. Журба Т. В. Особенности моторной сферы детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии старшего дошкольного возраста // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XII международной научно-практической конференции (15 июня 2015 года). / Отв. редактор Уварина Н.В. Прага, Чешская Республика : World press s.r.o., 2015. С. 78-86.
18. Кондаков И. М. Психологический словарь: иллюстрированный. М. : Прайм-Еврознак, 2003. 508 с.
19. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции, методы. М. : Макцентр, 1994. 182 с.
20. Котлованова О. В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного
возраста средствами песочной анимации // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-melkoy-motoriki-detey-
doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-pesochnoy-animatsii (дата обращения:
16.05.2020).
21. Крутова Г. Д. Особенности пространственной ориентации у дошкольников с дизартрией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Екатеринбург : Тюменский гос. ун-т, 2018. С.207¬209.
22. Лубовский В. И. Специальная психология. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
23. Медведева Е. Ю., Образумова А. Н. Исследование мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. №1 -7. С. 87-89.
24. Мертвищева К. З. Формирование оптико-пространственной ориентировки у детей со стертой формой дизартрии // Молодой ученый.
2018. № 42. С. 65-66.
25. Никишина В. Б. Формирование амбидекстрии у леворуких детей младшего школьного возраста как фактор успешности обучения // Международная юбилейная конференция «Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова» / Под редакцией М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. М. : Перо, 2017. С. 358-360.
26. Оглоблина И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2005.№6. С. 21-25.
27. Одарченко Ю. Н. Использование интерактивной песочницы в ДОУ // Молодой ученый : Международный научный журнал. Казань : «Молодой ученый», 2016. № 24 (128). С. 491-493.
28. Пичугина И. И. Детский сад нового поколения: использование интерактивной песочницы в дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Челябинск : «Мозаика-Синтез», 2018. С. 168-169
29. Попова Г. А., Попова Е. Ф. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в условиях ДОУ // Современные тенденции в науке и образовании. Нефтекамск : «Мир науки», 2019 С. 316-322.
30. Прищепа С. А. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. С.60-61.
31. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М. : «Просвещение», 1973. 272 с.
32. Режимы интерактивной песочницы iSandBOX. 2018. URL:
https://isandbox.ru/rezhimy-interaktivnoj-pesochnicy/ (дата обращения:
20.01.2021)
33. Рязанцева А. В. Особенности развития зрительно-моторной координации у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 66-67.
34. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М. : Просвещение, 1966. С. 27.
35. Спирина А. В. Особенности крупной, мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией // Вестник Курганского
государственного университета. 2018 №4 (51). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-krupnoy-melkoy-i-artikulyatsionnoy- motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriey (дата обращения: 14.01.2021).
36. Уржумова Ю. А. Динамика развития зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 4-15 апреля 2022 г. Выпуск XI / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина - Тольятти: НаукоПолис, 2022. С. 228-233
37. Уржумова Ю. А. Содержание работы по развитию зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с дизартрией посредством интерактивной песочницы // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сборник научных статей. Выпуск 17 / отв.ред. О.В. Дыбина, под ред. С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, А.А. Ошкиной. - Тольятти : НаукоПолис, 2021 - 1 оптический диск.
38. Ханафина Г. Р. Выявление у дошкольников с дизартрией нарушений графомоторных навыков // Молодой ученый: Международный научный журнал. Казань : «Молодой ученый», 2016. №23(127). С. 525-527. URL: https:ZZmoluch.ru/archive/127/35044/(дата обращения: 04.11.2020).
39. Хомская Е. Д. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону : «Феникс», 1998.
40. Ясюкова Л. А. Исследование зрительно-моторной координации у первоклассников // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2006. Т. 6. № 1. С. 67-70.
41. Gonzalez J. To Boost Learning, Just Add Movement ZZ Cult of pedagogy.
2019. URL: https:ZZwww.cultofpedagogy.comZmovementZ(дата обращения: 04.04.2021).
42. Johnson D. W., Johnson R. T. Cooperative Learning: The Foundation for
Active Learning. IntechOpen, 2018 URL: https://www.researchgate.net/publication/330952938_Cooperative_Learning_The_ Foundation_for_Active_Learning (дата обращения: 04.04.2021).
43. Kagan S., Kagan M. Cooperative Learning. BKCLW, 2009 URL: https: //www.kaganonline.com/catalog/cooperative_learning.php(дата обращения: 04.04.2021).
44. Mash E. J., Wolfe D. A. Abnormal Child Pshychology. 5 edition. Belmont. CA : Wadsworth Publishing, 2012. 624 p.
45. Sailer U. Spatial and temporal aspects of eye-hand coordination across different tasks // Experimental Brain Research (September 2000). no.2. 134 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ