Проектирование модели педагогического менеджмента в условиях образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
1.1 Предпосылки развития педагогического менеджмента 11
1.2 Методологические подходы к проектированию педагогического
менеджмента 25
1.3 Педагогический менеджмент: сущность, структура, подходы к
определению 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 53
2.1 Проектирование педагогического менеджмента 53
2.2 Готовность МБОУ СОШ № 49 к реализации модели педагогического
менеджмента 65
2.3 Модель педагогического менеджмента и условия ее реализации в
образовательной организации МБОУ СОШ № 49 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
1.1 Предпосылки развития педагогического менеджмента 11
1.2 Методологические подходы к проектированию педагогического
менеджмента 25
1.3 Педагогический менеджмент: сущность, структура, подходы к
определению 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 53
2.1 Проектирование педагогического менеджмента 53
2.2 Готовность МБОУ СОШ № 49 к реализации модели педагогического
менеджмента 65
2.3 Модель педагогического менеджмента и условия ее реализации в
образовательной организации МБОУ СОШ № 49 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
В современных условиях развития общества успешное функционирование организации определяется большей степенью тем, насколько эффективно осуществляется ее управление. Под влиянием новых социально-экономических факторов происходят изменения во всех сферах российского общества, в том числе и в образовании. В Законе Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в последней действующей в 2018 году редакции от 29 декабря 2017 года, с изменениями заложена идея обеспечения опережающего характера развития образования, его многоукладности, альтернативности, демократизации. В связи с этим, осуществляется интенсивный поиск путей повышения эффективности управления образовательными системами на всех уровнях.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России № 761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Главным квалификационным требованием к работнику в должности заместитель руководителя является наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом». Таким образом, обогащение педагогических кадров знанием теории менеджмента и существующая потребность в его адаптации и внедрении с учетом специфики ее национальных традиций, менталитета, законодательной базы образования, профессиональной направленности и других факторов ставят проблему педагогического менеджмента в число приоритетных в программе модернизации образования России на современном этапе.
На современном этапе развития научных знаний намечается тенденция синтеза наук, повышается роль межпредметных связей. Примером такого синтеза является педагогический менеджмент, который характеризуется совокупностью научных знаний и практического опыта, направленных на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом.
В научной литературе (В.Д. Бешковский, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров и др.) выделяют 2 уровня педагогического менеджмента: первый — это руководители образовательных учреждений и их заместители, второй (низшее звено управления) - это педагоги, учителя. В нашем исследовании рассмотрен второй уровень педагогического менеджмента - деятельность педагога по управлению образовательным процессом, соуправление и взаимодействие с учащимися.
Одним из направлений решения проблем педагогического менеджмента является повышение компетентности и профессионального мастерства педагога как субъекта менеджмента, готового выполнять управленческие функции, быть ответственным, организованным, систематически и планомерно повышать свой профессиональный уровень и т.д. Данные качества характерны также для профессиональных управляющих - менеджеров, что дает нам право называть педагогов педагогами-менеджерами и рассматривать их деятельность через принципы управления педагогическими системами. Основу профессиональной педагогической деятельности составляет главная функция педагога -управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования, т.е. педагогическое управление.
Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности. В нашем исследовании педагогический менеджмент - это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе, направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях.
Анализ научной литературы и результатов практической деятельности общеобразовательных учреждений позволил выявить противоречие: между потребностью и необходимостью использовать педагогический менеджмент для организации образовательного процесса и отсутствием модели педагогического менеджмента для конкретной образовательной организации.
С учетом данных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: какова структура модели педагогического менеджмента в условиях конкретной образовательной организации.
Учитывая актуальность проблемы, ее социальную значимость, недостаточную теоретическую и практическую разработанность была определена тема диссертационного исследования: «Проектирование модели педагогического менеджмента в условиях образовательной организации».
Цель исследования - разработка и описание модели педагогического менеджмента для образовательной организации.
Объект исследования - модель педагогического менеджмента образовательной организации.
Предмет исследования - содержание этапов проектирования модели педагогического менеджмента в образовательной организации.
Гипотеза исследования - проектирование модели педагогического менеджмента в образовательной организации будет возможно если будут:
- определены этапы проектирования модели педагогического
менеджмента для конкретной образовательной организации;
- описано содержание модели педагогического менеджмента для конкретной образовательной организации;
- будет разработана программа реализации модели педагогического менеджмента в конкретной образовательной организации.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить предпосылки развития педагогического менеджмента.
2. Описать методологические подходы к проектированию модели педагогического менеджмента.
3. Определить сущность, структуру и подходы к определению понятия «педагогический менеджмент».
4. Разработать этапы проектирования педагогического менеджмента в МБОУ СОШ № 49.
5. Определить готовность МБОУ СОШ № 49 к реализации модели педагогического менеджмента.
6. Разработать модель педагогического менеджмента и условия ее реализации в МБОУ СОШ № 49.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения педагогического менеджмента и теории управления (Ю.А. Конаржевский, Е.Ю. Никитина, С.А. Репин, В.П. Симонов, Т.Н. Шамова и др.); системный подход, основой которого является теория систем (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков и др.); теория оптимизации (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.); проектирование как метод педагогического исследования (Ю.С. Бродский). Значительное влияние на наше исследование оказали труды зарубежных ученых по управлению организациями Р. Аккофа, С. Паркинсона, Р. Тейлора, А. Файоля, Р. «Фишера и др.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что теоретически обоснована модель педагогического менеджмента современной образовательной организации и разработана программа ее реализации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные разработанная модель педагогического менеджмента может быть использована в деятельности различных образовательных организаций.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была применена группа адаптированных к цели работы методов и методик теоретического (постановка гипотезы, других элементов теоретического аппарата; синтез, индукция и дедукция, моделирование;) и эмпирического (анкетирование, беседы, интервью, самонаблюдение; изучение продуктов деятельности, анализ документации, литературы) уровней.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ взглядов деятелей отечественного образования дает основания утверждать, что педагогический менеджмент есть целенаправленная деятельность, направленная на организацию и создание эффективной системы управления процессом обучения, подготовки и развития личности обучающегося.
2. Принимая за основу выявленное в процессе научного поиска содержание «педагогического менеджмента» мы утверждаем, что к его особенностям можно отнести разные составляющие:
- принципы;
- методы;
- технологические приемы, направленные на обеспечение качества
образования и совершенствование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- создание условий для обеспечения активной самостоятельной учебно - познавательной деятельности обучающегося;
- широкое использование приемов организации педагогического менеджмента в классе.
3. Система наиболее целесообразного проектирования и конструирования содержания учебного процесса, направленная на реализацию модели педагогического менеджмента в конкретной образовательной организации.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась педагогическом коллективе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной организации № 49 г. Екатеринбурга. Всего в исследовании приняли участие 46 педагогов. Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. и включало три этапа.
Первый этап - организационный (февраль 2017 г.). Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проектирования модели педагогического менеджмента в образовательном процессе, были определены объект, предмет, научный аппарат, база исследования, разрабатывались задачи и план работы.
Второй этап - опытно-поисковый (сентябрь 2017 г.).
Реализовывался план опытно-поисковой работы. На основе анализа, синтеза и сравнения были разработаны программы проектирования и реализации модели педагогического менеджмента, определена готовность общеобразовательной организации к реализации данной модели.
Третий этап - обобщающий (февраль 2018 г.). Осуществлялась проверка выводов и результатов исследования, анализировались, систематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались основные выводы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-поисковой работы в общеобразовательной организации № 49 г. Екатеринбурга. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме статьи «Компетентность образовательного учреждения по разработке модели педагогического менеджмента» представлялись в сборнике научных статей 2-ой научно-практической конференции «Компетентности и компетенции персонала отраслевых организаций: структура и содержание, технологии развития».
По данной тематике опубликованы:
1. Чокан В.Э. Этапы проектирования модели педагогического менеджмента образовательной организации// сб. ст. Международного педагогического портала «Солнечный свет»., 2018г. С.43-45.;
2. Чокан В.Э. Условия разработки и реализации модели педагогического менеджмента в образовательной организации//Академия педагогических знаний. Выпуск №8 ч. 1., 2018г. С.30-32.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем магистерской диссертации составляет 117 страниц, из них 104 страниц основного текста, 8 страниц приложения. Работа содержит 7 таблиц, 3 рисунка.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России № 761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Главным квалификационным требованием к работнику в должности заместитель руководителя является наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом». Таким образом, обогащение педагогических кадров знанием теории менеджмента и существующая потребность в его адаптации и внедрении с учетом специфики ее национальных традиций, менталитета, законодательной базы образования, профессиональной направленности и других факторов ставят проблему педагогического менеджмента в число приоритетных в программе модернизации образования России на современном этапе.
На современном этапе развития научных знаний намечается тенденция синтеза наук, повышается роль межпредметных связей. Примером такого синтеза является педагогический менеджмент, который характеризуется совокупностью научных знаний и практического опыта, направленных на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом.
В научной литературе (В.Д. Бешковский, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров и др.) выделяют 2 уровня педагогического менеджмента: первый — это руководители образовательных учреждений и их заместители, второй (низшее звено управления) - это педагоги, учителя. В нашем исследовании рассмотрен второй уровень педагогического менеджмента - деятельность педагога по управлению образовательным процессом, соуправление и взаимодействие с учащимися.
Одним из направлений решения проблем педагогического менеджмента является повышение компетентности и профессионального мастерства педагога как субъекта менеджмента, готового выполнять управленческие функции, быть ответственным, организованным, систематически и планомерно повышать свой профессиональный уровень и т.д. Данные качества характерны также для профессиональных управляющих - менеджеров, что дает нам право называть педагогов педагогами-менеджерами и рассматривать их деятельность через принципы управления педагогическими системами. Основу профессиональной педагогической деятельности составляет главная функция педагога -управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования, т.е. педагогическое управление.
Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности. В нашем исследовании педагогический менеджмент - это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе, направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях.
Анализ научной литературы и результатов практической деятельности общеобразовательных учреждений позволил выявить противоречие: между потребностью и необходимостью использовать педагогический менеджмент для организации образовательного процесса и отсутствием модели педагогического менеджмента для конкретной образовательной организации.
С учетом данных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: какова структура модели педагогического менеджмента в условиях конкретной образовательной организации.
Учитывая актуальность проблемы, ее социальную значимость, недостаточную теоретическую и практическую разработанность была определена тема диссертационного исследования: «Проектирование модели педагогического менеджмента в условиях образовательной организации».
Цель исследования - разработка и описание модели педагогического менеджмента для образовательной организации.
Объект исследования - модель педагогического менеджмента образовательной организации.
Предмет исследования - содержание этапов проектирования модели педагогического менеджмента в образовательной организации.
Гипотеза исследования - проектирование модели педагогического менеджмента в образовательной организации будет возможно если будут:
- определены этапы проектирования модели педагогического
менеджмента для конкретной образовательной организации;
- описано содержание модели педагогического менеджмента для конкретной образовательной организации;
- будет разработана программа реализации модели педагогического менеджмента в конкретной образовательной организации.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить предпосылки развития педагогического менеджмента.
2. Описать методологические подходы к проектированию модели педагогического менеджмента.
3. Определить сущность, структуру и подходы к определению понятия «педагогический менеджмент».
4. Разработать этапы проектирования педагогического менеджмента в МБОУ СОШ № 49.
5. Определить готовность МБОУ СОШ № 49 к реализации модели педагогического менеджмента.
6. Разработать модель педагогического менеджмента и условия ее реализации в МБОУ СОШ № 49.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения педагогического менеджмента и теории управления (Ю.А. Конаржевский, Е.Ю. Никитина, С.А. Репин, В.П. Симонов, Т.Н. Шамова и др.); системный подход, основой которого является теория систем (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков и др.); теория оптимизации (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.); проектирование как метод педагогического исследования (Ю.С. Бродский). Значительное влияние на наше исследование оказали труды зарубежных ученых по управлению организациями Р. Аккофа, С. Паркинсона, Р. Тейлора, А. Файоля, Р. «Фишера и др.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что теоретически обоснована модель педагогического менеджмента современной образовательной организации и разработана программа ее реализации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные разработанная модель педагогического менеджмента может быть использована в деятельности различных образовательных организаций.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была применена группа адаптированных к цели работы методов и методик теоретического (постановка гипотезы, других элементов теоретического аппарата; синтез, индукция и дедукция, моделирование;) и эмпирического (анкетирование, беседы, интервью, самонаблюдение; изучение продуктов деятельности, анализ документации, литературы) уровней.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ взглядов деятелей отечественного образования дает основания утверждать, что педагогический менеджмент есть целенаправленная деятельность, направленная на организацию и создание эффективной системы управления процессом обучения, подготовки и развития личности обучающегося.
2. Принимая за основу выявленное в процессе научного поиска содержание «педагогического менеджмента» мы утверждаем, что к его особенностям можно отнести разные составляющие:
- принципы;
- методы;
- технологические приемы, направленные на обеспечение качества
образования и совершенствование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- создание условий для обеспечения активной самостоятельной учебно - познавательной деятельности обучающегося;
- широкое использование приемов организации педагогического менеджмента в классе.
3. Система наиболее целесообразного проектирования и конструирования содержания учебного процесса, направленная на реализацию модели педагогического менеджмента в конкретной образовательной организации.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась педагогическом коллективе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной организации № 49 г. Екатеринбурга. Всего в исследовании приняли участие 46 педагогов. Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. и включало три этапа.
Первый этап - организационный (февраль 2017 г.). Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проектирования модели педагогического менеджмента в образовательном процессе, были определены объект, предмет, научный аппарат, база исследования, разрабатывались задачи и план работы.
Второй этап - опытно-поисковый (сентябрь 2017 г.).
Реализовывался план опытно-поисковой работы. На основе анализа, синтеза и сравнения были разработаны программы проектирования и реализации модели педагогического менеджмента, определена готовность общеобразовательной организации к реализации данной модели.
Третий этап - обобщающий (февраль 2018 г.). Осуществлялась проверка выводов и результатов исследования, анализировались, систематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались основные выводы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-поисковой работы в общеобразовательной организации № 49 г. Екатеринбурга. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме статьи «Компетентность образовательного учреждения по разработке модели педагогического менеджмента» представлялись в сборнике научных статей 2-ой научно-практической конференции «Компетентности и компетенции персонала отраслевых организаций: структура и содержание, технологии развития».
По данной тематике опубликованы:
1. Чокан В.Э. Этапы проектирования модели педагогического менеджмента образовательной организации// сб. ст. Международного педагогического портала «Солнечный свет»., 2018г. С.43-45.;
2. Чокан В.Э. Условия разработки и реализации модели педагогического менеджмента в образовательной организации//Академия педагогических знаний. Выпуск №8 ч. 1., 2018г. С.30-32.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем магистерской диссертации составляет 117 страниц, из них 104 страниц основного текста, 8 страниц приложения. Работа содержит 7 таблиц, 3 рисунка.
Проведенные научно-теоретические и методологические исследования в теории и практике менеджмента в образовании и осмысление новой философии социального управления обусловлены происходящими изменениями в стране в экономических отношениях, государственно-политическом устройстве, общественном сознании, направлениях государственной политики на современном этапе, изучение, анализ и оценка мирового управленческого опыта, поиск резервов повышения качества обучения привели нас к рассмотрению и обоснованию проблемы педагогического менеджмента в классе, изменению роли учителя в организации учебно-познавательного деятельности учащихся на уроке.
Проведенное исследование позволило установить, что управление является исторически сложившимся и неотъемлемым видом деятельности педагогических работников.
Тип преподавателя-информатора, транслятора информации уходит в прошлое. Гарантированные, стабильные и прочные знания дает педагог, который не только организует процесс обучения способам учебно-познавательной деятельности, но и управляет на своем уровне учебными группами, классным коллективом. Системой этой деятельности учитель и руководитель обогатились, изучая теорию менеджмента в образовании, используя современные достижения в науке.
Только педагог, целенаправленно осуществляя свою профессиональную и параллельно управленческую функции, в состоянии принимать разумные решения в реальной ситуации, оказывать непосредственно в процессе обучения педагогическую поддержку учащимся, организовывать выполнение принятых решений совместно с учащимися, создавать надлежащие условия для успешной работы каждого участника образовательного процесса в системе «учитель - ученик». Работая в условиях конкретной ситуации, учитель обеспечивает мотивацию и стимулирование деятельности обучающихся, совместными усилиями коллектива обучающихся и самого учителя корректируя эту деятельность и объективно ее оценивая.
Педагогический менеджмент - это процесс, основанный на взаимодействии, взаимопроникновении, взаимовлиянии, взаимопонимании двух равных субъектов этих процессов: учителя и учащегося. Он обладает всеми признаками деятельности как общего феномена человеческой практики, ив то же время имеет особенности, обусловленные специфической действительностью осуществления управления в условиях образовательного процесса. Особенности педагогического менеджмента преподавателей состоят: в значительном расширении границ применения управленческих функций; комплексности и многоплановости его использования; в предмете и продукте педагогической деятельности; системах и формах организации образовательного процесса
Модель системы педагогического менеджмента позволяет рассматривать совокупность элементов педагогической и управленческой деятельности как единый механизм, обеспечивающий достижение конечных целей системы.
Управленческая деятельность учителя представляет собой процесс решения системы разнообразных управленческих задач. При этом необходимо учитывать многообразие внешних и внутренних условий. В связи с этим деятельность учителя по педагогическому управлению, или педагогическому менеджменту, должна опираться не на жесткие алгоритмы, а на стратегию поиска и знания научных ос нов управления. Поэтому педагогический менеджмент в обучении мы рассматриваем как один из важнейших аспектов в подготовке будущих учителей и обязательный компонент, модуль в системе курсовой подготовки и переподготовки ныне действующей армии учителей, которым необходимы эти знания. Только обогащая учителя новыми интегрированными знаниями в области теории менеджмента, совершенствуя научно-теоретическую подготовку по психологии, диагностированию затруднений обучающихся и применению новых технологий в практике обучения, можно соответствовать направлениям государственной политики в области образования на современном этапе.
Проведенное исследование и его результаты подтвердили нашу гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
Управлять учебно-познавательным процессом - это значит непрерывно познавать, исследовать процесс обучения, вносить своевременные коррективы в технологию обучения процедурам учебно-познавательной деятельности, отслеживать результаты по каждому компоненту и звену учебного процесса, выявлять закономерности, видеть прогрессивные тенденции в развитии познавательных и интеллектуальных возможностей учащихся и этим обеспечивать качество учебного процесса и управления. Учитывая, что без специальной подготовки учителю трудно обеспечить реализацию современных направлений и идей в учебных планах, мы считаем целесообразным предусмотреть курсовую переподготовку кадров по педагогическому менеджменту.
Разработанная в процессе исследования Программа реализации модели педагогического менеджмента - это попытка оказать практическую помощь учителю в управлении
Таким образом, определяющими факторами, обеспечивающими обновление содержания и технологий обучения и воспитания подрастающего поколения, являются научные достижения в теории педагогики, в управлении качеством образования на основе использования теории педагогического менеджмента.
Проведенное исследование позволило установить, что управление является исторически сложившимся и неотъемлемым видом деятельности педагогических работников.
Тип преподавателя-информатора, транслятора информации уходит в прошлое. Гарантированные, стабильные и прочные знания дает педагог, который не только организует процесс обучения способам учебно-познавательной деятельности, но и управляет на своем уровне учебными группами, классным коллективом. Системой этой деятельности учитель и руководитель обогатились, изучая теорию менеджмента в образовании, используя современные достижения в науке.
Только педагог, целенаправленно осуществляя свою профессиональную и параллельно управленческую функции, в состоянии принимать разумные решения в реальной ситуации, оказывать непосредственно в процессе обучения педагогическую поддержку учащимся, организовывать выполнение принятых решений совместно с учащимися, создавать надлежащие условия для успешной работы каждого участника образовательного процесса в системе «учитель - ученик». Работая в условиях конкретной ситуации, учитель обеспечивает мотивацию и стимулирование деятельности обучающихся, совместными усилиями коллектива обучающихся и самого учителя корректируя эту деятельность и объективно ее оценивая.
Педагогический менеджмент - это процесс, основанный на взаимодействии, взаимопроникновении, взаимовлиянии, взаимопонимании двух равных субъектов этих процессов: учителя и учащегося. Он обладает всеми признаками деятельности как общего феномена человеческой практики, ив то же время имеет особенности, обусловленные специфической действительностью осуществления управления в условиях образовательного процесса. Особенности педагогического менеджмента преподавателей состоят: в значительном расширении границ применения управленческих функций; комплексности и многоплановости его использования; в предмете и продукте педагогической деятельности; системах и формах организации образовательного процесса
Модель системы педагогического менеджмента позволяет рассматривать совокупность элементов педагогической и управленческой деятельности как единый механизм, обеспечивающий достижение конечных целей системы.
Управленческая деятельность учителя представляет собой процесс решения системы разнообразных управленческих задач. При этом необходимо учитывать многообразие внешних и внутренних условий. В связи с этим деятельность учителя по педагогическому управлению, или педагогическому менеджменту, должна опираться не на жесткие алгоритмы, а на стратегию поиска и знания научных ос нов управления. Поэтому педагогический менеджмент в обучении мы рассматриваем как один из важнейших аспектов в подготовке будущих учителей и обязательный компонент, модуль в системе курсовой подготовки и переподготовки ныне действующей армии учителей, которым необходимы эти знания. Только обогащая учителя новыми интегрированными знаниями в области теории менеджмента, совершенствуя научно-теоретическую подготовку по психологии, диагностированию затруднений обучающихся и применению новых технологий в практике обучения, можно соответствовать направлениям государственной политики в области образования на современном этапе.
Проведенное исследование и его результаты подтвердили нашу гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
Управлять учебно-познавательным процессом - это значит непрерывно познавать, исследовать процесс обучения, вносить своевременные коррективы в технологию обучения процедурам учебно-познавательной деятельности, отслеживать результаты по каждому компоненту и звену учебного процесса, выявлять закономерности, видеть прогрессивные тенденции в развитии познавательных и интеллектуальных возможностей учащихся и этим обеспечивать качество учебного процесса и управления. Учитывая, что без специальной подготовки учителю трудно обеспечить реализацию современных направлений и идей в учебных планах, мы считаем целесообразным предусмотреть курсовую переподготовку кадров по педагогическому менеджменту.
Разработанная в процессе исследования Программа реализации модели педагогического менеджмента - это попытка оказать практическую помощь учителю в управлении
Таким образом, определяющими факторами, обеспечивающими обновление содержания и технологий обучения и воспитания подрастающего поколения, являются научные достижения в теории педагогики, в управлении качеством образования на основе использования теории педагогического менеджмента.
Подобные работы
- Проектирование модели педагогического менеджмента в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - Управление инновационными изменениями в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Модель современного управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и психологического центра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом профессионального развития педагогов в образовательной организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



