ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Профессиональная мобильность педагога образовательной
организации: основные понятия, значение на современном этапе... 7
1.2 Профессиональная мобильность педагога образовательной
организации в трудах отечественных и зарубежных авторов 14
1.3 Характеристика процесса управления профессиональной
мобильностью педагога образовательной организации 25
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА В МАОУ СОШ №61 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 39
2.1. Анализ профессиональной мобильности педагогов в
МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга 39
2.2. Модель управления профессиональной мобильностью
педагога в МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга 48
2.3. Рекомендации по реализации модели управления
профессиональной мобильностью педагога 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Ведущим документом, регламентирующим и определяющим требования к современному педагогу, является Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В данном нормативном документе отмечается, что в современном мире основным ориентиром и главным профессиональным качеством педагога является демонстрация ученикам умения самосовершенствоваться. Данное качество проявляется во владении педагогом большим набором компетенций (нестандартный подход, ответственность в принятии решений, владение инновационными методиками и технологиями обучения).
Другими словами, на первый план в профессиональном портрете педагога выходит важнейшее качество - профессиональная мобильность, объединяющее в себе желание педагога самостоятельно и творчески мыслить, воспринимать профессиональные ситуации, искать нестандартные решения, совершенствовать свои профессиональные навыки и педагогические умения, корректировать и повышать уровень своих предметных наработок, анализировать результаты своей деятельности и т.д.
Безусловно, контроль по данному направлению развития педагога осуществляется непосредственно им самим, самостоятельно. Внешний контроль в оценке соответствия педагога профессиональному стандарту и критериям профессиональной мобильности должен осуществляться руководством образовательных учреждений (заместители директора, специалисты отдела кадров, директор образовательного учреждения).
Важно отметить, что работа руководящего состава должна включать в себя не только выявление текущего уровня профессиональной мобильности каждого педагогического работника, но и должна включать в себя такие направления менеджмента, как мотивация сотрудников на совершенствование своих профессионально-педагогических качеств и создание условий для саморазвития педагогов.
Исследования Ю.И. Биктуганова, О.Ю. Посуховой, Ю.И. Калиновского, Л.В. Грюновой, А.И. Архангельского и др. показывают необходимость организации управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации, в связи с тем, что данное профессионально-важное качество для педагога является одним из ведущих и перспективных, позволяющих повысить качество образования в целом.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития профессиональной мобильности педагогов и невозможностью сделать это без управления данным процессом.
Объект исследования: профессиональная мобильность педагога.
Предмет исследования: механизмы управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретического анализа литературы по управлению профессиональной мобильностью педагога образовательной организации разработать модель управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятия профессиональной мобильности педагога образовательной организации и определить значение данной категории на современном этапе.
2) Представить характеристику процесса управления
профессиональной мобильностью педагога образовательной организации;
3) Провести исследование и анализ результатов диагностики профессиональной мобильности педагогов в МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга.
4) Разработать модель управления профессиональной
мобильностью педагога в МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга.
5) Разработать рекомендации по реализации модели управления профессиональной мобильностью педагога.
В рамках работы над диссертацией использован комплекс теоретических (анализ и синтез литературы, сравнение, обобщение, систематизация) и практических (анкетирование, тестирование, опрос) методов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования выступают труды отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих:
1) Понятие профессиональной мобильности образовательной организации (П.А. Сорокин, Ю.И. Калиновский, Э.Ф. Зеер, Д.В. Чернилевский, Т.В. Пищулин, М.И. Дьяченко, Л.К. Фортова, Т.И. Заславская, М.И. Лукьянова и др.).
2) Характеристику процесса управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации (Д.С. Воронова, М.Ш. Ноулз, Н.М. Борытко, Г.М. Клочева, В.С. Алешина, М.Е. Бершадский, С.А. Морозова, О.Н. Арефьев и др.).
База исследования. Опытно-поисковая работа по изучению управления профессиональной мобильностью педагога и разработкой рекомендаций была организована на базе МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 54 педагога.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана и теоретически обоснована модель управления профессиональной мобильностью педагога современной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель управления профессиональной мобильностью педагога и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности руководителей и специалистов по работе с персоналом образовательных организаций разных уровней.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации представлена следующими взаимосвязанными компонентами: цели, функция, условия, этапы, принципы, методологические подходы, методологические принципы, критерии и уровни.
Результаты текущего исследования представлены в публикациях:
1) «Управление профессиональной мобильностью педагога как приоритетная задача руководителя образовательной организации» [https://infourok.ru/statya-na-temu-upravlenie-professionalnoy-mobilnostyu- pedagoga-kak-prioritetnaya-zadacha-rukovoditelya-obrazovatelnoy-organizaci- 3272953.html];
2) «Инновационные средства развития профессиональной
мобильности педагога» [https: //infourok.ru/statya-na-temu-innovacionnie-
sredstva-razvitiya-professionalnoy-mobilnosti-pedagoga-3272943.html].
В рамках текущего исследования по проблеме управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации была доказана актуальность данной темы, что отражено в современных исследованиях и нормативно-правовой документации в области требований, выдвигаемых в профессиональном стандарте педагога.
Изучение понятия профессиональной мобильности педагога образовательной организации и определение значение данной категории на современном этапе показало, что данную категорию целесообразно рассматривают, во-первых, позиций компетентностного подхода, так как в основу формирования профессиональной мобильности должны быть положены профессиональные компетенции. В профессиональной области педагога ведущими компетенциями, характеризующими мобильность, будут выступать ориентация на инновационную деятельность, мотивация к самосовершенствованию, высокий уровень рефлексии и др.
Современные исследования позволяют определить, что профессиональную мобильность педагогов целесообразно рассматривать как комплексную категорию, включающую когнитивный компонент (нацеленность на профессионально-личностное развитие и творческую самореализацию, позитивное отношение к профессии, толерантное отношение к новому опыту и ситуациям неопределенности и др.), мотивационный (потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, стремление избегать рутины, потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей и др.), личностным (активное развитие востребованности к саморазвитию и др.). Развитие профессиональной мобильности педагога возможна средствами реализации модели управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации.
Анализ характеристики процесса управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации позволил установить, что функции управления в данном случае должны быть возложены на руководительско-административный отдел образовательного учреждения.
Кроме того, были установлены традиционные формы работы по развитию профессиональной мобильности педагогов (самообразование при поддержке и контроле администрации и профессионально работающих учителей школы. непрерывное обучение на рабочем месте под руководством администрации и профессионально работающих учителей школы. очные курсы повышения квалификации на базе методических центров. дистанционные курсы повышения квалификации и др.), а также современные формы, которые должны быть реализуемы со стороны руководства образовательного учреждения (коучинг, менторство, наставничество, тренинги, упражнения по развитию лабильности и сверхнормативной активности и др.)
Также было определено, что модель управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации должна быть представлена следующими взаимосвязанными компонентами: цели, функция, условия, этапы, принципы, методологические подходы, методологические принципы, критерии и уровни.
В рамках второй главы исследования была организована работа, направленная на анализ профессиональной мобильности педагогов. Базой исследования выступила МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 54 педагога.
Для текущего исследования был выбран комплекс методик:
1. Анкета «Когнитивная мобильность педагога» Е.А. Поддубской.
2. Опросник «Изучение мотивационного профиля личности» Ш. Ричи и П. Мартин.
3. Тест «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»
Н.В. Немова.
В ходе исследования было установлено, что для большинства педагогов МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга в отношении анализа профессиональной мобильности были определены следующие характеристики:
1. Преобладание базового уровня когнитивной мобильности.
2. Неблагоприятный показатель по потребностям мотивов профессиональной деятельности (по критерию мобильности).
3. Неблагоприятный уровень способностей к самообразованию (не сложившееся развитие).
Во второй части исследования была проанализирована работа, организуемая в МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга по управлению профессиональной мобильностью педагогов. Анализ показал, что комплекс мероприятий, предусмотренных планом работы образовательного учреждения, не в полной мере отвечают цели создания условий непрерывного совершенствования профессиональной мобильности и педагогического мастерства педагога.
Установленные ранее проблемы по направлению уровня профессиональной мобильности педагогов МАОУ СОШ №61 г. Екатеринбурга, связанные с высокой долей специалистов с преобладанием недостаточного базового уровня когнитивной мобильности, недостаточно высокими показателями по потребностям мотивов профессиональной деятельности (по критерию мобильности), а также не сложившимся развитием в способности к самообразованию и с несовершенством модели управления профессиональной мобильностью педагога, диктуют необходимость разработки рекомендаций по реализации модели управления профессиональной мобильностью педагога.
Разработанная модель, рекомендуемая к реализации в образовательных организациях, включает в себя следующие компоненты: цели, функция, условия, этапы, принципы, методологические подходы, методологические принципы, критерии и уровни.
Таким образом, цель исследования была достигнута. На основе теоретического анализа литературы по управлению профессиональной мобильностью педагога образовательной организации была разработана модель управления профессиональной мобильностью педагога образовательной организации.