Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений педагогов ДОО в процессе деловых игр

Работа №96483

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОО 6
1.1. Характеристика понятия «коммуникативные умения» с точки
зрения разных авторов 6
1.2. Деловая игра: сущность понятия, классификация, принципы и
структура 14
1.3. Методика организации и проведения деловых игр 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ 33
2.1. Результаты исследования уровня развития коммуникативных
умений педагогов ДОО 33
2.2. Деловые игры, направленные на развитие коммуникативных
умений педагогов ДОО 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, родителями, коллегами, администрацией детского сада и другими лицами. От уровня развития коммуникативно-речевых умений педагога, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, зависит результат - воспитание творческой, духовно и гармонично развитой личности ребенка.
На сегодняшний день накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (JI.A. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, С.В. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной педагогике и психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г.А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин) по проблеме формирования коммуникативных умений и коммуникативной компетентности [28]. Достаточно широко через интернет, конференции и семинары распространяется практический опыт по развитию коммуникативных умений педагога.
Однако анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной культуры. Поэтому задача формирования и развития коммуникативной культуры остается одной из важнейших задач повышения профессионального мастерства педагогов.
За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства. Среди них - игры, в том числе - деловые.
Игра - неотъемлемая часть человеческой жизни, наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Философию игры поэтически и провидчески точно выразил в « Пиковой даме» А.С. Пушкин устами главного героя: « Что наша жизнь? - Игра!». Игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.
Проблемы игры отражены в философской, психолого-педагогической, научно-популярной литературе. Впервые предметом социальных исследований игра была представлена в работе немецкого психолога К. Гросса (1899г.) «Игра как форма жизнедеятельности и самоусовершенствования молодых существ».
Разработкой и применением деловых игр занимались Б.Т.Лихачев, Л.С. Выготский, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин. Они утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и является активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки [1].
На сегодняшний день накоплен достаточно обширный опыт использования деловых игр в самых различных сферах (управление, принятие решений т.д.). Однако, как мы думаем, далеко не все педагоги, в том числе воспитатели ДОУ, понимают сущность и особенности деловых игр, подменяя их просто конкурсами и викторинами.
Все вышесказанное и определило тему настоящего исследования.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений педагогов
Предмет исследования: деловая игра, направленная на развитие коммуникативных умений педагогов.
Цель исследования: подобрать и реализовать в работе с педагогами деловые игры, способствующие развитию коммуникативных умений педагогов ДОО.
С целью достижения цели мы поставили следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятия «коммуникативные умения»;
2. описать классификации коммуникативных умений;
3. раскрыть сущность понятия «деловая игра»;
4. выявить специфику деловой игры как метода и формы обучения;
5. представить классификации деловых игр;
6. подобрать комплекс диагностических методик, направленных на исследование коммуникативных умений;
7. составить комплекс деловых игр, направленных на развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ;
8. провести мониторинг развития коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе деловых игр.
Теоретическая основа исследования: труды Л.Р. Мунировой, В.А.
Тищенко, А.А. Максимовой, Е. Ячиковой, Н.И. Левшиной, посвященные проблеме развития коммуникативных умений, а также работы В. Н. Ванюшина, С.В. Гвоздикова, А.Р. Лаврентьева, Л.А. Орловой, Г.С. Абрамовой, Ю.С. Арутюнова, посвященные методике проведения деловых игр.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №144 «Смородинка», Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Коминтерна, 46.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но в деятельности педагога и воспитателя оно из сопутствующего фактора превращается в категорию функциональную, профессионально значимую. Поэтому владение коммуникативными умениями - важнейшее требование к личности педагога.
В данной работе представлены результаты исследования влияния деловых игр на развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ №144.
В ходе исследования был решен ряд задач:
Во-первых, понятие «коммуникативные умения» было определено как владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных отношений с детьми в процессе воспитательной и коллегами в процессе профессиональной деятельности, способность понимать, сопереживать, взаимодействовать.
Во-вторых, описаны основные классификации коммуникативных умений по разным основаниям: источникам информации, функциям, сторонам, средствам общения.
В-третьих, «деловая игра» была определена как форма деятельности людей согласно выполняемой роли, имитирующая те или иные практические ситуации, направленная на достижение конкретного результата, ограниченная пространственными и темпоральными пределами, совершаемая по строго установленным правилам, служащая средством активизации учебного процесса в образовании, как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании.
В-четвертых, выявлена специфика деловой игры как метода и формы обучения, которая выражается в ее принципах: имитационного моделирования жизненных ситуаций, реальных условий и содержания профессиональной деятельности человека; совместной деятельности, реализуемой посредством вовлечения в игру нескольких участников с обязательным распределением ролей между ними; проблемности содержания моделируемой ситуации; наглядности последствий принимаемых решений; регламентации игровых действия системой правил.
В-пятых, была описана типология деловых игр по разным параметрам, что позволяет ориентироваться в многообразии игр, их осмысленного использования.
В-шестых, описана методика организации, подготовки и проведения деловых игр.
В-седьмых, подобран комплекс диагностических методик, направленных на исследование коммуникативных умений: методики Кетелла, В.Ф. Ряховского, В.В. Синявского. и В.А. Федорошиа. В.В.Бойко, И.М. Юсупова, Мариона Снайдера
В-восьмых, разработаны сценарии и проведены пять деловых игр:
• Дебаты «Мультипликация - средство развития дошкольника!?»
• создание информационного проекта «Сделай - и ты научишься!»
• творческая мастерская «Баранкин, будь человеком!»
• выпуск и реклама печатного издания «Наши дети - самые...»
• «Прямая линия» с детским омбудсменом «Как вы думаете?» В-восьмых, разработан перспективный план работа на 2018-19 гг.
В-девятых, проведено исследование развития коммуникативных умений педагогов ДОУ №144 в процессе деловых игр
В-десятых, осуществлен качественный мониторинг развития коммуникативных умений педагогов ДОУ №144 в процессе деловых игр, который показал положительную динамику их развития. Полученные результаты позволяют утверждать, что использование разработанных нами деловых игр было достаточно эффективным в процессе развития коммуникативных умений педагогов.
Таким образом, по итогам проделанной работы можно сделать вывод, что деловая игра как форма и метод развития коммуникативных умений педагогов, повышения их профессионализма с успехом может применяться в методической работе дошкольной организации образования.
Но при этом важно: а) рассматривать коммуникативную культуру как стержневую характеристику составляющей профессионализма педагога; б) разработать комплекс деловых игр по формированию коммуникативных умений педагога; в) активно включать их в систему методической работы ДОУ.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сценариев деловых игр для развития коммуникативных умений педагогов.


1. Абрамова, Г.С. Деловые игры. Теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 192с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]. - URL: https:ZZwww.psyoffice.ru/9Zandrg01/txt05.html (дата обращения: 14.02.2018г.)
3. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе [Текст] / Н.П.
Аникеева. - М.: Педагогика, - 2001. - 375 с.
4. Арутюнов, Ю.С. Деловая игра «Мозговая атака»: методическое пособие [Текст] / Ю.С. Арутюнов. - М.: ИПКИР, 2010. - 96с.
5. Арутюнов, Ю.С., Борисов, И.В., Вербицкий, А.А., Соловьева, А.А. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры [Текст] / Ю.С. Арутюнов, И.В. Борисов, А.А. Соловьева. - М.: Мысль, 1988. - 272 с.
6. Белящий, Н. М. Менеджмент: Тексты, задачи, ситуации, деловые
игры. Практикум: учебное пособие [Текст] / Н. М. Белящий. - Казань:
Книжный дом, 2005. - 224 с.
7. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания [Текст] / И.Е. Берлянд. - Кемерово: 1992. - 96 с.
8. Бойко, В.В. Диагностика уровня эмпатии [Электронный ресурс]: http:ZZpsycabi.net/testyZ229-metodika-diagnostiki-urovnya-empaticheskikh- sposobnostej-v-v-bojko-test-na-empatiyu-bojko (дата обращения: 15.03.2018 г. )
9. Борисова, Н.В. Деловая игра «Методика конструирования
деловой игры» [Текст] / Н.В. Борисова. - М.: ИПКИР, 1988. - 39 с.
10. Бочарова, А.М., Бочаров, И.В., Поносов, Д.П. Права человека [Текст] Z А.М. Бочарова, , И.В. Бочаров, Д.П. Поносов: методическое пособие для учителей начальных классов - Пермь: Издатель Максарова И., 2008. - 106с.
11. Быченко Ю.Г., Красильников О.Ю. Деловые игры в школе бизнеса [Текст] Z Ю.Г. Быченко, О.Ю. Красильников. - Саратов: 1992. - 135 с.
12. Ванюшин, В. Н., Гвоздиков, С. В., Лаврентьев, А. Р., Орлова, Л.А. Деловая игра в обучении [Текст]: / В. Н. Ванюшин, С. В. Гвоздиков, А. Р Лаврентьев, Л.А. Орлова. - Дзержинск: научно-практическое пособие.
изд-во «Конкорд», 2015. - 131 с.
13. Венгер, А.А. Игра как вид деятельности [Текст] / А.А. Венгер. // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 163-165.
14. Вербицкий, А.А., Борисова, Н.В. [Текст] /А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. Методические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 1990. - 158 с.
15. Габрусевич, С.А., От деловой игры — к профессиональному творчеству [Текст]: учеб.-метод. пособие / С.А Габрусевич, Г.А .Зорин - М.: Университетское, 1989. - 125 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ