Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения лексике русского языка иностранных студентов

Работа №96478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛЕКСИКИ РКИ. 3
1) Подходы к преподаванию РКИ
2) Подходы к преподаванию лексики в аспекте изучения РКИ
3) Анализ учебников по РКИ
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ В АСПЕКТЕ РКИ. 40
1) Типы упражнений при изучении лексики в аспекте РКИ 40
2) Упражнения по лексике
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современном мире в условиях всеобщей глобализации, увеличения темпов роста международного разделения труда и роста возможностей получения образования за рубежом изучение иностранных языков становится важнейшим условием для успешной реализации личностного потенциала.
Проблема получения эффективного обучения русскому языку становится актуальной для широкого круга людей, к которым относятся трудовые мигранты, находящиеся в России, иностранные студенты и стажеры, проходящие обучение в российских ВУЗах и иных учебных заведениях, соотечественники, проживающие за рубежом, а также жители ближнего и дальнего зарубежья, изучающие язык по разным целям, включая и культурно-познавательную.
В настоящее время накоплен достаточный опыт в методической разработке и педагогической практике преподавания РКП. Данная работа направлена на раскрытие и изучение роли лексики в обучении РКП.
Актуальность исследования определяется теми фактами, что, во- первых, лексический навык является неотъемлемой частью формирования и развития всех видов речевой деятельности. Во-вторых, лексические единицы языка представляют собой строительный материал, с помощью которого осуществляется речевая деятельность. Напомним, что овладение речевой деятельностью является одной из основных целей обучения ИЯ. В третьих, сложно выделить какое-то одно учебное пособие, которое соответствовало бы всем необходимых требованиям к учебным материалам при изучении лексики РКП и удовлетворяло запросы педагогов. В связи с этим существует потребность в создании и совершенствовании учебных материалов, которые смогли бы дополнить уже существующие разработки по теме.
Цель работы заключается в создании системы упражнений, направленных на изучение лексики в аспекте преподавания РКИ на элементарном уровне.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- определить роль и место лексического навыка в процессе освоения языка;
- изучить особенности формирования лексического навыка;
- проанализировать УМК с точки зрения обучения лексической стороне речи;
- предложить упражнения, направленные на изучение лексики на начальном этапе обучения.
Объектом исследования выбран процесс обучения лексике как главный компонент речевой деятельности. Предметом - методы и приемы обучения лексике.
В данной работе используется следующие методы исследования: анализ и синтез, реферирование и конспектирование, сравнение и обобщение научно-методической литературы. Методологической основой послужили работы таких авторов, как Щукин А.Н., Балыхина Т.М., Вагнер В.Н., Галькасова Н.Д., Вятюнев М.Н., Бим И.Л. Данная ВКР опирается на теоретический и методический материал, собранный в учебниках Щукина A. Н., «Методика преподавания русского языка как иностранного», Гальскова Н. Д., Гез Н. И. «Теория обучения иностранным языкам. Лингво дидактика и методика», Балыхиной Т.М. «Методика преподавания русского языка как неродного», Вагнер В.Н., «Лексика русского языка как иностранного и ее преподавание». В работе отдельный параграф отводится анализу практических учебников РКИ для начального уровня. Приведен сравнительный анализ комплексного пособия «Дорога в Россию» (В.Е. Антонова, М.М. Нахабина и др.), «Здравствуйте!» (Т. Иванова, Н. Федотова, B. Феоклистова) и «Слова» (А.Б. Ермаченкова).
Научная новизна ВКР заключается в том, что она вносит определенный вклад в теорию и методику преподавания РКИ: на основании проведенного анализа методической литературы и УМК по данной теме преобразованы упражнения по лексике, предложены авторские материалы.
Практическая значимость обусловлена тем, что разработанная система упражнений по развитию лексических навыков может быть применена в практике преподавания русского языка как иностранного, предложенные задания могут быть использованы как в качестве основных, так и в качестве дополнительных материалов при изучении лексики.
ВКР состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения и списка использованной литературы.
В первом параграфе теоретической главы анализируется такое базовое понятие как подход к обучению ИЯ, где приведены основные подходы к обучению и их развитие. Во втором параграфе подход рассматривается в контексте преподавания лексики. В этом разделе ВКР раскрываются основные сложности в преподавании и освоении лексики, вводится понятие лексического минимума и принципы его формирования, а также описание этапов работы с новой лексикой и способы его семантизации. Третий параграф посвящен анализу учебников РКИ элементарного уровня.
Вторая глава ВКР «Изучение лексики в аспекте РКИ» состоит из двух разделов. В первом разделе представлена классификация типов лексических упражнений, раскрыта характеристика этих типов, а также их функциональная особенность и примеры упражнений по каждому типу.
Во втором разделе предложена система упражнений, составленная с учетом изученной методической литературы по выбранной теме и результатами проведенного анализа учебников РКИ. Упражнения ориентированы на студентов элементарного уровня РКИ. Данная глава включает в себя 9 лексических тем. Тематическое и лексическое наполнение упражнений соответствует государственному стандарту по РКИ. Система упражнений реализует коммуникативно-деятельностный подход.
В заключении ВКР изложены основные выводы по изученной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Методика преподавания РКИ, как и любая другая наука, не стоит на месте, находится в постоянном развитии. Данная ВКР посвящена проблеме обучения лексике РКИ иностранных студентов. Поставленные задачи в исследовании были выполнены.
1) Проанализированы методические пособия о лексике, Конкретизировалась роль лексического навыка в процессе обучения языку.
2) Изучены особенности формирования лексического навыка, принципы построения лексического минимума, первичное представление слова, способы его семантизации, последующее закрепление слова и его активация в речи с помощью упражнений различного типа.
3) В работе проведен сравнительный анализ учебных пособий по РКИ для начального уровня обучения, выявлены их преимущества и недостатки.
4) На основании проанализированного методического материала и УМК составлены упражнения, нацеленные на формирование лексического навыка.
ВКР может найти применение в преподавании РКИ, так как в ней приведены практические рекомендации по организации работы с лексическим материалом на начальном этапе его изучения. Упражнения могут быть использованы на занятиях по РКИ для развития лексических навыков.
Работая над данным исследованием, автор убедился, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка. Поэтому преподаватель должен уделять достаточное внимание при формировании и совершенствовании лексических навыков. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.
Таким образом, главная цель работы над лексикой на начальном этапе изучения языка - это формирование словаря, достаточного для элементарного общения на занятиях и в бытовой сфере. У студентов на начальном этапе обучения пассивная лексика практически отсутствует, вся лексика должна быть из активного запаса, поскольку именно она составит ядро будущего словаря.
Материал, представленный в данном исследовании, поможет преподавателю РКИ в практике преподавательской деятельности. Автор планирует дальнейшую разработку и совершенствование предложенной системы упражнений.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ